Список сказок Пушкина — золотая коллекция

Список сказок Пушкина включает в себя такие произведения, как, к примеру, «Жених». Несомненным украшением списка является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Вряд ли кто-то не читал «Сказку о попе и о работнике его Балде», она знакома нам с детства. Мы зачитывались «Сказкой о рыбаке и рыбке», а некоторые вырезки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказки о золотом петушке» мы знаем наизусть.

Список сказок Пушкина включает в себя еще одно произведение под названием «Сказка о медведихе», но в отличие от остальных, сказка является неоконченной. Впервые опубликована историком П.В. Анненковым, после этого несколько раз редактировалась и переиздавалась другими историческими деятелями.

Основная масса произведений в сказочном стиле была создана автором в период с 1830 по 1834 годы. Именно на эти годы приходится самое очаровательное время жизни поэта: его влюбленность, женитьба, рождение детей. Лишь «Жених» был написан в 1825, а издан в 1827 году.

Сказки Пушкина, список которых мы привели выше, многими критиками признаются, как переписанные на новый лад старые, хорошо известные народные произведения. Считается, что писатель вносил в рассказы нечто исконно русское. Более того, несколько новых деталей отличали произведение от оригинала существенно.

Список сказок Пушкина является основой для публикаций огромного количества сборников и коллекций. Причина банальна – спрос. Несмотря на то что произведения были написаны давно, любовь к ним не прошла по сей день, и уже не первое поколение людей воспитывает своих детей на сказках Александра Сергеевича.

Пушкин «Золотые сказки» под редакцией Евстратовой Александры — одно из самых востребованных изданий на данный момент. Кстати, иллюстрировано оно Рейпольским Алексеем Дмитриевичем. В издание вошли не только сказки, но и знаменитый отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», также в содержание включены старинные выражения и слова.

Невозможно не сказать буквально несколько слов о прекрасном даре Александра Сергеевича Пушкина передавать простые вещи в стихотворной речи. Элементарная мысль с помощью его фраз проникает прямо в сердце, не давая возможности остаться равнодушными никому. Его рифмы по нраву не только взрослым, но и детям. Более того, они прекрасны как для тех, так и для других, уравнивая, стирая рамки и грани, ученость и образованность, опуская на уровень банального восприятия внутренних чувств, не более. Что дает каждому возможность просто сидеть и слушать волшебные сказки, на прекрасном русском языке, передающие вечные ценности о добре, зле и красоте.

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — одна из тайн Пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.

Идея сомнения в стихотворении Пушкина «Демон»

В аспекте общественно-исторической проблематики пушкинское стихотворение и Белинский, писавший еще при поэта о его «Демоне», что «это стихотворение, в котором так неизмеримо глубоко выражена идея сомнения, рано ИЛИ поздно бывающего уделом всякого чувствующего и мыслящего существа» (1,366). Сравнивая пушкинского «Демона», как характерное явление духовной жизни эпохи 1820-х годов, и лермонтовского демона из «Сказки для детей» (1839— 1841), Белинский утверждал и различную их роль другого периодов, вызванную различным социально-политическим содержанием этих двух эпох общественного развития.

Различие их между собой Белинский видел в том, что лермонтовский демон, в противоположность пушкинскому, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания; он наводит на человека сомнение не в действительности истины, как истины, красоты, как красоты, блага, как блага, но как эгой истины, эгой красоты, этого блага.. , он тем и страшен, тем и могущ, что едва родив в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины. .. Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения… Этого демона Пушкин не знал» (VII, 555).
Недоработанное стихотворение «Мое беспечное незнанье» явилось отправным моментом для создания и другого, крайне важного для понимания настроений Пушкина стихотворения — «Свободы сеятель пустынный» (1823) ‘.

Закономерность появления данного стихотворения в пушкинском творчестве именно этого времени (конец ноября 1823 г.) отметил сам поэт, посылая его в письме к А. И. Тургеневу 1 декабря этого года. Сообщая несколько строф своей оды «Наполеон», в их числе и последнюю, Пушкин писал: «Эта строфа ныне не имеет смысла, но она писана в начале 1821 года — впрочем это мой последний либеральный бред, я закаялся и написал на днях подражание басни умеренного демократа И Х (Изыде сеятель сеяти семена своя)». Далее приводится полный текст стихотворения. В черновике письма более определенно говорится о международной и внутренней обстановке, вырвавшей у Пушкина столь горькие слова о народах, которых «не разбудит чести клич»: ч

Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы I-VI)

Цель: познакомиться с содержанием произведения; выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов, умение выделять главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей; совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического анализа произведения; работать над выразительным чтением; воспитывать культуру связной речи, совершенствовать умение выражать свое мнение.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повести «Дубровский».

І. Слово учителя.

— Компас страны Читали снова привел нас в Россию, к творчеству великого Пушкина. Мы снова работаем с произведениями на языке оригинала.

Сегодня мы начинаем читать необычное произведение Пушкина: в его основу легли события и факты, имевшие место в России XIX века, но описанные под другими именами и названиями. При жизни автора это произведение так и не было напечатано (и мы поймем почему). Пушкин поселил своих героев в дорогих его сердцу местах и навсегда запечатлел в повести образ любимой няни; главная мысль произведения соотносится с темой других произведений поэта.

Но прежде произведем небольшой экскурс в историю России.

  • Какое страшное, постыдное явление существовало в России до 1861 года?
  • Можно ли утверждать, что крепостное право пагубно влияло не только на крепостных крестьян, но и на самих помещиков? Каким образом?

Давайте послушаем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»*, написанного в 1819 году, т.е. за 13 лет до написания повести «Дубровский».

* Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

  • . Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
  • Среди цветущих нив и гор
  • Друг человечества печально замечает
  • Везде невежества убийственный позор.
  • Не вида слез, не внемля стона,
  • На пагубу людей избранное судьбой,
  • Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
  • Присвоили себя насильственной лозой
  • И труд, и собственность, и время земледельца,
  • Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
  • Здесь рабство тощее влачится по браздам
  • Неумолимого владельца.
  • Здесь тягостный ярм к гробу все влекут,
  • Надежд и склонностей в душе питать не смея,
  • Здесь девы юные цветут
  • Для прихоти бесчувственной злодея.
  • Опора милая стареющих отцов,
  • Младые сыновья, товарищи трудов,
  • Из хижины родной идут собой умножит
  • Дворовые толпы измученных рабов.
  • О, если бы голос мой умел сердца тревожить!
  • В груди моей горит бесплодный жар
  • Но не дан мне судьбой витийства грозный дар?
  • Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный
  • И рабство, павшее по манию царя,
  • И над отечеством свободы просвещенной
  • Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Учитель. Давайте посмотрим, описанием каких событий Пушкин хотел встревожить сердца читателей.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка планов к тексту (попарно, по партам). Рецензирование планов.

Прочитать по 2 удачных (по мнению учащихся) плана к каждой главе.

2. Беседа с элементами текстологического анализа.

  • Что мы знаем о помещиках Андрее Гавриловиче Дубровском и Кирилле Петровиче Троекурове?
  • Какова, на ваш взгляд, главная черта характера каждого из друзей?

(Дубровский — чувство собственного достоинства, гордость; Троекуров — властолюбие, тщеславие).

• Что было предметом особого увлечения соседей?

3. Выразительное чтение эпизода «На псарне» (главаІот «Хозяева
и гости пошли на псарный двор» до «Между тем Андрей Гаврилович
скрылся, и никто того не заметил») с последующей беседой

  • Почему Дубровский ушел из гостей?
  • Почему писарь Парамошка посмел обидеть соседа-помещика?
  • Извинился ли Троекуров за нанесенную обиду?
  • Почему Троекуров возмутился неподчинением Дубровского?
  • Как он повел себя?
  • Почему Троекуров вызвал Дубровского на суд? Каково было решение суда и чем оно продиктовано?
  • Чем занимался в Петербурге молодой Дубровский? Почему он спешно вернулся домой?

4. Выразительное чтение эпизода «Приезд Троекурова. Смерть Дубровского» (глава IV, от «Наконец он велел запрячь себя беговые дрожки» до «…не велел выгнать его со двора. пошел!»)
• Стал ли Троекуров после смерти Дубровского владельцем Кистеневки?

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Крепостное право не только угнетало крестьян, но и отравляет души помещиков, давая им власть над другими людьми, развращало души холопов, вообще, общество, которое зиждилось на крепостном правое, на власти денег, не признавая справедливых законов.

Решительные люди не могут смириться с таким положением вещей.

IV. Домашнее задание.

Прочитал главы VII-XII, ответить на вопросы:

  1. Куда направился Владимир Дубровский и его люди после пожара? Почему его крепостные были заодно со своим барином?
  2. Какое новое лицо появилось в имении Троекурова?
  3. Какому испытанию подверг учителя Кирилла Петрович?
  4. Что открылось в день храмового праздника?
  5. Каким образом Дубровский оказался в имении?
  6. В чем Дубровский рассказал Маше перед уходом?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: