Сравнительный анализ стихотворений «Три осени» Ахматовой и «Золотая осень» Пастернака

Русская осень – совершенно особенная, волшебная пора, вдохновляющая поэтов на создание лирических шедевров. Это время творческого подъема, полета мысли и души – во многом благодаря красоте русской природы, уникальной и неповторимой. Однако бесспорно, что каждый художник находит в осени что-то свое, личное и глубоко индивидуальное.
Например, стихотворения Ахматовой «Три осени» и Пастернака «Осень золотая» также посвящены этой поре. В обоих произведениях рассказывается «об осени первоначальной» — «золотой» осенней поре. Однако у Ахматовой это описание занимает лишь часть произведения – для нее это одна из «трех осеней». Пастернак же посвящает этой поре все стихотворение.
Итак, как видят поэты «золотую осень»? Ахматова посвящает ей две строфы:
И первая — праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И листья летят, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок,
Все влажно, пестро и светло.

И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.
И у Пастернака мы наблюдаем похожие образы. Так, у обоих поэтов встречается образ березы как символа России («Лик березы — под фатой Подвенечной и прозрачной»); описание листопада («Так бушует, что ни шаг, Под ногами лист древесный»); акцент на буйстве природных красок («Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой»).
Таким образом, стихотворение Пастернака более подробно и детально раскрывает прелесть русской ранней осени. Ахматова же описывает осень «целиком» — она выделяет в этой поре три эпохи, плавно переходящие друг в друга и закачивающиеся временной смертью, успокоением природы: «Всем стало понятно: кончается драма, И это не третья осень, а смерть».
Схожий финал и у стихотворения Пастернака. Этот поэт приравнивает к смерти стужу:
…Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
В образной системе стихотворения «Три осени» преобладают метафоры («летние невнятны улыбки»; «праздничный беспорядок Вчерашнему лету назло»; «первыми в танец вступают березы»; «разграблен летний уют»; «и в волнах холодных его фимиама Сокрыта высокая твердь» и т.п.) и довольно много сравнений («летят, словно клочья тетрадок»; «Приходит вторая, бесстрастна, как совесть, Мрачна, как воздушный налет»).
Та же картина в стихотворении Пастернака – здесь все построено на метафорах и сравнениях («Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой»; «закат на их коре Оставляет след янтарный»; «И зари вишневый клей»; «Где сокровищ каталог Перелистывает стужа» — «Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной»; «В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах»).
В плане синтаксиса у Ахматовой наблюдается обилие неполных предложений, передающих быстроту смены состояний природы: «Секунда, минута — и вот Приходит вторая, бесстрастна, как совесть…». В стихотворении Пастернака есть повторы, акцентирующие внимание на определенных описаниях, помогающие создать единый образ (повторы с союзным словом где).
Оба стихотворения созданы при помощи перекрестной рифмовки, с чередованием мужских и женских рифм. Стихотворение Пастернака делится на катрены, у Ахматовой мы наблюдаем «вкрапление» в катрены двух строф с пятью строками.
Таким образом, стихотворение Ахматовой «Три осени» и пастернака «Осень золотая» посвящены излюбленной поэтической теме – русской осени. Пастернак любуется и восхищается золотой осенью. Ахматова признается в любви в русской осени в целом, в которой она выделяет три поры. Сравнивая эти два произведения, можно найти множество отличий. Однако есть нечто, объединяющее эти произведения, — огромная любовь ее авторов к России, к русской природе, слияние поэтов со своей родной страной и ее судьбой.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Урок литературного чтения «Б.Пастернак. «Золотая осень». 3-й класс

Цель: познакомить со стихотворением Б. Пастернака “Золотая осень” и художниками – пейзажистами: И. Левитаном, В. Поленовым, И. Остроуховым.

Задачи:

  • дать детям первичное представление о творчестве Б. Л. Пастернака;
  • познакомить с художниками, рисующими осенние пейзажи;
  • развивать навык правильного осознанного чтения вслух;
  • устную речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность;
  • учить наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение видеть прекрасное в окружающей природе;
  • на примере репродукций картин художников учить детей видеть красоту осенней природы;
  • воспитывать желание читать стихи русских писателей, понимать прочитанное.

Оборудование: листья деревьев трех цветов, для деления класса на группы (деление происходит за несколько дней до изучения темы), текст стихотворения Пастернака “Золотая осень”. Каждая группа детей получают предварительное домашнее задание – найти иллюстрации картин различных художников по теме “Осень” и дать краткое описание картины, (картины – репродукции художников – пейзажистов: И Левитана “Золотая осень”, В. Поленова “Золотая осень”, И. Остроухова “Золотая осень”, И. Левитана “Саввинская слобода”, В. Щербакова “Ранний октябрь”, В. Щербаков “Осень”), портрет Б. Пастернака, толковый словарь, открытка с текстом – приглашением.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

Учащиеся заходят в класс, в руках они держат листья, которые они получили при делении класса на группы, проходят к столам, ставят свой лист в вазу, составляя букет и одновременно рассаживаясь по группам.

-Сегодня я вас приглашаю в литературную гостиную на час поэзии. Совсем недавно у себя в почтовом ящике я нашла необычное приглашение.

(читается текст, написанный на открытке)

Приглашаю Вас посетить мое царство. Сейчас в лесу очень красиво. Наступила пора золотой осени. Вас удивит буйство красок в моем сказочном лесу. Я вас очень жду. Осень.

— Я думаю, что мы примем приглашение. Для путешествия нужен проводник. Осень подумала и об этом. Таковым для нас станет Борис Пастернак. Почему? Об этом вы узнаете после выступления учащихся. Они приготовили сообщение об этом необычном человеке. (сообщение учащихся).

— Как вы думаете, почему же именно Борис Пастернак поведет нас в удивительный мир золотой осени?

— Сегодня мы увидим осень глазами Пастернака и попробуем сравнить с нашими впечатлениями об одном из самых чудесных времен года – золотой осени.

-Закройте глаза и вспомните, какая из осенних картин сразу возникает в вашей памяти? Какой вы представляете себе осень? (ответы детей).

— Посмотрите на эпиграф нашего урока. Почему именно его я взяла на сегодняшний урок?

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Н. Рыленков.

3. Проверка домашнего задания.

А сейчас мы отправимся в музей изобразительного искусства. Перенестись туда нам помогут репродукции картин, которые вы нашли по теме “Осень”.

(выступление каждой группы, рассказ о художнике и картине)

— Стихи каких поэтов вспомнили, глядя на эти картины?

(чтение учащимися ранее изученных стихов об осени)

4. Первичное восприятие стихотворения.

— Еще одно необычайно красивое стихотворение вам сейчас прочитает (имя ученика). Оно называется “Золотая осень” и написал его Б. Пастернак.

(Чтение стихотворения заранее подготовленным хорошо читающим учеником)

  • Какое настроение создало стихотворение. (ответы детей)
  • Давай те в нашей галерее оставим только те картины, которые созвучны настроению автора. Они помогут нам глубже понять стихотворение.
  1. Физ. минутка.

    Ветер по лесу летал,
    Ветер листики считал.
    Вот дубовый, вот кленовый,
    Вот рябиновый резной,
    Вот с березки золотой.
    И последний лист с осинки
    Ветер бросил на тропинку.
    Ветер по лесу кружил,
    Ветер с листьями дружил.
    Вот кленовый, вот дубовый,
    Вот рябиновый резной,
    Вот с березки золотой.
    И последний лист с осинки
    Ветер кружит над тропинкой.
    К ночи ветер – ветерок
    Рядом с листьями прилег.
    Вот дубовый, вот кленовый,
    Вот рябиновый резной,
    Вот с березки золотой.
    И последний лист с осинки
    Тихо дремлет на тропинке.

    Пока мы отдыхали, некоторые листья из букета упали на стол. Давайте прочитаем слова, написанные на них.

    (работа по группам: дети читают слова: чертог, просека, флигель, каталог и объясняют значение с помощью толкового словаря)

    Чертог – (устар.) – пышное, великолепное убранство.

    Просека – дорога, узкая полоска в лесу, очищенная от деревьев.

    Флигель – постройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания. Каталог – составленный в определенном порядке перечень каких – либо однородных предметов.

  2. Закрепление нового материала (беседа с выборочным чтением)
  • Какие чувства испытывает автор глядя на падающие листья? (удивление, восхищение)
  • Прочитайте первое четверостишие.
  • Что представили, читая эти строки?
  • Как понимаете строки “просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера”
  • Выберем из картинной галереи ту картину, которая соответствует прочитанным строкам.
  • Прочитайте второе и третье четверостишие.
  • Какие цвета использует автор в своем стихотворении?
  • Какие деревья описывает?
  • Как понимаете выражение “как на выставке картин залы, залы, залы, залы”
  • Найдите пример олицетворения.
  • Выберем картину.
  • Почему летящие листья вызывают у автора мысли о старых книгах, одежде, оружии?
  • Как будем читать стихотворение? С какой громкостью?
    1. Выразительное чтение стихотворения. Соревнование групп.

      Конкурс чтецов. (лучшим вручается кленовый лист)

      — Наша литературная гостиная завершила свою работу.

      — В каком времени года оказались, благодаря стихотворению Пастернака.

      «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака

      Осень в средней полосе России протекает медленно и наступает исподволь, совсем незаметно, что дает каждому русскому человеку возможность не спеша насладиться красотой «пышного природы увяданья». Именно поэтому золотая осень вдохновила не одного поэта на создание бессмертных творений: «Есть в осени первоначальной. » Ф. Тютчева, «Листопад» И. Бунина или «Осень» А. Фета.

      Стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Золотая осень» тоже по праву можно считать шедевром пейзажной лирики. Неспешное любование красотой наступающей осени придает стихотворению характер философского размышления о жизни, о смене времен года, о вечности природы.

      Надо отметить, что в ранней лирике поэтика Пастернака основывалась на представлении о взаимопроникновении отдельных предметов реальности, о слитности всего чувственного мира, где невозможно отделить человека от природы, поэзию от жизни. Поэтому он пробовал свои силы и в поэзии, и в прозе. Кстати, потом эта нераздельность двух форм искусства ярче всего проявится в его знаменитом романе «Доктор Живаго», в котором все события, происходящие с главным героем, будут воплощены в стихотворениях Юрия Живаго и предстанут уже совсем в ином выражении.

      Стихотворение «Золотая осень» было написано в 1956 году, уже в достаточно зрелом возрасте. На первый взгляд, название не радует своей оригинальностью, ведь так издавна принято было называть начальный период осени. Однако при этом постоянный эпитет «золотая», как правило, сопровождающий слово «осень», создает в воображении каждого читателя свой неповторимый образ.

      У Пастернака же первые строчки стихотворения передают ощущение сказки:

      Осень. Сказочный чертог,
      Всем открытый для обзора.

      А название «Золотая осень» все-таки будет напоминать о себе почти в каждом четверостишии то «позолотой небывалой», то «золотым обручем» липы или «золочеными рамами» из кленов. Такое обилие золота не кажется излишним, ведь образ создается каждый раз по-новому. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные — липа в венце и береза «под фатой подвенечной и прозрачной».

      Последующие три четверостишия с помощью анафоры где как будто завершают знакомство с золотой осенью, проводя читателя по заключительным залам экспозиции. Именно здесь появляются такие приметы, которые сложно найти еще у кого-то их русских поэтов. Например, сентябрьский закат «на коре оставляет след янтарный».

      А еще именно в сентябре массово опадают листья, и пока их не прихватило морозами, пока не засыпало первым снегом, они шуршат, выполняя роль своеобразной сигнализации. Поэтому и пишет поэт, что «нельзя ступить в овраг, чтоб не стало всем известно», ведь там «бушует, что ни шаг, под ногами лист древесный».

      И вдруг в самом конце стихотворения возникает неожиданная метафора:

      И зари вишневый клей
      Застывает в виде сгустка.

      На какой-то миг она вызывает ощущение тревоги: вишневый цвет ассоциируется с кровью, да и слово «сгусток» семантически, в первую очередь, связано именно с кровью. Возможно, заходящее солнце символизирует и конец жизни, ведь уже немолодой Борис Леонидович, перенесший к тому времени инфаркт, переживший много своих друзей, перенесший немилость властей, упрекавших поэта в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», не мог не думать о неотвратимости последней черты.

      Наверное, поэтому заканчивается стихотворение размышлением о том, что для лирического героя этого стихотворения осень — это время переосмысления прожитых дней, когда все пережитое становится «древним уголком старых книг, одежд, оружья»,

      Где сокровищ каталог
      Перелистывает стужа.

      И все-таки самое удивительное в этом стихотворении, что после сложных для восприятия лирических произведений, принадлежащих перу якобы Юрия Живаго, требующих от читателя не только знания художественной ткани романа, но и многих исторических реалий, трудных христианских законов, это стихотворение позволяет вздохнуть с облегчением. Здесь не нужно выискивать скрытых смыслов, постигать тайны бытия, нужно просто пройтись вместе с героем по сказочному осеннему лесу, наслаждаясь тишиной и спокойствием.

      «Золотая осень» Б. Пастернак

      «Золотая осень» Борис Пастернак

      Осень. Сказочный чертог,
      Всем открытый для обзора.
      Просеки лесных дорог,
      Заглядевшихся в озера.

      Как на выставке картин:
      Залы, залы, залы, залы
      Вязов, ясеней, осин
      В позолоте небывалой.

      Липы обруч золотой —
      Как венец на новобрачной.
      Лик березы — под фатой
      Подвенечной и прозрачной.

      Погребенная земля
      Под листвой в канавах, ямах.
      В желтых кленах флигеля,
      Словно в золоченых рамах.

      Где деревья в сентябре
      На заре стоят попарно,
      И закат на их коре
      Оставляет след янтарный.

      Где нельзя ступить в овраг,
      Чтоб не стало всем известно:
      Так бушует, что ни шаг,
      Под ногами лист древесный.

      Где звучит в конце аллей
      Эхо у крутого спуска
      И зари вишневый клей
      Застывает в виде сгустка.

      Осень. Древний уголок
      Старых книг, одежд, оружья,
      Где сокровищ каталог
      Перелистывает стужа.

      Анализ стихотворения Пастернака «Золотая осень»

      Борис Пастернак никогда не считал себя лириком, однако среди его произведений все же можно найти пейзажные зарисовки, которые очень точно и тонко передают красоту окружающего мира. Вместе с тем, поэт никогда не позволял себе писать только о том, что он видит. В каждом его произведении заложен глубокий философский смысл и проводятся параллели с различными событиями. Стихотворение «Золотая осень» в этом отношении не является исключением. На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.

      Первая часть стихотворения посвящена осеннему лесу, который поэт сравнивает с необычным музеем. Каждая роща – это отдельный зал со своей уникальной «экспозицией». Объединяет все эти «залы» то, что они выдержаны в золотисто-багряных тонах – цвете осени, который придает лесу особую нарядность и помогает создать праздничное настроение. При этом Пастернак подбирает очень точные метафоры, которые создают яркую и незабываемую картину. «липы обруч золотой – как венец на новобрачной», — отмечает автор, и чувствуется, что в наблюдении за природой он провел много восхитительных часов.

      Однако уже в третьем четверостишии появляется весьма характерная метафора «погребенная земля» — тонкий намек на то, что осень является переходным периодом между жизнью и смертью. Ее символом являются опавшие золотистые листья, на которые невозможно ступить, не оставив следа. Так и человеческая жизнь к моменту ее заката налагает на каждого из нас особые обязательства. Приходится взвешивать каждый свой поступок, каждое слово и каждый шаг, ведь они с возрастом видятся совсем в ином свете и могут получить диаметрально противоположную оценку. Тем не менее, в осени человеческой жизни Пастернак видит и свои прелести. «Осень. Древний уголок старых книг, одежд, оружья», — так описывает поэт свои богатства, подразумевая, что у каждого человека есть определенный багаж не только вещей, но и знаний. И именно приобретенный опыт так дорог каждому из нас, ведь с его помощью можно решать любые жизненные задачи, которые в молодости ставили нас в тупик. Правда, теперь уже «сокровищ каталог перелистывает стужа», словно бы напоминая о том, что все эти богатства невозможно передать по наследству, и они непременно канут в небытие после смерти человека.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: