Марина Цветаева: ее стихи о порочной любви привлекли Эльдара Рязанова

К 120-летию поэтессы «Вокруг ТВ» вспоминает картины, в которых прозвучали ее произведения.

8 октября исполняется 120 лет со дня рожденияМарины Цветаевой. Вероятно, это один из самых популярных в наше время поэтов, по крайней мере, стихи Цветаевой постоянно звучат в современных фильмах. Мы решили вспомнить самые известные из них.

«О бедном гусаре замолвите слово»

Рассказывая о стихах Цветаевой, звучащих в кино, нельзя не вспомнить о фильме «О бедном гусаре замолвите слово», где исполняется один из самых известных романсов «Серые шинели» («Романс Настеньки»). В его основу легло стихотворение «Генералам двенадцатого года», которое юная Марина Цветаева в 1913 году посвятила мужу Сергею Эфрону, белому офицеру, в котором видела продолжение тех самых бравых генералов Отечественной войны. Хотя литературоведы считают, что посвящение условно, а на самом деле все стихотворение написано о том самом Тучкове-четвертом (Александр Тучков был четвертым, младшим братом в семье, за что и получил свое прозвище) – герое войны, чью гравюру хранила Цветаева. На это указывает, например, тот факт, что в черновиках «вы» написано с большой буквы.

В 1982 году на экраны вышел фильм Эдуарда Хагагортяна «Государственная граница. Восточный рубеж», в котором звучит песня «Марш офицеров» на музыку Валерия Челнокова. В основу песни легло стихотворение Марины Цветаевой «Дон», написанное в 1918 году. Здесь звучит романс «Горечь! Горечь! Вечный привкус», написанный Мариной Ивановной в 1917 году – в самое непростое для России время. Эта песня больше всего известна в исполнении Эдиты Пьехи, хотя композицию исполняли и другие певцы, например, ВИА «Веселые ребята».

Одна из самых известных песен на стихи Цветаевой звучит в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», который вышел в 1984 году. Всем хорошо знаком романс на музыку Андрея Петрова «Под лаской плюшевого пледа» в исполнении Валентины Пономаревой. Интересно, что в основу романса легло стихотворение из цикла «Подруга», который Цветаева посвятила своей любовнице Софье Парнок. Эти порочные отношения породили множество красивейших стихов о любви, звучавших в советских фильмах. Кстати, сама Парнок тоже была поэтессой. Биографы Цветаевой говорят, что в Софье ее поразило сочетание женственности и ребячества, наивности и греховности. Эти отношения настолько захватили Цветаеву, что она, будучи на тот момент женой и матерью, начала ощущать себя мужчиной и даже стихи писала от лица пылко влюбленного юноши. «Под лаской плюшевого пледа» — как раз одно из них.

Некоторые приписывают Цветаевой и текст романса «Любовь – волшебная страна», который звучит в этом же фильме, но на самом деле это знаменитое стихотворение написал сам Рязанов.

Эльдар Рязанов по-особому относится к творчеству Цветаевой, а ее стихи звучат во многих его фильмах. Не обошлась без цветаевской поэзии и знаменитая «Ирония судьбы». В картине песню «Мне нравится, что вы больны не мной» исполняетАлла Пугачева, а само стихотворение было написано в 1915 году и посвящено Маврикию Александровичу Минцу – будущему мужу сестры Цветаевой Александры, причем, этот факт долго оставался тайной, и открыла ее сама Александра. Маврикий Александрович оказывал Марине Ивановне знаки внимания, приклонялся перед ее талантом, а она принимала это за симпатию, хотя на тот момент он уже был обручен с Александрой. Сестра поэтессы уверена: Цветаева без труда могла бы завоевать сердце Минца и отменить помолвку, но не стала делать этого из-за благородства и молча переживала свое чувство.

Марина Цветаева с сестрой

В фильме также звучит песня «Благославляю вас» в исполнении Пугачевой. Стихотворение, которое легло в ее основу, было написано Цветаевой для Софьи Парнок после их расставания. Кстати, биографы до сих пор гадают, что послужило причиной к разрыву отношений, которые длились три года: мнение общества обеих женщин не волновало, они жили вместе и не скрывали отношений, в их романе было много страсти, истерик и стихов, но обе, измотав друг друга, устали и разошлись. Цветаева вернулась к мужу, но, по мнению биографов, на протяжение всей жизни выбирала для себя потом слабых любовников, чтобы чувствовать себя мужчиной рядом с ними.

«Долгое прощание»

Звучат стихи Цветаевой и в фильме Сергея Урсуляка «Долгое прощание». Песню «Моя маленькая» исполняет актриса Полина Агуреева, а написана она на стихотворение «Ландыш, ландыш белоснежный». Эти стихи Цветаева посвятила актрисе Софье Голлидэй, она была влюблена в нее после разрыва с другой Соней – Парнок. Отношения с Голлидэй были нежными, дружескими, совсем не такими, как с Парнок. Интересно, что, вступив в интимную связь друг с другом, женщины параллельно влюблялись в мужчин, причем порой в одних и тех же. Любовь к мужчинам оказалась сильнее, и Сонечка разорвала отношения с Цветаевой.

Марина Ивановна об этом рассуждала так: «Сонечка от меня ушла— в свою женскую судьбу. Ее неприход ко мне был только ее послушанием своему женскому назначению: любить мужчину — в конце концов все равно какого — и любить его одного до смерти.
Ни в одну из заповедей — я, моя к ней любовь, ее ко мне любовь, наша с ней любовь— не входила. О нас с ней в церкви не пели и в Евангелии не писали».

Что же касается стихотворения «Ландыш, ландыш белоснежный», то, услышав его впервые, Сонечка попросила высечь эти слова на своем могильном камне. Она умерла молодой, но эта просьба выполнена так и не была.

Конечно, это далеко не все фильмы, в которых звучат стихи Цветаевой. Многих, наверное, удивит, что самые красивые романсы о любви, которые мы знаем с детства и которые звучали в советских картинах, были посвящены Цветаевой женщинам и рассказывают о запретной, греховной любви. Но поэзия, как известно, очищает и превозносит даже греховные чувства, и поэтому уже неважно, когда и зачем были написаны эти стихи. Важно, что они продолжают жить и стали украшением замечательных фильмов.

Софья Голлидэй

Скажите, как часто вы ходите в кинотеатр? Думается, что довольно-таки часто. Обычно такие походы обусловлены некоторыми факторами, такими, как например, участие в новой картине любимого актера или актрисы. Всем известны имена Тома Круза, Киры Найтли, Леонардо диКаприо и Роберта-Дауни младшего. Гораздо хуже дела обстоят с актерами театра. Тут знаниями обладают лишь гурманы, те люди, которые болеют театром и ходят на каждые премьеры. Не каждый сможет назвать хотя бы пятерку известных актеров театра. Совсем же хуже дела обстоят со знанием актеров театра времени прошедшего.

Знаете ли вы, кто такая Софья Голлидэй? Это – ученица именитого Е.Б. Вахтангова, актриса Второй студий МХТ. Конечно же вам будет известно имя знаменитой писательницы Марины Цветаевой. Так вот, Софья Голлидэй является адресатом нескольких ее произведений, таких как «Стихи к Сонечке», «Были огромные очи», «Маленькая сигарера!». Чтобы не оставлять вас в неведении, скажем сразу, что сигарера – это испанская работница сигарной фабрики. Софья Голлидэй своим внешним видом напоминала испанскую девушку, за что Марина Цветаева и написала ей этот стих. Также, Софья Голлидэй имеет посвящение в пьесе «Каменный ангел», а также «Повесть о Сонечке».

Как видите, Софья Голлидэй была довольно-таки известна и популярна в свое время. Кстати, прожила она немного. Родилась в 1894, а умерла в 1934 году. Но даже за такой короткий период времени она успела завоевать сердца поклонников, среди них даже были известные люди. Актерские работы Софьи Голлидэй не раз заставляли биться чаще восторженные сердца зрителей, тем самым оставляя за собой имя именитой и талантливой актрисы, как Софья Голлидэй была, есть и остается. А мы должны помнить имена людей, которые достигли вершин в разных сферах, таких, как например, театральная.

Java книги для мобильного телефона скачать бесплатно

java книги разбиты по жанрам: фантастика, фентези, женские романы, вампирские саги

У нас на сайте можно самостоятельно создать java-книгу, на сайте установлен скрипт создания java-мидлетов,

Бесплатная библиотека цифровых книг

Меню пользователя

Жанры

Реклама

Комментарии

Каменные дома практичны и долговечны и вот почему:

Каменные дома практичны и долговечны и вот почему:

Снова спонсоры

Поиск по сайту

Нажмите тут, чтобы добавить java-библиотеку в избранное

В нашей мобильной библиотеке собраны java книги и текстовые книги для чтения на мобильных гаджетах например: мобильные (сотовые) телефоны с поддержкой JAVA, КПК или Карманных компьютеров и MP3 плееров с поддержкой обычного формата TXT.
Всё очень просто — Вы выбираете и скачиваете книгу, и просто наслаждаетесь чтением. На всякий случай, к каждой книге приложена подробная инструкция )))

Добавьте свою книгу в библиотеку!

Создайте сами свою JAVA книгу!

Лучшая книга

Танцующее Пламя

Описание книги:

Тайная война с применением магии не утихает ни на миг – в отличие от войны явной. Неизменно встревающий во все авантюры и действующий подчас негласными методами молодой волшебник все же не преступил в себе некую черту. Хотя судьба щедра на авансы, только попробуй пойти по темной стороне Силы, используя страх и недоверие людей… И он не забывает старых друзей, находит новых и зубами вцепляется в единственный шанс, предоставленный слепым случаем.Подробнее.

ТОП скачиваемых книг

Последнее на форуме

С постоянно изменяющимся весом. 1.9 Гб — нехило для сборника стихов))), да еще и на гиговой флешке! Да и распаковываться сей файл тож не должен

Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября), 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик, одна из самых самобытных поэтов Серебряного века.
Биография

Детство и юность
Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 году в Москве. Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна.
Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.
После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

Начало творческой деятельности
В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность.) Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).
В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

Гражданская война (1917—1922)
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла в приюте в возрасте 3-х лет.
Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».
В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.

Эмиграция (1922—1939)
В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма горы» и «Поэма конца». В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В мае 1926 года с подачи Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Марией Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.
В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.
Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»
В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского). Самоубийство Маяковского буквально шокировало Цветаеву.
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х гг. («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний ветер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.
С 1930-х гг. Цветаева с семьёй жила практически в нищете.
Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода. (Из воспоминаний Марины Цветаевой)
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на Родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

Возвращение в СССР (1939—1941)
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшеве), соседями были чета Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В 1941 году Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.
В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.
31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась), оставив три записки: тем, кто будет её хоронить, Асеевым и сыну:
Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.
Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие.

После смерти
В эмиграции она написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Также она говорила: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни — вот места души моей».
На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». В первый раз камень был поставлен усилиями Семена Островского в 1962, но затем памятник был убран «во избежание»[6], и позже в более спокойные времена восстановлен.
Отпевание
В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой (отпевание состоялась в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот), тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено.[7]
Основанием для того послужило прошение Анастасии Цветаевой, а с нею — группы людей, в том числе диакона Андрея Кураева, к патриарху.

Церетели увековечил Цветаеву во Франции

Скульптор поставил великой поэтессе бронзовый памятник на берегу океана

В Сен-Жиль-Круа-де-Ви состоялось открытие памятника русской поэтессе Марине ЦВЕТАЕВОЙ. Иммигрировав из России, она несколько лет приезжала в этот городок. Французы до сих пор рассказывают, что здесь когда-то была ее аллея. Через 120 лет после рождения Цветаевой скульптор Зураб ЦЕРЕТЕЛИ решил увековечить память о нашей великой соотечественнице.

Ранним утром в прибрежном городке Сен-Жиль-Круа-де-Ви собрались жители во главе с мэром. Они торжественно встречали скульптора Зураба Церетели , прилетевшего из Москвы с делегацией искусствоведов, писателей, художников по случаю открытия памятника Марине Цветаевой . Бронзовый памятник весом больше тонны до последнего скрывали от посторонних глаз в ящике. Под торжественную музыку подъемный кран поднял контейнер: конфетти, струящаяся вода — и вот фигура Марины Цветаевой возникла перед публикой. Сидящая на скамейке с розой в руке, она с тревогой и болью смотрит вдаль на плывущие корабли — такой увидел Зураб Церетели поэтессу в период ее эмиграции во Франции. Мэр Патрик Най поблагодарил российского скульптора за бесценный подарок, после чего пригласил всех в ресторан отметить культурное событие.

До последнего момента памятник скрывали в деревянном ящике

— Сегодня большой день для русской и французской культуры, — считает академик-искусствовед Андрей Золотов . — Работу нашего удивительного мастера Зураба Церетели смогут оценить не только русские поклонники Цветаевой, но и ее французские почитатели. В облике великой женщины нам открылась ее настоящая, глубокая внутренняя жизнь, которая была воистину трагичной. Эта роза в руках — как крест, как свеча, которой она молится и ждет вдохновения. Свои чувства она облекла в доступные строки стихотворения 1920 года: «О, знать, что и в пору снегов не будет мой холм без цветов». Теперь цветы благодаря Зурабу Константиновичу на ее памятнике будут вечно.

Сам скульптор так высказался о своем творении:

— Я оставил пустое место на скамейке рядом с Мариной. А кто тут должен сидеть, пусть решат люди.

Вынужденная уехать из России в мае 1922 года, Марина с мужем — Сергеем Эфроном сначала жила в Чехии и Германии, а в 1925 году перебралась во Францию.

Обвинили в связях с НКВД

— Марина написала в письме подруге одну фразу, которая отражает суть причины, почему ей тяжело было сочинять в России, — рассказал научный сотрудник Музея Марины Цветаевой Лев Мнухин . — Фраза гениальная: «Если я буду тут писать стихи, то камни заплачут». Во Франции созданы самые сильные ее произведения: к поэту Маяковскому , цикл, посвященный Пушкину . Марина на чужбине стала больше заниматься прозой, так как последняя приносила деньги. Она устраивала литературные вечера, на которые продавались билеты. Ей надо было кормить семью: мужа, сына Георгия, который учился в школе, и дочь Ариадну, ставшую художницей.

Цветаева прожила во Франции 14 лет. Ее стихи и поэмы печатались на русском и французском языках. Кроме поэтических творений, осталась обширная переписка с поэтами Борисом Пастернаком и Райнером Марией Рильке .

— Жила Марина более чем скромно: даже позволить себе модную кофточку не могла, поэтому не гнушалась носить одежду с чужого плеча. Париж был слишком дорог для нее. Поэтому она проводила летние месяцы в крошечном городке на берегу Атлантического океана.

Зураб ЦЕРЕТЕЛИ: «Я оставил место на скамейке. Тут будет сидеть тот, кого она любила. Пусть народ решит, а я, возможно, увековечу её вторую половину»

В Париже Марина прожила самые тяжелые годы эмиграции, а в 1937 году французы обвинили ее мужа, бывшего белогвардейского офицера Сергея Эфрона, в сотрудничестве с НКВД. Тень пала и на поэтессу, которая была далека от политики, но оказалась подхвачена историческими вихрями.

— Сами французы относились к ней по факту: ее муж замешан в истории с НКВД, — объяснил Лев Мнухин. — Эфрона стала допрашивать полиция после убийства на швейцарской границе агента Игнатия Рейса . Цветаеву заподозрили в сообщничестве. Но после первого же допроса поэтессы подозрения рассеялись. Она произвела впечатление человека, отрешенного от занятий мужа. В семье была напряженная ситуация, но это не связано, как считают многие, с романами Цветаевой. Во Франции у поэтессы были только виртуальные увлечения: романы в письмах с начинающими поэтами Анатолием Штейгером и Николаем Гродским . Настоящая сильная страсть — Константин Радзевич остался в Чехии. Кто знает, сколько бы прожила Цветаева, если бы не поддалась на уговоры мужа и дочери, стремившихся вернуться на родину. Эфрон искренне верил, что ему надо в СССР: он разочаровался в белом движении и считал участие в нем ошибкой.

Цветаева вернулась в Россию в 1939 году и поселилась на даче НКВД в Болшево. В СССР ее произведения больше не публиковали.

В ресторане с гостями скульптор выпил за открытие памятника

Самоубийцу отпоют

Она узнала, что сестру Анастасию репрессировали. Вскоре арестовали дочь и мужа. С началом Великой Отечественной войны Марину отправили в эвакуацию. В отчаянии от одиночества и полнейшей безысходности 31 августа 1941 года Марина покончила жизнь самоубийством, повесившись на деревянной балке в хозяйском доме в городе Елабуге на реке Каме. Использовала она веревку от присланной Борисом Пастернаком посылки. Цветаева оставила предсмертную записку для сына, которого ласково называла Мурлыгой: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але, если увидишь, что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

— Никто не знает точно, где похоронена Цветаева, — говорит Лев Мнухин. — Сестра Анастасия указала примерное место захоронения. Одно время хотели найти тело, но как перекопать все кладбище? Есть одно место, где мы поклоняемся, а почитатели таланта Марины обозначили еще одно возможное место.

Анастасия Цветаева со временем добилась, чтобы Марину, хоть и покончившую жизнь самоубийством, все же отпели.

— Надеемся, в Елабугу приедет протоиерей Николай Лосский , внук известного философа, и вновь проведет обряд отпевания на ее могиле, — продолжает Мнухин.

Марина ЦВЕТАЕВА (слева) в кругу семьи: сестра Ася (справа), муж Сергей ЭФРОН (вверху слева), зять МИНЦ (вверху справа), дочь Ариадна и племянник Андрей (1926 г.)

Сергея Эфрона расстреляли в 1941 году, а дочь Ариадну репрессировали и отправили в ссылку на 15 лет. Построить семью и завести детей Ариадна не смогла. В 1975 году через 20 лет после реабилитации она умерла от сердечного приступа. Не оставил потомков и сын Цветаевой, погибший на войне в 1944 году, — его похоронили в братской могиле с другими солдатами. Так прервалась прямая линия рода поэтессы.

В наши дни самыми близкими родственницами Марины Цветаевой являются сестры Рита и Ольга Трухачевы — внучки сестры поэтессы, Анастасии. Маргарита живет в США, так же как и Ольга, которая тоже иногда приезжает в Россию. О знаменитой русской поэтессе они слышали от бабушки, рассказавшей внучкам о ее трагической жизни.

Ходили слухи, что поэтесса родила сына Георгия (внизу) от друга мужа Константина РАДЗЕВИЧА (вверху справа), а не от Сергея ЭФРОНА (слева)

Эмигрировать бы на Лесбос.

Марина Цветаева была натурой страстной, увлекающейся. Еще в молодости, в 1912 году, она влюбилась в будущего мужа своей сестры Анастасии — Маврикия Минца . Стихотворение, ставшее известным после песни в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» в исполнении Аллы Пугачевой — «Мне нравится, что вы больны не мной», посвящено именно Минцу.

— Это была безответная любовь, — говорят литературоведы.

После лесбийских романов с двумя Софьями о поэтессе Марине Цветаевой заговорили как о новой Сафо .

В конце 1914 года Цветаева познакомилась с поэтессой и переводчицей Софьей Парнок . Страсть к женщине захватила Марину, хотя она была замужем и имела двухлетнюю дочь. Цветаева и Парнок не скрывали страсти: современники часто видели их обнимающимися и целующимися. Не случайно знавшие поэтессу описывали Цветаеву как «мальчика с египетской фигурой». Сама Марина воссоздала картину этой идиллической любви в своих стихах:

Как я по вашим узким

Водила сонною щекой,

Как вы меня дразнили

Как я вам нравилась такой.

Но Софья оказалась коварной женщиной и изменила Марине с другой. В феврале 1915 года произошел их окончательный разрыв. Цветаева вскоре нашла замену Парнок в лице молодой актрисы Софьи Голлидэй . Ей поэтесса посвятила «Повесть о Сонечке», которую из-за скандальности опубликовали в России только в годы перестройки.

Мэр Сен-Жиль-Круа-де-Ви пообещал, что одну из улиц города назовут в честь Марины ЦВЕТАЕВОЙ

Муж все простил

Среди увлечений поэтессы был режиссер и актер Юрий Завадский . Страсть вспыхнула в 1918 году. Циклы стихов Цветаевой «Братья» написаны под впечатлением этих отношений, которые закончились через год.

— Марина не испытала ответного чувства, того, которое ждала, — уверен Лев Мнухин. — Как актер, Завадский был влюблен в самого себя.

Настоящий глубокий роман с мужчиной у Цветаевой начался в Чехии с Константином Радзевичем, другом мужа. Чувства были настолько сильными, что Цветаева собиралась уйти из семьи. Трагизм ситуации заключался в том, что мужчины близко дружили: они вместе служили в царской армии, после чего принимали активное участие в белогвардейском движении. Потом их повязала совместная работа на НКВД — Эфрон завербовал Радзевича.

— Это была настолько сильная страсть, что Цветаева понимала: отношения не могут долго продолжаться, — рассказали мне в московском музее поэтессы. — Эти чувства ее выматывали. Через год они расстались, и Марина вернулась к мужу, ее простившему. Эфрон понимал, что жена — человек страстей, без которых женщина-поэт просто не может жить. Кстати, Константин Радзевич в 1967 году приезжал в Москву по приглашению выпущенной к тому времени из лагеря Ариадны Эфрон . У Марины с годами сработал материнский инстинкт: ей надо было думать о семье и подраставших детях. Оставшуюся жизнь Цветаева прожила с мужем, но в последние годы все ее мысли были о сыне.

Софья ПАРНОК, Софья ГОЛЛИДЭЙ

Кстати

Марина Цветаева приобрела статус лесбийской иконы и для нашего поколения. Интересно, что Рената Литвинова живет в том же доме на Трехпрудном бульваре, где когда-то жила Цветаева. А близкая подруга Ренаты — певица Земфира исполнила символическую песню «Я люблю Вас, Марина Цветаева», переложив стихотворение поэтессы, посвященное Анне Ахматовой . Соседи часто видят парочку на круглом балконе, который пристроила Литвинова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector