Средства художественной выразительности для божественного слова

Средства художественной выразительности настолько многочисленны и разнообразны, что без сухих математических выкладок не обойтись.

Первый раздел: тропы

1. Метафора. Найдите сходство и перенесите название одного предмета на другой. Например: трамвай-червяк, троллейбус-жук. Метафоры чаще всего односложны.

2. Метонимия. Тоже перенос названия, но по принципу смежности, например: читаю Пушкина (вместо названия «книга» у нас фигурирует «автор», хотя тело поэта тоже многие барышни прочитали).

2а. Синекдоха. Внезапно — 2а. Это разновидность метонимии. Замена по понятиям. И по множественному числу. «Береги копейку» (Гоголь) и «Садись, светило» (Маяковский) — это по понятиям, вместо денег и солнца. «Переквалифицируюсь в управдомы» (Ильф и Петров) — это по числам, когда единственное число заменяется множественным (и наоборот).

3. Эпитет. Образное определение предмета или явления. Примеров вагон (уже пример — вместо «много»). Выражается практически любой частью речи или словосочетанием: неторопливая весна, красавица-весна, улыбнулась по-весеннему и т.д. Средства художественной выразительности многих писателей вполне исчерпываются этим тропом — разнообразен, каналья.

4. Сравнение. Всегда двучленное: предмет сравнения — образ сходства. Чаще всего используются союзы «как», «будто», «словно», «точно», а также предлоги и прочие лексические средства. Кричать белугой; подобно молнии; молчит, как рыба.

5. Олицетворение. Когда неодушевлённые предметы наделяются душой, когда скрипки — поют, деревья — шепчутся; более того — совсем отвлечённые понятия тоже могут оживать: уймись, тоска; поговори хоть ты со мной, гитара семиструнная.

6. Гипербола. Преувеличение. Сорок тысяч братьев.

7. Литота. Преуменьшение. Капля в море.

8. Аллегория. Через конкретику — в отвлечённость. Поезд ушёл — значит, прошлое не вернуть. Иногда бывают весьма и весьма длинные тексты с одной развёрнутой аллегорией.

9. Перифраза. Ходишь вокруг да около, описываешь неназываемое слово. «Наше всё«, например, или «Солнце русской поэзии«. А просто произнести — Пушкин, это с таким вот успехом не каждый сумеет.

10. Ирония. Тонкая насмешка, когда употребляются слова с обратным смыслом .

11. Антитеза. Контраст, противопоставление. Богатый и бедный. Зима и лето.

12. Оксюморон. Сочетание несовместимостей: живой труп, горячий снег, серебряный лапоть.

13. Антономазия. Похожа на метонимию. Только здесь обязательно фигурирует имя собственное вместо нарицательного. Крез — вместо «богач».

Второй раздел: Стилистические фигуры, или Обороты речи, усиливающие выразительность высказывания

Здесь мы запоминаем 12 ответвлений от основного проспекта:

1. Градация. Расположение слов поступенно — по значимости, по возрастающей или убывающей. Крещендо или диминуэндо. Вспомните, как улыбались друг другу Корейко и Бендер.

2. Инверсия. Фраза, в которой нарушен обычный порядок слов. Особенно часто соседствует с иронией. «Откуда, умная, бредёшь ты голова» (Крылов) — тут ещё и ирония.

3. Эллипсис. От присущей ему экспрессивности «проглатывает» некоторые слова. Например: «Я домой» вместо «Я иду домой».

4. Параллелизм. Одинаковое построение двух и более предложений. Например: «То иду и пою, то стою на краю«.

5. Анафора. Единоначатие. То есть каждое новое построение начинается с одинаковых слов. Вспомните Пушкина «У лукоморья дуб зелёный», там этого добра много.

6. Эпифора. Повторение одинаковых слов уже в конце каждого построения, а не в начале. «Налево пойдёшь — помрёшь, направо пойдёшь — помрёшь, и прямо пойдёшь — обязательно помрёшь, а назад дороги нету.«

7. Бессоюзие или асиндетон. Швед, русский, само собой понятно, что рубит, колет, режет.

8. Многосоюзие или полисиндетон. Да тоже понятно: и скучно, понимаешь ли, и грустно, и некому.

9. Риторический вопрос. Вопрос, не ожидающий ответа, напротив, подразумевающий его. Слыхали ль вы?

10. Риторическое восклицание. Очень повышает эмоциональный накал даже письменной речи. Погиб поэт!

11. Риторическое обращение. Разговор не только с неодушевлёнными предметами, но и с отвлечёнными понятиями: «Что стоишь, качаясь. «, «Здравствуй, радость!«

12. Парцелляция. Тоже очень экспрессивный синтаксис: Ну всё. Я закончила, да! Эту статью.

Теперь о теме

Тема художественного произведения, как основа предмета познания, прямо-таки живёт на средства художественной выразительности, поскольку предметами творчества может быть всё что угодно.

Телескоп интуиции

Понятие Большого стиля и стиля индивидуального

Стиль — это прежде всего система, вбирающая в себя творческий почерк, особенности словесного строя плюс предметную изобразительность и композицию (сюжетосложение).

Большой стиль

Совокупность и единство всех изобразительных и образных средств, единство содержания и формы — формула стиля. Эклектика не убеждает до конца. Большой стиль — это норма, целесообразность, традиции, это попадание авторского чувствования в течение Большого времени. Такого, как средневековье, Ренессанс, классицизм.

По Гегелю: три вида Большого стиля

1. Строгий — от сурового — с высочайшей функциональностью.

2. Идеальный — от гармонии — наполненный равновесием.

3. Приятный — от бытового — светлый и кокетливый. Гегель, кстати говоря, четыре толстых тома написал только о стиле. В двух словах обозначить такую тему просто невозможно.

Индивидуальный стиль

Приобрести индивидуальный стиль значительно проще. Это и литературная норма, и отклонения от неё. Особенно хорошо виден стиль художественной литературы по вниманию к деталям, где все компоненты вливаются в систему образов, и происходит поэтический синтез (опять же серебряный лапоть на столе Павла Петровича Кирсанова).

По Аристотелю: Три шага до обретения стиля

1. Подражание природе (ученичество).

2. Манера (приносим в жертву правдивость ради художественности).

3. Стиль (верность реальности с сохранением всех индивидуальных качеств). Совершенством и законченностью стиля отличаются произведения, обладающие исторической правдивостью, идейной направленностью, глубиной и ясностью проблематики. Для создания совершенной формы, соответственной содержанию, писателю нужен талант, изобретательность, мастерство. Он должен опираться на достижения предшественников, выбирать формы, отвечающие оригинальности его художественных замыслов, а для этого ему необходим и литературный, и общекультурный кругозор. Классический критерий и духовный контекст — вот наилучший путь и главная проблема в обретении стиля текущей русской литературой.

«Выразительно изобразительные средства языка на примере стихотворения М. Лермонтова «Смерть поэта»»

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно — изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным.. Припомним звукозапись, к которой иногда прибегают поэты, ассонансы и аллитерации, скандирование речи

Лексическая система языка сложна и многолика Возможности постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов.

Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. Эти ассоциации во многом зависят от предшествующего жизненного опыта читателя и психологических особенностей работы его мысли и сознания в целом. А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам языка

Эпитет — это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное — не эпитет; в словосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненным опытом. Очень нужна семантическая и структурная типология эпитетов — по степени их близости к значению слова — определения и ассоциативной удаленности от него

Метафора — это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения. Если эпитет — не слово в словаре, а слово в речи, то тем более справедливо утверждение: метафора — не слово в словаре, а сочетание слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в голову — возникает метафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре, три элемента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, т. е. о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях).

Речевая актуализация семантики метафоры и объясняется необходимостью

Такого отгадывания И чем больше усилий требует метафора для того, чтобы

Сознание превратило скрытое сравнение в открытое, тем выразительнее,

Очевидно, сама метафора.

Метафоризируются обычно глаголы и прилагательные, потому, что они чаще других частей речи оказываются в позиции сказуемого, а эта позиция, в свою очередь, нужна для «стыка», встречи двух значений, обозначающих сходные признаки двух предметов.

Метафора оказывает очень большое влияние на выразительность речи. Не случайно так велико ее место в речи художественной. И чем метафора свежее, непривычнее, тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры, логическая и эстетическая норма

Другие изобразительные средства языка (метонимия, синекдоха, сравнение, литота, гипербола) в принципе не отличаются от метафоры по влиянию на выразительность речи и потому здесь обсуждаться и описываться не будут. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь расставить, выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, подчеркнуть логическими ударениями, наконец, умело расставить паузы. На письме для этого служат знаки препинания, а в устной речи — эмфатическая интонация (от греч. эмфазис — указание, выразительность). Однако и то и другое определяется синтаксическими особенностями высказывания. Ведь синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Коснемся некоторых приемов «поэтического синтаксиса». Напряженность и выразительность речи усиливают риторические фигуры. Это прежде всего риторические восклицания:

Тройка Птица — тройка (Н. Гоголь).

К ним близки и риторические вопросы, которые представляют собой вопросительные предложения, не требующие ответа: Быть или не быть? (У. Шекспир)

Вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы

Привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению. Вспомним цепочку

Таких вопросов в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»:

Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный? Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным? Зачем поверил он словам и ласкам ложным? Он, с юных лет постигнувший людей?

В этих строчках использован и другой стилистический прием — параллелизм, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, то придает речи особую гармоничность. Не случайно и повторение слова зачем в начале каждого простого предложения в этой конструкции: е д и н о — начатие (или анафора) также подчеркивает упорядоченность построения высказывания. В параллельных синтаксических конструкциях используется и концовка (или эпифора) — повторение последних слов предложения, каких-то его частей: Милый друг, в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня (А. Блок).

Известен эллипсис— пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста: Я за свечку — свечка в печку. Я за книжку — та бежать. (К. Чуковский). Сознательный пропуск сказуемого в таких предложениях создает особый динамизм речи, так что «восстановление» пропущенных глаголов было бы неоправданно (ср.: Я взялся за свечку, свечка умчалась в печку).

Особая фигура поэтического синтаксиса — умолчание, т. е. сознательная незавершенность предложения. Умолчание раскрывает широкий простор для подтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий.

В эмфатической речи используются приемы, нарушающие замкнутость предложения; речь становится прерывистой, незавершенной: Нет, я хотел. быть может, вы. я думал, Что уж барону время умереть. (А. Пушкин).

Часто используются вставные конструкции, которые представляют собой

Попутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию.

При употреблении однородных членов предложения, занимающих достойное

Место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие — риторическая фигура,

Состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и

Интонационного выделения перечисляемых понятий: Ox’. Лето красное’. Любил

Бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А. Пушкин).

Сильным средством эмоциональной речи является период— гармоническая по форме синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченным расположением частей, а также исключительной полнотой и завершенностью содержания. Вспомним строки из онегинского монолога: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, когда б мне быть отцом, супругом приятный жребии повелел; когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. Период распадается на две части: в первой интонация повышается, во второй — резко падает. Этим создаются интонационная целостность и гармоничность периодической речи. Период строится из соразмерных, одинаковых в синтаксическом отношении элементов (чаще всего придаточных предложений).

Широко используются так называемые присоединительные конструкции, воспроизводящие устную речь в ее живой непосредственности (добавление к основному высказыванию дополнительных сообщений, пояснений, возникающих в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сформировалась). Например: Вопрос о реорганизации производства решать надо, и побыстрее

Особая выразительность присуща так называемой парцелляции, понимаемой как членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы (после точки, вопросительного или восклицательного знака). Например: Разные они, наши специалисты. И по образованию. И по опыту. И по характеру; Нужно искать источники прибыли. Искать настойчиво, упорно, терпеливо.

Широко используются в выступлениях так называемые сегментированные конструкции, или конструкции с двойным обозначением, состоящие из двух частей: первая часть (сегмент, то есть отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного или словосочетанием во главе с этой формой, называет лицо или предмет, которые во второй части (в последующем тексте) получают второе обозначение в форме местоимения. Например: Ч у в с т в о времени. оно дает возможность определить, что сейчас нужно делать.

«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.

В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч«вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.

Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.

Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север», Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.

В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине: тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.

Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?»).

Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.

Языковые средства выразительности в стихах русских поэтов на уроках литературного чтения

Вид урока: урок изучения нового произведения.

Цель: учить анализировать лирическое произведение путём наблюдения и исследования изобразительно-выразительных средств языка стихотворения.

• познакомить со стихотворением И.Бунина “Листопад”;

• формировать умение анализировать поэтический текст, наблюдать за выразительными средствами языка автора;

• развивать образное мышление и речь, коммуникативные качества;

• совершенствовать навык выразительного чтения;

• воспитывать любовь к родному языку, природе,

• эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку;

• формировать навыки работы в группе;

• воспитывать уважительное отношение к чужому мнению через работу в группах.

• презентационное сопровождение урока (приложение 1);

• компьютер, проектор, экран;

• материал для работы в группах:

— карточки с отрывком текста стихотворения И.Бунина “Листопад” (приложение 2)

— таблицы: “Словарь настроений”, “Музыка стиха” (приложение 4)

• поощрительный материал(бумажные осенние листья);

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русских поэтов. На уроке вы будете слушателями, читателями, исследователями, художниками и композиторами.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Предлагаю вам задание “Кто автор?”, которое поможет вспомнить ранее изученный материал по теме.

III. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Ивана Бунина “Листопад”, будем учиться анализировать поэтический текст, наблюдая за языком текста и исследуя его выразительные средства.

В работе будьте внимательны и активны, это принесёт вам баллы (листочки осенних деревьев). Я желаю собрать их как можно больше.

IV. Чтение и анализ стихотворения.

1. Первичное восприятие текста . Визуализация.

Учитель: Послушайте стихотворение И.Бунина “Листопад” и постарайтесь представить картины, которые рисует автор.

(Полный текст стихотворения читают подготовленные дети и учитель).

Учитель: Вам понравилось стихотворение?

Учитель: О чем это стихотворение?

Дети: Об осеннем лесе. Об осени. О том, как осень теряет свой лес, который скоро уснёт.

Учитель: Нарисуйте словесно картины, которые возникали в вашем воображении при чтении стихотворения.

2. Исследование языка текста стихотворения.

1) Словарь текста.

Учитель: Перед вами на столе печатные листы с отрывком стихотворения “Листопад”. Прочитайте его, подчеркните слова, значение которых вам не совсем понятно.

(Дети читают отрывок, выполняют задание).

При проверке задания выясняем значение слов, которые подчеркнули дети.

Учитель: Из словаря стихотворения выделите слова, обозначающие цвет.

Дети: Лиловый, золотой, багряный, лазурь.

Учитель: Для более полного понимания цвета предлагаю вам визуально пронаблюдать данную цветовую гамму в природе.

2) Наблюдение за рифмой стихотворения.

Учитель: Найдите и соедините в тексте рифмующиеся строки.

Проверка задания: дети зачитывают строки-рифмы. (Поощрение детей за работу)

3) Наблюдение за языковыми средствами выразительности стиха.

(Работа в группах)

Дети соединяются вгруппы по 4 человека.

Учитель: Найдите и подчеркните в первом смысловом отрывке текста слова, которыми автор описывает лес. Каким вы видите лес?

Дети: Лес, точно терем расписной… Стоит … пёстрой , весёлой стеной …

Учитель: Как вы считаете, какой литературный приём использует автор при создании образа леса?

Дети: Сравнение. Олицетворение.(Подтверждают ответ строчками стихотворения).

Учитель: Найдите все приёмы сравнения и олицетворения в отрывке.

(Дети работают в группах.)

Проверка задания. (Отвечает представитель от группы).

Учитель: Как понимаете выражение “мёртвое молчание”?

Дети: Это когда совсем нет звуков…

Учитель:В данном сочетании слова употреблены в переносном смысле. Как в литературе называют такой художественный приём?

Учитель: Подведём итог наблюдения за языковыми средствами выразительности, которые использует И.Бунин в своём стихотворении.

(Дети перечисляют художественные приёмы автора)

Учитель: Перечитайте последнее четверостишье. Удалось ли автору передать вам звуки шуршащих листиков?

Учитель: Какой художественный приёмиспользует И.Бунин для этого?

Учитель: Прочитайте слова и выделите “шуршащие” звуки.

4) Эмоциональный фон стиха.

Учитель:Что передаёт нам автор стихотворения через слова?

Дети: Своё настроение и эмоции.

Учитель: Давайте обратимся к словарю настроений, который мы создавали на предыдущих уроках. Подберите нужные оттенки настроения, которое передаёт автор своим читателям.

5) Картины стиха.

Учитель: Можно ли поэта назвать художником? Почему?

Дети: Да. Рисует картины словом. Читатель пишет их в своём воображении.

Учитель:Я покажу вам две картины известных художников И.Левитана и И.Остроухова с одинаковым названием “Золотая осень”.

Внимательно рассмотрите их. Есть ли на них эпизоды, которые напомнят вам строки стихотворения “Листопад”?

Дети: На картине И.Левитана — “лес, точно терем расписной…” “стоит стеной…”.

На картине И.Остроухова –

“А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца”.

Учитель: Как вы считаете, можно ли поэта сравнить с композитором?

Дети: Да. К стихам можно подобрать характерную музыку.

Учитель: Какой характер музыки вы слышите в стихотворении И.Бунина “Листопад”? Обратитесь к таблице “Музыка стиха”.

Дети: Тихая, грустная, спокойная, унылая…

Учитель: Послушайте произведение известного композитора П.И.Чайковского. Если узнаете, то назовите его.

Данный характер музыки передаёт настроение стихотворения “Листопад”?

Дети: Да. Ведь это музыкальное произведение “Октябрь” из цикла“Време-на года”.

3. Выразительное чтение стихотворения.

Дети читают по желанию отрывок стихотворения И.Бунина “Листопад”.

Учитель: Подведём итог нашей работы над языковыми средствами выразительности в стихотворении “Листопад”.

Какой вывод вы сделали?

Дети: Слово поэта передаёт нам чувства и эмоции, пишет картины и музыку.

2. Самооценка учащихся.

Дети заполняют оценочные листы.

3. Оценка работы учащихся.

(Оценивает учитель по видам работы и наличию поощрений).

VI. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок стихотворения И.Бунина “Листопад”.

Нарисовать рисунки для выставки “Картины осени”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector