Современные басни крылова

16+

Конспект открытого урока по литературному чтению МАОУ гимназия № 16 «Интерес»
4 «а» класс, учитель Лунина Т.А.
Тема: «Басни И.А. Крылова. «Ворона и лисица»
Урок-игра «Басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»

Форма урока: урок-игра
Цели: в игровой форме обобщение, углубление и закрепление знаний учащихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»; развитие в учениках способности размышлять, правильно, с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров, обучение работе в группе; воспитание интереса к чтению, доброго и чуткого отношения к окружающим.
Оборудование: портрет И.А.Крылова и его книги, выставка иллюстраций к басням, тесты, маски и реквизит для инсценирования.
Ход урока:
1. Орг. момент
— Прозвенел долгожданный звонок
Начинается урок!
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Сообщение темы и целей урока
— Ребята, подумайте и догадайтесь, о ком я сейчас прочту эти строки:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А. Вяземский.
-О ком эти строки? (И. А. Крылов)
— Правильно. Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца. Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.
— Мы с вами уже встречались с баснями великого баснописца И.А. Крылова. Давайте вспомним их.
3. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают басни наизусть (2-3 ученика).
— Хорошо, молодцы.
— Ребята замечательно прочитали басни, а теперь, чтобы все попробовали угадать басню, мы проведем викторину. (Один ученик читает, другие – отгадывают).
Викторина.
«Вперед, чужой беде не смейся, Голубок». («Чиж и Голубь»)
«Очки не действуют никак.
Тьфу, пропасть! – говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак». («Мартышка и очки»)
«Ты все пела? Это дело:
Так, поди же попляши!» («Стрекоза и муравей»)
«Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!» («Слон и Моська»)
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь». («Квартет»)
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»)
«Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут». («Свинья под дубом»)
— Молодцы.
4. Физкультминутка
5. Работа над новым материалом
Что же такое басня?
(Чтение хором с доски)
Басня – краткий стихотворный (а иногда и прозаический) рассказ – аллегория нравоучительной направленности. Нравоучительность басни наставляет читателя того или иного события, иронически или сатирически высмеивает дурные поступки и явления. Героями басен являются звери, растения.
6. Игра с предметами
— У меня на столе стоят разные предметы. Перечислим их. (Дерево, обезьяна, очки, сыр, свинья).
— Давайте найдем героев той или иной басни. (Выходят 2 человека, выбирают предметы, называют басню). («Мартышка и очки», «Свинья под дубом»).
— А у меня на столе остался один предмет (сыр). Из какой он басни и чего или кого не достает для этой басни. Дерево, сидит птица. Не хватает кого? (Лисы)
7. Получилась басня «Ворона и лисица» И.А. Крылова.
— А теперь попробуем сами быть артистами. (Инсценировка басни).
— Расскажут нам басню: Вольфина Наташа, Миншакирова Карина, Жикина Алена и Дорощук Саша.
— Молодцы, ребята.
8. Физминутка
9. Работа с учебником с. 43.
Сравнение басни И.Крылова с басней Эзопа «Ворон и лисица» (чтение басни Эзопа «Ворон и лисица»).
— Что общего в этих баснях двух разных авторов?
(Общее – птица ворон, ворона, взаимоотношения животных. Общая мораль – нельзя быть глупой и доверчивой. Необходимо понимать, где ложь, а где правда).
— А в чем различие?
(Различие – Басня И.Крылова написана в стихотворной форме, а басня Эзопа – в прозе).
10. Чтение басни цепочкой
— Находим мораль басни. Читаем мораль хором.
— Словарная работа.
Толковый словарь: лесть-лицемерие, угодливое восхваление; похвала не соответствующая истине, взгромоздясь, позадумалась – призадумалась; близехонько – близко; сыр пленил – привел в восторг; в зобу дыханье сперло – перехватило дыхание, не хватает воздуха; плутовка – плут).
11. По басням И.Крылова поставлены мультфильмы. Вы их помните : «Пластилиновая ворона», рисованный мультфильм по басне И.Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей» и др.
И.А. Крылов написал более двухсот басен.
— Сейчас мы попробуем сами стать аниматорами.
— Кто такой аниматор? (Это художник, рисующий животных).
— Игра «Попробуй нарисуй» эскиз к басне. (Класс делится на группы, каждая группа рисует свою басню).
— Капитаны команд выполняют тестовые задания:
1. Басня – это:
а) Юмористическое стихотворение;
б) Сатирический рассказ;
в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение.
2. По глаголам определите басню
Думая, залезть, попал, поднялся, почуял, залились, рвутся, кричат, бегут.
а) «Волк на псарне»;
б) «Мартышка и очки»;
в) «Волк и ягнёнок».
3. Кто сказал «Вперёд чужой беде не смейся…”:
а) Ворона;
б) Голубь;
в) Чиж.
4. Героиня, которая увидела «в зеркале образ свой..”:
а) Мартышка;
б) Лисица;
в) Свинья.
5. Какой литературный прием использован Крыловым в названии басен: «Слон и Моська», «Волк и ягнёнок».
а) гипербола;
б) антитеза;
в) олицетворение.
6. У кого к зиме » Под листком был готов и стол и дом”:
а) Рак;
б) Муравей;
в) Стрекоза.
7. Она осталась без обеда, польстившись на лесть:
а) Ворона;
б) Моська;
в) Лисица.
8. Кто без драки «Хочет попасть в большие забияки”?:
а) Лисица;
б) Моська;
в) Ягненок.
9. Один из героев, который «везти с поклажей воз взялся”?:
а) Слон;
б) Косолапый Мишка;
в) Рак.
10. Кого «По улицам водили, как будто на показ”?:
а) Слона;
б) Осла;
в) Козла.

12. Подведение итогов (подсчет баллов на доске).
— И.А.Крылов умер на 70 году жизни, написав более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни, современны и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке. Почему такое происходит: сюжеты не устаревают, а басни нам интересны?
Расскажите, узнаваемы ли в наше время персонажи крыловских басен? Какие недостатки человеческого характера высмеивает Крылов в баснях?
Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.
В чем же секрет басен Крылова И.А.? Они написаны простым языком, интересные, воздействуют – не хочется быть похожими на героев.
Докажите, что современному школьнику необходимо прочитать басни И. А. Крылова.
— Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что басни Крылова актуальны и в наше время.

13. Рефлексия
— Вспомните слова индийского поэта Калидоса: «Взгляни на этот день! Ведь в нем заключена жизнь. В его коротком отрезке мы найдем все: и блаженство роста, и великолепие действия, и великие достижения». Получилось ли? Довольны ли вы своей работой на уроке?
— Как бы вы оценили свою работу на уроке:
кто работал в полную силу, кто работал хорошо, а кто мог бы работать ещё лучше?

14. Выставление оценок и награждение победителей

Современные басни крылова

Самым крупным выразителем сатирической линии в развитии русской поэзии был Крылов. Он сложился как писатель задолго до романтической эпохи и разделял многие положения просветительской идеологии. Крылов был сторонником изображения человека в рамках тех социальных отношений, которые характеризуют данное общество. Характер человека зависит от его социальной роли в общественном устройстве и может быть понят только в соответствии с этой ролью. Этим принципам Крылов остался верен до конца.

До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению (и тут он далеко не одинок), преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания.

Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история «не послушалась» просветителей, почему она обманула их надежды?

В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы.

Опыт французской революции и Просвещения отразился, например, в басне «Лягушки, просящие Царя». Лягушки сами не знают, чего они хотят. Они исходят не из своего практического опыта, а из теоретических представлений, которые кажутся им разумными. Однако реальная жизнь опровергает их теории. Лягушкам кажется, что с царем они заживут прекрасно, но на проверку выходит, что они приговорили себя к жесточайшему террору («нынешний их Царь глотает их, как мух», «им нельзя. Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно. «).

Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписаниям людей, что попытки навязать истории некие «разумные» требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.

Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.

В басне «Пруд и река» Пруд, ведя беззаботную жизнь, погруженный в пустое философствование, осуждает Реку, занятую делом:

– А, философствуя, ты помнишь ли закон? Река на это отвечает, Что свежесть лишь вода движеньем сохраняет.

Итак, человек обязан – на то ему и дан разум – применять его, а не застывать в неподвижности, подобно Пруду. Закон жизни – движение, а не леность ума и сердца. Разуму надо лишь отвести должное, подобающее место в человеческой деятельности, не преуменьшая и не преувеличивая его возможностей. Позиция Крылова – исключение крайностей. Он против как ленивых Прудов, неразумных мудрецов («Ларчик»), так и против «дерзновенных умов», действующих наперекор реальности.

На протяжении истории, считает баснописец, складываются этические представления людей. Они вырабатываются в их деятельности. Поэтому в качестве критерия оценки всего социального устройства Крылову служат те моральные принципы, которые сформировались в многовековом опыте народа. Крылов в своих баснях отдает явное предпочтение «низам», а не «верхам», («Листы и Корни» и другие басни). По его мнению, фундамент национальной жизни построен трудом народа, а следовательно, мораль народа наиболее ясно выражает его понятие о жизни и об обществе. К этическому опыту народа Крылов постоянно обращается с помощью пословиц, поговорок, в которых народная мудрость закреплена в отточенной афористической форме.

Пользуясь морально-нравственными критериями, сложившимися в народной среде, Крылов подвергает критике современный ему социальный строй. В целом, с его точки зрения, отношения внутри дворянского общества не согласуются с народной нравственностью, они противоречат ей. Однако Крылов полагает, что, каким бы данный общественный механизм ни был, он явился результатом исторического развития, и его недостатки могут быть изжиты только на почве дальнейшей его эволюции. Содействовать этому призваны все сословия.

Предметом художественного постижения в баснях Крылова стала обыденная, исторически возникшая жизнь нации, в басенную сатиру Крылова мощным потоком хлынуло народное просторечие. Тем самым был восполнен пробел карамзинской реформы литературного языка и «школы гармонической точности», как назвал Пушкин поэзию Жуковского и Батюшкова. Крылов высветил народные этические нормы, продвинул вперед самосознание нации и обогатил литературный язык формами устной народной речи.

Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Обобщение знаний о жанре литературы — басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно — рабочим картам.

Скачать:

Вложение Размер
sravnitelnyy_analiz_basen_ezopa_i_krylova.docx 27.41 КБ
informacionno-rabochie_karty.docx 12.89 КБ
reklamnyy_prospekt_uroka.doc 96.5 КБ
prezentaciya_k_uroku_sravnitelnyy_analiz_basen_ezopa_i_krylova.pptx 167.91 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс (система Л. В. Занкова)

Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова.
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе

обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях;

учить детей наблюдать, сравнивать

развивать творческие способности уч-ся;

обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;

воспитывать высокие моральные качества;

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение 3 класс», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для уч-ся, рисунки и творческие работы учеников

  1. Проверка готовности детей к уроку.
  2. Подготовка уч-ся к работе по теме урока.

— Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»

— Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.

— У вас на столах лежат информационно-рабочие карты .

Найдите I блок – тест. Приступаем к его выполнению.

I вариант находит сведения, относящиеся к Эзопу,

II вариант – к И. А. Крылову

(Слайды теста – презентация)

а) в 13- 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э .

а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани

а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана

а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб

б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами

в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

— Давайте проверим вашу работу:

I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб. )

II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в 18-19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)

— Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?

— да, ребята, оба эти человека были великими баснописцами (слово басн о писец выносится на доску)

— Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)

— Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.

— Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие) ≈ 10 ‘ -12 ‘

-Поможет нам в этом план сравнения басен в ваших информационно-рабочих картах.

Прочитайте II блок.

План сравнения басен:

  1. Название басни.
  2. Время написания.
  3. Форма написания (стихотворная, прозаическая)
  4. Композиция ( сюжет, мораль)
  5. Характеры героев.

— Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в басне Эзопа «Волк и ягнёнок».

-Давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп. (Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок»)

-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» в исполнении по ролям. (Чтение басни детьми по ролям)

— Приступим к исследованию. (на слайде)

  1. — Сопоставьте название басен. (название одинаковое)
  2. — А время написания? (первая басня- 6 в. до н. э., а вторая басня -18 век)
  3. — Форма изложения? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
  4. — Говоря о басне, мы отмечаем, что в ней есть мораль, которая находится в начале или концовке. Мы можем сравнить композиции этих басен?

— Где в басне Эзопа находится мораль? ( в конце басни ),

а у Крылова? ( в начале басни )

— Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? ( сильный всегда прав )

— Ребята, я вам сейчас покажу рисунок художника Рачова. Как вы считаете, художник иллюстрировал басню Эзопа или Крылова? (Крылова. Потому что у Крылова животные больше похожи на человека)

— Да, герои басен Эзопа больше близки животному миру. Но и в одной и в другой басне есть аллегория (иносказание) ( слово аллегория выносится на доску)

  1. Близки животному миру. Близки миру людей.

— За пороками животных мы видим человеческие пороки. Обратимся к III блоку ваших информационно-рабочих карт .

— Подчеркните красным карандашом слова, обозначающие людские пороки, которые высмеяны обоими баснописцами в образе волка. (работа в информационных картах)

(расчётливость, властолюбие, высокомерие, льстивость, грубость, хамство, жестокость, хитрость)

— Посмотрите, в ваших картах остались неподчеркнутые слова. Прочитайте их. (расчётливость, льстивость, хитрость)

— Давайте вспомним, какое животное в РНС наделено такими чертами характера? (лиса)

-Посмотрим такова ли лисица в изображении Эзопа и Крылова.

— Читаем басню Эзопа «Ворон и лисица» .(чтение басни Эзопа)

— А теперь послушаем басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» в лицах. (исполнение басни по ролям)

— Продолжим нашу исследовательскую работу.

  1. — Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
  2. -Время написания? ( разное: 6 век до н. э. , 18 век)
  3. — Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
  4. — Где в басне Эзопа находится мораль? ( в конце басни ).

А в басне Крылова? ( в начале басни )

— Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают).

  1. А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев ).
  1. Итог урока.

— Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крылов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»?

— Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.

— Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы. Подчеркните зелёным карандашом в IV блоке информационно – рабочих карт слова, обозначающие положительные черты характера человека.

(жадность, воспитанность , глупость, доброта, справедливость, отзывчивость , лень, вежливость, правдивость, трусость)

— Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.

— Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)

— Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)

— К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню? (Да)

— К сегодняшнему уроку я предложила Кончиц Ксении попробовать себя в роли баснописца. Давайте послушаем, что у неё получилось.

— Чему же учит басня Ксении?

— Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова? Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим?

— Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.

— С каким настроением, ребята, вы покидаете урок?

VI. Домашнее задание: подготовить для выразительного чтения другие басни Эзопа и Крылова.

Предварительный просмотр:

Информационно – рабочая карта

ученика 3а класса ______________________________

План сравнения басен:

  1. Название басни.
  2. Время написания.
  3. Форма написания (стихотворная, прозаическая)
  4. Композиция ( сюжет, мораль)
  5. Характеры героев.

Расчётливость, властолюбие, высокомерие, льстивость, грубость, хамство, жестокость, хитрость

Жадность, воспитанность, глупость, доброта, справедливость, отзывчивость, лень, вежливость, правдивость, трусость

Предварительный просмотр:

Дата: 20 октября 2011 года

Место проведения: МОУ СОШ № 39 г. Брянска

Класс: 3 а (обучение по УМК «Развивающая система Л. В. Занкова»)

Учитель: Маркина Елена Ивановна

Предмет: литературное чтение

Тип урока : урок — исследование

Тема: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

  • обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях;
  • учить детей исследовать, наблюдать, сравнивать
  • развивать творческие способности уч-ся;
  • обогащать словарный запас учеников,
  • учить бережно обращаться со словом;
  • воспитывать высокие моральные качества

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядный, аналитический, синтетический, индуктивный, дедуктивный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, тестирование, информационно-коммуникационная

1.Повышение интереса к предмету.

2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.

3. Осознание необходимости высоких моральных качеств в общении с другими.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1. Жил: а) в 13 – 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э.

2. Родился: а) В Москве б) Во Фригии в) В Астрахани

3. В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана

4. Внешний вид: а) Брюхо вспученное, голова, как котёл, губы толстые, на спине горб б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

I вариант 1в 2б 3а 4а Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котел, губы толстые, на спине горб.

II вариант 1б 2а 3в 4б И. А. Крылов жил в 18 – 19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузный, с большими бакенбардами.

Басня – это короткий ___________, героями которого являются __ ________________ , а подразумеваются _ _____________ _, их ___________________________. В баснях высмеиваются __________________ людей: ____________________________________ _________________________________________ В начале или конце басни содержится нравоучение — рассказ животные люди поступки, поведение недостатки злоба, грубость, жестокость, зависть, жадность, лень и др. мораль

Название одинаковое «Волк и ягнёнок» Эзоп И. А. Крылов Название одинаковое «Волк и ягнёнок» Написана в VI веке до н. э. Написана в 18 веке Форма изложения прозаическая Форма изложения поэтическая Мораль в конце басни Мораль в начале басни Герои близки животному миру. Прием аллегории. Герои близки миру людей. Прием аллегории.

Название одинаковое «Ворон и лисица» Эзоп И. А. Крылов Название одинаковое «Ворона и лисица» Написана в VI веке до н. э. Написана в 18 веке Форма изложения прозаическая Форма изложения поэтическая Мораль в конце басни Мораль в начале басни Детали сюжета не совпадают. Аллегория в изображении героев. Детали сюжета не совпадают. Аллегория в изображении героев.

Домашнее задание: Подготовить для выразительного чтения другие басни Эзопа и И. А. Крылова. Спасибо за урок.

Басня Ворона и лиса

Басня «Ворона и лиса» – вариант басни Крылова на новый лад – это современная басня о гигиене продуктов.

Все мы с детства знаем басню И. А. Крылова «Ворона и лисица»,

в ней рассказана история вороны, которая раздобыв где-то сыр, собиралась его съесть. Но пробегавшая мимо лиса, унюхала сыр и, начала всеми способами выманивать у вороны сыр, расхваливая ворону и уговаривая ее спеть. Ворона поддалась на лесть и, каркнув, выронила сыр, а лиса схватила сыр и была такова.

Басня «Ворона и лиса» мне понравилась, касается здорового образа жизни, так как эта басня о гигиене, а, как всем известно — здоровья без гигиены не бывает, и я представляю Вашему вниманию вариант басни на новый лад.

Однажды, следуя удаче,
Вороне обломился сыр!
Но, вот какая незадача:
Он был не свежим и без дыр.

Скосив глаза на это диво,
Не зная, как ей поступить,
Ворона морщилась брезгливо,
Но, клюв боялась разлепить.

На ту беду Лиса бежала.
Втянув ноздрями сырный дух,
Она всем телом задрожала,
И вдруг на землю прямо – плюх!

И там от хохота кататься
В листве опавшей начала:
— Ой, не могу! Держите, братцы!
Ворона! Ты с ума сошла?

Какое же сподвигло лихо
Тебя взять в клюв вот эту дрянь?
Ведь ты же не Сова- бомжиха?!
Интеллигентка! Нет, ты глянь!

И впрямь, была Ворона странным,
Но чистоплотным существом,
Питалась только ресторанным,
И не испорченным притом!

Всегда подтянута, опрятна,
Гнездо держала в чистоте,
Да и общаться с ней приятно
В лесной замшелой пустоте.

И так Вороне стало стыдно
Перед халявщицей — Лисой,
Так неприятно, так обидно –
Что клюв разжался сам собой.

Лиса протухший сыр поймала
И проглотила в два глотка:
— Хороший завтрак! Жаль, что мало!
Ну ладно, старая, пока!

Летит, не уставая, к цели
Повествования стрела.
Буквально через две недели
Лиса в мученьях умерла.

А перед смертью, если верить,
Был у неё желтушный вид.
Всему виной, сказали звери,
Известный в мире гепатит.

Мораль хотите? Непременно.
Секрета никакого нет.
Кто соблюдает гигиену –
Живёт по 200-300 лет!

Посмотрите видео и улыбнитесь!

Похожие записи:

Навигация по записям

К записи «Басня Ворона и лиса» 14 комментариев

…буквально вчера вечером вспомнилась мне эта басня, а тут — статья. девушка рассказывала мне как ей нравилось исполнять партию лисы из этой басни, когда она маленькой была и вспоминали к слову всего Крылова. Удивили! Но старая басня мне все же нравится больше.
Мой Вам +1….))))))))))))))))

Какая хорошая басня. С удовольствием прочитала, посмеялась. Спасибо

Хорошо придумано) Прочитал с интересом басню!

Я рада, что Вам понравилась басня.

Во истину мораль проста —
Не надо на халяву так бросаться.
А чтоб дожить хотя бы до 100
Здоровьем надо заниматься.

Здравствуй! Спасибо за подаренные хорошие эмоции в басне.

Не за что! Приходи еще в гости на басни, притчи, стихи и все остальное!

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали.

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали.

Ворона и начальник

Наш ворон, старый друг, нашёл опять кусочек
Такой вот вкусноты, что — от души клевать!
На ель не стал взлетать (чтоб на судьбу не жать),
Вспорхнул и плавно сел на молодой дубочек…

Недолго ждать пришлось плутовки рыжеватой…
Язык Эзопа враз Крыловым подогрев
И старую, как мир, всё ту же песню спев,
Поймала на себе взгляд сверху хитроватый…

Во взгляде был ответ:
Что будет дальше – знаем!
Минует мало лет,
Как басню вновь читаем!

«Но коли так, дружок, тогда послушай новость:
Жена твоя вчера с начальником твоим
В объятиях Любви чуть не сорвалась в пропасть.
Ей крылья подарил тогда Амур свои. »

Вот тут наш ворон: «КАР-Р-Р!»
И… хоть кричи «ПОЖАР!» —
Вся вкуснота отправилась
Лисице хитрой в дар!

Мораль (не столь печальную)
Не написать не мог:

Не каркай на начальника,
Пока во рту — кусок!

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру…»
Эзоп и Лафонтен давно известны миру.
И дедушка Крылов смог преподать своё…
Спустя столетья, вновь, всё тоже мы поём.

Уж к ворону спешит, дань отдавая предкам,
Плутовка, коль пленит, сыр на еловой ветке…

«Хотел бы ты, чтоб выборы
Мы провели в лесу?»
«Нет, пробежать ей мимо бы! —
Подумал про лису —

Должна уж понимать она,
Коль встречи стали редки!»
Как у лисы, у ворона,
Свои имелись предки.

«У нас же демократия! –
Опять лиса глаголет —
Она лесному братию
Всё высказать позволит!»

Никак не избежать судьбы.
Не умолкает глас –
«Чтоб выборы, хотелось бы,
Прошли в лесу у нас?»

Подумал ворон «Басня – миф!
Коль здесь я промолчу,
То не простит мне коллектив!»
Прокаркал – «Да, хочу!»

Лишь, пожалев о сыре, чуть,
Стал ворон рассуждать:
«Кабы прокаркал «Не хочу!»,
Всё сыра не видать!»

Старая сказка «Ворона и сыр»

Ворона набожной была,
Посты со строгостью блюла.

В час разговения, нашла
Вновь сыр, и волю дав крылам
Вспорхнула, дабы вкусно съесть.

Едва на ель сумев присесть,
Как вдруг… (Читатель догадался)
Под елью глас лисы раздался:

«Ты думаешь, наверняка;
Я буду у тебя просить,
Дабы смогла ты клюв раскрыть…
Что не удастся мне никак —
Ни так, ни сяк уговорить!
Отнюдь…
Я к вере, наконец, пришла!
Прозреть — не дале, как вчера,
Со мной такое приключилось…
Покаяться пришла пора!»

Глаза вороны заискрились…
Прокаркала – «Аминь, сестра!»(?)

Сюжет, с вороною и сыром,
Останется неповторимым.
Но хочется нам в басне сей,
Поверить в искренность… друзей!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: