Сочинение по творчеству пушкина 10 класс

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина
Язык поэзии для истинного поэта — главное средство самовыражения личности, инструмент познания жизни, «углубленного проникновения в тайны мироздания» и воздействия на общественную жизнь. А. С. Пушкин писал много стихотворений на случай, в альбом, шутливые стихи, эпиграммы, которые хоть и отмечены печатью таланта, задором, брызжущей энергией, упоенностью творчеством, все же ограничены тематически, художественно творческой задачей. Поэт не придавал большого значения этим стихам, хоть они помогали шлифовать стиль, но, рано осознав свое призвание, неоднократно обращался к теме роли, назначения настоящей поэзии в жизни общества.
Пробуждение национального самосознания, демократическое преобразование общества, просвещение народа в духе свободолюбия, нравственной чистоты с помощью просто призывов неэффективно. В стихотворении «Деревня» поэт болезненно переживает ограниченность воздействия поэзии на умы и сердца людей, несовершенство своего поэтического языка в эмоциональном воздействии на читателя. Как добиться духовного освобождения народа, раскрыть ему глаза на унижающий человеческое достоинство порядок вещей, где царит вопиющая социальная несправедливость; «барство дикое» и «рабство тощее»? С горечью и надеждой восклицает поэт:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар ?
Но как бы ни трудна была сверхзадача поэзии, А. С. Пушкин неуклонно стремился достигнуть ее, находя точные изобразительные средства для воплощения духовных идеалов и высокого накала души. Поэта угнетает наличие жандармской цензуры, признающей только официозную литературу, отвергающей все живое, смелое, прогрессивное. В стихотворении «Послание цензору» негативная роль последнего в литературном процессе выражена автором четко и недвусмысленно:
Докучным евнухом ты бродишь между муз;
Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус,
Ни слог певца «Пиров», столь чистый,
благородный, —
Ничто не трогает души твоей холодной.
А. С. Пушкин искренне пытался пробудить в народе вольнолюбивые настроения, чувство собственного достоинства, стремление к справедливому социальному переустройству, но тщетно: голос одинокого поэта, «свободы сеятеля пустынного», остается гласом вопиющего в пустыне! Благородная, высокая миссия поэта — служение народу, его духовное, нравственное совершенствование — остается невостребованной, неуслышанной: Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время, Благие мысли и труды.
В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкин наиболее полно и ярко выразил свои представлени я о роли поэзии в жизни общества, о высокой, мучительно трудной, самоотверженной и благородной миссии поэта. Автор использует сюжет библейской легенды, в которой посланник Бога серафим очищает избранного из прочих человека от скверны, поразившей мир, дает ему силы вскрывать язвы общества и совершать возмездие, так как сердце народа огрубело настолько, что не воспринимает ни правду и добро, ни критику и насмешку. Пушкин использует в стихотворении только часть библейского сюжета о чудесном превращении человека в пророка. Лирический герой, жаждущий духовного очищения, бредет по жизни как по мрачной пустыне, бессмысленной, бесцельной, не ос-.. вещенной идеалами, и вдруг в минуту полной растерянности, «на перепутье», появляется целеустремленный, энергичный серафим, и жизнь преобразуется, озаряется светом понимания истины:
Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Жак у испуганной орлицы. Осторожные, бережные прикосновения ангела тем не менее производят очень ощутимые превращения: органы восприятия путника приобретают исключительную обостренность, чувствительность, весь мир входит через них в человека.
И все же обостренности восприятия недостаточно, чтобы бредущего в поисках истины путника превратить в пророка. Серафим вырывает у человека «и празднословный и лукавый» грешный язык, заменяя его жалом мудрой змеи. Но и этого оказалось мало: нужно избавиться от сердечной чувствительности, неуверенности, снисходительности, быть твердым и даже жестоким.
И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Чтобы вести за собой людей, открыть им глаза на несовершенство общественного устройства и личные пороки, необходимо избавиться от жалости и ложного сострадания. Духовное очищение невозможно без страданий, тяжкой работы над собой. Ноша поэта-пророка тяжела вдвойне: сознавая пороки, несовершенство собратьев, сочувствуя людям и любя их, ему необходимо «глаголом жечь» их сердца, не поддаваясь никаким сомнениям.

Что такое «романтическая» лирика А. С. Пушкина

Первая половина 20-х годов оказалась для Пушкина щедрой и плодотворной также я в области лирики. Южный период в жизни и творчестве Пушкина Б. В. Томашевский называет «временем полного расцвета поэзии Пушкина, полного его освобождения от какого бы то ни было ученичества, полной его оригинальности» «. Ссылка на Юг была для Пушкина бедой, обидой и болью — и вместе с тем его духовным торжеством, радостью творчества. Он сам это хорошо сознавал. В стихотворении «К Чаадаеву» (1821) он писал о значении для себя южной ссылки:

  • И сети разорвав, где бился я в плену,
  • Для сердца новую вкушаю тишину.
  • В уединении мой своенравный гений
  • Познал и тихий труд, и жажду размышлений.

«Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени»,- писал Вяземский, начиная свой разбор «Кавказского пленника». Слова эти исполнены горькой и трагической иронии, и тем не менее в отношении к Пушкину они в достаточной мере справедливы.

Одним из стихотворений, знаменующих собой начало романтизма в пушкинской лирике, была элегия 1820 г. «Погасло дневное светило. ». 24 сентября 1820 г. Пушкин писал брату: «. морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф, где находилось семейство Раевекого. Ночью на корабле написал я Элегию, которую тебе присылаю; отошли ее Гречу без подписи» (IX, 20). Первая романтическая элегия Пушкина была «ночной» — как многие элегии других, русских и нерусских, романтиков. С этим стихотворением входит в поэзию Пушкина атмосфера Юга, южной ночи, южного моря, морской стихии — сугубо романтическая атмосфера. Вместе с тем стихотворение дает ощущение личности поэта, его человеческой и творческой неповторимости. Как заметил современный исследователь лирики Пушкина В. Сквозников, «этой элегией Пушкин, с самого начала стремясь к индивидуальному самовыражению, впервые заявил право своего таланта на воплощение сугубо личных мыслей и даже поворотов настроения». Однако исповедальный характер лирики Пушкина южного периода строится, как правило, не столько на индивидуальной правда понятий и фактов, сколько на правде интонаций, выражающих общее настроение поэта. Прямой, понятийный смысл таких стихотворений, как «Погасло дневное светило. », по существу, не так уж и индивидуален. Основными темами, а отчасти и словами произведение похоже на другие романтические пьесы-признания:

  • Мечта знакомая вокруг меня летает;
  • Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
  • И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
  • Желаний и надежд томительный обман.
  • Или:
  • . Страны, где пламенем страстей
  • Впервые чувства разгорались,
  • Где музы нежные мне тайно улыбались,
  • Где рано в бурях отцвела
  • Моя потерянная младость.

Интересно, что похожие признания делают герои поэм Пушкина «Пленник» и «Алеко». Мотивы мы находим в других стихотворениях Пушкина южного периода. Стилистическая система романтической лирики оказывается в некоторой море ограниченной и замкнутой. Но это вовсе не отменяет искренности и истинности личных признаний в стихах. Романтические мотивы и романтические слова однообразны и многообразны одновременно, они а общи и неповторимы. При этом их неповторимость, отраженность в них индивидуальной человеческой судьбы поэта сказываются прежде всего в их эмоциональном, музыкальном звучании, в их особенном смысловом значении, которое они приобретают не столько сами по себе, сколько в эмоциональном и музыкальном контексте.

Элегия «Погасло дневное светило. », как и романтические поэмы Пушкина, некоторыми своими чертами напоминает поэзию Байрона. Д. Д. Благой писал об этом: «Русским поклонникам английского поэта сразу бросилась в глаза близость стихотворения Пушкина к мотивам Байрона. море, корабль, лирическое обращение к тому и другому, стремление поэта к «пределам дальным»». На связь с Байроном указывал и подзаголовок, который Пушкин придал стихотворению при его первой публикации: «Подражание Байрону».

Однако, несмотря на этот подзаголовок, связь стихотворения с поэмой Байрона не означала подражания ему. Этого Пушкин не делал ни в этом стихотворении, ни в других. У Пушкина с Байроном было сходное направление поэтической мысли, определяемое некоторым сходством их биографий. Ссылка, экзотические края, близость моря, постоянный порыв к свободе заставляли Пушкина вспомнить о Байроне и поневоле соизмерить свою судьбу с его судьбой. Они пели сходные песни, потому что похожа была их жизнь, потому что жили они в одно и то же трудное и мятежное время, потому что одинаково сильно они любили поэзию и свободу.

Замкнутость стилистической системы и известная ограниченность стилистических средств не мешали романтической лирике Пушкина быть неоднородной и разнообразной как в жанровом, так и в тематическом отношении. При этом наиболее распространенными жанрами лирики Пушкина южного периода были элегии в их многочисленных разновидностях, разные типы посланий, баллады.

Мы уже познакомились с одним из образцов пушкинской романтической элегии. Другим характерным произведением этого жанра была элегия «Редеет облаков летучая гряда» (1820). И в этом стихотворении главное — поэзия воспоминаний, раздумий, ночная романтическая поэзия. Чем-то пушкинская элегия напоминает элегии Жуковского: «пленительная сладость» стиха, то же музыкальное, трепетно-напевное звучание стиховой речи. Шестистопный ямб в стихотворении Пушкина преобразован в музыкальном ключе: в нем ничего не осталось от торжественно-размеренного александрийского стиха времен классицизма и он уже предвещает шестистопный ямб, каким он станет в музыкальной поэзии Фета:

  • . Я помню твой восход, знакомое светило,
  • Над мирною страной, где все для сердца мило,
  • Где стройны тополи в долинах вознеслись,
  • Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
  • И сладостно шумят полуденные волны.

Музыкальная стихия абсолютно господствует в том стихотворении и многое в нем определяет. Она определяет, в частности, и ту значимую неконкретность его содержания, которая вызывает в читателе хотя и несколько неопределенный, но сильный и глубокий отзвук.

Школьное сочинение на тему «А. С. Пушкин – наш современник»

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя сопровождает нас всегда. С детских лет и до конца своей жизни мы не расстаемся с Пушкиным, с его стихами и поэмами, повестями и романами, трагедиями и сказками. Впервые, в раннем детстве, человек слышит чудесные сказки Пушкина. В юношеские годы перед ним приоткрывается новый мир поэта. Но по-настоящему Пушкин волнует, когда его изучают глубоко. Каждый год шестого июня в Михайловское, на Псковщину, из всех концов съезжаются поэты, писатели, деятели литературы и искусства, все, кому дорогая поэзия. В этот день на земле большого русского поэта проходит Пушкинский праздник. Люди идут в гости к живому Пушкину — величайшему поэту. Это имя понятно любому языку. Этот год — юбилейный. Александру Сергеевичу исполнилось двести лет со дня рождения. Весь мир с благоговением склоняет головы перед творческим подвигом поэта, ощущая его своим современником — незаменимым собеседником, задушевным другом. Украинский поэт Б. Олейник утверждает, что Пушкина рядом с Шевченко в каждом доме исповедуют как национальную святыню. Подтверждением его слов есть высказывание Д. М. Журавлева:

  • «Я всегда говорю: жаль, что в наших календарях не обозначена красным цветом дата шестое июня. Пусть это будет рабочий день, но страница — красная. Это же день рождения Пушкина. Он дал нам всю русскую литературу, всю!». Изучая поэзию и прозу Пушкина, мы неизменно ощущаем, какой огромный художественный мир создал поэт. И каждый из нас находит в этом мире что-то свое, особенно близкое и дорогое.

Почему же все, что связано с именем большого поэта, бесконечно дорого каждому человеку? Почему с такой любовью уважают Пушкина миллионы? Впервые услышав строки:

  • Пока свободой горим,
  • Пока сердца для чести живи,
  • Мой друг, отчизне посвятим
  • Души прекрасные порывы!

— мы повторяем эти слова, и они становятся первой клятвой верности родине, ее бессмертной поэзии, которая умеет поднять человека на вершину подвига.

А.С. Пушкин — родоначальник одной из выдающихся литератур мира, основатель русского реализма с его передовыми традициями. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Н. В. Гоголя, «при имени Пушкина в ту же минуту осеняет мысль о русском национальном поэте. ». Русской земле нужный был такой поэт, как утешение за все потери и ненастья, за все потрясения, которые обрушила на нее история — от Батыя до Наполеона. Он был нужный ей, как праздник победы, как высший взлет народного самосознания. И поэзия Пушкина, с ее чувством свободы и независимости, с чувством достоинства и благородства, легла в основу нашей нравственности. Всем своим творчеством, своим жизненным поведением, своим моральным кодексом Пушкин — наш современник, наш друг, учитель. Беспредельно и преданно любя свой народ, Пушкин открыл родную землю в ее неповторимой красоте. Ведь сам он был большим патриотом земли русской. И мы признательны ему за то, что поэзия его учит нас любить Отчизну, любить глубоко и неизменно. И в тысячный раз недоумевая красоте родной природы, мы не замечаем уже, что смотрим на нее пушкинскими глазами, мыслим образами, сравнениями, которые впервые вспыхнули в его хрустальных стихах. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем:

  • Унылая пора! Глаз очарованье, Приятна мнет твоя прощальная краса.
  • Снежным зимним утром мы вспоминаем знакомые с детства строки о русской зиме:
  • Пришла, рассыпалась клонами,
  • Повисшая на сучьях дубов,
  • Легла волнистьми коврами
  • Среди полей, вокруг холмов.

Проходят года. Мы становимся взрослыми, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревали. В разные поры жизни мы имеем своего Пушкина. И снова мы находим в нем что-то новое, неизвестное. Он всегда оказывается рядом. Его творчество нужно нам в самых разных жизненных ситуациях, как плечо бескорыстного друга. Или не о нашем времени эти слова? Если жизнь тебя обманет. Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Кажется, будто сам поэт нас успокаивает. Так, Пушкин и сегодня учит нас смелости, учит мужественно преодолевать трудности. Он, конечно, был прав, когда писал:

  • И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал.
  • Добрые чувства поэта особенно выразительно звучат в его лирике о любви и дружбе:
  • «Я вас любил: любовь еще, бить может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит, Я не хочу печалить вас ничем». Разве можно чище, человечнее, мудрее сказать о неразделенной любви? А разве есть человек, который бы ее не пережил? Наиболее светлые, добрые и благороднейшие чувства Пушкина становятся примером, которым мы подражаем.

Пушкин бессмертен и неисчерпаем. С ним юность нашего времени. Мы с поэтом, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется, мы с Пушкиным во всем: в его нежности, стойкости, шалостях. Пушкин делает нас более сильными, непоколебимыми в защите добра и ума, человеческого достоинства, свободы. Он делает нас сильными, так как учит любить родину, ее историю, ее славу. Давно ушла в прошлое эпоха, в которой жил и создавал поэт. Но стоит взять книгу, и все оживает: и Татьяна, которая пишет свое письмо, когда горит свечка, и мечется Борис Годунов, и Арина Родионовна, которая дремлет возле окошка со своим веретеном, и прежде всего поэт, который воссоздал все это, вложил в свои произведения талант, душу, совесть. Значит, Пушкин современен и сегодня. И будет современным завтра и всегда! Закончить произведение хочу словами В. Г. Белинского: «Пушкин принадлежит к явлениям, которые вечно живут и двигаются, которые не останавливаются на той точке, на которой застала их смерть, но продолжают развиваться в сознании общества. Каждая эпоха имеет о них свое суждение, и как бы верно она их не поняла, но всегда оставит возможность следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное».

Сочинение на тему

Сочинение на тему, по русскому языку и литературе

    Сочинение — это интеллектуальный показатель развития ученика, его эстетического вкуса. Это результат достижений в изучении русского языка и литературы. Свидетельство о знании текста художественного произведения, умении анализировать текст, зрелости суждений, широте кругозора. Самостоятельная работа с текстом произведения позволяет обеспечить проникновение в авторский замысел, постичь объективный смыс произведения. Главное требование к сочинению — логическая стройность изложения. Тема должна быть раскрыта четко, аргументированно, глубоко, отдельные части сочинения должны быть связаны между собой, переход от одной мысли к другой последовательным, суждения логичны. Основная мысль сочинения развивается по плану. Нужно анализировать как идейное содержание произведения, так и его художественную сторону.

Сочинение по русскому языку и литературе

Сочинения по литературе (по произведениям классиков).

Как правильно написать сочинение.
Нужно изложить собственное высказывание в виде размышления.
Размышление должно передать ход собственных мыслей пишущего, его отношение к окружающему, к людям, животным, к явлениям, действиям и впечатлению от них.
В этом выявляется способность ученика, его интеллект, осведомленность по данной теме.

Сочинения на различные темы школьной программы по произведениям известных авторов

Булгаков Михаил Афанасьевич

Бунин Иван Алексеевич

Гоголь Николай Васильевич

Гончаров Иван Александрович

Максим Горький (псевд.), настоящее имя — Алексей Максимович Пешков

Грибоедов Александр Сергеевич

Достоевский Фёдор Михайлович

Куприн Александр Иванович

Лермонтов Михаил Юрьевич

Островский Александр Николаевич

Пушкин Александр Сергеевич

Солженицын Александр Исаевич

Толстой Лев Николаевич

Тургенев Иван Сергеевич

Фонвизин Денис Иванович

Шолохов Михаил Александрович

Лучшие (недавно добавленные) сочинения по литературе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: