Школьные сочинения по литературе

Мы в vkontakte.ru

Сочинение на тему Краткий анализ поэмы Пушкина «Цыгане»

Сочинение по произведению Цыганы автора Пушкин А.С.

Поэму «Цыгане» (1824) Пушкин начал на юге, но закончил уже в Михайловском. Подобно другим поэмам здесь также сильно выражено авторское начало. В Алеко есть много от Пушкина, начиная с имени (Алеко — Александр) и заканчивая мыслями героя о неволе душных городов, об Овидии (о нем часто вспоминал Пушкин в Молдавии, сопоставляя судьбу сосланного римского поэта со своею), о славе. Однако отношение к герою меняется, усиливается объективное и критическое начало.

В «Цыганах» (как несколько ранее и в «Кавказском пленнике») используется сюжет, получивший широкую популярность со времен французского писателя и мыслителя Жан Жака Руссо. Алеко, разочарованный цивилизованным «городским» обществом, попадает в экзотический для читателя цыганский табор, в новый для себя мир «естественных» людей — простых, свободных, близких к природе, лишенных предрассудков, без какой бы то ни было искусственности и притворства. Казалось бы, именно здесь Алеко должен обрести душевное спокойствие, внутренне раскрепоститься. В действительности этого не произошло. Даже любовь к Земфире не приносит герою желанного обновления. Алеко так и не может преодолеть своего рокового одиночества. Герой, презирающий людей за то, что они «торгуют волею своей»; сам носит на себе печать отвергаемого им общества. Гармоническое успокоение на лоне природы, пропагандировавшееся некогда Руссо, оказывается невозможным для современного человека, зараженного индивидуализмом. Еще до убийства Земфиры Алеко гордо заявляет, что он никогда не откажется «от прав своих». Но какое право имеет человек на чувства и тем более жизнь другого человека? Так Алеко, обвинявший покинутый им мир за то, что там «любви стыдятся», оказывается защитником рабства — пусть духовного. Алеко терпит моральное поражение — ив этом заключается великий нравственный урок пушкинской поэмы.

В ранних романтических поэмах центральное место обычно занимал герой, точка зрения которого приближалась к авторской. «Цыганах» Алеко дан объективно, Пушкин смотрит на него как бы со стороны. Более четко и определенно поставлена в «Цыганах» проблема «человек и среда»: уже намечена зависимость героя от породившего и воспитавшего его общества. Так протягивается нить к достижениям Пушкина-реалиста.

Земфира и Алеко в поэме Пушкина «Цыгане»

По мере обострения противоречий в самой действительности Пушкин все более отчетливо осознавал бесплодность протеста, возникающего на индивидуалистической, а подчас и прямо эгоистической основе. Жизнь развенчивала романтические иллюзии, поскольку они не совпадали с фактическим развитием истории. Эта новая, реалистическая оценка романтического отрицания сказалась в последней поэме южного цикла «Цыганы».

Пушкин сочувственно относится к Алеко, его критике пороков дворянско-буржуазной цивилизации, в то же время он не принимает индивидуализма героя. Алеко проклял свет, цивилизацию, бежал от нее.

Но он не ушел от собственных пороков — следствия развращающего влияния того мира, где властвует эгоизм. Когда Земфира, олицетворяющая (правда, в элементарной форме) идею свободного человека, полюбила молодого цыгана, Алеко убивает ее. Тем самым он поднял руку на право свободного выбора, т. е. поступил безнравственно, как собственник. «Ты для себя лишь хочешь воли»,— говорит ему старый цыган. И это так. Алеко готов навязать «неволю» другим во имя утверждения своего личного счастья. Такой «протест» против общества опасен. Он оборачивается своеволием, диктатом личности, что и приводит к кровавой развязке. Индивидуализму, своекорыстию Алеко противопоставлены в поэме мудрость и великодушие старого цыгана. Потеряв дочь, он не мстит убийце, а карает его судом чести. «Оставь нас, гордый человек!»— говорит он Алеко (в данном случае «гордый»— замкнутый в себе человек, не способный к вольной жизни, которая основана на уважении прав других). Так Пушкин приходит к выводу о том, что подлинная свобода несовместима с произволом личности, с отрицанием общественной морали. Личность ответственна перед обществом и вне его благополучия не может обрести счастья.

Пушкин преодолевает романтическую односторонность в решении еще одного важного вопроса. В отличие от Руссо и Байрона он считает, что уход от цивилизации, возвращение к первобытному состоянию не приблизит человечество к счастью, свободе.

  • Но счастья нет и между вами,
  • Природы бедные сыны.

— заключает поэт характеристику патриархального быта кочующих цыган. Их жизнь, как и жизнь цивилизованных народов в буржуазную эпоху, лишена гармонии . «И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет»— это суждение реалиста, отказавшегося от иллюзорных надежд на выгоды «природного» состояния человека. Категорическое признание победы «судьбы» над человеком заключало в себе элементы пессимизма, в целом не свойственного Пушкину, но необходимо учитывать время (1824) и условия завершения поэмы «Цыганы».

К 1823 г. реакционному «Священному союзу» удалось подавить революционные выступления в Западной Европе. В самой России также оставалась незыблемой твердыня деспотизма и реакции. Пушкин начинал осознавать противоречие между революционными порывами дворянской прогрессивной молодежи и ее оторванностью от народа. Наметившийся перелом в пользу реакции («все пало — под ярмом склонились все главы») Пушкин во многом связывал с пассивностью общества и народа. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный. » он высказывает пессимистическую мысль о том, что «рано» начал «рукою чистой и безвинной» бросать «живительное семя» в «порабощенные бразды». Народы, как кажется поэту, еще не готовы к подлинному пробуждению. Отсюда вывод:

  • К чему стадам дары свободы?
  • Их должно резать или стричь.
  • Наследство их из рода в роды
  • Ярмо с гремушками да бич.

Эти настроения, навеянные спадом революционной волны в Европе, удалось преодолеть поэту только в Михайловском, куда он был переведен из Одессы после очередного столкновения с генерал-губернатором и полномочным наместником в Бессарабии М. С. Воронцовым.

В село Михайловское (Псковская губерния) Пушкин прибыл в августе 1824 г. Через местного священника за ним был установлен тайный надзор. Ссылка затягивалась, удручала разлука с друзьями («19 октября» и др.).

Поэт ведет уединенный образ жизни. Он много трудится: пишет, читает, размышляет о характере своей поэзии и русской литературы в целом. Важным моментом в творческом созревании поэта было общение с местными крестьянами. Пушкин изучает нравы и обычаи народа, постигает его дух. «. Вечером слушаю сказки,— писал он брату,— и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Пушкин убеждается в том, что с народом связаны надежды на будущие преобразования в России.

О поэме «Цыганы» Пушкин

B начале 1820-х гг. поэма стала основным жанром пушкинского творчества. И

это не случайно. Романтическая поэма исследовала взаимоотношения Человека и

Мира. Романтический принцип противопоставления героя окружающей среде,

обнаруживший несовершенство общественных отношений и противоречивую

сложность мира, побуждал поэта к анализу как среды, так и характеров

героев. В обоих случаях (непосредственно и отраженно) выявлялся некий

культурный уклад. На антитезе различных культур построены коллизии

«Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана». Уже в это время в

творчестве Пушкина вызревают в синкретическом виде принципы народности и

историзма, понимаемые еще как некая данность, изначальная особенность

общественного бытия человека (история как естественный порядок,

определяющий обычаи и нравы прошлого). Вместе с тем и в «Кавказском

пленнике», и в «Бахчисарайском фонтане» Пушкин прослеживает в

психологической драме героев (Черкешенки, Гирея) симптомы воздействия на

традиционные нравы культур, принадлежащих к иным этапам развития

человечества. Причем в противоположность руссоистской доктрине,

определяющей проблематику «Кавказского пленника» (пагубное искажение

естественных нравов под влиянием цивилизации), в «Вахчисарайском фонтане»

европейская (христианская) духовность трактуется как залог просветления,

Сама стремительность историчсских обытий. свидетелем которых довелось

быть Пушкину, убеждала его в том, что сила современных обстоятельств,

определяющих судьбу человека, едва ли не более значима, нежели

«естественное» его состояние.

В поэме «Цыганы» Пушкин отталкивается от коллизии «Кавказского пленника»

(переосмысляя ее), к которой восходит и сюжет «Евгения Онегина». Теперь в

центр поэмы Пушкин ставит характер страстный, способный помериться с

«судьбой коварной и слепой». «Страсти роковые», терзающие Алеко, — это

примета избранничества, примета характера неординарного, героического, В

отличие от Пленника, Алеко, бежавший от «неволи душных городов», сам

приходит в идиллический мир цыган, искренне желая слиться с ним; ср.:

«Цыганы»

Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов». В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье — всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царём в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.

Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поёт песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.

Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовёт её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.

Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали — равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира — дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведённые с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее — любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.

А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.

Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встаёт, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звёздном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож… В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.

Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюблённых были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.

Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.

Далеко раскинулась степь Бессарабии. Здесь по степям привольно кочует многоголосый цыганский табор. Вот у костра расположилась цыганская семья, которая готовит ужин. Невдалеке пасётся табун лошадей, а за шатром лежит ручной медведь. Понемногу утихают голоса. Всё умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ожидающий свою дочь Земфиру, которая гуляет в поле.

Появляется Земфира с молодым человеком, которого она встретила за курганом. Его преследует закон, и он хочет быть цыганом, а зовут его Алеко. Старик долго думает, а потом разрешает остаться в таборе и соглашается разделить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит дочь и Алеко. Табор уже проснулся и отправляется в путь. Издалека кажется, что по равнине плывут разноцветные ленты, вместо цыганского обоза. По дороге Алеко рассказывает Земфире о той жизни, которую он бросил, так как в ней нет места для любви и нет веселья. А теперь его желание быть всегда с Земфирой.

Два года пролетело, как Алеко кочует с цыганами. Теперь он вольный, как и они. Он не жалеет о прошлой жизни совсем. По деревне Алеко водит медведя, зарабатывая на хлеб. Иногда он слышит цыганскую песню, которую поёт Земфира. В ней Земфира признаётся, что разлюбила Алеко. Он понимает, что девушка уж неверна ему.

Ночь опустилась на табор. Земфира говорит отцу, что ей надоела любовь Алеко, а сердце просит воли, ведь она свободная девушка. Старик утешает юношу и просит не печалиться, ведь тоска может погубить его. Земфира ещё дитя, и никто не волен приказать сердцу любить одного. Алеко жаждет отомстить своему сопернику.

У Алеко тревожно на душе. Проснувшись, он не видит Земфиры. Он встаёт и бродит вокруг шатра, а потом по тропе, ведущей за курганы. Он слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться. Она просит его бежать, но Алеко вонзает нож в соперника. В ужасе Земфира проклинает его. Тогда Алеко убивает и Земфиру.

На рассвете цыгане прощаются с убитыми и хоронят их. Старик просит Алеко покинуть их табор, так как цыгане не хотят жить с убийцей рядом. Табор скрылся в степной дали. Настала ночь. Но никто не разложил костра и не предложил переночевать под крышей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: