Спать хочется, анализ рассказа Чехова

1. Акулинина Э. Р. Тема детства в рассказе А. П. Чехова «Спать хочется» и стихотворении Н. А. Некрасова «Плач детей»: VII класс / Э. Р. Акулинина // Литература в школе. – 2006. – N 8. – С. 51. (Цели урока: расширение познаний учащихся в изучении «детской темы» в русской литературе, формирование умения сравнительного анализа идейно-тематического содержания прозаических и поэтических произведений, объединенных общей тематикой)

2. Алямкина Л. В. Автор и природа в повести А. П. Чехова «Степь». Урок развития речи: VII класс / Л. В. Алямкина // Литература в школе. – 2006. – N 3. – С. 35.

3. Афанасьев Э. С. Человек и его роли в творчестве А. П. Чехова / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. – 2010. – N 3. – С. 2–7. (Проблемы художественности изображения человеческих отношений в постклассическом реализме Чехова на материале его любовных новелл)

4. Афанасьев Э. С. Толстой – Чехов: реализм классический и постклассический / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. – 2009. – N 5. – С. 16–19. (Проблема границ внутренней свободы человека в творчестве Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Сопоставление рассказов «Три смерти», «Гусев» и «Утро помещика». Анализ произведения Чехова «Новая дача», рассказа «Воры»)

5. Афанасьев Э. С. Идейный герой Толстого и безыдейный герой Чехова: («Смерть Ивана Ильича» и «Скучная история») / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. – 2008. – N 1. – С. 12–16. (Тема духовности, смысла жизни в повестях «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого и «Скучная история» А. П. Чехова)

6. Афанасьев Э. С. Творчество А. П. Чехова: реабилитация повседневности / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 6–8. (Повседневность как основной мотив творчества писателя)

7. Афанасьев Э. С. Гоголь – Чехов: эстетика «малых величин» / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. – 2006. – N 10. – С. 2–7. (Автор статьи, доктор филологических наук Э.С. Афанасьев, подробно анализирует сходство и различие героев, сюжетов и художественного метода классиков литературы – Гоголя и Чехова)

8. Бахтиярова Л. Р. О поездке А. П. Чехова на остров Сахалин / Л. Р. Бахтиярова // Литература в школе. – 2010. – N 5. – С. 45–47. (О поездке А. П. Чехова на остров Сахалин. Тема Сахалина в творчестве писателя, о книге Чехова «Остров Сахалин», о музее, посвященном этой книге)

9. Бедрина А. М. Способность сомневаться – сила или слабость?: урок по рассказу А. П. Чехова «Крыжовник» / А. М. Бедрина // Литература в школе. – 2008. – N 3. – С. 32–34. (Конспект урока литературы с опорой на учебник для 8 класса «Дом без стен». Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева)

10. Бороздунова Л. В. Непрерывная связь времен. Рассказ А. П. Чехова «Студент»: VIII класс / Л. В. Бороздунова // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 34–37.

11. Витанова Т. И. Письма Антона Павловича Чехова / Т. И. Витанова // Литература в школе. – 2008. – N 8. – С. 33–35. (Урок литературы в 10 классе, посвященный эпистолярному наследию Чехова)

12. Головачева А. Г. Крым в жизни и творчестве А. П. Чехова / А. Г. Головачева // Литература в школе. – 2010. – N 3. – С. 11–17. (Крымский период жизни А. П. Чехова и его роль в творческой судьбе писателя)

13. Головачева А. Г. А. П. Чехов и Крым: поэтика и поэзия диалога / А. Г. Головачева // Литература в школе. – 2008. – N 2. – С. 7–10. (Крымский период жизни А. П. Чехова и его роль в творческой судьбе писателя)

14. Головачева А. Г. «Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть. » Образ-символ в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» / А. Г. Головачева // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 50–55. (Загадка образа странного «звука лопнувшей струны» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Символический характер этого звукового образа. Литературный анализ пьесы)

15. Граблина Н. В. В творческой мастерской А. П. Чехова / Н. В. Граблина // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 28–31. (Материал для подготовки урока литературы в 8 классе по рассказу А. П. Чехова «Казак»)

16. Гутов А. Г. Можно ли сегодня полюбить Чехова? / А. Г. Гутов // Литература в школе. – 2010. – N 3. – С. 41–42. (Размышляя о творчестве Чехова, автор показывает, как строить урок, чтобы открыть учащимся дверь в художественный мир писателя и обнаружить, что в его героях современные читатели могут узнать самих себя)

17. Еремцова Е. Н. А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия»: VI класс / Е. Н. Еремцова // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 40–41.

18. Капустин Н. В. О пасторальных мотивах, Оленьке Племянниковой А. П. Чехова и Наташе Ростовой Л. Н. Толстого / Н. В. Капустин // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 9–11.

19. Карпенко И. В. Организация учебной экскурсии. Чеховское Мелихово: VI класс / И. В. Карпенко // Литература в школе. – 2009. – N 11. – С. 40–41. (Методические рекомендации по проведению экскурсионной работы с детьми. Этапы учебной экскурсии в Мелихово)

20. Картузова Л. Г. А. П. Чехов в Любимовке: на пути к «Вишневому саду» / Л. Г. Картузова // Литература в школе. – 2009. – N 5. – С. 33–35. (Любимовка, Мытищинский край в жизни и творчестве Чехова)

21. Кривенцова В. А. Рассказы «Толстый и тонкий» и «Ионыч» А. П. Чехова / В. А. Кривенцова // Литература в школе. – 2010. – N 10. – С. 37–38. (Стилистический эксперимент на уроке: что теряют рассказы при изменении авторского заглавия, зачинов, устранении отдельных эпизодов, слов и выражений)

22. Ксенофонтов И. В. Изучение прозы А. П. Чехова / И. В. Ксенофонтов // Литература в школе. – 2007. – № 12. – С. 25–29.

23. Кузнецова Л. П. О рассказе А. П. Чехова «Анна на шее» / Л. П. Кузнецова //Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 46–47.

24. Ляпина А. В. «Жизнь восхитительна, чудна и полна высокого смысла. «. Рассказ А. П. Чехова «Студент» / А. В. Ляпина // Литература в школе. – 2011. – N 5. – С. 18–20. (Приемы изображения образа и анализ внутреннего мира героя чеховского рассказа «Студент»)

25. Маркина Е. Е. Бродский и Чехов: интертекстуальные связи стихотворения «Окна» (1963) и пьесы «Вишневый сад»: XI класс / Е. Е. Маркина // Литература в школе. – 2010. – N 5. – С. 34–35. (Предлагаемое литературное сопоставление дает возможность сравнения поэтики Чехова-драматурга («Вишневый сад», 1904) и Бродского-лирика («Окна», 1963), толкования образов раннего стихотворения Бродского как близких чеховской поэтике и проблематике)

26. Мосунова Л. А. Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста. Рассказ А. П. Чехова «Супруга»: Х класс / Л. А. Мосунова // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 28–31.

27. Овчинникова А. В. Урок-диалог по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» / А. В. Овчинникова // Литература в школе. – 2007 – N 10. – С. 57–61. (Предлагается урок по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». В процессе урока учащиеся должны усвоить литературоведческие термины: лиризм, психологизм, подтекст, драма, драматический конфликт)

28. Понидилок Т. А. «Каштанка» в иллюстрациях Д. Кардовского / Т. А. Понидилок // Литература в школе. – 2008. – N 8. – С. 41–42. (Биография художника Дмитрия Николаевича Кардовского и история работы над иллюстрациями к изданию рассказа «Каштанка» 1903 года) [1]

29. Понидилок Т. А. Счастливые минуты в жизни А.П.Чехова / Т. А. Понидилок // Литература в школе. – 2006. – N 8. – С. 52. (Материал для проведения урока литературы по творчеству А. П. Чехова. Содержатся биографические сведения)

30. Роговер Е. С. «Вишневый сад» А. П. Чехова: преемственность и новаторство / Е. С. Роговер // Литература в школе. – 2008. – N 8. – С. 15–20. (Новаторство и традиции в пьесе «Вишневый сад»: интертекстуальность пьесы, своеобразие сюжета, отражение новых театральных принципов и новейшей живописи. Связь пьесы «Вишневый сад» с предшествующими произведениями классической литературы)

31. Соловей Т. Г. «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Анализ рассказа А. П. Чехова «Ионыч»: Х класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 21–25. (Анализ рассказа «Ионыч». Парадоксальность жизни героя: поднимаясь по карьерной лестнице, он опускается все ниже как человек и личность, теряя свою индивидуальность)

32. Соловьев О. С. Формирование представления о комическом. На материале рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника»: VII класс / О. С. Соловьев // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 36–38. (Формирование у учащихся 7 класса понимания и восприятия комического)

33. Трунцева Т. Н. Сквозные темы в русской литературе XIX века. Тема «маленького человека» в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника»: подготовка учащихся к ЕГЭ и олимпиаде по литературе / Т. Н. Трунцева // Литература в школе. – 2010. – N 2. – С. 30–32. (Литературный анализ рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника», сопоставление его с «Шинелью» Н. В. Гоголя и «Бедными людьми» Ф. М. Достоевского. Образ главного героя, «маленького человека». Анализ имеет вопросно-ответную форму)

34. Тяпугина Н. Ю. Творческое завещание Чехова / Н. Ю. Тяпугина // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 14–17. (Произведения Чехова, созданные им незадолго до смерти: повесть «В овраге», рассказы «Архиерей» и «Невеста», пьеса «Вишневый сад». Смысл духовного завещания писателя)

35. Черников А. П. «Тогда создается роман. «: о жанрово-стилевом своеобразии «Дуэли» А. П. Чехова / А. П. Черников // Литература в школе. – 2010. – N 3. – С. 8–10. (Особенности жанровой формы повести «Дуэль», ее место в творчестве писателя. Проблемы традиции и новаторства Чехова)

36. Юрьева Т. А. «Ведь я червяк в сравненьи с ним. «: анализ рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника». VII класс / Т. А. Юрьева // Литература в школе. – 2009. – N 2. – С. 41–43. (Материалы для проведения урока)

37. Ясинская С. Г. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» на уроках литературы. Обучение композиционному анализу прозаического текста. Х класс / С. Г. Ясинская // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 61–65. (Архитектоника рассказа, его строение основано на одном главном принципе: повторении, которым пронизан весь текст)

1. Об истории работы над иллюстрациями к изданию рассказа «Каштанка» 1903 года см. на сайте «Литература для школьников». (вернуться)

Спать хочется, анализ рассказа Чехова

Владеете ли вы информацией о том, какие заболевания есть у ваших учеников?

Да, эта информация доступна всем педагогам школы

Да, но только касаемо детей класса, которым я руковожу

Нет, это конфиденциальная информация

Нет, мне это не нужно

Всего проголосовало: 63

Текущий номер

Каждый из нас приходит к главной формуле жизни, проделав свой путь в тысячу ли

номер 08, от 25 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Сегодня школьная программа чрезмерно перегружена и не дает ученикам цельного представления о мире и многомерности человека. Академические дисциплины в учебном плане искусственно разделены, а линии отрыва произвольны. Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее», ищет ответ на вопрос, как готовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире.

В чем ценность конкурса «Успешная школа»? Что происходит с российским обществом сегодня? Связана ли отставка Ольги Васильевой с критикой проектов ФГОС на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ? На эти и другие вопросы в интервью «Учительской газете» ответил глава комиссии СПЧ по образованию и науке, академик РАО Александр Асмолов.

Уметь планировать свои действия, не упускать детали и видеть главное в огромном потоке информации – важный навык для современного учителя. Без планирования рабочий день превращается в клубок событий, которые пересекаются, мешают друг другу, а иногда и отменяются. Андрей Сиденко делится инструментами, которые помогают ему держать фокус на главных вещах, успевать больше и не опаздывать на важные встречи.

Дети ездят в школу на беспилотных автобусах. Роботы стирают, гладят и складывают белье. Астронавты открывают первую колонию на Марсе. Такова реальность завтрашнего дня. И дети XXI века станут теми, кто воплотит смелые фантазии в жизнь, а учителям предстоит направить умения и таланты подрастающего поколения в нужное русло. Станислав Секретов подготовил обзор книжных новинок, главный герой которых – наше будущее.

Наши приложения

«Учительская газета», №48 от 25 ноября 2008 года

Перечеркнутая жизнь

Урок внеклассного чтения в 7-м классе

Тема: Мастерство изображения внутреннего мира персонажа в рассказе Антона Павловича Чехова «Спать хочется». Учительская газета

Эпиграф: «. Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор» (А.П. Чехов).

Методические приемы: Эвристическая и аналитическая работа по тексту рассказа, дискуссия по предлагаемым учителем вопросам.

Оборудование урока: фото из книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», репродукции картин В. Перова «Тройка» и В. Маковского «Свидание».

Беседа с классом

Учитель: С именем Антона Павловича Чехова вы, конечно, знакомы. Какие произведения вы изучали в школе, читали самостоятельно? Какое у вас сложилось впечатление о манере, стиле, языке писателя?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом

А.П. Чехова, который отличается от известных вам юмористических чеховских произведений и, надеюсь, изменит ваше представление о писателе, откроет вам иную, не юмористическую сторону его творчества.

Итак, название рассказа очень мирное, а случай, описанный в произведении, страшный, трагический.

Давайте вспомним, о чем говорится в рассказе.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу произведения, хочу спросить вас, однозначно ли прочитывается рассказ? Можно ли с твердой уверенностью сказать, кто виноват в смерти младенца? Какие чувства, эмоции вызывает у вас главная героиня?

Обращаю вас к эпиграфу урока. Призываю и вас быть вдумчивыми, не спешить произнести свой приговор.

Учитель: Давайте попробуем разобраться, чем мы будем сегодня заниматься. В первую очередь хотелось бы, чтобы вы, говоря о Варьке, опирались не только на авторский текст, но и на собственные впечатления, ведь героиня — ваша ровесница.

Задача 1. Создать собственное истолкование образа Варьки. Мы знаем, что убийство ребенка совершила Варька, но однозначно ли мы осуждаем героиню?

Задача 2. Оправдываем мы девочку или осуждаем, во многом зависит от мнения писателя. И хотя Чехов — писатель не прямолинейный, избегающий ярлыков и штампов, его отношение во многом раскрывается в специфике выражения внутреннего мира персонажей. То есть нам надо осмыслить особенности изображения психологии героя.

Задача 3. Выявить особенности чеховского изображения внутреннего мира персонажей.

Беседа с классом

Учитель: Исходя из сформулированных нами задач мы и будем строить наше сегодняшнее исследование. Давайте разберемся: как Варька очутилась в доме сапожника? Почему она отдана в услужение?

В XIX веке социальное явление «служение в людях» было широко распространено. Многих детей отдавали в услужение, так как они становились обузой для своей семьи; им необходимо было овладевать ремеслом и в дальнейшем устраивать свою судьбу.

Жизнь «в людях» была крайне тяжелой, так как дети, будучи бесправными, полностью зависимыми от хозяев, не могли оказывать сопротивление.

У вас на партах лежат фото из книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», репродукции картин Василия Перова «Тройка» и Владимира Маковского «Свидание». Посмотрите на лица этих детей. Печать покорности и обреченности лежит на них. Лишенные родительской заботы и ласки, раздавленные тяжелой физической работой, эти дети слишком рано взрослели.

Девочкам «в людях» жилось труднее, потому что их брали в качестве прислуги, ничему не обучали, а шансы устроиться в будущем были ничтожно малы. Тяжкая женская доля постигалась девочками сызмала.

Из числа этих несчастных детей и героиня рассказа «Спать хочется».

Беседа с классом

Учитель: Какой промежуток охватывает время действия рассказа?

Дети: Две ночи и один день, то есть чуть больше суток.

Учитель: Почему у нас, читателей, возникает ощущение, что в эти сутки с небольшим писатель уместил почти всю жизнь тринадцатилетней Варьки?

Дети: Таких дней и ночей было много. Бесконечная повторяемость одного и того же изо дня в день, из ночи в ночь, мучительное однообразие жизни показаны как пытка.

Учитель: Часто говорят о том, что рассказы Чехова бессобытийны и бесперспективны. Как вы думаете, можно ли это утверждение приложить к рассказу «Спать хочется»?

Дети: О бессобытийности говорить нельзя, так как события есть: смерть отца Варьки, смерть младенца. Но есть бесперспективность, так как у девочки нет будущего.

Учитель: Почему, по-вашему, героиня не задумывается о будущем?

Дети: Быт и бессонница притупили сознание девочки. Все волевые усилия Варьки направлены на то, чтобы не уснуть, а об остальном, в том числе и о будущем, она не думает.

Исследовательская работа (анализ текста в группах)

Учитель: Чтобы понять особенности внутреннего состояния главной героини, нам необходимо провести небольшое исследование, которое вы будете проводить в группах.

1-я группа — работа с портретом.

2-я группа — работа с пейзажем.

3-я группа — работа с интерьером.

4-я группа — работа с речью персонажей.

Задание группам: необходимо выбрать и подчеркнуть в тексте детали портрета, пейзажа, интерьера и речевой характеристики, которые создают образ героини.

Результат работы групп

1-я группа. Портрет дан скупо. Старушечья поза, ничего не выражающие глаза, одеревеневшие лицо и шея — все это свидетельствует о том, что Варька перестает ощущать себя живой, усыхает (чувствует, что голова — «булавочная головка»), опредмечивается, постепенно умирает, так что жизни в ней практически нет.

2-я группа. Пейзаж присутствует лишь во сне, в воспоминаниях девочки. Природа была в прежней жизни девочки (светлый березовый лес, ясное хорошее утро). Но после смерти отца мир темнеет, начинает сужаться (описание мрачной дороги в город). Темный лес по краям дороги символизирует тяжелые жизненные обстоятельства, которые гонят девочку в город. Прежний светлый мир сузился до грязного шоссе.

3-я группа. Интерьер — свидетельство того, как узок мир Варьки и как скудна ее жизнь. Все сведено в одну комнату, в замкнутое пространство которой не проникает ничего хорошего. Комнатка — символ души девочки, ее жизни. Семь раз в тексте повторяется значимая деталь — «веревка, тени от панталон и пеленок, зеленое пятно от лампадки». Акцентируя наше внимание на веревке, Чехов подводит к мысли, что жизнь девочки перечеркнута.

Рисунок на доске:

Чехов упоминает еще один элемент сужения мира. (Калоша.) Как вы думаете, почему девочка хочет спрятаться в калоше, от кого?

4-я группа. Речь Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельную. Бессловесность говорит о ее безликости. Вся речь принадлежит ее хозяевам (сплошь приказы, побудительные предложения, 12 глаголов повелительного наклонения, крайне грубые обращения, нет ни одного вопроса, в котором бы выражалось человеческое участие).

Можно ли говорить о духовности девочки, когда для хозяев она просто механизм?

Итоги аналитической работы

Запись на доске: «В рассказе идет речь о двух убийствах: убийстве ребенка и убийстве души девочки» (В. Теуш).

Учитель: Исходя из результатов нашего исследования, можно ли согласиться, что душу Варьки убили?

Беседа с классом

Учитель: В первую ночь девочка вспоминает отца, мать, путь в город. Как вы думаете, почему во вторую ночь этих воспоминаний нет?

Дети: Сознание концентрируется на одном: не уснуть.

Учитель: Что утрачивается вместе с памятью?

Дети: Слух, зрение, рассудок.

Учитель: Как воспринимает Варька плач ребенка в первую ночь? А во вторую?

Дети: Сначала он раздражает и мешает спать, а потом воспринимается как «враг, который мешает жить».

Учитель: Почему Варька решает убить?

Дети: Исчерпаны физические и духовные силы.

Учитель: Осознает ли она свой поступок?

Дети: Нет, так как практически сошла с ума от вынужденного бодрствования.

Творческая работа (письменная)

А.П. Чехов заканчивает рассказ многоточием, предоставляя читателю решать, что было с героиней дальше. Попробуйте домыслить рассказ и напишите к нему окончание (несколько предложений).

Творческая работа (устная)

Среди возможных финалов вы назвали суд над девочкой. Да, юридически она виновна. Но если бы вам довелось присутствовать на судебном заседании в качестве адвоката или члена суда присяжных, какие аргументы вы привели бы в оправдание Варьки? Подготовьте небольшую защитную речь.

Подведение итогов урока

Давайте вернемся к началу урока и вспомним поставленные нами задачи. Необходимо заполнить таблицу — ответить на вопросы.

Учитель: В заключение мне хотелось бы, чтобы вы задумались над тем, что у вас есть, сравнили себя с героиней чеховского рассказа и поняли, что нужно ценить и беречь то, что вам дано: семью, возможность учиться, свободное время, сон, наличие друзей — все, что в привычном беге дней кажется обычным, банальным.

Написать мини-сочинение «Что нового мне открылось в творчестве А. П.Чехова».

Анна АНТОНЕВИЧ, учитель русского языка и литературы средней школы №24, финалист конкурса «Учитель года России-2007», Иваново

«Спать хочется», анализ рассказа Чехова

Трагедия ребенка во взрослом мире

«Правдив до иллюзии» — такой анализ мучительному тупику, в котором оказалась тринадцатилетняя девочка-служанка Варька, дал Лев Толстой. В краткой форме рассказа Чехов сумел показать всю психологическую драму Варьки. По первому впечатлению кроткой и услужливой, но доведенной непреодолимым желанием спать до отчаяния и впоследствии до преступления.

Известно, что этот рассказ был написан Антоном Павловичем за полдня. А, между тем, здесь продемонстрированы: высочайшее мастерство передачи душевного состояния героини, скульптурная выразительность слова, фразы и речевых оборотов. Искусство литературной детали в рассказе просто совершенно.

Читатель воспринимает сюжет произведения на высоком эмоциональном уровне. Он зримо представляет, как Варьке снятся «темные облака…», а потом «вороны и сороки», которые «кричат как ребенок», «галоши хозяина» растут у нее в руках и затягивают ее голову и колыбель с младенцем. Хозяйка без конца дает девочке новые поручения. Измученная бессонницей, Варька находит спасение даже в этой беготне, потому что «когда бежишь, меньше спать хочется».

Кульминация рассказа последовательно вытекает из воспоминаний героини о своем безрадостном детстве. Что она видела хорошего? Отец умер в страшных муках. Они с матерью отправились «наниматься». А у прислуги разве жизнь? Сутками напролет одно и то же. Варька, покачай ребенка! Варька, вымой пол! Варька, поставь самовар!

Чехов – отличный знаток детской души, поскольку и сам не был избалован жизнью в том «счастливом» возрасте. Ему понятно ужасное состояние героини, в которое она попала. Поэтому писатель не может строго судить Варьку за ее ужасный поступок. Он лишь с сожалением констатирует факт преступления, заканчивает рассказ там, где дальнейшая ужасная судьба девочки, по сути, только начинается. Что ее ждет? Если не мгновенная месть хозяев, то карающая рука Закона. Скорее всего — и то, и другое.

Варька задушила ребенка, улыбаясь. Это явное свидетельство, что на какое-то мгновение разум измученной девочки помутился, не выдержал испытания непосильным трудом и бессонницей. После изнурительной работы сутками, ее организм хочет только одного – выспаться любой ценой. Мешает этому желанию без конца орущий ребенок, которого пришлось заставить замолчать.

Написанный в 1988 году, рассказ вошел в сборник «Хмурые люди». Еще при жизни Чехова «Спать хочется» перевели на сербохорватский, румынский, немецкий, финский, чешский и болгарский языки.

Помимо анализа рассказа «Спать хочется» прочитайте другие сочинения по произведениям Чехова:

Спать хочется. Чехов Антон Павлович

Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет:

Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку… Когда лампадка начинает мигать, пятно и тени оживают и приходят в движение, как от ветра. Душно. Пахнет щами и сапожным товаром.

Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.

– Баю-баюшки-баю, – мурлычет она, – тебе кашки наварю…

В печке кричит сверчок. В соседней комнате, за дверью, похрапывают хозяин и подмастерье Афанасий… Колыбель жалобно скрипит, сама Варька мурлычет – и все это сливается в ночную, убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься в постель. Теперь же эта музыка только раздражает и гнетет, потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя; если Варька, не дай бог, уснет, то хозяева прибьют ее.

Лампадка мигает. Зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут в полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки и в ее наполовину уснувшем мозгу складываются в туманные грезы. Она видит темные облака, которые гоняются друг за другом по небу и кричат, как ребенок. Но вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперед какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман видны леса. Вдруг люди с котомками и тени падают на землю в жидкую грязь. «Зачем это?» – спрашивает Варька. «Спать, спать!» – отвечают ей. И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребенок, и стараются разбудить их.

– Баю-баюшки-баю, а я песенку спою… – мурлычет Варька и уже видит себя в темной, душной избе.

На полу ворочается ее покойный отец Ефим Степанов. Она не видит его, но слышит, как он катается от боли по полу и стонет. У него, как он говорит, «разыгралась грыжа». Боль так сильна, что он не может выговорить ни одного слова и только втягивает в себя воздух и отбивает зубами барабанную дробь:

Мать Пелагея побежала в усадьбу к господам сказать, что Ефим помирает. Она давно уже ушла, и пора бы ей вернуться. Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу». Но вот слышно, кто-то подъехал к избе. Это господа прислали молодого доктора, который приехал к ним из города в гости. Доктор входит в избу; его не видно в потемках, но слышно, как он кашляет и щелкает дверью.

– Засветите огонь, – говорит он.

– Бу-бу-бу… – отвечает Ефим.

Пелагея бросается к печке и начинает искать черепок со спичками. Проходит минута в молчании. Доктор, порывшись в карманах, зажигает свою спичку.

– Сейчас, батюшка, сейчас, – говорит Пелагея, бросается вон из избы и немного погодя возвращается с огарком.

Щеки у Ефима розовые, глаза блестят и взгляд как-то особенно остр, точно Ефим видит насквозь и избу и доктора.

– Ну, что? Что ты это вздумал? – говорит доктор, нагибаясь к нему. – Эге! Давно ли это у тебя?

– Чего-с? Помирать, ваше благородие, пришло время… Не быть мне в живых…

– Полно вздор говорить… Вылечим!

– Это как вам угодно, ваше благородие, благодарим покорно, а только мы понимаем… Коли смерть пришла, что уж тут.

Доктор с четверть часа возится с Ефимом; потом поднимается и говорит:

– Я ничего не могу поделать… Тебе нужно в больницу ехать, там тебе операцию сделают. Сейчас же поезжай… Непременно поезжай! Немножко поздно, в больнице все уже спят, но это ничего, я тебе записочку дам. Слышишь?

– Батюшка, да на чем же он поедет? – говорит Пелагея. – У нас нет лошади.

– Ничего, я попрошу господ, они дадут лошадь.

Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу»… Спустя полчаса к избе кто-то подъезжает. Это господа прислали тележку, чтобы ехать в больницу. Ефим собирается и едет…

Но вот наступает хорошее, ясное утро. Пелагеи нет дома: она пошла в больницу узнать, что делается с Ефимом. Где-то плачет ребенок, и Варька слышит, как кто-то ее голосом поет:

– Баю-баюшки-баю, а я песенку спою…

Возвращается Пелагея; она крестится и шепчет:

– Ночью вправили ему, а к утру богу душу отдал… Царство небесное, вечный покой… Сказывают, поздно захватили… Надо бы раньше…

Варька идет в лес и плачет там, но вдруг кто-то бьет ее по затылку с такой силой, что она стукается лбом о березу. Она поднимает глаза и видит перед собой хозяина-сапожника.

– Ты что же это, паршивая? – говорит он. – Дитё плачет, а ты спишь?

Он больно треплет ее за ухо, а она встряхивает головой, качает колыбель и мурлычет свою песню. Зеленое пятно и тени от панталон и пеленок колеблются, мигают ей и скоро опять овладевают ее мозгом. Опять она видит шоссе, покрытое жидкою грязью. Люди с котомками на спинах и тени разлеглись и крепко спят. Глядя на них, Варьке страстно хочется спать; она легла бы с наслаждением, но мать Пелагея идет рядом и торопит ее. Обе они спешат в город наниматься.

– Подайте милостынки Христа ради! – просит мать у встречных. – Явите божескую милость, господа милосердные!

– Подай сюда ребенка! – отвечает ей чей-то знакомый голос. – Подай сюда ребенка! – повторяет тот же голос, но уже сердито и резко. – Спишь, подлая?

Варька вскакивает и, оглядевшись, понимает, в чем дело: нет ни шоссе, ни Пелагеи, ни встречных, а стоит посреди комнатки одна только хозяйка, которая пришла покормить своего ребенка. Пока толстая, плечистая хозяйка кормит и унимает ребенка, Варька стоит, глядит на нее и ждет, когда она кончит. А за окнами уже синеет воздух, тени и зеленое пятно на потолке заметно бледнеют. Скоро утро.

– Возьми! – говорит хозяйка, застегивая на груди сорочку. – Плачет. Должно, сглазили.

Варька берет ребенка, кладет его в колыбель и опять начинает качать. Зеленое пятно и тени мало-помалу исчезают, и уж некому лезть в ее голову и туманить мозг. А спать хочется по-прежнему, ужасно хочется! Варька кладет голову на край колыбели и качается всем туловищем, чтобы пересилить сон, но глаза все-таки слипаются, и голова тяжела.

– Варька, затопи печку! – раздается за дверью голос хозяина.

Значит, уже пора вставать и приниматься за работу. Варька оставляет колыбель и бежит в сарай за дровами. Она рада. Когда бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении. Она приносит дрова, топит печь и чувствует, как расправляется ее одеревеневшее лицо и как проясняются мысли.

– Варька, поставь самовар! – кричит хозяйка.

Варька колет лучину, но едва успевает зажечь их и сунуть в самовар, как слышится новый приказ:

– Варька, почисть хозяину калоши!

Она садится на пол, чистит калоши и думает, что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней немножко… И вдруг калоша растет, пухнет, наполняет собою всю комнату, Варька роняет щетку, но тотчас же встряхивает головой, пучит глаза и старается глядеть так, чтобы предметы не росли и не двигались в ее глазах.

– Варька, помой снаружи лестницу, а то от заказчиков совестно!

Варька моет лестницу, убирает комнаты, потом топит другую печь и бежит в лавочку. Работы много, нет ни одной минуты свободной.

Но ничто так не тяжело, как стоять на одном месте перед кухонным столом и чистить картошку. Голову тянет к столу, картошка рябит в глазах, нож валится из рук, а возле ходит толстая, сердитая хозяйка с засученными рукавами и говорит так громко, что звенит в ушах. Мучительно также прислуживать за обедом, стирать, шить. Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать.

День проходит. Глядя, как темнеют окна, Варька сжимает себе деревенеющие виски и улыбается, сама не зная чего ради. Вечерняя мгла ласкает ее слипающиеся глаза и обещает ей скорый, крепкий сон. Вечером к хозяевам приходят гости.

– Варька, ставь самовар! – кричит хозяйка.

Самовар у хозяев маленький, и, прежде чем гости напиваются чаю, приходится подогревать его раз пять. После чаю Варька стоит целый час на одном месте, глядит на гостей и ждет приказаний.

– Варька, сбегай купи три бутылки пива!

Она срывается с места и старается бежать быстрее, чтобы прогнать сон.

– Варька, сбегай за водкой! Варька, где штопор? Варька, почисть селедку!

Но вот наконец гости ушли; огни тушатся, хозяева ложатся спать.

– Варька, покачай ребенка! – раздается последний приказ.

В печке кричит сверчок; зеленое пятно на потолке и тени от панталон и пеленок опять лезут в полуоткрытые глаза Варьки, мигают и туманят ей голову.

– Баю-баюшки-баю, – мурлычет она, – а я песенку спою…

А ребенок кричит и изнемогает от крика. Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. Она все понимает, всех узнает, но сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает ее по рукам и по ногам, давит ее и мешает ей жить. Она оглядывается, ищет эту силу, чтобы избавиться от нее, но не находит. Наконец, измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить.

Этот враг – ребенок.

Она смеется. Ей удивительно: как это раньше она не могла понять такого пустяка? Зеленое пятно, тени и сверчок тоже, кажется, смеются и удивляются.

Ложное представление овладевает Варькой. Она встает с табурета и, широко улыбаясь, не мигая глазами, прохаживается по комнате. Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от ребенка, сковывающего ее по рукам и ногам… Убить ребенка, а потом спать, спать, спать…

Смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: