Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Формирование личности Петра Гринева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Петр Гринев – центральное действующее лицо в романе Пушкина «Капитанская дочка». Он сам, являясь уже пожилым человеком, рассказывает о своей жизни, о тех трудностях и испытаниях, что выпали на его пути. Тем самым, как мне кажется, Пушкин стремится показать, как должна формироваться личность настоящего дворянина – человека чести.
Сам же Петр говорит, что его воспоминания – это «назидание потомкам», желание показать, как нужно поступать, чтобы сохранить в себе внутреннее достоинство, несмотря ни на что, остаться человеком. Недаром эпиграфом, который предшествует всему роману, выбрана русская пословица: «Береги честь смолоду».
Гринев начинает рассказывать о своей жизни с самого рождения. Его родителями были небогатые провинциальные дворяне, которые в Петруше души не чаяли – он был у них единственным ребенком.
Не успев родиться, герой был записан в Семеновский полк офицером.
Гринев честно признается, что получил посредственное образование — под руководством дядьки Савельича «на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Француз Бопре тоже ничему не научил Петрушу. А тот и был рад – самым интересным занятием герой считал «гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками».
Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Отец Петруши решил, что сын должен становиться настоящим мужчиной и человеком. Поэтому он отправлял Петра в армию: «Добро,- прервал батюшка,- пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».
Сам Петр был рад такому решению – он представлял себе службу как череду сменяющих друг друга удовольствий: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни». Но отец посылал Гринева не в Петербург, а в отдаленный гарнизон: «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
Так наш герой, избалованный и легкомысленный мальчик, получив от отца одно единственное наставление – «…береги платье снову, а честь смолоду», — попадает в Белогорскую крепость. По дороге он успевает проиграться в карты, серьезно обидеть Савельича, встретить странного вожатого, который спасает героя от бурана. На прощание Петр, как добрый и благодарный человек, жалует мужику свой заячий тулуп.
Пережив все эти испытания, герой наконец-то прибывает в Белогорскую крепость. Именно здесь ему суждено будет встретить свою любовь, преодолеть многие трудности и, благодаря им, возмужать, понять истинный смысл человеческого существования.
В крепости Петр знакомится с Машей Мироновой – дочерью коменданта, а также с Алексеем Швабриным – офицером, сосланным в крепость за дуэль. Поначалу Гринев тесно сходится со Швабриным, смотрит его глазами на всех обитателей Белогорской крепости. Но постепенно Швабрин открывает свое лицо – злобного и завистливого человека, способного совершить любую подлость.
Отвергнутый Машей, Швабрин клевещет на девушку, «поливает ее грязью». Но Гринев видит, что Маша — не «пустая дурочка», а скромная и красивая девушка, обладающая большим внутренним достоинством. Петр вызывает подлого Швабрина на дуэль, защищая доброе имя свой любимой.
Петр хочет жениться на Маше, но родители героя запрещают ему делать это: «ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами…»
Казалось бы, мечты героев разбиты, ведь Маша отказалась выходить замуж за Петра без благословения его родителей. Но вскоре в Белогорской крепости происходят события, которые кардинально изменили судьбы героев, — крепость штурмом взяли восставшие крестьяне во главе с Пугачевым.
Этот мужик, называющий себя законным царем, потребовал, чтобы все защитники крепости присягали ему на верность. Практически никто не согласился нарушить клятву, данную императрице Екатерине II. Все эти люди были убиты, в том числе и родители Маши. Один лишь Швабрин перешел на сторону Пугачева.
Не мог нарушить присягу и Петр Гринев. Он собирался принять честную смерть от взбунтовавшихся мужиков. Лишь случайность спасла его – Пугачев узнал барина, который пожертвовал ему заячий тулуп.
Несмотря ни на что, Гринев, следуя отцовскому наставлению, не перешел на сторону бунтовщиков. «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу», — сказал он, смело смотря самозванцу в глаза. Преданность Гринева произвела впечатление и на Пугачева – он отпускает Петра в Оренбург.
Однако герою еще раз придется столкнуться с самозванцем – Гринев приедет в крепость спасать Машу, которая находилась в плену у Швабрина. И вновь искренность и смелость Гринева восхитят Пугачева – он отпустит «сироту» вместе с Петром «на все четыре стороны».
Даже попав по доносу в тюрьму, герой не теряет собственного достоинства, не опускается до подлости или трусости. Он готовится принять свою участь – ведь он знает, что прав. Но стараниями Маши, дошедшей до самой императрицы, Петра отпускают, снимая с него все подозрения.
Таким образом, Петр Гринев прошел большой путь, превратившись из избалованного и легкомысленного подростка в сильного и мудрого человека. Из всех испытаний, встретившихся на его пути, герой вынес единственный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, возможно одержать победу над всеми трудностями.
Эта мысль, как мне кажется, является чрезвычайно важной во все времена. Именно поэтому можно говорить о вечной ценности и актуальности романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Формирование личности Петра Гринева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

Сочинение по произведению на тему: Образ Пугачева

Александр Сергеевич Пушкин — замечательный русский писатель. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений.
Роман “Капитанская дочка” является любимым моим произведением, так как оно написано о конкретном историческом событии, повествует о драматическом отрезке времени в истории России — крестьянской войне под предводительством Пугачева. Кто же был этот человек, объявивший себя Петром III, сумевший поднять и повести за собой огромные массы Забитого и угнетенного народа?
Александр Сергеевич Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. Пугачев поднимается на борьбу не за свое благополучие. Он видит угнетение народа, несправедливость и жестокость царских чиновников, генералов и помещиков.
Простой донской казак решается на государственное преступление — объявляет себя природным царем, чтобы облегчить жизнь миллионам крестьян, переделать эту несправедливую жизнь. Емельян Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белогорской крепости: жестокого, беспощадного: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. ”, но и помнящего добро. Он сохранил жизнь Гриневу и Савельичу, помогает вызволить Машу из рук Швабрина.
Пугачев видит гибельность своего пути. Это сознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. Орел завидует ворону, что тот живет триста лет, а сам орел только тридцать три года. Ворон ответил, что он “питается мертвечиной, а орел пьет живую кровь”. Орел согласен за долголетие перейти на падаль, но потом “орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что Бог даст!”
Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. Но Емельян Пугачев хочет свободы не только для себя. В этом я вижу нравственный подвиг этого человека, положившего свою жизнь на алтарь свободы — самое дорогое, что может отдать человек.
Александр Сергеевич Пушкин создал художественное произведение, в котором постарался показать исторически правдивый образ крестьянского вождя. Мне кажется, что без этого произведения не было бы развернутой картины о том времени и о Емельяне Пугачеве, созданной Шишковым в одноименном романе.

«Емельян Пугачев ― исторический герой романа Пушкина «Капитанская дочка»»

Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.

Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым.

Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав исторических, реально‑бытовых, символических и фольклорных элементов. Увиден этот человек глазами Гринева, и появляется он в романе только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью Пугачева. Облик Пугачева физически конкретен, он казак, «бродяга», главарь «шайки разбойников».

Несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе «Вожатый», и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и талантливее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека «готовности ему помочь». Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя «важный вид» и улыбаться, добродушно подмигивать.

В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: «живые большие глаза так и бегали», «прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости», «глаза у Пугачева сверкали». Эта деталь необходима для создания его динамического портрета. Пугачев непредсказуем. Важнейший принцип создания его образа ― превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак ― человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из «бродяги» превращается в «великого государя». В нем проступают то черты плутовского казака, то мудрость народного вождя и полководца. Превращения следуют одно за другим: властный и грозный «государь» оборачивается искренним и милосердным спасителем «его благородия» и «красной девицы», нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.

Пугачев говорит о вариантах развития событий: о походе на Москву («Дай срок, не то еще буде, как пойду на Москву»), о возможном триумфе («Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»). Довольный своими военными победами, он предполагает даже «потягаться» с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.

Пугачев ― фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. «Улица моя тесна, воли мне мало», ─ говорит он. И он сам осознает трагизм своей судьбы, это подчеркнуто и любимой песней Пугачева «Не шуми, мати зеленая дубравушка…», и рассказанной им калмыцкой сказкой. Как всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом свете.

Он гордо отвергает совет Гринева «прибегнуть к милосердию императрицы». Им движет не чувство вины, а уверенность в несокрушимой силе. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что иногда дает другим людям.

Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. «Заячий тулупчик», как и общеизвестное «долг платежом красен» ― слишком простое объяснение всего происходящего. Гринев осознает, что этот человек почему‑то выделил его из толпы, спас, помог, устроил его личное счастье: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня». Немалую роль сыграло чувство человеческой близости, возникшей между ними. Но Гринев прозревает во всех отношениях другой, высший смысл. Пугачев представляется ему человеком исключительным, посланным самой судьбой. Он возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике «вожатого». Пугачев стал его «вожатым» по жизни, в нем совместились и здравый смысл, и логика чуда.

Образ Пугачева ― центральный образ романа, хотя Пугачев не является главным героем среди действующих лиц. С ним связаны размышления А. С. Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи личности такого масштаба А. С. Пушкин не находил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: