Сов — стихи для детей

  • Автор: Н.А. Некрасов
  • «Соловьи»
  • Исполнитель: А.Пожаров
  • Тип: mp3
  • Размер: 3,84 МБ
  • Продолжительность: 00:04:11
  • Скачать стихи бесплатно
  • Слушать стихи online
  • Читать стихи — «Соловьи»:

    Качая младшего сынка,

    Крестьянка старшим говорила:

    »Играйте, детушки, пока!

    Я сарафан почти дошила;

    Сейчас буренку обряжу,

    Коня навяжем травку кушать,

    И вас в ту рощицу свожу –

    Пойдем соловушек послушать.

    Там их, что в кузове груздей, –

    Да не мешай же мне, проказник! –

    У нас нет места веселей;

    Весною, дети, каждый праздник

    По вечерам туда идут

    И cтap и молод. На поляне

    Девицы красные поют,

    Гуторят пьяные крестьяне.

    А в роще, милые мои,

    Под разговор и смех народа

    Поют и свищут соловьи

    Звончей и слаще хоровода!

    И хорошо и любо всем…

    Да только (Клим, не трогай Сашу!)

    Чуть-чуть соловушки совсем

    Не разлщбили рощу нашу:

    Ведь наш-то курский соловей

    В цене, – тут много их ловили,

    Ну, испугалися сетей

    Да мимо нас и прокатили!

    Пришла, рассказывал ваш дед,

    Весна, а роща как немая

    Стоит – гостей залетных нет!

    Взяла крестьян тоска большая.

    Уж вот и праздник наступил,

    И на поляне погуляли,

    Да праздник им не в праздник был!

    Крестьяне бороды чесали.

    И положили меж собой –

    Умел же бог на ум наставить –

    На той поляне, в роще той

    Сетей, силков вовек не ставить.

    И понемногу соловьи

    Опять привыкли к роще пашей,

    И нынче, милые мои,

    Им места нет любей и краше!

    Туда с сетями сколько лет

    Никто и близко не подходит,

    И строго-настрого запрет

    От деда к внуку переходит.

    Зато весной весь лес гремит!

    Что день, то новый хор прибудет…

    Анализ стихотворения Николая Некрасова «Соловьи»

    Некрасов в стихотворении «Соловьи» отказался от описания каких-либо бурных событий во внешнем мире и предпочел остановиться на описании размеренной жизни простых крестьян. В отдаленной деревне ничего не происходит, все идет свои чередом: работают крестьяне, куры копошатся в траве, а также изредка лают собаки.

    В центре сюжета крестьянка, рассказывающая свои детям о соловьиной роще, где собирается все взрослое население деревни и слушает пение птиц. Крестьянка говорит детям, что птиц в этом крае так много, как «в кузове гроздьев», а поют

    Дальнейшие повествование в стихотворении «Соловьи» идет от имени все той же крестьянки. Она учит детей, что ловить певчих птичек это плохо и неправильно. Детки так поглощены рассказом, что обещают не только не ловить птичек, но и оберегать их от злых людей. Они твердо решили вырасти защитниками соловьиной лощины.

    Некрасов плавно переходит от рассказа матери, к описанию тяжелой судьбы крестьянина: он встает каждое утро еще

    Крестьянка мечтает хоть на мгновение почувствовать себя, не обремененной повседневными заботами и непосильной данью в государственную казну.

    Н. Некрасов, безусловно, заметно для читателя переел от трогательной истории о соловьях на тяжелую судьбу крестьянина и его бесправье. В конце стихотворения Некрасов приходит к выводу, что лучше быть свободным, но бедным, чем всю жизнь провести в работе и жалкой борьбе за существование.

    Кроме тяжелой судьбы крестьянства, поэт отмечает лучшие качества русской женщины – она может быть прекрасной матерью в любых обстоятельствах. Славянская женщина всегда жила и будет жить для своих детей, вкладывая в них самое лучшее. Дети для нее это не бремя, которое нужно нести, она черпает от них силу и преодолевает самые сложные препятствия на своем жизненном пути. Об это говорят следующие строки: «героиня изо всех сил выбивается», чтобы достать кусок хлеба для своего ребенка.

    Таким образом, стихотворение «Соловьи» – это не стих о певчих птичках (о них частично пишет Некрасов), а о богатстве души русской женщины и тяжелой участи крестьянства, отчаянно борющегося за жалкое существование.

    Стихотворения, посвященные русским детям » 1. Дядюшка Яков

    Дом — не тележка у дядюшки Якова.
    Господи боже! чего-то в ней нет!
    Седенький сам, а лошадка каракова;
    Вместе обоим сто лет.
    Ездит старик, продает понемногу,
    Рады ему, да и он-то того:
    Выпито вечно и сыт, слава богу.
    Пусто в деревне, ему ничего,
    Знает, где люди: и куплю, и мену
    На полосах поведет старина;
    Дай ему свеклы, картофельку, хрену,
    Он тебе всё, что полюбится, — на!
    Бог, видно, дал ему добрую душу.
    Ездит — кричит то и знай:

    «По грушу! по грушу!
    Купи, сменяй!»

    «У дядюшки у Якова
    Сбоина макова
    Больно лакома —
    На грош два кома!
    Девкам утехи —
    Рожки, орехи!
    Эй! малолетки!
    Пряники редки,
    Всякие штуки:
    Окуни, щуки,
    Киты, лошадки!
    Посмотришь — любы,
    Раскусишь — сладки,
    Оближешь губы. »

    «Стой, старина!» Старика обступили
    Парней, и девок, и детушек тьма.
    Все наменяли сластей, накупили —
    То-то была суета, кутерьма!
    Смех на какого-то Кузю печального:
    Держит коня перед носом сусального;
    Конь — загляденье, и лаком кусок.
    Где тебе вытерпеть? Ешь, паренек!
    Жалко девочку сиротку Феклушу:
    Все-то жуют, а ты слюнки глотай.

    «По грушу! по грушу!
    Купи, сменяй!»

    «У дядюшки у Якова
    Про баб товару всякого.
    Ситцу хорошего —
    Нарядно, дешево!
    Эй! молодицы!
    Красны девицы,
    Тетушки, сестры!
    Платочки пестры,
    Булавки востры,
    Иглы не ломки,
    Шнурки, тесемки!
    Духи, помада,
    Всё — чего надо. »

    Зубы у девок, у баб разгорелись.
    Лен, и полотна, и пряжу несут.
    «Стойте, не вдруг! белены вы объелись?
    Тише! поспеете. » Так вот и рвут!
    Зорок торгаш, а то просто беда бы!
    Затормошили старинушку бабы,
    Клянчат, ласкаются, только держись:
    «Цвет ты наш маков,
    Дядюшка Яков,
    Не дорожись!»
    — «Меньше нельзя, разрази мою душу!
    Хочешь бери, а не хочешь — прощай!»

    «По грушу! по грушу!
    Купи, сменяй!»

    «У дядюшки у Якова
    Хватит про всякого.
    Новы коврижки,
    Гляди-ко: книжки!
    Мальчик-сударик,
    Купи букварик!
    Отцы почтенны!
    Книжки неценны;
    По гривне штука —
    Деткам наука!
    Для ребятишек,
    Тимошек, Гришек,
    Гаврюшек, Ванек.
    Букварь не пряник,
    А почитай-ка,
    Язык прикусишь.
    Букварь не сайка,
    А как раскусишь,
    Слаще ореха!
    Пяток — полтина,
    Глянь — и картина!
    Ей-ей утеха!
    Умен с ним будешь,
    Денег добудешь.
    По буквари!
    По буквари!
    Хватай — бери!
    Читай — смотри!»
    И букварей таки много купили —
    «Будет вам пряников: нате-ка вам!»
    Пряники, правда, послаще бы были,
    Да рассудилось уж так старикам.
    Книжки с картинками, писаны четко —
    То-то дойти бы, что писано тут!
    Молча крепилась Феклуша-сиротка,
    Глядя, как пряники дети жуют,
    А как увидела в книжках картинки,
    Так на глазах навернулись слезинки.
    Сжалился, дал ей букварь старина:
    «Коли бедна ты, так будь ты умна!»
    Экой старик! видно добрую душу!
    Будь же ты счастлив! Торгуй, наживай!

    Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Родина»

    Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Родина» Николай Алексеевич Некрасов — поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и страданиями людей. Мало в окружающей жизни было приятного, а вот горя — моря разливанные; поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого в ней так правдиво и горько говорит автор о своем народе. Стихотворение «Родина», написанное Некрасовым в 1846 году, отражает настроение молодого человека, с честной и доброй душой, взглянувшего вокруг умными и внимательными глазами. Мало утешительного видит патриот в окружающей жизни. И вот они опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства. В этих строках отчетливо звучит позиция автора ко всему происходившему и происходящему сейчас. Он не только обвиняет «отцов» за их «тиранство», «разврат», «чванство», но признается и в своем «недостойном» житье. Невозможно существовать в этой обстановке и «не замараться», когда все вокруг так же поступают. Автор обозначает основное зло — крепостное право — безраздельное распоряжение себе подобными. Это уже грех — владеть и эксплуатировать «крещеную собственность». Вседозволенность рождает в одних «звериные инстинкты», а в других, лучших людях,— желание изменить окружающую жизнь, так не похожую на человеческую. Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов. И опять обращение к женской доле, теперь уже матери, а затем и сестры, мало отличающейся от рабской. Еще тяжелее было культурным и воспитанным женщинам терпеть ежедневное попрание достоинства от грубого и себялюбивого «спутника жизни». Ты жребий свой несла в молчании рабы. Но знаю: не была душа твоя бесстрастна; Она была горда, упорна и прекрасна. Становится понятно и оправдано то злорадство, которое охватывает рассказчика при виде всеобщего запустения и разрухи. Он надеется, что вместе с «завалившимся на бок домом», «срубленным темным бором» и ушедшим в небытие хозяином, который Только тот один, что всех собой давил, Свободно и дышал, и действовал, и жил. Уйдет и страшное время, ведь должно же что-то измениться? Но не так-то просто все в человеческой жизни. Автор это прекрасно понимает. Проклятьем на меня легло неотразимым, — Всему начало здесь, в краю моем родимом!. Горечь, боль и тоска слышатся в этом стихотворении. Автор не видит существенных перемен, на которые мог бы рассчитывать. Само ничего не приходит. Надо затратить много душевных сил, чтобы переменить мир к лучшему, а где найти желающих положить свои жизни на алтарь всеобщего счастья? И еще хочется обратить внимание на одну особенность этого стихотворения и лирики Некрасова в целом. Не следует считать «я» обязательно авторским, это может быть и голос его лирического героя, и собирательного образа, и личным «я», но чаще это синтез всех этих голосов, поэтому они звучат так пронзительно, доходят до сердца и души читателя. Именно об этом и мечтал поэт. Список литературы

    Например, стихотворение Некрасова «Железная дорога», которое мы проходили в школе, посвящено обличению русских чиновников, построивших железную дорогу на крови и костях простых людей. Так, вероятно, считал и сам поэт Некрасов. Сейчас в русле неомифологического сознания русский ученый В.А. Сапогов истолковал этот Т. как воспевание «строительной жертвы». В соответствии с достаточно универсальным мифологическим представлением постройка будет тем крепче, чем больше человеческих жертв будет принесено на ее алтарь (на этом основан один из киношедевров Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости»). Некрасов пришел бы в ужас от такой интерпретации, но он сам в стихотворении «Поэт и гражданин» пишет: Иди и гибни безупречно, Умрешь недаром — дело прочно, Когда под ним струится кровь. Т. может быть понят предельно широко, как его понимает современная семиотика и философия текста (см.). Улица города — Т., или совокупность Т. Названия улиц и номера домов, реклама и названия магазинов, дорожные знаки и светофор — все это несет информацию и считывается жителями города и приезжими

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: