Сравнительный анализ стихов А

У двух величайших русских поэтов – Пушкина и Лермонтова – есть стихотворения с практически одинаковыми названиями. А 1835 году Пушкин пишет стихотворение «Туча», а в 1840 Лермонтов создает свои знаменитые «Тучи». Что объединяет и чем отличаются эти два произведения?
Туча в стихотворении Пушкина – нежелательный гость для поэта. Он радуется тому, что прошла гроза и что небо вновь стало лазурным. О минувшем ненастье напоминает лишь эта запоздалая туча: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день».
Совсем недавно она распоряжалась на небе, потому что была нужна, – туча поила дождем «алчную землю». Но время ее прошло: «Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась…» И ветер гонит эту уже нежеланную гостью с просветлевших небес: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес».
Таким образом, туча для героя Пушкина — олицетворение чего-то грозного и неприятного, страшного, возможно, какой-то беды. Он понимает, что ее появление неизбежно, однако ждет, когда она пройдет, и все снова наладится. Для героя стихотворение естественным является состояние покоя, умиротворенности, гармонии.
Чего нельзя сказать о герое лермонтовских «Туч». Для него «тучки небесные» — это и его «сестры», и, в то же время, антиподы. Мы понимаем, что в чем-то поэт ассоциирует себя с тучами: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную».
Но тучи – это всего лишь небесные тела, не имеющие души, не умеющие страдать: «Чужды вам страсти и чужды страдания». Возможно, в этом их преимущество – ведь они не испытают боли: «Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания».
В соответствии с отношением к тучам в данных стихотворениях поэты подбирают лексические средства. У Пушкина много эпитетов. Те, которые характеризуют тучу, окрашены негативно, в унылые, строгие тона («туча рассеянной бури», «унылую тень», «таинственный гром», «алчную землю»). Этим эпитетам противопоставлены светлые, радостные эпитеты, описывающие просветленное небо («по ясной лазури», «ликующий день», «с успокоенных небес»).
По тому же принципу противопоставления располагаются в пушкинской «Туче» и метафоры одушевления. Так, туча ассоциируется со злобным, разъяренным существом («ты несешься», «ты наводишь», «ты печалишь», «ты небо кругом облегала», «ты издавала гром и землю поила дождем»). Туче противопоставлен свежий ветер, гонящий ее с небес: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес».
Эту картину противоборства двух стихий дополняют другие метафоры одушевления и эпитеты: «молния грозно тебя обвивала», «земля освежилась».
Стихотворение Лермонтова отличается значительно большим количеством эпитетов и метафор. Так, сами тучки характеризуются как «вечные странники», «изгнанники», «вечно холодные», «вечно свободные». Интересно, что почти во всех определениях туч присутствует наречие «вечно» — тем самым автор подчеркивает их бессмертие, наполненное космическим одиночеством.
Кроме этих эпитетов, в стихотворении имеется и много других, тоже характеризующих тучи: «степью лазурною, цепью жемчужною», «с милого севера», «Зависть ли тайная?», «злоба ль открытая?», «клевета ядовитая», «нивы бесплодные».
Кроме того, «Тучи» Лермонтова насыщены и метафорами одушевления: «мчитесь вы», «Кто же вас гонит? судьбы ли решение? Зависть ли ? злоба ль?», «на вас тяготит преступление?», «или друзей клевета ядовитая?», «вам наскучили нивы», «чужды вам страсти и чужды страдания», «нет у вас родины, нет вам изгнания».
Все метафоры характеризуют тучи и, в то же время, дают характеристику лирическому герою стихотворения, раскрывают нам его судьбу и его внутренний мир. О сопоставлении героя с тучами говорит нам сравнение «мчитесь вы, будто как я же, изгнанники».
Таким образом, стихотворения Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» совершенно различны по настроению и идейному содержанию, однако в обоих произведениях описание туч – это возможность поговорить о мире человека, его души, отношений с окружающими.
В соответствии со своей идеей каждый из авторов использует и подходящие лексические средства выразительности. В обоих произведениях главную роль играют эпитеты и метафоры одушевления. Однако нужно отметить, что стихотворение Лермонтова более богато этими средствами выразительности.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

!Определите стихотворный размер стихов:ТРИ ПАЛЬМЫ 1В песчаных степях аравийской землиТри гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из

Пожалуйста. Определите стихотворный размер стихов:
ТРИ ПАЛЬМЫ

1)В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор.
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали.
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море»

«Листок», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».

В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.

Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.

Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.

В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».

В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне — высокая, с изумрудными листьями — чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и неспособна на сопереживание.

Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!». Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.

Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.

Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два способа рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.

Произведение насыщено средствами художественной выразительности: эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.

Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения в поэтической и устной речи

Русский язык отличается особой красочностью и выразительностью. Особенно ярко проявляется она в художественных произведениях, но очень многие эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения мы произносим и в повседневной жизни, порой даже не замечая этого.

Где скрывается выразительность речи

На самом деле стать средством изобразительности может практически любое слово в русском языке, обладающее самостоятельным значением. Ведь любая изобразительность строится на использовании слова в переносном значении. Перенос может быть разным. В обыденной речи чаще всего используются метонимии и метафоры. Люди, которые стремятся к красочности своей речи, нередко прибегают к эпитетам.

Многозначность — источник изобразительности

В русском языке очень много прилагательных и существительных, в которых изначально заложено несколько значений. Некоторые из них — прямые, а некоторые — переносные. К примеру, рассмотрим прилагательное «железный». Это относительное прилагательное, которое обозначает качество предмета по материалу изготовления, в буквальном смысле «сделанный из железа». Однако мудрый русский народ знает, что железо — металл прочный, и потому появились эпитеты, которые присоединяют чаще всего к людям (например, Маргарет Тетчер — Железная леди). В переносном смысле это слово обозначает крепкий, стойкий, сильный характер. Если человек готов идти вперед и не останавливается перед страхами, то он обладает железной волей. Если, допустим, спортсмен-боксер имеет сильный удар, то у него железный кулак. Таким образом, даже самые обычные с виду слова могут легко превратиться в эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Незаметные метафоры

Русские метафоры не всегда выглядят красочно и ярко. Порой мы даже не знаем, что используем их в речи.

Вообще, метафора — это лексическое средство выразительности, основанное на переносе значения слова по сходству. В художественных текстах она встречается очень часто. К примеру, читаем у Есенина: «В саду горит костер рябины красной. «. Рябина осенью имеет очень яркий цвет. У нее красные листья и ягоды, как костер.

Многие слова в русском языке образовались посредством метафоризации. Например, ручка двери, ножка стола.

Мы не всегда замечаем, что используем эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Например, мы говорим, что у нас куча проблем. Хотя проблемы — это то, что существует лишь как понятие в сознании человека, а значит, они не могут измеряться кучами. Когда мы видим что-то запутанное, то называем это клубком. А дым, к примеру, можем сравнить с облаком.

Олицетворение как средство выразительности

Олицетворение — это средство выразительности, основанное на наделении неживого предмета свойствами живого. В поэтической речи он используется очень часто, особенно при описании природы. Ручьи в стихах шепчут, небо плачет, нива волнуется, а деревья легко общаются друг с другом. Олицетворение позволяет выразить одну очень важную мысль: человек и природа неразрывно связаны друг с другом.

В обыденной речи мы тоже нередко прибегаем к олицетворениям. Например, когда говорим, что река бежит, а вулкан заснул. Не следует путать олицетворения с эпитетами. Допустим, «хмурое небо» — это эпитет. Так как образным в данном случае является прилагательное. А вот «небо хмурится» — это олицетворение.

Сравнение

Так же как эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, помогают сделать речь более яркой и выразительной. Сравнение, как правило, формируется благодаря сравнительным союзам как, словно, точно, будто, как будто и др. Иногда оно выражается при помощи существительного в творительном падеже. Например, взмыл коршуном. Подобное сочетание легко можно преобразовать в классический сравнительный оборот — взмыл, как коршун.

На основе сравнения построены многие фразеологические сочетания в русском языке: белый как снег, все как в тумане, как во сне, как ветром сдуло, как на духу и тд.

Эпитеты

Наиболее частотное средство выразительности. Эпитеты в стихотворениии или прозе найти очень легко. Без них практически невозможно описать предмет. Кроме того, они позволяют выразить авторскую оценку, создать нужный эмоциональный настрой.

Как находить эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения в текстах

Во-первых, необходимо знать определение каждого из средств. Во-вторых, нужно развивать свою зоркость. Постарайтесь отобрать из текста все «красивые» слова, которые придают яркости, позволяют сделать текст более эмоциональным. А уже из всех слов нужно выбрать обычные эмоционально окрашенные слова и определения, а потом средства выразительности. В пример можно привести стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Оно небольшое по объему, но изобилует фигурами речи.

Эпитеты в стихотворении: «сладостная тень», «душистая роса», «ландыш серебристый», «румяный вечер».

Метафора: «погружая мысль в какой-то смутный сон».

Олицетворения: волнуется нива, ландыш кивает головой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: