Содержание стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны»

Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение «Внимая ужасам войны. », посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.

С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя.

Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют «святые, искренние слезы» совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны. », поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:

Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве.

Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — «лицемерные», раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы «искренние», и искренни они «одни», все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к «лицемерному» миру.

Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:

Не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.

В стихах Некрасова доминируют темы, связанные с острейшими социальными проблемами современности, с жизнью крестьянства, городских низов. Гражданское содержание своих стихотворений и поэм Некрасов считал более важным, чем их эстетические качества, что нашло выражение в знаменитой стихотворной декларации:

«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан»

Некрасовский лирический герои — это прежде всего гражданин и поэт-трибун, все помыслы которого устремлены к одной цели — разбудить в современниках сочувствие к угнетенному и страдающему пароду («. толпе напоминать, что бедствует народ»), показать жизнь глазами народа..

В стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом. » Некрасов изображает эпизод из городской жизни: на Сенной площади он становится Свидетелем того, как молодую крестьянку подвергают телесному наказанию. Унижение и боль бесправных людей — вот, по Некрасову, подлинный побудительный мотив к творческому действию:

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе а сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!

Последние строки стихотворения, звучащие как клятва, подтверждены всем творчеством поэта. Его Муза в высшей степени демократична, обращена к народному миропониманию, не страшится проникать в самые темные «углы» крестьянской жизни и городских низов, в душу простолюдина.

В своем творчестве Некрасов стремится пережить «народную боль» и высказать «народную правду» с позиций самого народа. Во многое стихотворениях Некрасова лирический герой — простой человек. Например, в стихотворении «Еду ли ночью по улице шумной. » от лица такого героя рассказана трагическая история женщины, вынужденной пойти на панель, чтобы купить гробик для ребенка, умершего от голода и болезни. Рассказчик «угрюм и озлоблен», он бессилен помочь женщине, и утешает себя лишь тем, что скоро смерть прекратит и его, и ее мучения:

С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба
Вместе свезут и положат рядком.

Изображая народную жизнь, Некрасов использует разные художественные формы. Его лирическое «я» то сливается с голосом человека из народа, то звучит самостоятельно. В стихотворении «В дороге» лирический образ поэта еще отстранен от сознания ямщика. Голос ямщика и голос автора звучат здесь раздельно, а в стихотворении «Школьник» — сливаются:

— Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога.
Эй! садись ко мне, дружок!

Эти слова принадлежат одновременно и русскому дворянину, следующему проселочной «невеселой дорогой», и ямщику-крестьянину, погоняющему усталых лошадей. Народный речевой склад, народные интонации, усвоенные некрасовским лирическим героем, не просто сближают автора с народным сознанием, но позволяют ощутить духовное и нравственное единство русского демократа и русского крестьянина.

Боль за угнетенных и обиженных («. Где народ — там и стон») пронизывает большинство произведений Некрасова. В ряде его произведений эта боль осознается как личное горе поэта, передается от лица поэта-гражданина:
Надрывается сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора.

В других стихотворениях и поэмах автор вновь предоставляет возможность высказать свои обиды, даст «право голоса» самому пароду. В «Железной дороге» о страшной жизни простых людей повествуют мертвецы:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Причину несправедливого устройства жизни поэт видит не только в жестокости и бесчувственности ее «хозяев», но и в долготерпении народа:
Чем был бы хуже твой удел,
Когда бы ты менее терпел!

Некрасов тоскует, но буре, которая могла бы расплескать чашу народного горя, позволила бы России вырваться за пределы бесконечно длящейся ночи народного бесправия и унижения:

Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!

Лирический герой Некрасова учит пас чувствовать красоту и щедрость русского характера, переживать за боль другого человека, стремиться к справедливости. В редкой поэтической отзывчивости на чужое страдание и чужую радость Некрасов раскрыл себя в своем творчестве и как честный и деятельный гражданин, и как глубоко русский поэт.

База
стихотворений

Авторы стихов

Наша группа

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя.

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна —

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мир подсмотрел

Святые, искренние слезы —

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя.

Обсуждение стихотворения «Внимая ужасам войны. »

Анализ стихотворения Н. Некрасова «Внимая ужасам войны. ».

Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение “Внимая ужасам войны. ”, посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.
С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя.

Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют “святые, искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны. ”, поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:

Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве.

Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к “лицемерному” миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:

Не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.

44462 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Анализ стихотворения Н. Некрасова «Внимая ужасам войны. ».

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Внимая ужасам войны

16+

План урока

Тема урока: «Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны. »
Цель урока: совершенствование умения анализировать текст;
воспитание высоких нравственных качеств обучающихся на основе анализа текста.
Оборудование: тексты стихотворений, музыкальные произведения на слова стихотворения, ТС для воспроизведения музыкальных произведений.

Ход урока
1. Знакомство с творческой историей создания стихотворения
Н. А. Некрасов внес огромный вклад в развитие рус¬ской литературы не только как поэт, автор прекрас¬ных стихов и поэм, но и как редактор журнала «Совре¬менник» (1847—1866). Во втором номере этого журнала за 1856г. был напечатан рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года». Это — один из «Севасто¬польских рассказов» (всего их три) начинающего тогда писателя, и написал их Толстой не случайно.
В то время шла Крымская война (1853—1856), и он, будучи офицером, принимал в ней непосредственное участие. В основу «Севастопольских рассказов» положе¬ны подлинные факты и события, которые Толстой на¬блюдал, находясь на одном из самых опасных мест Севастопольской обороны — на четвертом бастионе.
В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» особое внимание читателя привлекают образы двух братьев Козельцовых: старшего — Михаила, офицера, энергичного, талантливого, общительного, любимого солдатами, и младшего — Володи, прапорщика, только что окончившего военное училище при Императорском дворце и по собственному желанию приехавшего в Севастополь. «Стыдно жить в Петербурге, когда тут умирают за Отечество», — убежден он. «. Молодой мальчик, лет семнадцати, с веселыми черными глазками и румянцем во всю щёку», — пишет о нем Толстой. Скромность, боязнь показаться смешным, добрейшее отношение к окружающим, в том числе и к подчиненным, «серебристый звучный голос», радужные мечты, отвага. Нельзя не полюбить этого «приятно хорошенького мальчика».
. Во время одного из штурмов Севастополя вражескими войсками старший Козельцов был смертельно ранен, а младший — убит. Убит в первом и последнем для него бою. «Что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Володя». Жизнь кончилась, еще не начавшись как следует.
А теперь представим себе состояние матери, получившей извещение о гибели сразу двух своих сыновей.
В отзыве о рассказе «Севастополь в августе 1855 года» Некрасов писал: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бед¬ные старушки, затерянные в неведомых уголках обшир¬ной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне. »
Под впечатлением событий Крымской войны и рас¬сказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» Н. А. Некрасов в 1856 г. написал одно из бессмертных своих стихотворений — «Внимая ужасам войны. ».

2. Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны. »
***
(I) Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.

(II) Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!

(I I I ) Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости в прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!

(IV) Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

3. Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны. »
– Какое заглавие у стихотворения?
(Заглавия стихотворения нет; его отсутствие обозначено знаком ***. Ученые в таком случае гово¬рят: нулевое заглавие. Если заглавия нет, стихотворение называется по первой строке, причем по всей первой строке, а не по части ее. Произносить эту строку нужно с понижением голоса, с интонацией законченности, в от¬личие от интонации незавершенности при выра¬зительном чтении первой строфы.
Когда у стихотворения нет заглавия, то автор как бы предлагает читателю самому восполнить отсутствующее заглавие. А сделать это не¬просто: в стихотворении несколько смыслов, они от¬крываются не сразу, а постепенно. Для это¬го надо перечитывать каждую строфу и каждую строку неоднократно, ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, использовать энциклопедические и лингвистические словари. Это очень полезное и увлекательное занятие!)
– Проследим микросвязи, т. е. связи между словами, оборотами.
Читаем сначала всю строку или все предложение, потом выбираем и комментиру¬ем из них отдельные слова и обороты, используя сло¬вари или заранее приготовленные выписки из них.
Внимая ужасам войны.
Внимая — деепричастие от глагола внимать — слушать с особым вниманием. Некрасов, как поэт-гражданин, как редактор журнала, игравшего огром¬ную роль в формировании общественного мнения, все сообщения с фронтов войны, естественно, воспри¬нимал с особым вниманием.
. Ужасам войны — любая война противоестест¬венна, противочеловечна и вызывает у людей чувство страха, сильного испуга.
Но Крымская война для России была особенно тя¬желой.
– Вспомним одну из героических и трагических страниц ее — оборону Севастополя.
349 дней русские войска мужественно защищали этот город от значи¬тельно превосходящих вооруженных сил не одного государства, а четырех: Франции, Великобритании, Турции, Сардинии. Когда были исчерпаны все возможности обороны, южная часть города была остав¬лена.
В сообщениях с фронтов описывались именно ужасы войны — страшные, трагические явления, положения, случаи.
При каждой новой жертве боя.
Каждый — всякий, любой; один из ряда подоб¬ных, взятый подряд, без выбора, без пропусков;
но¬вая жертва боя — только что или недавно погибший в бою; до него жертвы боя уже были.
Мне — форма дательного падежа от личного мес¬тоимения я, употребляется для обозначения самого говорящего.
– Кто здесь говорящий? Поэт или ли¬рический герой (т. е. герой, от имени которого дается высказывание)?
(Наверное, и тот и другой: гово¬рящий — лирический герой, но он выражает мысль автора).
Жаль — о чувстве жалости, сострадания; слово категории состояния, в данном случае в роли ска¬зуемого безличного предложения. Дополнение мне и сказуемое жаль для усиления их смысла повто¬ряются в двух рядом расположенных частях слож¬ного предложения, следовательно, они анафориче¬ские. Частица не при однородных членах (не друга, не жены, не самого героя) указывает на противо¬поставление им кого-то другого.
– Что означает многоточие в конце четвертой строки?
(Можно «расшифровать» как вопрос: почему не жаль? Ответ частично содержится в следующих двух строках стихотворения.)
Увы! — междометие; выражает горькое сожа¬ление или сетование по поводу чего-либо; здесь — «как это ни печально, ни прискорбно», утешится жена — перестанет огорчаться, горевать, плакать (возможно, выйдет замуж за другого); и друга луч¬ший друг забудет.
– А самого героя почему не жаль?
(Он — «жертва боя», погибший и ничьего сострадания, сожаления воспринять уже не может).
Но где-то есть душа одна. Многозначное сло¬во душа здесь употреблено одновременно в двух зна¬чениях: человек и его внутренний мир; . до гроба помнить — несколько измененный по форме фразе¬ологизм — по гроб жизни — навсегда.
Предложе¬ние восклицательное: глубокая уверенность говоря¬щего в том, что он говорит, эмоционально окрашена.
III строфа — сложное бессоюзное предложение. В первой части его ключевые слова — святые, т. е. глубоко чтимые, исключительные по своему бла¬городству, искренние слезы; во второй части пред¬ложения объясняется, о чьих слезах идет речь: То слезы бедных матерей. Прилагательное бед¬ных здесь в значении несчастных (на фронте погибали дети не только бедняков, но и дворян); бед¬ный и несчастный — синонимы. Святость, ис-кренность материнских слез особенно глубоко осоз¬наются при сопоставлении их с «прозой жизни», с обыденностью повседневных «лицемерных дел» (искренний и лицемерный — антонимы). Извест¬но: искренние слезы напоказ не выставляются; их не каждый и не всегда увидит; их надо подсмотреть, т.е., наблюдая, заметить, подметить. Материнские «святые, искренние слезы» — одни в мире, ничьих еще таких же благородных слез нет.
Основа последней строфы — сравнение двух си¬туаций.
1) Матерям никогда «не забыть своих детей, по¬гибших на кровавой ниве»; нива — в прямом значе¬нии засеянное поле, хлеба; в переносном (с определе¬нием) и в высоком стиле — поприще; на кровавой ниве — на полях сражений.
2) Как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей.
Плакучая ива (разновидностей этого дерева много) — ива с длинными свисающими ветвями.
Поникнувшие (ветви) — причастие от глагола поникнуть — 1) склониться, пригнуться (о растени¬ях); 2) впасть в подавленное настроение, склонить го¬лову. В данном контексте эти значения глагола нераз¬делимы: мать в глубокой печали низко склоняет го-лову, как ива низко опускает свои длинные ветви.

4. Вывод из наблюдений
– Какова тема стихотворения «Вни¬мая ужасам войны. »?
(Неизбывность горя, свя¬тость, искренность слез матерей, у которых война от-няла самое дорогое — детей).
– Для чего поэт написал стихотворение?
(Для того, чтобы выразить свое (и на¬ше!) сочувствие, сострадание матерям погибших геро¬ев и протест против любой войны).
– Это — основная мысль, идея стихотворения.

5. Слово учителя.
В творчестве Некрасова это стихотворение — одно из прог¬раммных. Все самое доброе, самое светлое в детстве и юности будущего поэта было связано с образом его матери Елены Андреевны, ласковой и чуткой, умной и образованной. Она горячо любила детей, ради их счастья, их будущего терпеливо сносила и в меру сво¬их слабых сил смягчала царивший в доме произвол. В стихотворении «Рыцарь на час» к ней обращены проникновенные строки поэта:
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С детства страдания любимой матери были в серд¬це Некрасова «никогда не заживавшей раной», и эта рана «была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». (Ф. Достоевский)
Неудивительно, что один из главных образов творчества Некрасова — образ многострадальной ма¬тери. Вспомним: «В полном разгаре страда деревен¬ская», «Орина — мать солдатская», «Мороз, Красный нос». В хронологическом порядке этим шедеврам поэта мести и печали предшествует «Внимая ужа¬сам войны. ». Оно, как уже говорилось, написано под впечатлением событий Крымской войны и «Се¬вастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. В настоя¬щее время его вызывают в нашей памяти печаль¬ные вести из «горячих точек», таких, как, например, Чечня.

6. Сопоставление стихотворений.
К.Симонов «Жди меня, и я вернусь. », написанное в 1941 г. и стихотворение Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны. » в 1856 г.

Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души.
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать, —
Как никто другой.
– Ваш вывод из этого сопоставле¬ния?

7. Слушание музыкальных произведений
– Своим глубоким содержанием и совершенством художест¬венной формы стихотворение «Внимая ужасам войны. » при¬влекает внимание композиторов. Оно неоднократно положено на музыку. На слова стихотворения «Внимал ужасам вой¬ны. » написано 8 музыкальных произведений; авторами двух из них являются Ц. А. Кюи и Т. Н. Хренников.
– Прослушайте их, сравните.
– Как вы думаете, кому из композиторов удалось глубже передать идею шедевра Н. А. Некрасова?

8. Творческая работа.
– Напишите сочинение на тему «Стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны. «». Выразите свое отношение к этому произведению, поделитесь мыслями, раздумьями, которые оно навевает.

Домашнее задание.
– Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: