Сопоставление стихотворения «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака

СОДЕРЖАНИЕ

Ни одно время года не вызывало у русских поэтов такого очарования, как осень. Потому-то они и посвящали свои лирические произведения этой прекрасной поре.

Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти. У Пушкина же и Пастернака само увядание природы изображается как могучее проявление жизни. В этом плане очень показательны такие стихотворения, как «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака. Оба произведения проникнуты чувством искренней и открытой любви к осеннему времени года. Видимо, ни Пастернак, ни Пушкин не любят времена года, кажущиеся им однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимой осени, наполнена восхищением.

«Осень» А.С.Пушкина – самое значительное стихотворение, посвященное природе и взаимоотношению поэта и природы. Оно разбито на фрагменты. Первый фрагмент посвящен осени:

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, еще бежит за мельницу ручей.

«Октябрь уж наступил…» — это просто и ясно. Здесь точное указание на время года и на вполне определенную пору осени – октябрь.

Второй, третий и четвертый фрагменты повествуют об остальных временах года: весне, зиме и лете. Описание лета и весны, не так любимых Пушкиным, занимает всего по две строчки, но, в то же время, у читателя создается достаточно широкая и объемная картина природы. Это достигается благодаря употреблению небольшого количества существительных, уточняющих слов и оборотов (причастных, деепричастных, прилагательных). А если уточнения и используются, то они точно передают настроение и отношение поэта к описываемому.

Вот описание лета:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Получается, что всего четырьмя существительными словам («зной», «пыль», «комары», «мухи») Пушкин создает не только картину лета, но и передает свое отвращение к нему. Эпитет «красное» имеет здесь, по-моему, иронический смысл. К зиме же Пушкин относится лучше, чем к лету и весне, но явное предпочтение отдается все же осенней поре. Эта пора года – кульминация красоты. В этом, на мой взгляд, Пастернак с Пушкиным солидарны.

Несмотря на то, что объем стихотворения «Бабье лето» , как у произвдения Пушкина, золотая осень у него описана великолепно:

Лист смородины груб и матерчат.

… сгоревший на солнце орешник

Словно жаром костра опален.

Поэты создают замечательные картины, прибегая к цветовым краскам. Например, красный цвет ассоциируется у них с огненным: «огонь опять горит», «орешник, словно жаром костра опален», «все пред тобой сожжено». Удивительно и то, что оба певца природы обращаются к образам рощи и дороги. У Пушкина:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает…

А вот у Пастернака:

Здесь дорога спускается в балку.

… как в воду опущена роща.

Пользуются они и такими приемами, как переплетение описания природного великолепия с бытовыми картинами и деталями:

Лист смородины груб и матерчат.

В доме хохот и стекла звенят.

В нем шинкуют, и квасят, и перчат,

И гвоздики кладут в маринад.

Каков же быт в пушкинском стихотворении? В «Осени» бытовые зарисовки более относятся к самому поэту, нежели к другим:

Чредой слетает сон, чредой находит голод.

Я снова жизни полн – таков мой организм.

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Осень пробуждает в Пушкине поэта, поднимает его над миром на волнах вдохновения и дает ему радость плавания в любую сторону, в какую поэтическая душа пожелает:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем…

Поэт остро чувствует, что все на земле подвержено исчезновению. Но именно потому, что ничего здесь нам не дано удержать, и возникает в душе иная любовь к этой жизни, любовь-умиление, бескорыстная любовь к красоте.

Таким образом, мы видим, что стихотворения Пушкина и Пастернака, отличающиеся в основном объемом и строфикой (октава у Пушкина и катрен у Пастернака), воспевают прекрасное время года, называемое осенью, и видят в нем огромный источник жизненной силы. Эти произведения необыкновенно точны в изображении подлинной красоты и прелести скромной осенней природы.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Сопоставление стихотворения «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Общее восприятие стихотворений А. С. Пушкина «Осень» и Б. Л. Пастернака «Бабье лето»

Ни одно время года не вызывало у русских поэтов такого очарования, как осень. Потому-то они и посвящали свои лирические произведения этой прекрасной поре.

Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти. У Пушкина же и Пастернака само увядание природы изображается как могучее проявление жизни. В этом плане очень показательны такие стихотворения, как «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака. Оба произведения проникнуты чувством искренней и открытой любви к осеннему времени года. Видимо, ни Пастернак, ни Пушкин не любят времена года, кажущиеся им однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимой осени, наполнена восхищением.

«Осень» А.С.Пушкина – самое значительное стихотворение, посвященное природе и взаимоотношению поэта и природы. Оно разбито на фрагменты. Первый фрагмент посвящен осени:

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, еще бежит за мельницу ручей.

«Октябрь уж наступил…» — это просто и ясно. Здесь точное указание на время года и на вполне определенную пору осени – октябрь.

Второй, третий и четвертый фрагменты повествуют об остальных временах года: весне, зиме и лете. Описание лета и весны, не так любимых Пушкиным, занимает всего по две строчки, но, в то же время, у читателя создается достаточно широкая и объемная картина природы. Это достигается благодаря употреблению небольшого количества существительных, уточняющих слов и оборотов (причастных, деепричастных, прилагательных). А если уточнения и используются, то они точно передают настроение и отношение поэта к описываемому.

Вот описание лета:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Получается, что всего четырьмя существительными словам («зной», «пыль», «комары», «мухи») Пушкин создает не только картину лета, но и передает свое отвращение к нему. Эпитет «красное» имеет здесь, по-моему, иронический смысл. К зиме же Пушкин относится лучше, чем к лету и весне, но явное предпочтение отдается все же осенней поре. Эта пора года – кульминация красоты. В этом, на мой взгляд, Пастернак с Пушкиным солидарны.

Несмотря на то, что объем стихотворения «Бабье лето» , как у произвдения Пушкина, золотая осень у него описана великолепно:

Лист смородины груб и матерчат.

… сгоревший на солнце орешник

Словно жаром костра опален.

Поэты создают замечательные картины, прибегая к цветовым краскам. Например, красный цвет ассоциируется у них с огненным: «огонь опять горит», «орешник, словно жаром костра опален», «все пред тобой сожжено». Удивительно и то, что оба певца природы обращаются к образам рощи и дороги. У Пушкина:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает…

А вот у Пастернака:

Здесь дорога спускается в балку.

… как в воду опущена роща.

Пользуются они и такими приемами, как переплетение описания природного великолепия с бытовыми картинами и деталями:

Лист смородины груб и матерчат.

В доме хохот и стекла звенят.

В нем шинкуют, и квасят, и перчат,

И гвоздики кладут в маринад.

Каков же быт в пушкинском стихотворении? В «Осени» бытовые зарисовки более относятся к самому поэту, нежели к другим:

Чредой слетает сон, чредой находит голод.

Я снова жизни полн – таков мой организм.

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Осень пробуждает в Пушкине поэта, поднимает его над миром на волнах вдохновения и дает ему радость плавания в любую сторону, в какую поэтическая душа пожелает:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем…

Поэт остро чувствует, что все на земле подвержено исчезновению. Но именно потому, что ничего здесь нам не дано удержать, и возникает в душе иная любовь к этой жизни, любовь-умиление, бескорыстная любовь к красоте.

Таким образом, мы видим, что стихотворения Пушкина и Пастернака, отличающиеся в основном объемом и строфикой (октава у Пушкина и катрен у Пастернака), воспевают прекрасное время года, называемое осенью, и видят в нем огромный источник жизненной силы. Эти произведения необыкновенно точны в изображении подлинной красоты и прелести скромной осенней природы.

Реферат на тему: «Мой век забвенный…» (Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Дорожные жалобы»)

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Обращение «братцы», нарочито фривольное, подчёркивает сам тон стихотворения — насмешливый, иронический, в котором нет и тени возвышенности, свойственной элегии «Брожу ли я.», здесь только самоирония. В «Дорожных жалобах» мы не встретим таких образов, как «вечны своды», «охладелый прах», «почивать», «истлевать» (вспомним, в «Когда за городом, задумчив, я брожу » было «гниют»). Пушкин использует в элегии один из тропов, с помощью которого явление, принимаемое за неприятное, заменяется синонимичными, но смягчёнными словосочетаниями или словами,- эвфемизм. В «Дорожных жалобах» же нет ничего подобного: наоборот, применены огрубляющие, более резкие образные выражения. Как уже говорилось, темы стихотворений сходны, но тем более явны и тематические различия. Во-первых, если тема жизни и неизбежной смерти раскрыта в элегии «Брожу ли я.» в образе философского пути, то в «Дорожных жалобах» это вполне конкретный образ дороги, путешествия, что усиливает и лексические, и стилистические контрасты этих произведений. Во- вторых, в «Брожу ли я.» мысли и чувства поэта представляются не как кратковременные и сиюминутные, а как плод долгих раздумий, размышлений. А в «Дорожных жалобах» — впечатления от наскучившей дороги, переплетающиеся с мыслями о смерти, да и сама смерть какая-то «дорожная». Сравнивая черновую и окончательную редакции обоих стихотворений, можно заметить, по словам критика Слонимского, различные переделки, связанные с оттачиванием и конкретизацией основной мысли, с передачей их общего настроения: Видно, на большой дороге Умереть мне рок судил — заменяется более энергичным: На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил , где литературный штамп «рок » заменяется общенародным «господь», а «большая дорога» выдвигается на первый план и таким образом акцентируется. В том же направлении и другие переделки: Пред обедом рюмка рома, Ночью сон, а утром чай; То ли дело, братцы, дома Эта фраза показалась Пушкину слишком аккуратной, и он заменил её в окончательном варианте более разговорной, которая более соответствовала бы темпу быстро пробегающих дорожных мыслей: То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома!. Словом, такое впечатление, что поэт сам заботился о том, чтобы его «Дорожные жалобы» воспринимались как стихотворение «на случай». Кроме видимых различий в стилистике можно обнаружить и такие, о которых говорил критик А.В. Чичерин в своей статье «Заметки о стилистической роли грамматических форм»: «В чём образность и поэтическая сила слова? В тропах? Самые тонкие детали стиля не так уж бросаются в глаза, «кидаются в очи». Их нужно распознать, уловить тонкую, но крепкую нить, которая соединяет явление стиля и мысль. Обыкновенные слова в тех или других словосочетаниях могут приобрести большую силу»[Чичерин А.В. Заметки о стилистической роли грамматических форм. В кн.: Слово и образ. М., 1964.]. В силу этого конкретизация смерти приобретает почти натуралистическое звучание: «под копытом», «под колесом», «под мостом» и так далее. И совсем иная лексика, иное звучание в конкретизации смерти в элегии. Они связаны с различием идейного содержания: И где мне смерть пошлёт судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах Пушкин говорит именно «прах», а не труп, не тело.

В соответствии с идейно-эмоциональным содержанием находятся ритм, интонация и стиль произведения. Как уже говорилось ранее, стиль — явление чрезвычайно сложное. Так, критик Б.В. Томашевский писал о том, что стиль — это отбор синонимов, средств языка, и он находится в прямой связи с ритмико-интонационными и идейно-эмоциональными особенностями произведения. Характерны ли для элегии «Брожу ли я » просторечные слова, нет ли «смешения стилей»? Можно с уверенностью сказать, что нет. Поэт удивительно точно отобрал лексику, так, что каждое слово соответствует духу стихотворения. Вряд ли в обычной речи кто-то из нас скажет: «Я предаюсь моим мечтам». Нет, мы скорее выразимся, как в «Дорожных жалобах». Там эта мысль поэта передана коротким «знать» (» На большой мне, знать, дороге «). Мысль о смерти нагнетается в элегии постепенно, и в каждом следующем выразительном образе чувствуется всё большая неизбежность кончины. Так, если проследить ряд прилагательных (эпитетов), использованных Пушкиным, сразу можно увидеть, как меняется эмоциональная окраска как самих слов, так и контекста в целом. От шума и многолюдности поэт приводит нас к мысли о вечности: «шумных», «многолюдный», «безумных» =>»уединенный», «забвенный» =>»охладелый», «бесчувственному», «гробового» =>»равнодушная», «вечною». Жизненный путь человека лежит через безумство (юность), уединение (зрелость), забвение (старость) — к гробу, где всё «бесчувственно», «холодно», это — лишь переход к вечности. Ничего подобного мы не найдём в стихотворении «Дорожные жалобы». Здесь нет ни одного слова, которое было бы приподнято над уровнем «обыденной жизни», более того, Пушкин использует вульгаризмы, чтобы подчеркнуть «бесшабашно-раздольный» размах своих чувств и эмоций. Сопоставляя стихотворения, интересно отметить, что в обоих поэт передаёт движение. Но если в элегии «Брожу ли я » это движение поэтической мысли, путь к вечности через смерть, то в «Дорожных жалобах» мы находим подчёркнуто-обыденное движение. Если в первом стихотворении оно «бытийное», то во втором — бытовое. Хотя нельзя отрицать, что в «Дорожных жалобах» обыденность «возвышена» обращением к теме жизни и смерти. Именно благодаря наличию своеобразного («бытийного» или бытового) движения можно понять, какое именно идейное содержание вкладывает поэт в своё стихотворение. Представление об этом может дать сравнение отобранных Пушкиным глаголов. В «Брожу ли я » это глаголы «брожу», «сижу», «хожу», «предаюсь», «гляжу», «мыслю», «уступаю», «сойдём» и т. п. Все они стоят в первом лице, что подчёркивает субъективность, замкнутость, индивидуальность мысли поэта. А в «Дорожных жалобах» мы находим совсем иное: «гулять», «разъезжать», «пошёл же», «погоняй», «помышлять». Движение здесь более динамичное, экспрессивное, яркое. Глаголы как бы открыты вовне, доступны читателю, просторечны, они стоят в неопределённой форме или во втором лице и повелительном наклонении, что само по себе обуславливает эту открытость, незамкнутость. Чтобы ярче представить себе целенаправленность поэта в отборе лексики, интересно сравнить одно слово, которое в разных контекстах в зависимости от эмоциональной нагрузки, которую оно передаёт, изменяет свой смысл.

Это видно на примере эпистолярного диптиха «Письмо от матери» + «Ответ». Письма эти могут быть прочитаны и порознь, но в таком случае неизбежным будет сокращение объема информации, получаемой от них. Важнейшим сюжетообразующим началом всего цикла являются ассоциативные связи, возникающие в различных контекстах. При анализе сюжета выделяются три контекстных уровня, совокупность содержания которых и придает всему лирическому сюжету цикла многосложность и философскую ориентацию. (158) Схема сюжетосложения цикла выглядит следующим образом: I. Контекст цикла II. Контекст творческой биографии III. Контекст истории литературы ( 1. «Письмо матери» ( ( ( 2. «Письмо к женщине» ( ( 3. «Письмо от матери» + «Ответ» ( ( ( 4. «Письмо деду» ( ( ( 5. «Письмо к сестре» «Разбуди меня завтра. » (1917) «Сорокоуст» (3-я ч., 1919) В. Наседкин, «Гнедые стихи» (1924) Пушкин. «Послание Дельвигу» (1827); «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » (1829) Сюжетное движение в цикле идет от «Письма матери» (I) к «Письму к сестре» (5) через стихотворения-компоненты «Письмо к женщине» (2), «Письмо от матери» + «Ответ» (3), «Письмо деду» (4). 1-й и 5-й компоненты цикла оппозиционны по отношению друг к другу, и это особенно ясно видно при рассмотрении кольцевого образа «сада»

Осень глазами художников, поэтов, композиторов

Тема. «Осень глазами художников, поэтов, композиторов».

Цели. Познакомить с лирическими произведениями А. Вивальди и П.И. Чайковского; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; учить анализировать произведения; познакомить с терминами «цитата», «эпитет», «олицетворение», «сравнение»; совершенствовать навыки выразительного чтения; расширять литературный кругозор детей, познакомить их с произведениями искусства, посвященными осени; воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.

Оборудование. Учебник «В одном счастливом детстве» (авт. Р.Бунеев, Е.Бунеева. М., 2001); аудиозаписи музыкальных произведений – из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Осень» Вивальди, стихов об осени; репродукции картин художников И.И. Левитана «Золотая осень», В.Д. Поленова «Золотая осень», В.А. Серова «Октябрь»; Школьный толковый словарь русского языка, Толковый словарик русского языка; карточки с текстами; диафильм «Природа глазами художников», диапроектор.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Осень – чудесная пора! И тема нашего урока – «Осень глазами художников, поэтов, композиторов».

III. Знакомство с новым разделом учебника

У. Каждый видит и понимает осень по-своему. Откройте учебник на странице 176, прочтите текст и решите, истинны или ложны утверждения, записанные на доске.

Осень – это орехи, цветы, высокое небо.

Осень – это туманы, заморозки, первый снег.

Дети читают текст и приходят к выводу, что оба высказывания истинны.

– Докажите, что эти высказывания истинны.

Выслушиваются ответы детей.

– Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги «Глухая пора листопада». Борис Пастернак написал такие строки:

Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо –
У страха глаза велики.

Строкой этого стихотворения назван раздел, и она заключена в кавычки. Почему ставятся кавычки? Ответ найдите в статье.

Дети. Это первая строчка стихотворения.

У. Как называют строку из стихотворения, заключенную в кавычки?

У. Почему пора названа глухой? Найдите ответ на этот вопрос.

Выслушиваются ответы детей.

IV. Знакомство с произведениями об осени

У. Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, рассмотрим репродукции картин художников Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Валентина Александровича Серова, послушаем и прочитаем произведения русских поэтов и писателей, посвященные осени.
Послушайте произведение Пушкина. Определите, к какому жанру оно относится.

Звучит аудиозапись произведения Пушкина «Осень».

– Сможете ли вы объяснить значение слов «очей очарованье» («Очи – глаза»; «Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию»; «природы увяданье»; «багрец» (образовано от прилагательного «багровый»).

– Посмотрите, как Поленов изобразил цвет осенней листвы.

Учитель прикрепляет на доску репродукцию картины В.Д. Поленова «Золотая осень».
Дети рассматривают репродукцию, фоном звучит произведение А. Вивальди «Осень».

– Послушайте еще одно произведение об осени.

Учитель читает стихотворение К.Бальмонта «Осень», ученики следят по тексту на с. 177 учебника.

– Как вы понимаете выражение «Все деревья блистают в разноцветном уборе», «нет в цветах благовонья»?

Выслушиваются ответы детей.

– Третье поэтическое произведение, с которым мы будем работать, написано Федором Тютчевым. Послушайте его.

Звучит аудиозапись произведения Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной. «.

Лазурь – светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.

– Прочитайте объяснение смысла слова «лазурь». Были ли еще какие-то незнакомые, непонятные вам слова в тексте?

Учитель объясняет смысл непонятных слов.

V. Анализ стихотворений

У. Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен. Поэты рисуют картины осенней природы словами. Вспомните, что такое эпитеты.

Д. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос какой?, например: красная девица, добрый молодец.

У. Найдите такие слова у Пушкина, Тютчева.

Дети выполняют задание.

– А есть ли другие слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.

У. Найдите такие слова в стихотворении Константина Дмитриевича Бальмонта.

Д. «Солнце смеется», «осень проснется, заплачет».

У. И еще поэты используют другие волшебные слова-краски. Какой прием использовал Тютчев в строке «Весь день стоит как бы хрустальный»?

У. Как вы понимаете смысл этого выражения? Что пытался изобразить автор с помощью этого сравнения?

– Послушайте, как Михаил Михайлович Пришвин описал осенний день.

Учитель раздает карточки с текстом «Хрустальный день».
Подготовленный ученик читает, дети следят по тексту.

Есть в осени первоначальной хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не шевелится ни один листок вверху, и только внизу на неслышном сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. В этой хрустальной тишине деревья, и старые пни, и сухостойкие чудища ушли в себя, и их не было, но когда я вышел на полянку, они заметили меня и вышли из своего оцепенения.

У. Как много можно увидеть и почувствовать, если уметь видеть волшебные слова-краски!

VI. Работа над выразительностью чтения

У. Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прочитаем стихотворение, записанное на доске.

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.

У. Какое слово чаще всего встречается?

У. Что же шуршит?

Д. Опавшие листья.

У. Попробуем прочитать это стихотворение по-разному. Вам предлагается два варианта.

1) Шуршит – тише, чуть протягивая звук, остальные слова – громче;

2) шуршит – громче, остальные слова – тише.

Дети тренируются, работая в парах, затем выслушиваются 3–4 человека.

VII. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение и имитирует движения листьев. Дети повторяют.

Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
Красный, желтый, золотой.
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет –
Лишь ветки видно.

VIII. Работа над выразительностью чтения (продолжение)

У. К какому жанру относятся эти произведения?

Д. Это лирические стихотворения.

У. Лирические стихотворения требуют особого чтения – задушевности. Как следует читать стихи? Где следует делать паузу?

– В стихотворении последние слова каждой строки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и рифму надо показывать.
Сейчас каждый ряд потренируется выразительно прочитать стихотворение одного автора: первый ряд – А.С. Пушкина, второй – К.Д. Бальмонта, третий – Ф.И. Тютчева.

Дети выполняют задание. От каждого ряда выслушиваются по два ученика.

IХ. Знакомство с произведениями об осени (продолжение)

Учитель прикрепляет на доску репродукции картин И.И. Левитана «Золотая осень» и В.А. Серова «Октябрь».

У. Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время. Каждый из поэтов и художников по-своему увидел и описал осеннюю природу. Ведь и у осени есть свои периоды, она такая разная.
Какие стихи и картины соответствуют поре наступления осени?

Дети перечитывают стихи, рассматривают репродукции, звучит произведение П.И. Чайковского «Жатва».

– По каким приметам можно догадаться, что речь идет о наступлении осени?

Выслушиваются ответы детей.

– У осени есть особая пора. Как она называется?

Д. Золотая осень.

У. Послушайте произведение Чайковского из цикла «Времена года» – «Осенняя песня».

– Кто из поэтов воспел золотую осень? Какие строки это подтверждают? На полотнах каких художников изображена эта дивная пора?

– Кому принадлежат эти строки:

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой»?

У. Приведите другие строки из ститхотворения Пушкина, в которых описаны последние осенние деньки.

Дети зачитывают строки из стихотворения.

– На какой картине мы видим увядание природы?

Х. Итог урока

У. Мы с вами уже познакомились с картинами некоторых художников. Я хочу показать вам еще несколько картин осенней природы.

Учитель демонстрирует кадры из диафильма «Природа глазами художников».

– Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь. Если вы правильно подберете и впишите их фамилии в сетку кроссворда, то в выделенных клетках откроется слово, называющее время года, которому посвящены все эти произведения.

Ответы: 1. Чайковский. 2. Серов. 3. Тютчев. 4. Поленов. 5. Бальмонт.

В выделенных клетках – слово осень.

ХI. Домашнее задание

Ответить на вопросы на с. 178, подготовить выразительное чтение стихотворения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector