Урок внеклассного чтения по сказкам А

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина.

Скачать:

Вложение Размер
urok_literatury_v_5_klasse.rar 35.09 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна – учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ№14(НОЦ) Губахинского муниципального района Предмет: литература Тема урока: «Сказка-ложь, да в.

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с.

Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской «Сказка о часах» разработан с использованием приемов технологии критического мышления.Может быть проведен в классах.

Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса.

Урок по сказкам А.С.Пушкина.

Урок по сказкам А.С.Пушкина.

Урок литературы с технологической картой по теме «Мои любимые сказки А.С.Пушкина», 5 класс.

Тема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»

Цель: познакомить учеников с историей создания, издания сказки; с содержанием произведения; дать характеристику героев; найти отличные и похожие черты с народной сказкой; особенности пушкинского языка; развивать умение анализа художественного произведения, произведений других видов искусства; умение инсценировки, выразительного чтения; сопоставление литературного и фольклорного произведений; умение отстаивать свою точку зрения; воспитывать любовь к поэтическому слову, чувству красоты, высокие моральные идеалы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: заседание литературного клуба.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина; иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»; звукозаписи: П. И. Чайковский «Времена года», Г. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»; мультфильм «Сказка о царе Салтане»; репродукция картины М. О. Врубеля «Царевна-Лебедь»; раздаточный материал (задача группам, кроссворд).

І. Организация класса.

ІІ. Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности учеников.

Сегодня на уроке мы проводим заседание литературного клуба почитателей поэтического слова. Тема нашего заседания — «Победа добра на злом в «Сказке о царе Салтане А С. Пушкина».

ІІІ. Всприятие и усвоение нового материала.

1. Слово учителя.

«Волшебная красота пушкинской сказки». (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень»).

2. Сообщение группы биографов об истоках, истории написания и издание сказки.

3. Инсценировка начала сказки.

4. Анализ инсценировки. Эвристическая беседа.

С какими героями сказки мы встретились? Что о них можно сказать? О чем мечтали сестры? Почему царю Салтану полюбилась именно третья? Как осуществляются желания трех сестер? Кто и почему оговаривает сестриц?

Как смогли осуществить свой коварный план «ткачиха и повариха»? (Чтение отрывка, ответ учеников). Что произошло с царицей и сыном? (Чтение отрывка, ответ учеников).

Как обращается Гвидон к волне? (Как к живому существу, поэтому верит в помощь).

Каким мы увидели Гвидона? Докажите свою мысль. Почему царевич подстрелил коршуна. (Ученики читают отрывок и находят ответ). Как отблагодарила Царевна-Лебедь? Какой вы себе представляете эту героиню?

5. Словарная работа.

Аршин — давняя русская мера длины — 0,71 м.

Дичь — дикие птицы и животные как предмет охоты.

Моковки — купол церкви.

Латы — в давность: броня.

Ретивое — в народной словесности — сердце.

6. Анализ картины М. О. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Рассмотрите внимательно картину. На каком фоне и почему изображена Царевна-лебедь?

Какой цвет и оттенки преобладают?

Что в осанке царевны свидетельствует о ее достоинстве?

Какое впечатление производит головной убор лебедя?

Как ее описывает Пушкина?

Похожи ли лебеди Пушкина и Врубеля?

7. Чтение отрывков в лицах (первые два посещения отца).

8. Анализ прочитанного.

Почему Гвидон хочет попасть к отцу и как ему это удается? О чем узнает князь Гвидон у отца и что потом делает?

9. Просмотр отрывка из мультфильма.

«Сказка о царе Салтане» (третье посещение отца).

10. Анализ отрывка.

• Вы увидели удачное объединение разных видов искусства: музыки и мультипликации. Какое впечатление оказала на вас музыка Римского-Корсакова «Полет шмеля»?

• Чем понравился отрывок из мультфильма?

• Какими изображены герои: царь Салтан, «повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха»?

• Как Гвидон платит им за коварство?

• О каких чудесах узнал Салтан от купцов?

11. Прослушивание отрывка «Три чуда» из оперы Г. Римского-Корсакова.

• Удалось ли композитору передать содержание сказки? Какими средствами?

12. Словесное рисование.

• Как вы себе представляете эти чудеса? Опишите их.

13. Защита иллюстраций детей.

• Почему именно это чудо нарисовано? На что вы обратили внимание?

14. Анализ иллюстраций художников к сказке.

• Какая из иллюстраций вам нравится? Чем именно?

• Какой была встреча царя Салтана с семьей?

• Что побеждает в сказке?

IV. Закрепление нового материала.

1. Исследовательская работа в группах с задачами.

Ученики объединяются в восемь групп, каждая из которых выполняет определенные задачи.

Сравните сюжет пушкинской и народной сказки по плану:

1) Простота или сложность сюжета.

2) Количество главных героев.

• Сравните сюжет пушкинской и народной сказки.

• Расскажите о наличии описаний, пейзажей, детализациях.

• Сравните сюжет пушкинской и народной сказки.

• Сложность или простота характеров героев.

Сравните сюжет пушкинской и народной сказки. Особенности языка сказки:

а) стихотворный язык;

б) образность, тропы (эпитеты, сравнения, метафоры).

В сказке описаны четыре посещения Салтана корабельщиками. Затронут ли этим фольклорный закон трехкратного повторения?

В народной сказке нет примет присутствия автора. Слышим ли мы голос Пушкина в его произведении? Докажите.

Что волшебного есть в сказке?

Кто наказан в сказке, кто погиб? Почему?

2. Презентация работы групп.

V. Итог урока, оценивание.

«Сказка ложь, да в ней намек: Добрым молодцам урок».

Какие уроки вы вынесли из этой сказки?

2. Разгадывание кроссворда.

Лучшие уроки зарубежной литературы. Выпуск 2.

1. Как звали няню А. С. Пушкина?

2. Кто выходил из моря вместе с богатырями?

3. Как звали сына царя Салтана?

4. В кого перевоплотился последний раз молодой князь?

5. Кто выполнял желания главного героя?

6. Кто щелкал орешки в сказке Пушкина?

VI. Домашняя задача.

1. Написать произведение-миниатюру «Сказки А. С. Пушкина в моей жизни».

2. Прочитать І действие сказки-пьесы С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» — с. 87-92. (Ковбасенко Ю. И., Ковбасенко Л. В. Зарубежная литература: Учебник для 5-го кл. — К.: Грамота, 2005. — 296 с.).

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина

Демонстрационный материал: мультипроектор, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, выставка книг «Сказки А.С.Пушкина».

Учитель:Пушкин!

Имя этого величайшего поэта сопровождает нас всю жизнь. Впервые мы слышим его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Мир пушкинских стихов, сказок о злой царице-мачехе или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесёнке, обманутым ловким Балдой, или царе Додоне, который в молодости обижал соседей и был за это наказан, живёт с нами и позже, в школьные годы.
Сегодняшний урок, как вы уже догадались, будет посвящён сказкам А.С.Пушкина, знакомым вам с детства. Это не обычный урок, а театрализованный. Мы расширим представления о любимом поэте, услышим выразительное чтение отрывков из ваших любимых пушкинских сказок, рассмотрим особенности «пера» Александра Сергеевича, раскроем смысл эпиграфа: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Итак, начинаем.

Звучит аудиозапись пролога к поэме «Руслан и Людмила».

Учитель:
— Почему так завораживают эти строки?
— В какой мир переносят нас пушкинские стихи?
— Вы… поверили им? Но это же сказка! Почему же вы поверили, «увидели» каждую строку, каждый образ пушкинского «Лукоморья»? В чем же мастерство поэта-сказочника?
Сказочный зачин в интонации непринужденного будничного повествования, незаметно переходящего в волшебные образы и сюжеты; «ученый кот» в роли сказочника. «Лукоморье» — мир народной сказки с ее вечными сюжетами и героями, борьбой добра и зла; присутствие самого поэта в сказочном мире; простодушие и лукавство автора.

Инсценировка отрывка. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Учитель:
— Узнали сказку? Правильно, молодцы!
— Как, по-вашему, автор относится к своим героям?
(Примерные ответы детей: Пушкин подсмеивается над Балдой, когда говорит: «Работает за семерых, ест за четверых, досветла все у него пляшет, лошадь запряжет, полосу вспашет, печь затопит, все заготовит, яичко испечет да сам и облупит». Поп же выглядит простодушным.)

Учитель:
— Легко ли пересказывать сказки Пушкина?
Конечно же, нет. Хочется читать дословно, стихами, которые имеют ритм – повторяемость однородных звуковых особенностей, ударных и безударных слогов. Рифма — звуковые совпадения в конце строк. Существуют такие виды рифмовки: перекрестная, когда чередуются 1 и 3, 2 и 4 строчки; парная, когда чередуются 1 и 2, 3 и 4 строчки; охватная (или кольцевая), когда чередуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Определите вид рифмовки в услышанном вами отрывке.

Инсценировка отрывка. «Сказка о царе Салтане…» »

Учитель:
Три девицы под окном…
— Наверное, из всех сказок Пушкина эта содержит больше всего волшебства. В чем оно проявляется? (Рос ребенок не по дням, а по часам; Лебедь-девица; 33 богатыря; белка, умеющая говорить и др.)

Инсценировка отрывка. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Учитель:
Выразительное чтение наизусть любимых отрывков из сказки.
— Как вы думаете, безжалостна или справедлива пушкинская рыбка?
— Что преобладает в сказке: повествование, описание, диалог? Почему?
— Почему в сказке то и дело слышится море? Найдите в тексте и зачитайте, пожалуйста, перемены, происходящие с морем. Почему оно все время меняется?

Учитель:
Выпишите из поэмы «Руслан и Людмила» устаревшие слова. Подберите к ним современные синонимы.
1) Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой… (берег)
2) Да вдруг раздался глас приятный… (голос)
3) В унынье, с пасмурным челом, (лицом)
За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые…(молодые)
4) Невеста очи опустила… (глаза)
5) В пещере старец, ясный вид,
Спокойный взор, брада седая… (борода)
— С какой целью поэт использует устаревшие слова?

— К каким сказкам сделаны иллюстрации? Ответьте на этот вопрос строчками из произведений.

Учитель:
— Какую главную мысль проносит А.С.Пушкин через все свои сказки? (Работа с эпиграфом урока, параллель с баснями И.А.Крылова – сказки тоже содержат мораль).
— В чем же особенности «пера» А.С.Пушкина? (Стихотворная речь, ритм, рифма)
— Что роднит любимые строки с русскими народными сказками? (Зачин, троекратные повторы, победа добра над злом, постоянные эпитеты).

Учитель:
Молодцы, ребята! Задачи урока выполнены. Думаю, что время мы провели с пользой, окунувшись в поэтический мир сказок великого русского поэта А.С.Пушкина. (Выставление оценок и их комментирование).
Домашнее задание: составить кроссворд по сказкам А.С.Пушкина.

Моя любимая сказка

Средняя оценка: 4.3

Я очень люблю читать русские народные сказки. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, потому что в них есть волшебные предметы. На уроке мы читали волшебную сказку «Царевна-лягушка» и я хочу рассказать о ней.

В сказке говорится о царе, у которого было три сына. Когда пришло время им жениться, то они пустили по стреле. У старшего и среднего брата стрелы попали к генеральской и купеческой дочерям. А Ивану-царевичу сначала не повезло. Его стрелу поймала лягушка. Иван-царевич сначала расстроился, а потом взял в жены лягушку. Когда царь-отец решил проверить своих невесток, лягушка превратилась в Василису Прекрасную. Она помогала Ивану-царевичу. Она сшила красивую рубашку, испекла чудесный хлеб. Царь был доволен ее подарками. А когда царь позвал сыновей с женами на бал, лягушка сняла свою лягушачью кожу и превратилась в прекрасную девушку. Но Иван-царевич раньше ушел с бала и сжег лягушачью кожу. Василиса расстроилась и сказала: «Ах, Иван-царевич! Почему ты не подождал немного, была бы я твоя навек!» А затем она исчезла.

Пришлось Ивану-царевичу искать Василису Прекрасную. По дороге он встретил старичка-лесовичка, который дал ему волшебный клубок. Волшебный клубок показывал Ивану-царевичу дорогу в царство Кощея. Иван-царевич был добрый. Когда он шел по тропинке, он помогал разным зверям. А затем звери помогли Ивану-царевичу. Медведь свалил многовековой дуб, на котором висел сундук с иглой Кощея. Заяц увидел, что из сундука выбежал другой заяц и догнал его. Селезень поймал утку, которая вылетела из зайца. А когда Иван-царевич уронил кощеево яйцо в воду, щука нашла его и принесла Ивану-царевичу.

Сказка заканчивается хорошо. Иван-царевич разбил яйцо и сломал иглу. Так кончилось царство Кощея. А Иван-царевич и Василиса Прекрасная жили долго и счастливо.

Вместе с сочинением «Моя любимая сказка» часто ищут

Популярность темы: 153273 | Оценка: 4.3 | Закладки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector