Благородный разбойник (по повести А

Средняя оценка: 4.4

За свою короткую, но яркую творческую жизнь А.С Пушкин представил нам множество образов благородных романтических героев. Один из них — Владимир Дубровский, персонаж одноименной повести, опубликованной в 1841 г.

Владимир — молодой потомственный дворянин, единственной сын Андрея Гавриловича Дубровского, известного своей добропорядочностью, честностью и неподкупным характером. Волею автора, Владимиру приходится перенести две тяжелые утраты: смерть любимого отца и потерю родового имения. Узнав, что виновником всех бед является помещик Кирила Петрович Троекуров, молодой Дубровский решает любой ценой отомстить ему. Первое, что он делает — уводит своих крепостных, которые по продажному суду перешли к Троекурову, в лес и становится предводителем шайки разбойников.

Первое впечатление о Дубровском может показаться не слишком привлекательным: «он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Ему было свойственно поведение, характерное для большинства молодых людей его возраста и сословия. Однако, по мере развития сюжета, автор раскрывает такие черты характера Дубровского, которые позволяют говорить о его благородстве, порядочности, ответственности и чести.

Впервые Дубровский проявляет эти качества, подъезжая к родительскому дому: «он смотрел около себя с волнением неописанным». Глубина чувств Владимира проявляется в описании встречи Владимира с отцом и няней Егоровной. Узнав о причине болезни отца и подлости Троекурова, молодой Дубровский решает отмстить обидчику. Но обида не ослепила Владимира: возглавив отряд разбойников, он грабит только тех людей, которые, по его мнению, из-за денег и власти утратили человеческие качества. В свою очередь, Дубровский своими поступками постоянно подтверждает, что для него понятия чести, достоинства, благородства — не пустой звук. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти финансы, а возвратил их обратно. Позже, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: «. Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».

О положительных качествах молодого Дубровского говорит и тот факт, что все крепостные отца готовы были сложить за него свои головы. Но, чувствуя ответственность за судьбы вверившихся ему людей и понимая обреченность своего положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. В данных обстоятельствах вряд ли существовало лучшее решение, которое он мог предложить своим людям.

Во всех поступках Дубровского видны сила, смелость и бесстрашие. И только при встречах с любимой девушкой, Машей Троекуровой, грозный разбойник становится робким и сдержанным. Любовь для него — чувство чистое, возвышенное. То, что обман и любовь для Дубровского вещи несовместимые еще раз подтверждает его благородство. Чтобы разрешить это противоречие, Владимир признается Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. Более того, в своем стремлении сделать девушку счастливой, не омрачать ее жизни потерей родных, Владимир готов отказаться от своего первоначального намерения.

И хотя автор оставлет читателям возможность самим «дописать» дальнейшую судьбу Владимира, образ «благородного разбойника» Дубровского можно ставить в один ряд с такими вымышленными и реальными людьми, как Робин Гуд, Зорро, Олекса Довбуш и Емельян Пугачев.

Вместе с сочинением «Благородный разбойник (по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)» часто ищут

Популярность темы: 116029 | Оценка: 4.4 | Комментарии: 3 | Закладки:

«Прикосновение к душе» (по повести А.С. Пушкина «Дубровский»). 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

— помочь учащимся увидеть (услышать, почувствовать) мир души героев А.С. Пушкина, продолжить обучение анализу характера литературного персонажа, дать понятие внутреннего конфликта, показать внутреннюю противоречивость Владимира Дубровского, увидеть “землю” в глубине всякой души;

— разобраться в том, как автор произведения понимает проблемы, актуальные и сегодня;

— развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь, навыки работы текстом; воспитывать творчество читателя.

Оборудование: сборник произведений А.С. Пушкина, портретная галерея героев; Владимир; Маша; гербы семьи Дубровских и семьи Троекуровых, слайды 15 штук, аппаратура для показа слайдов. Презентация.

В глубине всякой души есть своя земля
/Русская пословица/

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

Учитель: Добрый день, юные любители словесности. Мы снова вместе. А с нами вновь А.С. Пушкин. Каждая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами Пушкин — праздник, и его роман “ Дубровский”. Итак, тема нашего урока “Прикосновение к душе” и эпиграф.

Задание: прочитайте эпиграф? Как вы понимаете эту русскую пословицу?

(В душе каждого человека есть что-то доброе, ценное, основа души)

И сегодня на уроке мы будем говорить о ком? (о Дубровском)

— Как вы думаете, какие цели перед нами стоят? /3 слайд/

— А в конце урока вы должны будете ответить на вопрос:

— Как автор произведения понимает проблемы, актуальные и сегодня?

1. Вступительное слово учителя.

Большой знаток людской психологии Ф.М Достоевский устами своего любимого героя Алеши Карамазова так сказал о детских впечатлениях: “Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, спасен человек на всю жизнь…”.

Воспоминания детства… из чего и как складываются? Среди очень многих героев литературных произведений особое место отводится Владимиру Дубровскому – главному герою романа А.С. Пушкина. А с именем А. Пушкина русская культура связана уже более 200 лет. Все русские писатели обращались к Пушкину. Одни — боготворили, другие – пытались “сбросить с корабля современности”.

Но разговор о доме, о чести и долге, о взаимоотношениях народа и господ, начатый Пушкиным именно в “Дубровском”, продолжают очень многие писатели и их герои.

2. Выступление историка (заранее подготовленного ученика).

В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным. Он рассказал про одного “белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский” (как и назывался сначала роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.

Пушкин в это время обдумывал план исторического романа об удальце Шванвиче – дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.

3. Выступление исследователя (заранее подготовленного ученика).

В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев.

Заглянем в “Словарь русских личных имен” и узнаем значение имен главных героев романа.

Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель;

Петр (греч.) – скала, утес, камень;

Андрей (греч.) – мужественный, храбрый;

Гавриил (др. евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость.

— Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми?

II. Анализ образа Владимира Дубровского.

“Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести”.

/6 слайд, 7 слайд, 8 слайд/

1. Творческое задание. Монолог от 1-го лица. “Я, Владимир Дубровский…” (выступление заранее подготовленного ученика).

Я, Владимир Дубровский, сын бедного дворянина Андрея Гавриловича Дубровского. С восьми лет я воспитывался в кадетском корпусе в Петербурге.

Отец ничего не жалел для моего приличного содержания, и я получал из дома более, нежели должен был получать. Будучи расточительным и честолюбивым, я позволял себе роскошные прихоти, играл в карты, входил в долги, не заботясь о будущем.

Очень рано я лишился матери, отца видел мало, но очень любил.

Однажды вечером мне прислали письмо, в котором говорилось, что отец болен и просит меня приехать. Я немедленно собрался и приехал к отцу.

Через некоторое время отец умер, и тогда я решил отомстить Троекурову, который довел моего отца до преждевременной смерти. Но из-за любви к Маше Троекуровой мне пришлось отказаться от мести.

Я оказался атаманом разбойников. Но вскоре правительство приняло решительные меры. В лес, где располагался наш лагерь, было послано много солдат. Произошло сражение. Я чувствовал, что меня поймают, распустил своих людей и уехал за границу.

— Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются в Петербурге, а какие – в Кистеневке?

Вывод: Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведет светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистеневку Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напоминал старшего Дубровского.

— С какой целью дает автор в 5 главе описание осеннего пейзажа? (Зачитать)

Вывод: Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж дается в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течет, и ручей течет. Не случаен именно осенний пейзаж, осень — символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние падающие листья символизируют конец жизни.

— Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родовую усадьбу?

Вывод: Портрет матери, её письма- все это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы “враг его семейства” надругался над этим (гл.6).

— Дворянская честь. Особое отношение Пушкина к этому понятию. Можем ли мы сказать, что Владимир Дубровский — истинный дворянин?

— Что же заставило Владимира — родовитого дворянина — стать разбойником, войти в шайку, где вместе с ним охотятся за господским добром бывшие крепостные и просто разбойники с большой дороги? (Месть за отца).

— Каков Дубровский в роли предводителя разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками? (Нет).

— О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнали и от кого?

3. Инсценировка эпизода (гл. 9)

Анна Савишна Глобова рассказывает о генерале, который возвращает деньги, украденные ее приказчиком.

III. Анализ образа Маши Троекуровой. “Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирилла Петровича… есть героиня нашей повести” (гл.8)

1. Творческое задание. Монолог от 1-го лица “Я, Маша Троекурова,…” (выступление ученицы).

— Какова роль Маши Троекуровой в судьбе Владимира Дубровского?

Вывод: Маша помогла понять Владимиру, что благородному дворянину не к лицу разбойничество, злобная месть.

— Почему Маша после венчания отказывается от предложения Владимира?

/10 слайд, 11 слайд/

Вывод: “Я дала клятву”. Чувство долга, чести берут верх. Именно такое поведение для пушкинских героинь является характерным (Татьяна Ларина – героиня романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”: “Я другому отдана./ И буду век ему верна”).

Вывод: Пока Владимир мстил Троекурову, возглавлял разбойничью шайку, он был в разладе с самим собой – конфликт был внутри его души, он разрывался между благородным дворянином и мстительным разбойником, который приносил неприятности не только Троекурову — даже не столько ему, сколько многим другим помещикам, вовсе лично не виноватым в смерти старого Дубровского.

Внутренний конфликт – борьба между чувством и долгом – важный способ раскрыть сложность, противоречивость человеческого характера, и им писатели часто пользуются. В том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.

И автор показывает нам, что характер Владимира не остается неизменным, а развивается, у него возникают внутренние противоречия.

3. Слово исследователю.

Еще раз заглянем в “Словарь русских личных имен”.

— Что значит имя Владимир? (Владимир – владеющий миром.)

Вывод: И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя.

— Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстается со своими “сообщниками” и советует им сменить ремесло?

Вывод: Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем, несправедливо обиженным и обманутым (Глобова), и, конечно же, — спасение любимой девушки из ненавистного брака.

Вывод учителя: На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский не выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.

Работа над романом не завершена Пушкиным. Если 1 том был написан за две недели, то остальные главы писались интервалом в 7–10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над романом. В черновиках писателя сохранился план 3 тома: “ Жизнь М.К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…” / 13 слайд /

Благородство, честность и великодушие Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и стой ролью, которая выпала на его долю. Автор проводит своего героя через сложные испытания собственной совестью, через внутренние противоречия и показывает, что отступление от Долга и Чести не приносят никогда успеха и счастья.

4. Составление синквейна о Дубровском и Маше Троекуровой (групповая работа)

Задание: Задача учащегося состоит в том, чтобы в пяти строках представить того или иного героя. Что это за строки?

  1. Назовите синквейн.
  2. 3 слова, выраженные существительным.
  3. 3 слова, выраженные именем прилагательным.
  4. 3 глагола.
  5. Фраза, заключающая в себе жизненное кредо героя.

Задание: Подбирая нужные слова, докажите, что эти слова действительно важны для представления характера данного героя.

Синквейн “Владимир Дубровский”

Дворянин, сын, разбойник.

  • Бедный, любящий, благородный.
  • Мстит, страдает, любит.
  • “Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше”.
  • Синквейн “Маша Троекурова”

    Аристократка, дочь, жена.

  • Милосердная, послушная, верная.
  • Читает, слушается, жертвует.
  • “Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса”.
  • 5. Проверка домашнего задания: Какими я увидел героев Пушкина, соприкоснувшись с их судьбой и выбором?

    6. Возвращаемся к проблемным вопросам: /13 слайд/

    Как автор произведения понимает проблемы актуальные и сегодня?

    IV. Домашнее задание.

    Попробуйте поразмышлять на тему: “Каким я вижу будущее Дубровского”, “Каким я вижу будущее Маши Троекуровой”. (Сочинение по выбору). В своем мини-сочинении ответить на вопрос: “Из чего состоит “земля” души Владимира Дубровского и Маши”.

    А сейчас оцените наш урок сами.

    • Если понравился – зеленый цвет.
    • Не совсем понравился – оранжевый.
    • Не понравился – красный.

    Что понравилось (не понравилось) и почему? Что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому?

    Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

    • Автор: А. С. Пушкин
    • Произведение: Дубровский
    • Это сочинение списано 113 825 раз

    Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть «Дубровский» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом.

    И вот Пушкин пишет о некоем «Дубровском», молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими «бурями», человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла — его читал и знает наизусть каждый. Главный вопрос: «разбойник» ли Владимир Дубровский. Вопрос № 2: «может ли «разбойник» быть «благородным»?

    Возьмем историю, лежащую на поверхности, с которой пушкинская повесть в известном смысле перекликается — о Робине Гуде. Известнейший персонаж англоязычного фольклора, якобы реально существовавший человек либо собирательный образ, символизирующий извечную тягу простого люда, угнетаемого и обираемого нещадно, к «защитнику» и «благодетелю». Чтобы отнимал у богачей, на чужом горе-несчастье жиреющих, и раздавал «по потребности».

    Здесь, в тексте «Дубровского», в нескольких местах упоминаются мифические «ограбления» не бедствующих господ. А также — «выпускание на свободу» бедного сына после «прочтения письма его матери». Явные ассоциации, по-моему.

    Хотелось бы сказать, что, по личному моему убеждению, «разбойник» благородным быть не может. Как и мошенник,бандит, насильник или убийца. Все они по определению не могут быть ни «благородными», ни добрыми, ни честными, ни справедливыми. Отнимая — не наведешь мира и гармонии. Возможно, исключением является Юрий Деточкин из чудесной комедии Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Ведь он тщательнейшим образом проверял данные о владельцах машин, нажитых нечестным путем… Но это, конечно, герой комедийный, до абсурда доведенный.

    Итак, поскольку разбойники не бывают благородными, а Дубровский, несомненно, благороден, стало быть, он — вовсе не разбойник. Но тогда — кто же он? Ведь был поджог, в котором погорели приказчики. Отпущены на свободу слуги и работники. Совершены налеты, набеги и ограбления (доказательства которых, впрочем, довольно сомнительны). Для чего все это потомственному дворянину, господину рафинированному и столичному, достойных манер и чистых кровей?

    Мне кажется, все это было сделано для того, чтобы запугать и впечатлить сытых и довольных собой помещиков, начиная от Троекурова и заканчивая последним соседом, чью фамилию автор не удостоился указать. Показать всем им (а заодно и нам, читателям, и цензурным органам, да и самому государю российскому, пожалуй), что и честного человека до преступления довести можно. Что дворянская беднота не будет до скончания веков несправедливость государственную терпеть. А также (вот и до главного добрались) — сам народ многомиллионный. Притеснения должны иметь предел. Иначе и крестьяне взбунтуются, все пережгут-переломают и в лес разбойничать отправятся. Как в воду глядел Александр Сергеевич…

    Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский

    Система уроков по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

    Учебник Литература 6 класс. Г.С. Меркин, 2012г.
    Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература» 6 класс /Соловьева Ф.Е.,2013 г.

    Автор: Петухова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Карпогорская СОШ №118» СП «Веркольская основная школа имени Ф.А. Абрамова»
    1. А.С.Пушкин «Дубровский», историческая эпоха в романе, прототипы.
    2. Причины ссоры Дубровского и Троекурова.
    3. Отец и сын.
    4. Владимир Дубровский – офицер, учитель, разбойник.
    5. Дубровский и Маша Троекурова.
    6. Изложение с элементами сочинения.

    Уроки 1-2. А.С.Пушкин «Дубровский», историческая эпоха в романе, прототипы. Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

    Цель урока: Познакомить учащихся с исторической эпохой романа, историей создания, прототипами, жанром романа, завязкой романа.
    Предварительная работа.
    Учащиеся дома читали статьи «О романе «Дубровский», «Для Вас, любознательные», главу 1 романа.
    Словарь эпохи (учащиеся работают с толковыми словарями и выписывают значения устаревших слов, каждой паре одно слово)
    Барин
    Губерния
    Дворовый
    Поручик
    Генерал-аншеф
    Приказчик
    Отъезжее поле
    Псари
    Стремянной
    Холоп
    Кучер
    Заседатель

    Выберите и зачитайте ответы на вопросы:
    Какие две темы пересекаются в романе?
    Завершен ли роман?
    Что такое роман?

    Кто был прототипом романа?

    Записи в тетради: Тема урока, определение романа.
    Вопросы и задания к 1 главе.
    Озаглавьте первую главу (Ссора двух баринов, Троекуров и Дубровский и др.)
    Подготовьте рассказ об одном из помещиков по плану (ребята работают в парах, каждая пара готовит сообщение по одному пункту, в итоге работы получается сообщение о помещике)
    1. Социальное положение
    2. Занятия
    3. Отношение соседей
    4. Отношение к крестьянам
    5. Общее в судьбах
    6. Качества характера
    Кто по вашему мнению виноват в ссоре баринов: Парамошка, Троекуров или Дубровский? Приведите по два аргумента в защиту своей позиции.
    Что явилось причиной ссоры помещиков?

    Домашнее задание
    Прочитать главы 2-5. Озаглавить.
    Выписать пословицы из текста романа.

    Урок 3. Отец и сын

    Цель: познакомить с судьбой отца Дубровского и главным героем романа Владимиром Дубровским.
    • Обсуждение заглавий к главам 2-4
    • Найдите и зачитайте фразы, характеризующие отношение присутствующих в суде к Дубровскому и Троекурову.
    • Как ведут себя в суде главные герои 2-ой главы?
    • Подберите антонимы к слову честность? Кому их героев главы присущи данные качества?
    • Расскажите, какие качества характера Владимира Дубровского проявляются в следующих эпизодах: (работа выполняется в парах или группах)
    Жизнь Дубровского в Петербурге
    Возвращение в родной дом
    Дубровский и крестьяне
    • Какими чертами характера наделены крестьяне Кистеневки?
    • Как вы думаете, связано ли название имения Дубровского со словом «кистень» — старинное холодное ударное оружие?

    Домашнее задание
    Прочитать главы 6-10. Озаглавить.
    Нарисовать портрет Владимира Дубровского или иллюстрацию к роману (по желанию).

    Урок 4. Владимир Дубровский – офицер, учитель, разбойник

    Цель урока: сформировать представление о характере главного героя, безысходности его положения в существующем обществе.
    1. Подберите эпитеты к словам офицер, учитель и разбойник и запишите тему урока (на доске записаны слова: доблестный, гвардейский, необыкновенный, благородный)
    2. Как можно озаглавить главу шестую? На сюжет романа написана опера Эдуарда Направника «Дубровский». Определите, какому фрагменту текста соответствует фрагмент оперы (С.Лемешев. Ария Дубровского). О чем говорит эпизод спасения кошки?
    3. Озаглавьте главу седьмую. Почему разбойники не трогали владения Троекурова?
    4. Расскажите, как и почему меняется отношение Маши к французу Дефоржу?
    5. Как характеризует Дубровского рассказ Анны Савишны и саморазоблачение перед Спицыным?
    6. Как можно озаглавить главу одиннадцатую и где по хронологии она должна быть?
    7. Поступок Дубровского – это уход от проблемы или выход из нее? Свое мнение докажите.

    Домашнее задание
    Прочитать главы 11-19. Озаглавить.
    Подготовить подробный пересказ понравившегося эпизода.

    Урок 5. Владимир Дубровский и Маша Троекурова

    Цель: сформировать представление о том, что при данных обстоятельствах счастье Маши и Владимира было невозможным.
    1. Дайте названия главам 11-19.
    2. Заполнить таблицу стр. 241 вопрос 10. (работа выполняется в парах, каждая пара заполняет только одну ячейку, далее ребята озвучивают свои работы, а остальные заполняют таблицу)

    Дубровский Верейский
    Портрет
    Поведение в доме Троекуровых
    Ключевые эпизоды
    Отношение к Маше

    3. Почему Маша отказалась бежать с Дубровским?
    4. Сравните иллюстрации к сцене «Нападение на свадебный поезд». Что в них общего и что различного? (иллюстрации А.Пахомова, Б.Косульникова, Б.Кустодиева, Д.Шмаринова)
    5. Назовите причины поражения Дубровского?
    Домашнее задание
    Урок 29 в рабочей тетради, задания на выбор учащихся.

    Уроки 6. Мастерская творческого письма. Изложение с элементами сочинения

    Проверка домашнего задания. Изложение по главе 19, дописать свой вариант финала к незаконченному роману А.С.Пушкина.

    Домашнее задание
    Переписать изложение на чистовик, стр.242 в учебнике, задания по желанию.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: