Сочинение –рассуждение «Милостыня»

В ходе урока раскрывается сущность понятия «милостыня» на примере текстов Ф.Достоевского «Мальчик с ручкой» и И.Тургенева «Нищий», а также на основе собственных наблюдений.

Скачать:

Вложение Размер
milostynya.docx 16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение –рассуждение «Милостыня».

(Ф.М.Достоевский «Мальчик с ручкой».

Цель: раскрыть сущность понятия милостыня с помощью осмысления данных текстов и примеров из собственного наблюдения и на этой основе написать сочинение-рассуждение.

Цель реализовать через решение ряда задач: содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, закрепление умения анализировать и оценивать художественное произведение и его героев; совершенствовать умение самостоятельной работы с художественным текстом; учить оценивать поступки героев; способствовать развитию устной и письменной речи; умение высказывать свою точку зрения и ее доказывать; развивать нравственный качества учащихся: любовь к художественной литературе, уважение к мнению своих одноклассников; приобщение учащихся к исследовательской работе.

(На предыдущем уроке в 6 классе изучался рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».

«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным

1. Слово учителя.

-«…Все равно, сидением ничего не поможешь,…пойду хоть милостыню попробую попросить. Просить милостыни? Он уже попробовал это средство сегодня два раза. Но в первый раз какой-то господин в енотовой шубе прочел ему наставление, что надо работать, а не клянчить, а во второй – его обещали отправить в полицию».

-Из какого произведения этот отрывок? (А.И.Куприн «Чудесный доктор».)

-Почему Мерцалов вынужден был пойти на крайний шаг – просить милостыни?

-Что значит – просить милостыни?

— Как вы понимаете слово милостыня? ( Подаяние).

Работа со словарем (Толковый словарь С.И.Ожегова, с.356)

2. Первичное восприятие текста. Чтение учителем текстов Ф.М.Достоевского «Мальчик с ручкой» и И.С.Тургенева «Нищий».

3. Проверка первичного восприятия текста.

— Каково ваше мнение о прочитанном? Какие чувства пережили, прослушивая тексты?

4. Постановка учебной задачи.

1). –Кому принадлежат сопоставляемые произведения?

— Время и место их жизни?.

— Каким был основной жанр их творчества?

2).-Время и место создания произведений?

— Актуальна ли сегодня эта тема?

3). В чем произведения схожи?

4).- Какой интонации требует чтение?

-Какова цель такого чтения?

5).-Совпадает ли манера повествования? Почему?

6).-Как авторам удалось создать зримый образ нищего?

(через изобразительно-выразительные средства языка).

7).-Перед нами удивительные тексты. Что ни слово – то картина. Попробуем увидеть эти картины.

а). –Почему И.С.Тургенев использует эпитет «шершавые» лохмотья?

(От грязи одежда стала шершавой. От этого образ нищего более жалкий и отталкивающий.).

б).-Как изображает нищего Ф.М.Достоевский? (В страшный мороз он был одет почти по-летнему).

в).-Какими эпитетами наделили авторы понятие существо?

У И.С.Тургенева – «несчастное существо» («О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо»), у Ф.М.Достоевского – «дикое существо» («Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где живет, ни какой он нации»).

г). –Обратите внимание на метафору «обглодала бедность это несчастное существо. Какова роль слова «обглодала»? (т.е. человек крайне беден, в нем, казалось бы, уничтожено све человеческое).

Д). – Чем еще мы можем дополнить образ нищего?

«Мальчик с ручкой» «Нищий»

8). –Как Ф.М. Достоевский описывает руки мальчика? (Возвращается с красными, окоченевшими руками).

-А И.С. Тургенев? (Я просто крепко пожал его грязную, трепетную руку)

9). -Почему «трепетную»? (Бедность не убила в человеке способность переживать, жить, чувствовать)

10). Как авторам удалось передать душевное переживание нищих?

«Нищий» «Мальчик с ручкой»

Стонал и мычал о помощи, не завывал, говорил невинно и

Ждал, потерянный, смущенный непривычно, доверчиво смотрел

в глаза, начинал профессию, врал

11).- Как вы понимаете слова нищего о том, что пожатие руки «тоже подаяние»? (Это признание его человеком, братом, — дает ему не меньше, чем подаяние).

— А какое подаяние получил от нищего автор? (Нищий видит, что в своей сытой, благополучной жизни прохожий не утратил способности быть

человеком. И это самое важное).

12).- Что значит 0 ходить « с ручкой»? («Это технический термин, который выдумали сами мальчишки).

13). -Кому достанутся набранные копейки? (Возвращаются в подвал, в котором пьянствует какая-нибудь шайка халатников, мальчишку посылают в кабак, и он приносит вина).

14).-Легко ли читать такие произведения?

15).-Название какого произведения более прозрачно, а какое скрытно так, что невозможно догадаться, о чем идет речь?

16).-Что можно сказать об авторах изучаемых произведений?

-Важная сторона русской литературы – поиск смысла жизни, особое предназначение человека.

-«Просите и получите, ищите и найдете, стучите и вам откроют. Каждый, кто просит, получает, кто ищет, находит, и кто стучит – тому откроют. Кто из вас даст сыну своему камень, когда тот просит хлеба? И кто даст сыну своему змею, когда тот просит рыбы? Если вы, какими бы злыми вы ни были, умеете давать доброе вашим детям, то настолько же больше Отец Небесный даст тем, кто у Него просит! Поэтому поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» (Евангелие Матфея).

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение под названием «Милостыня». Что означает это слово? Приведите примеры из личных наблюдений, которые соответствуют понятию милостыня.

Видео. Сочинение-рассуждение на ЕГЭ по русскому языку.

  • Опубликовано в ЕГЭ
  • Прочитано 16099 раз
  • Медиа

Д рузья мои, за один час я научу вас писать хорошее сочинение на ЕГЭ. Сначала мы изучим текст, затем определим его тему (о теме можно писать во вступлении) и идею (позицию автора). Исходя из идеи, определим проблему текста. Далее соберём информацию к комментированию проблемы (микро темы и ваши к ним пояснения). Теперь осталось найти в тексте подтверждения позиции автора (изобразительно-выразительные средства) и подобрать аргументы подтверждения вашего отношения к заявленной проблеме. Таков основной план наших действий на сегодня. Кроме вышеперечисленного у вас будет возможность увидеть работу ученика по данному тексту. Эта работа проверена мной, учителем-экспертом, в соответствии со всеми требованиями критериев оценивания сочинений на ЕГЭ. Выставлены первичные баллы и дано разъяснение ошибок всех типов. Кроме этого вы можете прочитать другое сочинение по данному тексту. Образцы этого сочинения располагаются после объяснения каждой части сочинения. Возможно, оно вам будет ещё более интересным.

Итак, перед вами текст Д. А. Гранина со словами героя романа Ф.М. Достоевского Алёши Карамазова. Речь идёт о романе «Братья Карамазовы». Хорошо, если вы читали его. В любом случае не спеша внимательно прочитайте весь текст. Постарайтесь понять и запомнить последовательность мысли Д. Гранина, связь частей.

Первый шаг. Определим тему текста. Для этого всегда задавайте вопрос: «О ЧЁМ или О КОМ ЭТОТ ТЕКСТ?». Ваш ответ должен быть из одного или двух слов. Если вы подумали: «О ВОСПОМИНАНИЯХ или О ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ», то это правильно.

Вступление может выглядеть так:

Конечно, роман Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» я читала и не раз. Но, как и автор текста, тоже пропустила мимо сознания слова Алёши Карамазова о воспоминаниях детства. Очень пригодилась бы мне эта мудрая мысль классика мировой литературы как в педагогической работе, так и в личной жизни. Каково же значение приятных воспоминаний в жизни человека? Именно эта проблема волнует автора текста Д.А. Гранина.

Второй шаг. Определяем идею текста (позицию автора). Задавайте себе вопрос: «Что хотел автор донести до читателя?» Не нужно сейчас перечислять все мысли автора по теме текста. Постарайтесь сказать обобщённо, одним коротким предложением. Например, так: «Автор считает, что святые детские воспоминания воспитывают людей».

Третий шаг. Определяем проблему текста. Проблемой текста будет вопрос, ответом на который подходит идея текста (позиция автора). Таким вопросом вполне может быть: «Какова роль детских воспоминаний в жизни людей?»

Четвёртый шаг. Собираем материалы к комментарию проблемы текста. Они могут быть как во всём тексте, так и в его части. В изучаемом нами тексте информация по проблеме по всему тексту. Снова пересматриваем текст и выбираем основные мысли автора о роли прекрасных воспоминаний, сохранённых с детства. Это будут микро темы. Нельзя пропустить ни одну. Иначе проблема не будет прокомментирована ПОЛНО. Составим небольшую таблицу. В левой части будет размещён в виде цитат самый важный материал по каждой микро теме. В правой части напишите кратко свои мысли по каждой цитате. Должно получиться примерно следующее:

Цитаты из текста по всем микро темам Ваши мысли к комментарию этих микро тем
«…вот каким ты был прекрасным…» Хочется всегда чувствовать себя таким счастливым
«обязывает душу» Время усиливает это желание. И вот уже воспоминание «обязывает душу»
«… удержать человека от дурного» Детское воспоминание – лучшее воспитание

Перед вами богатый материал для комментирования проблемы текста. Осталось его связно записать. Проверяющий увидит, что вы хорошо поняли текст.

Комментарий к проблеме текста может выглядеть так:

Теперь я попытаюсь выбрать весь материал по названной проблеме, чтобы понять его глубину и значение. При этом изменяю порядок следования материала, так как считаю другую его последовательность более убедительной для комментария проблемы текста. Автор текста в конце четвёртого абзаца справедливо замечает, что человек, вспомнив, каким он «был прекрасным» когда-то, захочет повторить такие счастливые минуты жизни. Это хорошо! Добрые поступки и воспоминания о них со временем так закрепляются в памяти, что уже влияют на подсознательное: « …обязывают душу…». Это уже очень хорошо! И, наконец, святое воспоминание «может удержать человека от дурного». А это уже отличный результат воспоминания-воспитания!

Позицию автора (его замысел, идею текста) мы уже определили, когда искали проблему. Она такова: святые детские воспоминания воспитывают людей. Обязательно в этой части своего сочинения сначала отметьте общее отношение автора к проблеме текста (положительное или отрицательное, двойственно, ироническое, саркастическое и т. д.) Подтвердите текстом. Затем выберите одно самое яркое изобразительно-выразительное средство, выражающее позицию автора по отношению к проблеме. И пусть оно будет доказательством авторской позиции.

Позиция автора по отношению к проблеме может выглядеть так:

Текст начинается с цитирования Достоевского. Автор текста надеется, что мы не будем спорить с классиком мировой литературы. Особенно если вчитаемся в его слова из седьмого предложения и поймём, что Алёша Карамазов – душа «беззащитно-высокая». К тому же выражается он торжественно, чётко формулирует понятие о «святом воспоминании». Д. Гранин согласен с мыслью Ф. Достоевского о важности хороших воспоминаний. Иначе бы он не назвал «открытием» слова героя романа «Братья Карамазовы». И не стал бы тратить время на проверку ещё одной теории воспитания, «…прикладывая к своей жизни и к жизни близких людей». К тому же позиция автора подтверждается самыми разными изобразительно-выразительными средствами. Но более всего меня взволновали пять вопросительных предложений в конце текста, расположенных по градации возрастания. Последнее предложение – апофеоз мыслей и чувств автора текста: «Может, там (в воспоминаниях) хранятся наши запасы безошибочной любви, доброты, радости, веры в будущее. » Да, мудрые слова! Вряд ли кто возьмётся их оспаривать.

Осталось показать ваше отношение к проблеме текста. Чаще всего выпускники согласны с позицией автора. Спорить с известными писателями, публицистами – смешно. Их знания и мудрость не сопоставимы с нашим жизненным опытом. И ничего в этом обидного нет. Мы можем только выразить своё понимание проблемы, продемонстрировав это на двух примерах. Очень хорошо, если один из них будет их художественной литературы. Некоторый теоретический материал по написанию данной части вы найдёте в предыдущем видео.

Ваше отношение к заявленной проблеме может выглядеть так:

В русской литературной классике нет такого писателя или поэта, который не написал бы по теме память или воспоминания. Л.Н. Толстой — «Детство, отрочество, юность» — семейная жизнь в дворянском гнезде. А.М. Горький — «Детство», конечно, в основном, эта повесть о свинцовых мерзостях русской жизни, но бабушка Акулина Ивановна — воплощение доброты. А.С. Пушкин — «Воспоминания в Царском селе» — пример дружбы подростков. А Ахматова – поэма «Реквием» — призыв к будущим поколениям помнить, как мучились репрессированные и их родные в 20 веке:

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде…

Память и примеры из литературы учат нас помнить всё доброе и жить счастливо. Воспоминания о тяжёлых страницах нашего бытия тоже нужны, чтобы плохое не повторялось. Так что я вполне согласна с автором текста.

Сочинение по Ф. М. Достоевскому. Уже давно я замечаю, что в любом обществе, в любой компании…

Задание: На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).
Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Свой ответ ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния.

Текст:

Уже давно я замечаю, что в любом обществе, в любой компании когда-нибудь появляется и обращает на себя внимание один интересный типаж. Это молодой “человек, имеющий доброе сердце” (как его можно характеризовать), однако не имеющий в себе более ничего, кроме доброго сердца, и прежде всего не имеющий интереса и внимания к окружающим.

Уже давно я замечаю, что в любом обществе, в любой компании когда-нибудь появляется и обращает на себя внимание один интересный типаж. Это молодой “человек, имеющий доброе сердце” (как его можно характеризовать), однако не имеющий в себе более ничего, кроме доброго сердца, и прежде всего не имеющий интереса и внимания к окружающим.
Он уверен, что его доброго сердца хватит, чтоб быть в этом мире всегда довольным и счастливым. Он так уверен в успехе своего дара, что пренебрёг всяким другим средством, запасаясь в житейскую дорогу.
Этот человек чрезвычайно склонен, например, внезапно полюбить, подружиться и совершенно уверен, что все его тотчас полюбят взаимно, собственно за один тот факт, что он всех полюбил. Его доброму сердцу никогда и не снилось, что мало полюбить “горячо”, что нужно еще постараться, чтобы тебя полюбили в ответ, без чего всё пропало, без чего жизнь не жизнь и его любящему сердцу, и тому несчастному, которого оно наивно избрало предметом своей неудержимой привязанности.
Если этот человек заведёт себе друга, то друг у него тотчас же обращается в домашнюю мебель, во что-то вроде плевательницы. Всё, всё, какая ни есть внутри дрянь, как говорит Гоголь, всё летит с языка в дружеское сердце. Друг обязан всё слушать, всему сочувствовать и не навязываться в ответ со своей собственной заботой. Обманут ли господин с добрым сердцем в жизни, обманут ли в любви, проигрался ли в карты – в неё без удержу все свои пустяки, часто вовсе не замечая, того что у друга лоб трещит от какой-либо собственной беды.
Полюбит ли он женщину – он тысячу раз оскорбит ее своим искренним, “натуральным” характером, прежде чем заметит это в своём любящем сердце; прежде чем заметит (если только он способен заметить), что эта женщина уже чахнет от любви его, что ей уже гадко, противно быть с ним и что он отравил всё её существование благодаря бесцеремонным наклонностям своего любящего сердца.
Заметим, что не среди многих людей, а только в углу, в узком кружке, обычно формируется это прекрасное произведение натуры, в котором всё натурально, всё чистый самородок, без узды и без удержу. Забывает да и не подозревает такой человек при общих интересах, в сочувствии к другим и к их требованиям, а не в равнодушии, не в уединении может отшлифоваться в драгоценный, неподдельный блестящий алмаз его единственный клад, его капитал, его доброе сердце!

Сочинение:

Отношения с людьми нужно выстраивать, опираясь не только на собственное милосердие или харизму, но и работать над тем, чтобы быть полезным и нужным другому человеку.

Проблему эгоизма, проблему всех времен и народов, затрагивает Ф. М. Достоевский в своём произведении. Люди, которые от природы наделены способностью “притягивать” к себе людей, обладая только лишь добрым сердцем, зачастую не стараются поддержать отношения, считая, что за их добросердечность другие должны “подстраиваться” под них.

Подобные проблемы затрагиваются во многих других произведениях. Так в рассказе А. П. Чехова “Анна на шее” главная героиня, став женой состоятельного человека, чувствует себя королевой, а остальных – рабами. Также и люди, имеющие доброе сердце, относятся к другим, как к прислуге.

У меня есть знакомый, “человек, имеющий доброе сердце”, совершая добрые поступки, он старается завоевать внимание окружающих. Возможно, что он делает это не умышленно, но желания дружить с таким человеком не возникает.

Для дружбы и отношений с другими недостаточно обладать внешними качествами или добрым сердцем, нужно отвечать взаимностью и уметь выстраивать обоюдные отношения.

«Преступление и наказание» — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть «униженным и оскорбленным» глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: «Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами». Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее «каморке», которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — «задавленного бедностью», «изуродованного нищетой» «бедного и больного студента».

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою», — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. «

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти «от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. «. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в «Дневнике писателя»: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: