Сравнительный анализ стихотворений А

Тема поэта и поэзии является классической для русской литературы. Так, два самых ярких представителя золотого века – Пушкин и Лермонтов – также не оставили без внимания эту тему. Но они, естественно, по-разному подошли к решению проблемы о назначении поэтического творчества.

Тема поэта для Лермонтова была глубоко личной. Вместе с тем, лермонтовские стихотворения о роли поэта и поэзии связаны с предшествующей литературой (декабристская лирика, романтическая).

В стихотворениях Пушкина акцент сделан на внутренней позиции поэта-пророка, который, хотя и не принят «толпой», не способен изменить голосу собственной совести. Поэт у Пушкина брезгливо отталкивается от толпы, гонит её:

Подите прочь – какое дело

Поэту мирному до вас!

Внутренняя позиция поэта не подвергается критике или осуждению. Поэт охотно идет на разрыв с толпой и устремляется к союзу с народом в будущем:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

(«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)

Лермонтову исторический оптимизм Пушкина уже кажется иллюзией («Дума»). Ему недостаточно одной лишь веры в справедливость внутренней позиции поэта. Ему нужно иметь оправдание в реальности, получить неопровержимую объективную опору. Однако действительность зачастую противоречит идеальным представлениям о высокой миссии поэта.

У поэтов есть стихотворения с одним и тем же названием – «Пророк», которые являются своеобразными декларациями Пушкина и Лермонтова.

Стихотворение Александра Сергеевича написано в 1826-м году. Оно рассказывает о перерождении обычного человека в поэта-пророка. Автор указывает на необходимые пророку качества:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы…

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет…

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой…

И угль пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул…

После мучительных метаморфоз перерожденный человек остается недвижим, потому что, несмотря на то, что он получил замечательные способности, он не имеет цели. Тогда Бога глас воззвал к поэту: «Глаголом жги сердца людей».

Последнюю строфу можно считать, по мнению Пушкина, назначением поэзии. К тому же поэт в самом начале стихотворения фразой – «Духовной жаждою томим» — отделяет «искателя» от остальных, намекая на невозможность заполнения сердца и духа в условиях жизни среди толпы. Как известно, Пушкин вообще во многих стихах противопоставляет «толпу» и «творца». Поэт уходит от общества: «В пустыне мрачной я влачился…»

В лермонтовском же стихотворении «Пророк» 1841-го года, являющимся как бы продолжением пушкинского, уже не поэт гонит толпу, а толпа изгоняет пророка. Лермонтовский поэт (получивший, видимо, те же способности, что и у Пушкина) не понят «ближними». Действительно, у Пушкина пророк, получая назидание от Бога, оставляется в покое, мы не знаем его дальнейшей судьбы. Лермонтов же как бы продолжает историю:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Поэт расширяет понятие «толпа», которое становится синонимом слова «народ». Это подчеркивает глубину разрыва между пророком и толпой. Пушкинский же поэт, сознательно порывая с толпой, не мыслил разрыва с народом. Неслучаен призыв к нему Бога: «Глаголом жги сердца людей». То есть творчество поэта должно быть посвящено служению людям, должно быть к ним направлено.

У Лермонтова же этот разрыв стал фактом: «любви и правды чистые ученья» дороги только для поэта, реальное же их значение ничтожно.

Сознание полной, абсолютной, в отличие от Пушкина, оторванности пророка от людей сообщает стихотворению Лермонтова трагизм, но все же не ведет к отрицанию поэзии как высшего искусства:

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня.

Да, у Лермонтова искусство пока не служит народу, оно не «жжет глаголом», оно лишь для немногих, но исключительность и божественность назначения поэта и поэзии все равно подчеркивается.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк».

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — одна из тайн Пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.

Анализ стихотворения Лермонтова Памятник

1. Алпатова Т. А. «История души человеческой» в зеркале повествования: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и традиции прозы Н. М. Карамзина / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2008. – N 1. – С. 7–11. (Сравнительный литературный анализ произведений)

2. Бахтиярова Л. Р. «И вижу я себя ребенком. «: устный журнал «Детство Лермонтова». VI класс / Л. Р. Бахтиярова // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 47–49. (Детские годы М. Ю. Лермонтова, его ранние произведения; в основу ранних произведений положена его семейная драма. Содержатся биографические сведения о поэте)

3. Беленький Г. И. Выстраданная любовь, или Еще раз о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина» / Г. И. Беленький // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 7–9. (Стихотворение «Родина» связано с коренными проблемами творчества Лермонтова, его размышлениями о земле и небе, о судьбах отчизны и народа, жизнь которого он хорошо знал)

4. Бражников И. Л. Чувство России. «Родина» М. Ю. Лермонтова / И. Л. Бражников // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 20–21. (Пространственный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»)

5. Бурцева Е. А. Любовная лирика М. Ю. Лермонтова / Е. А. Бурцева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 10–13. (Эволюция любовной лирики в поэзии Лермонтова. Анализ стихотворений разных периодов: тема становится одной из центральных в его творчестве)

6. Елисеева Т. А. «И в небесах я вижу бога. «. Анализ лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова . IX класс / Т. А. Елисеева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 32–37. (Система уроков по лирическим стихотворениям Лермонтова, связанным темой духовных исканий поэта. Эволюция мировосприятия лирического героя как путь к Богу. Приемы работы с музыкой и живописью)

7. Каргашин И. А. «Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая. «: «Бородино» М. Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики / И. А. Каргашин // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 2–7. (На примере сопоставления двух стихотворений М. Ю. Лермонтова, «Бородино» и более раннего (1831) текста «Поле Бородина», рассматривается эволюция творческого замысла и его воплощения, становление сказовой формы)

8. Костерина Э. В. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу. » – поэтическое завещание М. Ю. Лермонтова: опыт анализа стихотворения. IX класс / Э. В. Костерина // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 38–40. (Сочетание принципа научности в анализе стихотворения с чувственно-эмоциональным восприятием. Созерцание торжественного величия мира, жажда жизни и человеческая горечь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. «. Материал для урока литературы в 9 классе)

9. Кунарев А. Богатырское племя: о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» / А. Кунарев // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 7–14. (Подробный анализ поэтического текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Рассмотрены разные трактовки произведения)

10. Минина С. П. Сочинение-описание памятника М. Ю. Лермонтову: VIII класс / С. П. Минина // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 35–37 (Особенности произведений монументальной скульптуры и с особенности сочинения-описания памятника)

11. Миронова К. В. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. » / К. В. Миронова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 31–34. (Литературный анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова » Когда волнуется желтеющая нива. » в 11 классе)

12. Нахапетов Б. А. «Нынче поутру зашел ко мне доктор. «: образ доктора Вернера в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Б. А. Нахапетов // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 6–9. (Образ доктора Вернера в романе «Герой нашего времени» и его возможные прототипы в работах русских литературных критиков)

13. Нестор Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Нестор // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 6–10. (О самом таинственном образе русской литературы 19 столетия – Печорине. Литературный анализ «Героя нашего времени»)

14. Нещерет Н. В. Знакомство шестиклассников с жанром поэмы: М. Ю. Лермонтов. «Беглец». VI класс / Н. В. Нещерет // Литература в школе. – 2006. – N 10. – С. 34–35. (Материал для подготовки уроков литературы в 6 классе: знакомство с жанром поэмы на примере поэмы М. Ю. Лермонтова «Беглец». Уроки разработаны в рамках программы А. Г. Кутузова)

15. Потапова Н. Н. Сочинение-описание внешности человека по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»: урок развития речи. VII класс / Н. Н. Потапова // Литература в школе. – 2009. – N 10. – С. 38–41. (Урок развития речи для 7 класса. В ходе урока используется репродукция картины В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Урок посвящен изучению эпохи царя Ивана Грозного и анализу его литературного портрета)

16. Селякина С. Т. Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова / С. Т. Селякина // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 26–28. (О творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова во время его пребывания на Кавказе. Материал для урока внеклассного чтения в 6 классе)

17. Сизова М. А. Жанр «светской» повести в русской литературе 1830-годов / М. А. Сизова // Литература в школе. – 2006. – N 11. – С. 47–48. (Развитие жанров романа и повести в 30-е гг. 19 века в России. Обзор ярчайших образцов этих жанров того времени: «Три повести» Н. В. Павлова, «Княгиня Лиговская» М. Ю. Лермонтова», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина и т. д.)

18. Ситникова В. Г. Кавказские пейзажи в повести М. Ю. Лермонтова «Бэла»: «Дорога на небо»? Материалы к уроку: IX класс / В. Г. Ситникова // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 29–32. (Восприятие позиции писателя в изображении связи человека и природы с использованием художественной интерпретации – экранной версии повести)

19. Соловей Т. Г. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком. «: VI класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 33–37. (Материал для подготовки урока литературы в 6 классе. Литературный анализ стихотворения. Сопоставляются «На севере диком. » М. Ю. Лермонтова и «Кедр стоит одиноко. » Генриха Гейне, строки из которого поэт использует в качестве эпиграфа. В статье содержатся полные тексты стихотворений А. А. Фета «На севере дуб одинокий. «, Ф. И. Тютчева «С чужой стороны», Н. Н. Михайлова «На северном голом утесе. » и З. Н. Гиппиус «На севере кедр одиноко. «)

20. Табакова Л. П. Сказка «Ашик-Кериб» М. Ю. Лермонтова: урок внеклассного чтения / Л. П. Табакова // Литература в школе. – 2009. – N 8. – С. 44–45. (Урок внеклассного чтения по сказке Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб»)

21. Харитонова О. Н. «Герой нашего времени» / О. Н. Харитонова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 40–44. (Сценарий интеллектуальной игры по роману Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»)

22. Чернов Ф. К. Связь времени и поколений: стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» / Ф. К. Чернов // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 37–40. (Устная картина, сопровождаемая яркими иллюстрациями или фотографиями. Из опыта применения этого приема в 5 классе при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова. Описан ход урока)

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»

Протест против непонимания поэта обществом. Рисование пророка в той ситуации, в которой закончил свое стихотворение Пушкин. Духовная «пустыня мрачная» из пушкинского стихотворения, приобретение у Михаила Лермонтова черт некой романтической пустыни.

Подобные документы

Ознакомление с происхождением будущего поэта. Рассмотрение стихотворения «Смерть поэта», которое он написал на смерть Александра Сергеевича Пушкина. Определение причин ареста Михаила Лермонтова. Характеристика особенностей дуэли Лермонтова и Мартынова.

презентация, добавлен 20.11.2014

Происхождение и детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова. Арест Лермонтова после написания стихотворения «Смерть поэта». Вольнолюбивый характер, бунтарство и резкий характер произведений Лермонтова. История дуэли Лермонтова с Мартыновым и смерть поэта.

презентация, добавлен 06.02.2018

Проблемы искусства, мысли о назначении поэта, которые проходят через все творчество М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Смерть поэта» посвященное трагической гибели А.С. Пушкина на дуэли. Поэт-пророк Лермонтова как носитель и хранитель высоких истин.

доклад, добавлен 30.01.2014

Герб рода Лермонтовых, происхождение, члены семьи. Детские и юношеские годы Михаила, поездка на Кавказ. Учёба в Москве, первые стихотворения. Работа Лермонтова над «Героем нашего времени». Участие в боевых действиях на Кавказе. Гибель поэта на дуэли.

презентация, добавлен 17.09.2013

Стихотворение «Родина» — один из шедевров лирики М. Лермонтова. Полнота отношения лирического героя к своей стране. Обобщенное изображение русской природы. Собирательный образ русского крестьянства. Лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне.

анализ книги, добавлен 23.11.2014

Рассмотрение проблемы пушкинского универсализма с точки зрения миссионерской цели его поэтического творчества. Контекстный анализ стихотворения «Пророк» с точки зрения преломления канонических сюжетов и образов в пушкинской мировоззренческой системе.

статья, добавлен 20.01.2019

Исследование стихотворения Пушкина «Странник», «мицкевичского подтекста» как ключа к прочтению стихотворения. Обращение к известным анализам-интерпретациям пушкинского стихотворения. Противопоставление аллегорических представлений странника и его семьи.

статья, добавлен 30.03.2019

Рассмотрение детства, юности и зрелых годов жизни Михаила Лермонтова. Родственные узы великого русского писателя. Приход литературной славы к автору вместе со стихотворением «Смерть поэта» (1937 год). Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова.

презентация, добавлен 02.04.2014

Анализ тем стихотворения Пушкина «Пророк». Изображение различных образов в стихотворении. Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» по рассказу А.И. Солженицына. Взгляд автора на деревню 50—60-х годов. Характер главной героини рассказа, Матрёны.

анализ книги, добавлен 09.02.2009

Изучение исторической основы стихотворения, вторжения наполеоновской армии в Россию. Описания решающей битвы и затяжного отступления русской армии к Москве. Анализ особенностей построения стихотворения, образов воинов и участников диалога на стоянке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: