Сопоставительный анализ стихотворений нтова «Крест на скале» и на «Монастырь на Казбеке»

В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на скале». Предназначена для учащихся и учителей.

Скачать:

Вложение Размер
sopostavitelnyy_analiz_stihotvoreniy.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ стихотворений

М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов – два самых значительных поэта первой половины Х1Хвека. Изучение творчества двух поэтов позволяет нам увидеть то общее, что связывает их. Во- первых, жанровый универсализм , во-вторых, наследие романтизма (традиция Байрона),в-третьих, общность тематики некоторых лирических произведений. Но в то же время можно видеть и глубокие различия между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова. Если Пушкин обращается к широкому кругу тем, мотивов , образов, то Лермонтову характерна сосредоточенность на узком круге тем. Несходство Пушкина и Лермонтова обусловлена как субъективными (ранняя биография) факторами, так и объективными ( разная социокультурная атмосфера эпохи). Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтову — пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоска, безысходность. Как эти сходства и различия отражаются в их стихотворениях?

Итак, сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале »(1830г) и А.С.Пушкина «Монастырь на Кавказе»(1829г) позволит нам проследить это.

Монастырь на Казбеке

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов,
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.

О, если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!

Первоначальное знакомство с поэтическими текстами позволяет увидеть их общность. Во-первых, в стихотворениях содержатся слова одной лексической группы — религиозной («монастырь», «крест», «бог», «молился»). Это уже настраивает на торжественность и величавость прочтения стихотворений. Во-вторых, в основе стихотворений Пушкина и Лермонтова лежит одна и та же ситуация. Перед нами экзотический пейзаж Кавказа и лирический герой, чей взгляд устремлен ввысь, чьё желание – подняться к «вольной вышине». В-третьих, мы видим неудовлетворенность лирического героя своей судьбой, желанием изменить свою жизнь, стремлением быть ближе к Богу, в-четвертых, каждое из них состоит их двух частей: описание гор и стремление лирического героя ввысь. Романтическое мироощущение в стихотворениях вызвано увиденной картиной неземной красоты, пейзажем, который окружает лирического героя. Кавказ всегда пробуждал у поэтов романтическое мироощущение.

Стихотворение «Крест на скале», состоящее из 3 катренов, имеет разную интонационную окраску. Трехстопный амфибрахий с цезурой и со смежной рифмовкой позволяет автору передать грустную интонацию первых двух катренов. Интонация резко изменяется в последней строфе, что достигается при помощи синтаксического строя. 4 стиха последнего катрена звучат более воодушевленно, сильно. Мы уже чувствуем силу стремления лирического героя. Если в первых восьми строках употребляются глаголы в форме изъявительного наклонения, то в последней строфе – глаголы в форме сослагательного наклонения, но в значении повелительного. И это усиливает стремление лирического героя к вершине скалы.

Лирический герой заворожен кавказским пейзажем, но более всего его манит далёкая скала, на которой много лет «крест деревянный чернеет». Мрачный образ креста, который «гниет», «гнется от бурь и дождей», зовет лирического героя ввысь, куда может долететь лишь степной орел. Там, в вышине, где можно «схватить облака», лирический герой видит свою независимость от «цепи бытия», от повседневной суеты, свою свободу. Нет, он не ищет покоя. Лирический герой не принимает реальности, им владеет бунтарское желание слиться со стихией, «сбросить цепь бытия». Несбыточность мечты лирического героя подчеркнута во второй строке «туда долететь лишь степному орлу» и в последней строфе (использование форм сослагательного наклонения глаголов). Но, несмотря на это, олицетворенный образ креста с «подъятыми руками» усиливает желание устремиться в вышину, где лирический герой готов «молиться и плакать», «сбросить цепь бытия», «побрататься с бурей». Он томится своим бессильем, так как не может взойти на скалу. И это угнетает его. Отсюда и контраст в создании образов черного креста и белых, недостижимых облаков.

В стихотворении прослеживается влияние романтизма.

Кавказский пейзаж с «далекими холмами» придает лирическому герою мятежный дух. Автор вводит излюбленные романтические образы орла, бури, подробно дает описание мрачности креста ( 6 строк посвящены описанию), последняя строфа представляет собой одно целое , по эмоциональной окрашенности, восклицательное предложение.

Стихотворение Пушкина «Монастырь на Казбеке» вызывает иное настроение. Оно начинается величаво и торжественно. Чтобы передать торжественность и величественность кавказских гор, автор использует обращения, церковную лексику ( «монастырь»), библейское слово«ковчег», старославянскую лексику «вожделенный», « брег», « келья», «сияющий», «реющий»). А также сравнений (монастырь как ковчег), оценочных эпитетов («царственный шатер»). Во второй строфе выражено стремление лирического героя «к вольной вышине».Эмоциональность стихотворению придают восклицательные предложения. Образ «реющего ковчега» соотносится с «вожделенным брегом», куда стремится попасть лирический герой. Лирический герой Пушкина, стоящий у подножия высокой горы, смотрит на вершину Кавказа, напоминающей «царственный шатер», на монастырь, скрывающийся за облаками и напоминающий «реющий ковчег». Эти недосягаемые человеку поэтические образы ассоциируются с Богом, свободой, вечностью: «шатер сияет вечными лучами», « вольная вышина», «соседство с Богом ». Лирический герой Пушкина ищет покоя, он желает «скрыться» в «заоблачной келье», быть рядом с Богом в тишине и покое.

Стихотворение Пушкина написано четырехстопным ямбом, что создает неторопливое , величественное описание кавказского пейзажа.

Учительский журнал он-лайн

Сопоставительный анализ произведений разных авторов на уроках литературы.

Тема сопоставления произведений разных авторов русской, русской и зарубежной литературы будет всегда актуальной. Интерпретация

(маленькое исследование) учит важным вещам: думать над текстом, понимать его, разговаривать о нём. Приведу примеры сопоставлений для младших и старших школьников. Представлены не готовые конспекты уроков, а материал для их составления, то общее, что мы с детьми нашли в текстах в процессе работы.

При сопоставление в 5 классе «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» со «Сказкой о золотом петушке» А.С.Пушкина рассматриваются персонажи, даётся их классификация: персонаж-протагонист, персонаж-антагонист, персонаж -резонёр.

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» в 10-м классе позволяет увидеть разницу в мировосприятии поэтов.Тема сопоставления произведений русских, зарубежных авторов будет актуальна всегда. Интерпретация (маленькое исследование) учит думать над текстом, понимать его, разговаривать о нём. Приведённые примеры сопоставления — для уроков в 5 и 10 классах.Представлены не готовые конспекты, а материал для размышления и их составления, всё то, что мы нашли с детьми в процессе работы. При сопоставлении сказак Пушкина рассматривается типология персонажей (персонаж- протагонист, персонаж-антагонист, персонаж-резонёр). Сопоставление стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» помогает увидеть разницу в мировосприятии поэтов.

Филолог

сайт учителя русского языка и литературы Скороходовой Елены Николаевны

жизненный девиз: «Помогая другому взобраться на гору, вы и сами приближаетесь к вершине»

« Февраль 2012 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29

Программа элективного курса по литературе

«Технология анализа поэтического текста»

Пояснительная записка

Элективные курсы (курсы по выбору) — играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей и склонностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов:

  • 1 тип — курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов;
  • 2 тип — курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
  • 3 тип — курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ЕГЭ по предмету, преподающемуся на базовом уровне;
  • 4 тип — курсы, дающие практические знания по данному предмету.

Элективный курс «Технология анализа поэтического текста» относится к курсам первого и четвертого типов, является комплексным.

Цель данного курса:

Развивать образное мышление учащихся и их творческие способности, приобщать школьников к культурным, гуманистическим ценностям, в ряду которых не последнее место занимает мировая поэзия.

Задачи курса:

  • 1. Сформировать у обучающихся умения и навыки грамотного анализа поэтического произведения, как в целом, так и отдельных его сторон: смысла и формы, звука и стиха, рифмы, ритма, строфики. Особое внимание уделяется «лирическому переживанию», «лирическому герою» и «лирическому персонажу» — ключевым понятиям поэтического текста.
  • 2. Добиться понимания того, что анализ поэтического текста не самоцель, а средство для достижения художественного восприятия, для совершенствования читательского мастерства.

Учащиеся должны приобрести более глубокое представление о следующих понятиях, необходимых для анализа поэтического произведения:

-художественная форма и содержание;

-образная система поэтического произведения;

-художественное оформление образа;

-ритмическая организация стиха;

-интонационный строй стихотворения

В процессе анализа поэтического произведения учащиеся должны сформировать умения использовать литературоведческие понятия для выявления авторского отношения к изображаемому и для выражения своего собственного, личностного восприятия и оценки данного поэтического произведения

Элективный курс предназначен для более систематизированного, углубленного и развернутого изучения понятий литературоведения с целью их применения для анализа поэтического текста. На примере анализа произведений разных авторов 19-20вв. демонстрируются приемы работы с художественным текстом и приобщения школьников к красоте поэтического слова.

Данная технология анализа поэтического текста требует преимущественного внимания именно к его художественной форме: к структуре образной системы стихотворения, к полисемантизму, то есть многозначности ключевых слов текста, взаимодействию этих множественных смыслов и рожденных ими ассоциаций, к ритмической, звуковой организации стиха и т.д.. Такой разнонаправленный анализ формы позволит глубже понять содержание, постигнуть произведение во всей его сложности и многозначности.

Организационно курс состоит из двух блоков, первый из которых (Особенности стихотворной речи), как показывает практика, является для обучающихся более сложным при анализе поэтического произведения. Изучаемый в этом блоке теоретический материал, закрепленный практическими занятиями с использованием знакомых учащимся произведений, позволит глубже и полнее воспринять поэтический текст во всем богатстве его содержания и насладиться прелестью его звучания.

Содержание курса

1. Жизнь стиха. Как читать и понимать стихи (Особенности стихотворной речи)

Стихи и проза. Отличие стихотворной речи от прозаической. Художественные задачи, стоящие перед поэтом и прозаиком. Ритмическая (ритмизированная) проза (А.Белый «Петербург»). Поэзия, ее соотнесение со стихом и литературным языком. Поэзия и лирика. Тематическое подразделение лирики (политическая, пейзажная, философская, любовная, лирика дружбы и т.д).. Формы лирики. Образ-переживание. Содержание лирического переживания. Лирическое переживание и непосредственное впечатление автора. Образ лирического героя. Личность поэта и лирический герой. Создание образа лирического героя. Лирический персонаж, разновидности (группы) лирического персонажа. Лиро-эпические жанры. Смысл и форма стихотворения. Стиховые единицы — строфа и строка. Ритм стиха. Стопа. Пиррихий. Спондей. Паузы в стихе. Паузы-словоразделы. Значение словораздела в поэтических произведениях. Цезура. Перенос, его роль в поэтическом произведении. Слово в стихе, его подчеркнутость, выделенность, особая выразительность. Тоническая система стихосложения. Дольник Верлибр (свободный стих). Звук и стих. Разнообразие фонетического построения стиха: звуковой повтор в начале строки (единоначатие), повторы в стихе согласных звуков (аллитерация), повторение гласных в стихе (ассонанс). Клаузулы и рифмы. Типы строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен),шестистишие (секстина), четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа).

2. Основные приемы и принципы анализа поэтического текста

Современные подходы к анализу поэтического текста. Различение понятий «первичное эмоциональное восприятие», «анализ» и «интерпретация». Что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию). Виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др. Поэтапное составление алгоритма анализа: первичное восприятие текста, ассоциации, которые вызывают у нас образы данного текста, выстраивание ассоциативных образных цепочек, выявление авторской позиции, обращение к художественным деталям, синтаксическим особенностям, звуковой организации и т.п.; сопоставление с другими произведениями того же автора, рассмотрение текста в контексте мировой литературы Анализ произведений русской поэзии в хронологической и художественной последовательности: романтическое двоемирие в стихотворении В.Жуковского «Вечер». Образ свободы и воли в поэзии А.С.Пушкина. Многообразие их художественного воплощения Сопоставительный анализ стихотворений «Узник» и «Монастырь на Казбеке». Семантика понятий свободы и воли у А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Сопоставительный анализ стихотворений «Монастырь на Казбеке» и малоизвестного стихотворения М.Ю.Лермонтова «Крест на скале». Мотивы одиночества и бунтарства в романтическом мире М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Утес», «Узник», «Желанье» (общие мотивы, образы, основополагающие признаки его художественного мира). Философия природы и ее художественное воплощение в поэзии Ф.И.Тютчева. Дисгармоничность художественного мира поэта. Философия стихотворения «Сны» (Тютчев и Державин). Мир красоты и гармонии в поэзии А.Фета: «На стоге сена ночью южной», «Уснуло озеро», «Шепот, робкое дыханье…». Музыка стиха А.Фета, значение интонации, звукописи в достижении поэтического эффекта. Реалистическая система поэзии Н.А.Некрасова. Многозначность образа и точность словоупотребления. Романтическое двоемирие и реалистический образ: сопоставительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова «Я рано встал, недолги были сборы…» и стихотворения В.А.Жуковского «Пилигрим». Заключение. Повторение пройденного.

Кавказ в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 8–9-й классы

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Формирование навыков анализа поэтического текста (наблюдение над работой формальных элементов).
  • Формирование речевых компетенций (устное высказывание, письменный анализ стихотворения).
  • Развитие навыков выразительного чтения как первой ступени анализа.
  • Развитие образного, ассоциативного мышления, умения определять автора стихотворения.
  • Развитие интереса к биографии поэта как важной части поэтического мира.

Сопоставительный анализ этих стихотворений в классе можно провести как поиски ответа на вопрос: «Какое стихотворение написал А.С.Пушкин, какое М.Ю.Лермонтов?»

Ход урока

1. Беседа о Кавказе как об одном из важнейших образов в творчестве двух поэтов.

2. Знакомство со стихотворениями «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале».

3. Постановка главного вопроса урока: определить автора каждого стихотворения на основе анализа образов, художественных средств и лирического героя.

4. Попутно провести словарную работу.

Вопросы

«Монастырь на Казбеке»

«В теснине Кавказа я знаю скалу»

Казбек – (осет. Сæна, Хъазыбег или Чырыстийы цъупп — «пик Христа», груз. ) — гора, самый восточный пятитысячник Кавказа, расположен в восточной части центрального Кавказа, на границе России и Грузии.

Монастырь – (греч. μοναστήριον) религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав. Представляет собой единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, им принадлежащих.

Реющий – парящий над чем-либо.

Ковчег – в библейской мифологии: судно, на котором праведный человек Ной спас свою семью и животных от всемирного потопа.

Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре, уединенное и скромное жилище, комната.

Теснина – узкий проход, обычно между двумя возвышенностями, ущелье.

Бытие – жизнь, существование.

Казбек, монастырь, небо, Бог

Скала, крест, облака (небо), Бог (сбросил бы цепь бытия), Демон («с бурею братом назвался бы я»), буря

Изобразительные средства, создающие чувства лирического героя

Метафора: «семья гор».

Эпитеты: «царственный шатер», «вечными лучами», «вольной вышине».

Риторическое обращение: «Далекий вожделенный брег!».

Лексическая анафора: «Туда б, сказав прости ущелью», «Туда б в заоблачную келью».

Местоимение: мне.

Старославянизм: брег.

Лексика: глагол в условном наклонении «подняться б», «скрыться б»

Метафора: крест – «рука»

Риторическое восклицание: третий катрен.

Местоимение: «я» (3 раза), «меня».
Старославянизм: «подъята».

Лексика: глаголы в условном наклонении «если б взойти удалось», «молился бы», «сбросил бы», «назвался бы»

Семья гор, Казбек, монастырь за облаками, заоблачная келья – ущелье. (Мир небесный и мир земной)

Скала в теснине Кавказа (мир небесный), мир земной противопоставлен (цепь бытия), но не имеет лексического выражения.

Казбек, сияющий вечными лучами, монастырь как ковчег (древний библейский образ), Бог — вечность

Гниет он и гнется от бурь и дождей (разрушающее время), И много уж лет протекло без следов (разрушающее время)

Две строфы, две части: описание природы, описание чувств лирического героя.

Три катрена, две части: 1-2 катрен — описание природы, 3 катрен — описание чувств лирического героя.

Три знака восклицания (эмоциональность) и многоточие в конце – философская незаконченность — в той части, где речь идет о чувствах лирического героя.

Восклицательное предложение в четвертом катрене – напряжение чувств лирического героя.

Междометие: «О, если б…»

Усилительные частицы: два последних предложения (И после я бросил бы цепь бытия/ И с бурею братом назвался бы я!)

Ямб с пиррихиями

Амфибрахий

Парная и перекрестная, переплетение мужской и женской рифмы

Парная, мужская

Читается более легко, т.к. преобладает ассонанс

Читается труднее, т.к. преобладает аллитерация

5. Наблюдения над чувствами лирического героя и художественными средствами их создания приведут к пониманию общего и различий в мироощущении двух великих поэтов.

Когда анализ по данным в таблице критериям будет закончен, можно будет ознакомиться с той частью таблицы, которая предлагает биографические данные поэтов и поможет ответить на поставленный вопрос.

6. Общее в стихотворениях:

  • Стихи о Кавказе.
  • Композиция: в первой части описывается природа Кавказа, во второй – чувства лирического героя.
  • В основе лежит романтическая антитеза, основанная на образах-символах – противопоставление земного мира («цепь бытия» — «ущелье») и высшего, небесного, горнего мира («скала», «крест», «молился» — «монастырь», «ковчег», «заоблачная келья», Бог).
  • Эти образы придают космический масштаб картине (пространство и время).
  • Лирические герои эмоционально показывают свое неудовлетворение земной жизнью и стремление расстаться с земным миром (пунктуация и употребление глаголов условного наклонения».

7. Различия в стихотворениях:

Установите, герой какого стихотворения более юн, душа его более ощущает трагичность бытия, настроение более мятежно, большая непримиримость с земным миром, пейзаж, который он описывает наименее конкретен, звуковая характеристика стихотворения наиболее напряжена.

«Монастырь на Казбеке»

«В теснине Кавказа я знаю скалу»

В звуковой характеристике ощущается легкость за счет ассонансов.

В звуковой характеристике чувствуется напряжение за счет аллитерации.

Синтаксис: восклицания и многоточие говорят о радостном стремлении к высоте, вечности, Богу.

Синтаксис: междометие «О» и усилительные частицы «как», «и» и конечное восклицание говорят о душевном надрыве лирического героя, о его стремлении покинуть земной мир.

Лексика: важную роль играют светлые эпитеты («царственный», «вечными», «реющий», «вожделенный», «вольной», «заоблачную»), указывающие на стремление к свободе, которую можно обрести в вечности.

Лексика: негативная («чернеет», «гниет и гнется», «схватить», «молился и плакал», «цепь», «бурею»), показывает тяжелую внутреннюю борьбу в душе героя.

Пространство: очень конкретно, «семья гор» (горная цепь), «шатер» Казбека (многогранная форма вершины, покрытая снегом), «монастырь» реет над облаками (облака опускаются ниже вершин и кажется, что монастырь действительно «реет»). Складывается впечатление, что автор видел все это на самом деле.

Пространство: неконкретно, может ли быть скала в теснине (т.е. в ущелье), может ли быть виден крест на скале, которая находится в ущелье, какие могут быть холмы среди Кавказских гор, орел в таком случае должен лететь вниз, а не вверх. Складывается впечатление, что автор видел картину гор давно, ему не важна конкретика, а важен романтический антураж.

Образы: Казбек, небо – образы высоты, монастырь, Бог – образы духовной высоты, Небо – романтический символ иного мира, монастырь, келья – символы одиночества, отречения от мира, отшельничества, спокойствия.

Образы: скала, облака (небо) – образы высоты, цепь бытия – образ земной жизни, молитва, слезы – образ Бога, гниющий крест, брат бури (скорее Демон, чем Бог), буря – образы не божественные, это символы духа противоречия и бунтарства.

Лирический герой: человек, хорошо знающий Кавказ и его природу, радостно стремящийся подняться к Богу, оставив земной мир.

Лирический герой: мятежный романтик, на душе которого нет спокойствия, он ищет бури (как будто в буре есть покой!), душа его рвется между Демоном и Богом.

8. Сейчас можно обратиться к таблице с биографическими данными и попробовать ответить на главный вопрос: «Какое стихотворение написал А.С.Пушкин, какое – М.Ю.Лермонтов?»

Год написания и биография поэта

1829 – 29 лет, сватовство к Н.Гончаровой, отъезд на Кавказ (Тифлис, Арзрум), романтическое настроение, воспоминания о пребывании на Кавказе во время южной ссылки. Был в русской армии Паскевича, действовавшей против Турции, война с которой началась в 1828 г. В ходе войны русская армия захватила в северо-восточной части Турции значительную территорию, в том числе старинный армянский город-крепость Арзрум (Эрзерум). Во время путешествия Пушкин вел дорожные записки, легшие в основу очерков.

Пушкин так описывает свое свидание с монастырем (старинной церковью Цминда Самеба) в книге «Путешествие в Арзрум», в 5 главе: «Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище. Белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками».

1830г. – 16 лет, поступление в Московский университет, байроновские традиции романтической поэзии (исключительность главного героя, недосказанность сюжета, экзотический колорит). В 10 лет побывал с бабушкой на Кавказе, сильные впечатления: «Горы Кавказские для меня священны».

«Демон» (1829 г.) — в центре байронической поэмы — герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет «грех», преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.

9. Интересен тот факт, что некоторые издания предлагают продолжение варианта стихотворения М.Ю.Лермонтова, печатают его как посвященное Екатерине Сушковой. Следует рассмотреть это продолжение и дать справку о взаимоотношениях Лермонтова и Сушковой.

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О, если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!

Прости, мой друг. как призрак я лечу
В далекий край: печали я ищу;
Хочу грустить, но лишь не пред тобой.
Ты можешь жить, не слыша голос мой;
Из всех блаженств, отнятых у меня,
Осталось мне одно: видать тебя,
Тот взор, что небо жалостью зажгло.
Все кончено! – ни бледное чело,
Ни пасмурный и недовольный взгляд
Ничем, ничем его не омрачат.
Меня забыть прекрасной нет труда, –
И я тебя забуду навсегда;
Я мучусь, если мысль ко мне придет,
Что и тебя несчастна убьет,
Что некогда с ланит и с уст мечта
Как дым слетит, завянет красота,
Забьется сердце медленней – свинец
Тоски на нем – и что всему конец.
Однако ж я желал бы увидать
Твой хладный труп, чтобы себе сказать:
«Чего еще! желанья отняты,
Бедняк – теперь совсем, совсем оставлен ты!»

Далее можно воспользоваться Приложением №1 и проследить историю взаимоотношений М.Ю.Лермонтова и Е.Сушковой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: