Сравнительный анализ стихов А

У двух величайших русских поэтов – Пушкина и Лермонтова – есть стихотворения с практически одинаковыми названиями. А 1835 году Пушкин пишет стихотворение «Туча», а в 1840 Лермонтов создает свои знаменитые «Тучи». Что объединяет и чем отличаются эти два произведения?
Туча в стихотворении Пушкина – нежелательный гость для поэта. Он радуется тому, что прошла гроза и что небо вновь стало лазурным. О минувшем ненастье напоминает лишь эта запоздалая туча: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день».
Совсем недавно она распоряжалась на небе, потому что была нужна, – туча поила дождем «алчную землю». Но время ее прошло: «Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась…» И ветер гонит эту уже нежеланную гостью с просветлевших небес: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес».
Таким образом, туча для героя Пушкина — олицетворение чего-то грозного и неприятного, страшного, возможно, какой-то беды. Он понимает, что ее появление неизбежно, однако ждет, когда она пройдет, и все снова наладится. Для героя стихотворение естественным является состояние покоя, умиротворенности, гармонии.
Чего нельзя сказать о герое лермонтовских «Туч». Для него «тучки небесные» — это и его «сестры», и, в то же время, антиподы. Мы понимаем, что в чем-то поэт ассоциирует себя с тучами: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную».
Но тучи – это всего лишь небесные тела, не имеющие души, не умеющие страдать: «Чужды вам страсти и чужды страдания». Возможно, в этом их преимущество – ведь они не испытают боли: «Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания».
В соответствии с отношением к тучам в данных стихотворениях поэты подбирают лексические средства. У Пушкина много эпитетов. Те, которые характеризуют тучу, окрашены негативно, в унылые, строгие тона («туча рассеянной бури», «унылую тень», «таинственный гром», «алчную землю»). Этим эпитетам противопоставлены светлые, радостные эпитеты, описывающие просветленное небо («по ясной лазури», «ликующий день», «с успокоенных небес»).
По тому же принципу противопоставления располагаются в пушкинской «Туче» и метафоры одушевления. Так, туча ассоциируется со злобным, разъяренным существом («ты несешься», «ты наводишь», «ты печалишь», «ты небо кругом облегала», «ты издавала гром и землю поила дождем»). Туче противопоставлен свежий ветер, гонящий ее с небес: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес».
Эту картину противоборства двух стихий дополняют другие метафоры одушевления и эпитеты: «молния грозно тебя обвивала», «земля освежилась».
Стихотворение Лермонтова отличается значительно большим количеством эпитетов и метафор. Так, сами тучки характеризуются как «вечные странники», «изгнанники», «вечно холодные», «вечно свободные». Интересно, что почти во всех определениях туч присутствует наречие «вечно» — тем самым автор подчеркивает их бессмертие, наполненное космическим одиночеством.
Кроме этих эпитетов, в стихотворении имеется и много других, тоже характеризующих тучи: «степью лазурною, цепью жемчужною», «с милого севера», «Зависть ли тайная?», «злоба ль открытая?», «клевета ядовитая», «нивы бесплодные».
Кроме того, «Тучи» Лермонтова насыщены и метафорами одушевления: «мчитесь вы», «Кто же вас гонит? судьбы ли решение? Зависть ли ? злоба ль?», «на вас тяготит преступление?», «или друзей клевета ядовитая?», «вам наскучили нивы», «чужды вам страсти и чужды страдания», «нет у вас родины, нет вам изгнания».
Все метафоры характеризуют тучи и, в то же время, дают характеристику лирическому герою стихотворения, раскрывают нам его судьбу и его внутренний мир. О сопоставлении героя с тучами говорит нам сравнение «мчитесь вы, будто как я же, изгнанники».
Таким образом, стихотворения Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» совершенно различны по настроению и идейному содержанию, однако в обоих произведениях описание туч – это возможность поговорить о мире человека, его души, отношений с окружающими.
В соответствии со своей идеей каждый из авторов использует и подходящие лексические средства выразительности. В обоих произведениях главную роль играют эпитеты и метафоры одушевления. Однако нужно отметить, что стихотворение Лермонтова более богато этими средствами выразительности.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году. Это тяжёлый период в жизни Пушкина. Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознаёт тщетность порывов к свободе. Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.

Литературное направление, жанр

«Свободы сеятель пустынный» — позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных. «Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв. Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.

Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье. Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса. В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».

Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» — политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.

Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма. Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб. Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.

Тропы и образы

Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощённые бразды, время, благой. Слово «пустынный» имеет значение одинокий. Уточнение «до звезды» тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина – лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощёнными. Живительное семя – аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина. В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощённых народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощённые бразды, живительное семя, благие мысли и труды.

В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет – мирные народы, зато он очень ёмкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.

Основной приём Пушкина в стихотворении – аллегория. Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.

Анализ стихотворения Пушкина «Туча»

Анализ стихотворения Пушкина «Туча».

  • Стихотворение Пушкина «Туча»
    проникнуто свежестью летнего дня
    после грозы, пронизано солнечным
    светом, лишь задержавшаяся,
    почему-то, на небе туча «наводит
    унылую тень». Стихотворение
    «нетерпеливое»: и поэт, и природа,
    словно ждут, когда небо станет
    чистым, туча скроется за
    горизонтом.
    Интересно построение
    стихотворения. В первом катрене
    поэт точно укоряет тучу за то, что
    она еще не скрылась, нагоняя тоску
    и воспоминания о минувшем ливне.
    Во втором четверостишии автор
    вспоминает минувшую грозу, когда
    земля жадно глотала живительную
    влагу, когда ослепительно сверкала
    молния, звучали раскаты грома…
    Когда эта туча была в расцвете
    своего могущества. В последних
    четырех строках поэт обращается к
    туче, говорит, что ее время прошло и
    призывает скорее скрыться с глаз.
    Не случайно стихотворение так
    построено. I катрен повествует нам
    о туче, главной героине, это
    своеобразное «вводное»
    четверостишие. Здесь автор
    сожалеет, что туча еще омрачает
    «ясную лазурь» неба.
    I катрен – апофеоз, кульминация
    стихотворения. Воспоминания о
    вдохновляют поэта, он яркими
    сочными, красками рисует нам ее
    картину. Можно сказать, что эти
    четыре строки – самые
    агрессивные во всем стихотворении.
    Последний, III катрен наполнен
    умиротворением. Автор уже никому
    не грозит, а лишь уговаривает тучу
    скрыться. Это и есть подходящее
    завершение стихотворения.
    В стихотворении мы видим
    разнообразие стилистических фигур
    и тропов. Несмотря на то, что тема
    и идея стихотворения одна, каждый
    катрен имеет собственный стиль.
    I катрен – немного унылый;
    почувствовать его настроение
    помогают стилистические образы,
    созданные поэтом: ««унылую тень»,
    например, или целая строка «Одна
    ты печалишь ликующий день».
    С другой стороны, это
    четверостишие словно
    подготавливает нас к следующему,
    более «боевитому». Здесь
    чувствуется и досада поэта на
    непокорную тучу. Это дает нам
    понять и обращение к туче, и
    троекратное повторение «одна ты».
    Стиль II катрена – агрессивный
    «боевой». Об этом свидетельствуют
    и некоторые словосочетания:
    «грозно тебя обвивала», «издавала
    таинственный гром», «алчную
    землю». Помогают нам лучше
    воспринять настроение катрена и
    повторяющиеся «рычащие»
    согласные в словах «кругом»,
    «грозно», «гром». Надо заметить,
    что они отсутствуют в последней
    строке, которая является главным
    переходом к III катрену. Его стиль и
    ключевое слово — умиротворение.
    Автор не требует, а просит тучу:
    «Довольно». Стилистические образы
    здесь тоже спокойные. Мы словно
    представляем себе «листочки
    древес» и «успокоенные небеса».
    Здесь употреблены и характерные
    слова со словосочетаниями:
    «миновалась», «освежилась»,
    «лаская листочки древес», Все это
    помогает нам лучше прочувствовать
    свежесть и стиль завершающего
    катрена.
    В стихотворении можно отметить
    категориальное различие и сходство
    глагола времен глагола. Настоящее
    время глагола употреблено и в I, и в
    III четверостишиях. Нужно заметить,
    что и по стилю они схожи: поэт то
    требует, то просит тучу не омрачать
    солнечного дня. Во II катрене автор
    употребил прошедшее время
    глагола, вспоминая минувшую грозу.
    Этим он как бы подчеркнул
    различие между спокойными I, III и
    “воинственным“ II катренами.
    В лирической миниатюре А.С.
    Пушкина «Туча» мы можем
    отметить и индивидуально-
    авторское сочетание слов. Поэт
    употребил здесь множество ярких
    эпитетов, кроме него не
    свойственных никому другому.
    Среди них выделяются следующие
    сочетания: “рассеянной бури”,
    “ясной лазури”, “унылую тень”,
    “ликующий день”. Заметьте: не
    радостный, не веселый, а именно
    «ликующий»(!) день. “Грозно
    обвивала”, “алчную землю”,
    “таинственный гром”, “успокоенных
    небес”.
  • Стихотворение Пушкина «Туча» было написана в 1835 году. Оно стало своеобразным гимном летнему дождю.
    С первых его строк автор обращается в туче, которая после бури одиноко несется по лазурному небу, словно бы ища пристанища. Наблюдая за ней, Пушкин восхищается тем, насколько продуманно устроен наш мир, но при этом напоминает небесной страннице, что ее миссия уже завершена, и теперь пришло время покинуть небо. «Одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день», — отмечает поэт.
    Пушкин, прекрасно понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и еще недавно эта небесная странница была такой необходимой и долгожданной. Поэт подчеркивает, что именно она «алчную землю поила водой», когда все вокруг нуждалось в живительной влаге.
    «Довольно, сокройся! Пора миновалась», — призывает поэт, подчеркивая при этом, что свою миссию туча уже выполнила, и теперь «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес». Этим обращением Пушкин хочет подчеркнуть не только тот факт, что мир переменчив и многообразен, но и обратить внимание читателей на простую истину – все в жизни должно подчиняться определенным законам, установленным не людьми, а некими высшими силами. Пушкин на простом и очень доступном для понимания примере объясняет, насколько важно делать все своевременно, чтобы потом не сожалеть о произошедшем и не быть изгнанным, как дождевая тучка, оказавшаяся не к месту и не ко времени на небесном небосклоне.

Приведите аллегории из стихотворения Пушкина Туча

Телефон: +7 (964) 440 3646 (с 10:00 до 18:00).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: