Мой Пушкин» (по роману «Евгений Онегин»)

Творчество А.С. Пушкина является достоянием всего человечества. Читая его произведения, люди погружаются в «мир Пушкина», с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами. В детстве мы зачитываемся сказками, взрослея, открываем для себя романтические поэмы и «Повести Белкина». Венцом творчества Александра Сергеевича, на мой взгляд, является, роман в стихах «Евгений Онегин». Его я прочел совсем недавно, после того как родители подарили мне двухтомник произведений А.С. Пушкина, подготовленный и изданный в нашем городе к юбилею писателя.
Многое поражает в романе: и широта изображения действительности 19 века, и великолепные картины природы, и взаимоотношения между героями романа. Самое сильное впечатление произвело на меня изображение поэтом главного героя – Евгения Онегина, человека со сложным противоречивым характером.
Автор изображает своего героя, как обыкновенного человека с его достоинствами и недостатками. Являясь центральным героем произведения, Онегин концентрирует вокруг себя основные проблемы романа, заставляет читателя задуматься, положительный ли это герой, лишний ли он человек своего времени. Раздумья автора и читателя можно выразить вопросом Татьяны: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель: мои сомненья разреши».
В начале романа Онегин предстает как человек, типичный для светской петербургской молодежи. В его облике раскрываются характерные черты столичной дворянской среды. Это – «молодой повеса», франт, «как денди лондонский одет», жизнь которого проходит лишь в светских развлечениях и лишена глубокого человеческого содержания. Отчасти это объяснялось воспитанием, оторванным от народной почвы, его окружали иностранные гувернеры и гувернантки, научившие в совершенстве владеть французским, танцевать, непринужденно держаться в обществе. Для света этого было достаточно: «Свет решил, что он умен и очень мил».
Автор подчеркивает в Онегине его «резкий, охлажденный ум», показывая скептика, «философа в осьмнадцать лет»: он увлекается экономическими учениями, в спорах он ироничен, язвителен. Это делает похожим его на Чацкого. С самого начала характеристики Онегина намечается возможность духовной эволюции. Тот образ жизни, который он ведет, несмотря на внешнюю наполненность (бесконечные посещения театров, балов, пирушек), не приносит Онегину удовлетворения, герой не видит цели и смысла жизни. Им владеет «русская хандра»: он разочарован в действительности и, «несмотря на молодость», пресыщен чувствами.
И все-таки в Онегине, «герое своего времени», много пушкинского, автобиографического. В самом характере Онегина, в его «хандре» было много такого, что пережил и сам Пушкин. Автор пишет о своем герое и о себе:
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой фортуны и людей
На самом утре наших дней
(V, 26).

Итак, оба разочарованы в светской суете, оба изведали игру страстей, оба недовольны, озлоблены, холодны. Автор показывает, что «русская хандра» — не мода, а национальная особенность, порожденная русской жизнью, ударами судьбы, которые испытывали лучшие люди.
Постепенно все сильнее ощущается разрыв между Онегиным и петербургским светом; и Онегин уезжает в деревню, где пытается заняться какой-нибудь полезной общественной деятельностью. Он облегчает участь крестьян, заменив тяжкую барщину легким оброком:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил,
И раб судьбу благословил.
Этим он вызывает лишь недоброжелательство местных помещиков-крепостников, всех этих Гвоздиных, Пустяковых, которые решили, что Онегин «опаснейший чудак», фармазон, сумасброд. С этими людьми никакого общего языка главный герой не находит. Но, оторванный от светской, дворянской жизни, Онегин оказывается далеким и от народной жизни. Именно этим и объясняется сложность, противоречивость онегинского характера.
Первая встреча Онегина с Татьяной помогает понять, насколько велика его отчужденность от народной жизни. Он слишком привык к «науке страсти нежной», к игре в любовь светских красавиц, чтобы по-настоящему откликнуться на серьезное чувство провинциальной барышни, проникнуть в ее душевный мир. Правда, он поступил с ней по-своему честно и благородно, сказав ей прямо, что думал, не пытаясь вероломно воспользоваться ее доверчивостью. Но внутренний, душевный мир Татьяны остался для него чуждым, равно как и поэзия национальных традиций, «привычек милой старины», деревенской жизни. Узнав, что Ленский бывает у Лариных, Онегин искренне недоумевает: ведь это – «простая русская семья».
В характере Онегина наряду с благородством обнаруживаются черты индивидуализма, горделивого презрения к людям. Когда в душе Татьяны пробудилось чистое чувство любви к Онегину, Пушкин восклицает:
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая …
Но Онегин — страдающий эгоист, он проходит тяжелый путь жизненных и душевных испытаний. Убийство Ленского производит на него сильнейшее впечатление, еще больше усиливая недовольство Онегина самим собой, обостряет тоску и заставляет главного героя отправиться в путешествие по «святой Руси». Герой романа побывал в Новгороде, где он размышляет о древнерусской вольности, на Волге он слышит песни про Степана Разина, побывал он в Астрахани, Одессе. Теперь его мысли занимают героические страницы прошлого России. Именно в этот период намечается тема нравственного обновления Онегина.
После всего виденного и пережитого Онегин вновь встречается с Татьяной. Теперь это уже не легкомысленный светский франт: годы и переживания наложили свою печать, помогли сбросить поверхностное, наносное, пробудили таившиеся в нем большие человеческие чувства. Впервые в своей жизни Онегин испытал настоящую любовь. После глубоких, тяжелых впечатлений он сумел увидеть и оценить душевную прелесть Татьяны, которую не заметил раньше. Доказательством глубины охватившего Онегина чувства является его письмо к Татьяне, о котором Белинский заметил, что оно горит страстью, что в нем нет уже светской маски. Читая его письмо, Татьяна «тихо слезы льет рекой».
Но именно теперь, в конце романа, когда обнаружилось, что герои любят друг друга, пути их к личному счастью отрезаны. Татьяна , страдающая от одиночества в светском обществе и несчастливая в браке, отвергает Онегина, оставаясь верной своему долгу.
Объяснением Онегина с Татьяной заканчивается пушкинский роман. Автор оставляет героя на распутье, в «минуту злую для него». Кажущаяся незавершенность романа приобрела глубокий смысл, подчеркивая трагический характер судьбы героя. Пушкин приводит нас к мысли, что в действительности бывают ситуации, когда счастье недостижимо. Не мог быть по-настоящему счастлив в крепостническом обществе такой мыслящий и чувствующий человек, как Онегин. Отсюда та глубокая грусть, которая пронизывает роман: «А счастье было так возможно, так близко…».
Я считаю, что образ Онегина современен. Более того, это герой вне времени, так как всегда прогрессивной силой общества являются люди мыслящие, независимые, ищущие смыла жизни. Люди должны стремиться к духовному совершенствованию, обновлению. Этот путь бывает не всегда легким, он труден и тернист. Онегин, пройдя этот путь, показал нам, что можно стать новым человеком, способным любить жизнь, людей, свою Родину.
Прочитав роман, я еще раз убедился, в величии таланта Пушкина, который дарит нам радость встречи со своими произведениями и их героями. Творчество Александра Сергеевича Пушкина – это духовное богатство русского народа.

Сочинение — Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин Лирика. «Евгений Онегин»

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница», — так сообщал А. С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным», подчеркивая его нетрадиционность. Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, именно поэтому в восьмой главе автор называет свой роман в стихах «свободным».

Свобода пушкинского произведения — это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В. Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни».

Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, которые определяют движение повествования в различных направлениях.

Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна — «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и, несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень.

Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношение к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «она любила на балконе предупреждать зари восход», «в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

В «Евгении Онегине» есть и другой ряд авторских отступлений — экскурс в русскую историю. Знаменитые строки о Москве и Отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа.

Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.

Какие блистательные строки посвящены театру! Драматурги, актеры. Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где «блистал Фонвизин, друг свободы и переимчивый Княжнин», видим летящую, «как пух от уст Эола», Истомину.

Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман — история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин — и создатель романа, и его герой.

«Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече. » Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей.

Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана.

Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:

Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был Поэт!

Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:

. просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины.

Дружба, благородство, преданность, любовь — качества, высоко ценимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей, потому и возникли такие строки:

Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один? —

потому горько читать о «друзьях», от которых «спаси нас, Боже».

Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «. я сердечно люблю героя моего». Автор, не скрывая своей привязанности к героям, подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый читатель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно согласиться с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа и не только в его героях. Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.

Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя — «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применимо в самой полной мере.

Сравнительная характеристика Онегина и Татьяны по роману «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт всех времен и народов. Его гениальные произведения волновали читателей многих поколений. Но его стихи по-прежнему молоды, интересны и актуальны. Крупнейшим и интереснейшим произведением Александра Сергеевича является роман «Евгений Онегин». Белинский называл его «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман многосторонен, дает представление о жизни РФ первой четверти XIX века. Но меня больше интересуют образы героев этой эпохи. Устарели ли наши идеалы по сравнению с пушкинскими временами? Я думаю, нет. Попробую сопоставить двух героев: Татьяну и Онегина. Да, это трудно — сравнивать мужчину и женщину, но и любопытно.

Татьяна — вдумчивая, романтическая натура, выросшая на русском раздолье.

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Онегин же в суете светской жизни не чувствует ее прелести,

Там будет бал, там ребяческий праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде поспеть немудрено.

Евгений рано устает от бессмысленной жизни, пытается наполнить ее чтением, трудом:

Томясь душевной пустотой,

Уселся он — с похвальной поставленной задачей

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку.

Читал, читал, а все без толку.

Образ жизни героев продиктован тем, что Татьяна живет в деревне, а Евгений — в столице. Ее воспитывают няня, природа РФ, семейный уклад. Герой же был отдан с раннего детства на руки «Мadame и Моnsier». «Русская душою», героиня воспринимает жизнь в деревне спокойно. Она живет в гармонии с природой, поэтому не испытывает скуки, тоски. Татьяна — цельная & богатая натура, а не пустой сосуд, который требует заполнения. Героиня любит читать романы, которые ей заполняют однообразие жизни, будят воображение:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Но и русская старина близка героине. Татьяна с удовольствием слушает нянины сказки, верит гаданиям, приметам:

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей.

Волей судьбы оказавшись в деревне, Евгений поступает благоразумно и рационально:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Но и только. Природа его тревожит ровно «два дня», скука одолевает так же неотвратимо, как и в столице. Евгений не знает русской природы, не умеет ее любить и ценить, понимать ее, так как его воспитывали в городе да ещё и иностранцы. Встретив Татьяну, он сразу понял и оценил ее, но «привычке милой не дал ходу, свою постылую свободу я потерять не захотел» — так потом он объяснит Татьяне причину своей холодности.

Испытание любовью герой не прошел. Он испугался подлинных чувств, потому что привык к светской фальши, «игре», а искренность Татьяны испугала, более того оттолкнула Евгения. Он пытается обучить героиню скрывать подлинные чувства, уметь лицемерить, то есть тому, что умел сам.

Учитесь властвовать собою;

Не любой вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет.

А вот любить, быть искренним, открытым он не может. Из-за этого теряет один шанс, данный Богом или судьбой, быть счастливым. Герой признается:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда суть человеческая моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их совсем недостоин я.

Онегин — противоречивая натура. Он не уважает поместное дворянство, среди которого живет, а с прочий стороны — боится быть оклеветанным этими людьми. Из-за этой слабости Онегин убивает на дуэли приятеля и едет путешествовать. Зачем? Чтобы успокоить душу, совесть? А может быть, чтобы погибнуть от шальной пули:

Онегин взором сожаленья

Глядит на дымные струи

И мыслит, грустью отуманен:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Зачем не хилый я старик.

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска!

Последняя фраза приводит в ужас. Как же печальна и безысходна должна быть жизнь, если молодой человек мечтает о смерти!

Татьяна же по-прежнему ровна, спокойна, величава. Но как ей дается это спокойствие?! Она хорошая «ученица», прекрасно усвоившая урок, данный ей в деревне. Героиня лучше понимает Онегина, чем он сам себя.

Роман обрывается на полуфразе. Но автор сказал все, что хотел. Он создал образ героя двадцатых годов XIX века. Нарисовал прекрасный портрет русской женщины, уходящий корнями в деревенскую литературу. И фраза Татьяны:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна, —

достойный конец, венчающий тот самый бессмертный, вечно молодой роман.

Каковы причины и следствия дуэли Онегина с Ленским? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Роман «Евгений Онегин» – величайшее произведение, созданное Александром Сергеевичем Пушкиным. Свое творение поэт писал в течение восьми лет. За этот промежуток времени в его судьбе произошли изменения. Он пережил южную ссылку, был на два года изгнан в село Михайловское, разрывался между Москвой и Петербургом.

Дуэль Онегина и Ларина – это трагичный и загадочный эпизод в романе Александра Сергеевича Пушкина. На данный момент Онегину исполнилось 24 года, он взрослый мужчина. Ленскому всего восемнадцать лет. Они друзья. Онегин к своему

На следующее утро Онегину приносят послание о том, что его вызывает на дуэль Владимир Ленский. Послание приносит Зарецкий. Незначительная ссора – лишь повод для дуэли. Причину надо искать намного глубже. В их конфликт вмешивается огромная сила, на которую ничем нельзя повлиять. Силой является общественное мнение. Носителем данной силы и явился Зарецкий. Автор ненавидит его, в каждом слове, написанном про него, слышим неприязнь великого поэта. Зарецкий раньше был повесой, атаманом картежной шайки, да просто бандит, а теперь он примерный семьянин, на котором держится мир фляновых и петушковых. Он, Зарецкий – законодатель, опора мира, вершитель приговоров и хранитель законов.

Онегин, все прекрасно понимает, но изменить ничего не может. Если бы он не боялся общественного мнения, то мог бы все исправить. Достаточно было бы просто извиниться перед своим молодым другом Ленским, объяснить ситуацию, да просто сказать: «Я был не прав!» Но уже поздно! В их отношения вмешался бывалый дуэлист, который только разовьет событие с новой силой. Да еще мнение высшего света, разве Онегину приятно будет слышать в след упреки и насмешки в трусости. В Онегине говорила совесть, но разве он мог ее услышать. Для того чтобы поступить так, как велит совесть надо обладать мужеством, следовательно, восстать против мнения буяновых и пустяковых.

Ленский, напротив, очень рад, что его вызов на дуэль принят. Он обижен на Ольгу, не хочет ее видеть, но не выдерживает и идет к Лариным. Возлюбленная его встречает, как ни в чем не бывало, ласково, только с одним упреком, почему он так неожиданно покинул бал. Владимир осознает, что он еще любим. Он не чего не говорит Ольге, с тоской смотрит на нее и уходит. Дома спать не ложится, пишет стихи. Онегин не о чем не переживает, спокойно спит всю ночь, да еще и на дуэль опаздывает. На дуэли Евгений Онегин вынужден убить своего молодого друга. Он презирает, ненавидит высшее общество, но все-таки считается с его мнением, боится, что над ним будут смеяться и упрекнут в трусости. Евгений губит ни в чем неповинную душу, из-за ошибочного чувства чести. Кем бы стал Ленский, будь он жив? Есть два варианта ответа, на этот вопрос. Первый, Ленский мог бы стать декабристом. Второй, может быть, стал бы просто обывателем. В. Г. Белинский считал, что Владимира, скорее всего, ждал бы второй вариант развития. Но Ленский убит.

Я думаю, что, скорее всего, для Ленского, это хорошее стечение обстоятельств, как бы это ужасно не звучало, так как для него это был единственный выход, ведь он не был готов к жизни в обществе начала XIX века. Любовь Ольги недолго длилась. Она поплакала, да и забыла Ленского. Вскоре влюбилась в улана, который ее обворожил, вышла за него замуж и уехала с ним. Вот Татьяна не перестала любить Онегина. Она стала понимать всю его истинную сущность, он пред ней предстал настоящий. Онегин после дуэли уехал путешествовать по России. Ленского похоронили рядом с селением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector