Сочинение по произведению на тему: В чем сходство и различие жизненной позиции автора и главного героя романа? (А

Прочитан “Евгений Онегин”, и как будто поставлена точка, но в душе еще живут неповторимые, удивительные строки. Их уже невозможно забыть, их нельзя сразу начать анализировать, просто нужно замереть, затаиться на время, чтобы пережить этот восторг, вызванный соприкосновением с высочайшим искусством. Хочется просто побыть на этой высоте, а потом, через какое-то время, позволить себе вновь погрузиться в царство образов, рифм, в судьбу главных героев и тогда уже попробовать понять, что ты чувствуешь по отношению к каждому из них.

Итак, я снова открываю “Евгения Онегина” (слово “открываю” здесь звучит двояко: оно относится и к книге, и к самому произведению, которое, наверное, можно открывать для себя всю жизнь). Неожиданно я понимаю, что собираюсь не читать, а слушать вдохновенный рассказ своего старого друга — Автора. Кто он? Сторонний наблюдатель или заинтересованное лицо? Его биография отчасти совпадает с пушкинской, но можно ли считать это прямой связью поэта с его лирическим героем? Скорее, нет: связь персонажа романа и реального прототипа всегда очень сложна. Пушкин постепенно обособляет образ Автора — и от собственной личности, и от образа главного героя. Автор, каким он предстает в многочисленных “лирических отступлениях” (которые постепенно выстраиваются в особую сюжетную линию), связан с Онегиным дружескими узами, но чем выше, тем меньше совпадает с ним во вкусах, пристрастиях, взглядах. Автор такой же полноправный участник событий, как Евгений Онегин, Татьяна, Ленский. Действие романа разворачивается с зимы 1819 до весны 1825 года (то есть до известных исторических событий). Время же создания романа определено другими временными рамками: 1823-1830 годы. Таким образом, становится очевидным, насколько жизненный путь Автора отличается от судьбы его героя. Из многочисленных намеков, рассыпанных по тексту первой главы, можно заключить, что Автор претерпел некую превратность судьбы, что он гоним и, возможно, сослан (рассказ о родном Петербурге ведется сквозь дымку разлуки). С Онегиным его роднит чувство разочарования: “младые дни” его неслись в вихре света; жизнь была поделена между театром и балами; стройные ножки вдохновляли его, но — увы! — об этом приходится лишь вспоминать:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

О вы, почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу мою заметить речь:

Я вас хочу предостеречь.

Вы также, маменьки, построже

За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

Не то. не то, избави Боже!

Я это потому пишу,

Что уж давно я не грешу.

Знакомство с Онегиным и происходит в тот момент, когда хандра настигает обоих: “Я был озлоблен, он угрюм”. Из такого разочарованного состояния, очевидно, есть два выхода: в деятельную политическую оппозицию и в страдательно-никчемную жизнь “лишнего человека”. Онегину поначалу оставлены две возможности; впоследствии сюжет “столкнет” его на вторую дорогу. Однако Автор, судя по всему, выбирает первую: намеки на его изгнанничество звучат постоянно. Время от времени он напоминает читателю, что живет вдали от шумных столиц: сначала где-то в “Овидиевых краях”, затем —в имении, в глубине “собственно” России (здесь он бродит над озером, видит “творческие сны” и читает стихи не предмету страсти нежной, а старой няне да уткам). Позже мы узнаем, что Автор жил в Одессе, где и встретился вновь с Онегиным, путешествующим в тех краях:

Спустя три года, вслед за мною,

Скитаясь в той же стороне,

Онегин вспомнил обо мне.

(Очевидно, именно там Автор узнал от Онегина о Татьяне и о дуэли с Ленским.)

Автор постоянно вторгается в повествование (при том, что время и пространство, в которых он живет, не совпадают со временем и пространством, в которых действуют остальные герои). Он забалтывает читателя, увлекая его не только историей героев, но и своей собственной историей, полной приключений и интриг. Надо отметить, что его ирония распространяется не только на героев романа, но и на самого себя.

От главы к главе меняется не только настроение Автора, но и его отношение к главному герою, а также стиль общения с читателем. Если в начале романа Автор называет Онегина “добрый мой приятель”, то постепенно он отдаляется от него и даже заявляет:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

И даже несколько язвительно продолжает:

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

им образом, становится очевидным: Автор ни в коем случае не хочет, чтобы его идентифицировали с главным героем.

Когда в повествовании появляется Татьяна, Автор проникается к ней такой симпатией и даже любовью, что невольно (или осознанно) начинает смотреть на все происходящее ее глазами. Его идеалы становятся более патриархальными, национальными, “домашними”. Эти перемены скрыты под покровом все той же насмешливой интонации, в которой ведется разговор с читателем. “Серьезную” точку зрения на Евгения Онегина как на оппозиционера Автор передоверил глуповатым провинциальным помещикам, соседям Онегина по дядиному имению (где-то на северо-западе России, в семи днях езды “на своих” из Москвы, то есть в абсолютной глуши). Только они способны считать Евгения Онегина “опаснейшим” чудаком и даже “фармазоном”. Автор, а с ним, конечно, и читатель смотрят на него все более трезвым взглядом.

Последняя, восьмая, глава дает совершенно новый образ Автора, так же, как и новый образ Евгения Онегина. Автор и герой, разочарованные в “наслажденьях жизни” в начале романа, одновременно начинают новый виток судьбы — в его конце. Автор многое пережил, многое познал со времен “светского” периода своей жизни. Он обращается к истоку — лицейским дням, когда ему открылось таинство Поэзии. Этот путь незнаком и невозможен для Онегина, не обладающего талантом и даже не умеющего отличить “ямб от хорея”. Он так и не сумел найти себя ни в общественной жизни, ни в любви.

Автор прощается с Онегиным “в минуту злую для него”. Создается впечатление, что герой ему порядком надоел. Он предлагает читателю оставить Онегина:

Надолго. навсегда. За ним

Довольно мы путем одним

Бродили по свету. Поздравим

Друг друга с берегом. Ура!

Давно б (не правда ли ?) пора!

Завершая роман, Автор прощается с читателем, с которым у него установились задушевные, и даже дружеские, отношения:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Таким образом, читатель как бы занимает место, первоначально уготованное Онегину.

Подводя итог, можно предположить, что расхождение Автора и героя во многом обусловлено наличием таланта и твердой гражданской позиции у первого и отсутствием таковых у второго. Онегин достаточно ординарен и душевно ленив. Все события, происходящие с ним, Автор принимает гораздо ближе к сердцу, чем он сам. Однако Онегину тоже дается возможность понять, что он способен на высокий порыв, узнать все то лучшее, что есть в его душе, и — как знать — может быть, когда-нибудь ему снова придется обнаружить в себе эту глубину чувств, эту “бурю ощущений”.
Другие сочинения по «Евгений Онегин» Пушкина


Принципы создания характера главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин – самое значимое имя в истории русской литературы. Этот человек был гением, наделенным чувством рифмы от Бога. Пушкинская поэзия невероятно легка и глубока. Из под его пера выходили одинаково талантливые стихи и проза. Пожалуй, до Пушкина еще никто не осмеливался соединить два жанра в одном произведении. А Пушкин сделал это, оставив после себя в наследие потрясающий роман в стихах «Евгений Онегин».
Произведение называется по имени главного героя. Это молодой человек, принадлежащий к высшему свету. Именно образ Онегина явился родоначальником образов «лишних людей» в русской литературе.
Интересны принципы создания образа главного героя романа.
Главный прием построения образа Онегина – это композиционный и стилистический параллелизм. Композиция произведения напоминает зеркало. Первая и вторая половины романа похожи между собой, но отображают события с точностью до наоборот. Стоит рассмотреть это подробнее.
Первая глава произведения рассказывает нам о Евгении Онегине, его воспитании, образовании, образе жизни. Это человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Само собой, с самых юных лет Онегин тесно общался с «лучшим» обществом столицы:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Да, у высшего света были небольшие запросы… Онегин легко вписался в круг этих людей. Но обратимся к 8 главе. Перед нами появляется некто, в ком читатель уже никак не может угадать прежнего Онегина:
Но это кто в толпе избранной
Стоит безмолвный и туманный?
Для всех он кажется чужим…
Кто он таков? Ужель Евгений?
Ужели он. Так, точно он.
Прожитые годы, пройденные трудности, переосмысленные ценности полностью меняют героя. Теперь он чужой светскому обществу. Свет не признает и не принимает его. Я считаю, что такое отлучение героя от высшего общества вполне логично. Ведь еще в самом начале романа Пушкин указывает на то, что Онегин устал от пустоты дней, проведенных в бессмысленных заботах. Балы, спектакли, оперы… Каждый день одно и то же. Но у Онегина слишком большой потенциал. И ему стало скучно. Герой пытался писать, читать различные книги, но ничто уже не могло увлечь его по-настоящему. Попытка забыться в деревне тоже не увенчалась успехом. Проблема Онегина была в отсутствии истинного смысла жизни. Поэтому ничто не могло принести ему удовлетворение.
Полноте раскрытия образа главного героя способствует появление в романе образа Ленского. Юный поэт влюблен в старшую сестру Татьяны Ольгу. Противопоставляя этих героев, автор показывает глубину натуры Онегина. Во время ссоры с юным поэтом Евгений показывает трагическую противоречивость своего внутреннего мира. С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом – непростительная глупость. Но с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. Он убивает Ленского. Это оказывается сильнейшим потрясением для героя, после которого начались его сильные внутренние изменения.
Одно из главных изменений – это перемена Онегина в отношении к любви. В начале романа автор говорит о своем герое:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
С самых юных лет Онегин в совершенстве овладел «наукой страсти нежной». Я думаю, что во всех его отношениях не было ни капли любви. Все это было лишь хорошей, четко выверенной игрой. Человек с достаточно богатым внутренним потенциалом растрачивал себя впустую. Он сгорел на этих легкомысленных страстях. В итоге, Онегин не сумел распознать настоящего глубокого чувства. Он не стал играть с глубокими чувствами Татьяны, но и не смог воспользоваться их целительной и воскрешающей чистотой. Онегин дает Татьяне отповедь, в которой объясняет, почему между ними ничего не может быть. Он холоден, спокоен. Но обратимся к 8 главе.
Встретив Татьяну после долгих лет, Онегин влюбляется в нее «как дитя». Пожалуй, герой впервые испытывает всю глубину этого чувства. Он становится в положение прежней Татьяны. А Татьяна встает на место Онегина. Но есть существенная разница: героиня понимает чувства Евгения. В ней больше эмоций, участия. Восхищает нравственность Татьяны. Она все еще любит Онегина, но никогда не будет с ним. Ведь она теперь замужняя женщина, и чувство долга для нее превыше всего.
Сам автор восхищается своей героиней. Татьяна является для него «милым идеалом». Отношение же к Онегину автора спорно. Он пишет о том, что они с Евгением были приятелями. Но в то же время, автор всегда готов подчеркнуть разность между собой и своим героем. В начале произведения чувствуется авторская ирония по отношению к своему герою. К концу романа в отношении автора к Онегину больше сочувствия, сожаления. Он видит, как изменился его герой, как искренне и пылко способен он любить, боготворить свою возлюбленную. Также автор понимает, что его герой не может быть счастлив, так как высшее общество испортило его лучшие качества. Поэтому он оставляет Онегина с разбитым сердцем, «в минуту, злую для него…».
Из всего вышесказанного можно вынести, что принцип параллелизма помогает автору во всей полноте раскрыть противоречивый и трагический образ своего героя.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Принципы создания характера главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»:

Автор и его герой в романе “Евгений Онегин”. (Сходство и различие в характерах автора и его главного героя )

Самое любимое произведение Пушкина — роман “Евгений Онегин”, над которым он работал много лет, Белинский называл “энциклопедией русской жизни”. По словам поэта, роман был плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”, в нем, действительно, дана картина всех слоев русского общества.

В творчестве Пушкина роман “Евгений Онегин” занимает центральное место. Это самое крупное художественное произведение А.С.Пушкина. Оно богато содержанием, одно из самых популярных произведений поэта, которое

Главное действующее лицо романа — молодой помещик Евгений Онегин — человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Может быть, потому, что автор рассказывает и про себя. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относился к окружающим. И в то же время мы узнаем в первой главе, что

“Но грустно думать, что напрасно

была нам молодость дана,

что изменяли ей всечасно,

что обманула нас она…”.

Образы главного героя и автора в романе создают лирические отступления. Если читать повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал о Евгении, что он “добрый мой приятель”. Пушкин о себе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас…

Автор, как и герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о светлой, беспечной юности. Пушкину нравится “резкий, охлажденный ум” Онегина, его недовольство собой. Автор и его герой — это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами…”. Обобщая, Пушкин пишет:

“Мы все учились понемногу,

чему-нибудь и как-нибудь,

но воспитаньем, слава богу,

у нас немудрено блеснуть”.

Поэт отмечает и свое отличие от Онегина. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь — это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, балов. Петербургский высший свет автор подвергает резкой критике. Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия.

Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Несмотря на это явное сходство, есть еще и заметное отличие между ними. Различие их в том, что Пушкин — поэт, а Онегин “не мог ямба от хорея отличить”. Даже “деревня, где скучал Евгений…” очень нравится Пушкину, он говорит, что “деревня была прелестный уголок…”. Онегину “в глуши, в деревне все скучно”, а автор говорит:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины…

Этим сравнением Пушкин все – таки пытается “отделить” себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в произведении автор и его герой — друзья, но очень большая пропасть их разделяет. Мы видим, как Пушкин с его горячей, жизнелюбивой натурой всей душой отрицает холодность и равнодушие Онегина. Автор понимает, что такой холодностью заразило Онегина светское общество, однако Пушкин — тоже выходец из той же среды, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, но и в отношении к людям. Для Пушкина Татьяна — милый, “верный идеал”, а Онегин считает ее не более чем “наивной девочкой”. В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от “черствого” Онегина лишь проповедь и ничего другого. Пушкин сочувствует Татьяне, он пишет:

Татьяну милую мою!

Именно из-за нее Пушкин вступает в спор с общественным мнением. Автор раскрывает перед нами в одном из лирических отступлений свой идеал женщины. Пушкинская женщина “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”. Много лирических отступлений поэт посвятил культурной жизни России.

Характер Онегина, нужно иметь в виду, не остается неизменным, он меняется под влиянием событий, описанных Пушкиным в романе. Значительные изменения происходят в нем, и Онегин уже совсем не тот, каким мы его видим в шести главах, в восьмой, последней, главе романа. В последние годы жизни у самого поэта в характере также происходили многочисленные изменения. На протяжении всего романа автор находится рядом с Онегиным: совместно с ним переживает происходящее, старается иногда его осудить или понять. Они словно одно целое. Пока Пушкин писал роман “Евгений Онегин”, очень привык к нему:

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык –

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

В конце романа Пушкин снова обращает свой взор к тем, кого любил в юности и кому остался верен сердцем всю свою недолгую, но плодотворную жизнь. Поэтому, окончив роман, поэт испытывал чувство гордости от совершенного литературного подвига — создания первого русского реалистического романа. Но, скучая по привычному, многолетнему занятию и сиротливо чувствуя себя без него, поэт грустил, как поденщик, который окончил свою работу и не получил новой. Ведь в этой трудной и радостной работе, не выходя из дому, целые дни и ночи проводил Пушкин.

Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» — это произведение, в котором «отразился век». Болезнью века, заболеванием «лишних людей» была «русская хандра». Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой роман. Главный герой романа, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения своим способностям в обществе, в котором он живет. В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэт исследует и личность Онегина — молодого дворянина 10-х — начала 20-х годов XIX века, и среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Онегина. Воспитание его поверхностно и бесплодно, лишено национальных основ.

В первой главе поэт детально описывает времяпрепровождение Онегина, его офис, более того его обед. Мы видим молодого дворянина, «забав и роскоши дитя». Жизнь петербургского света «однообразна и пестра», пуста и искусственна. Онегин, будучи человеком довольно умным и критически настроенным, способным судить себя и свет, разочаровался в светской суете, им овладела «русская хандра». Такое критическое отношение к реальности ставит Онегина выше большинства людей его круга. Но Пушкин не принимает его пессимизма и «угрюмости». Стремление к свободе (личной и общественной), творчество, любовь могли бы быть доступны Онегину, но заглушены в нем средой, воспитанием, обществом.
Внешние обстоятельства — смерть дяди, необходимость вступать в права наследства — дают вероятность Онегину сменить привычную обстановку.

Два дня ему казались новы.

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле.

Мгновенное охлаждение Онегина к сельской красоте сообщает его пресыщенность и утрату способности восхищаться прекрасным. Однако, увидев первый раз сестер Лариных, он сумел разглядеть особую, скрытую красоту Татьяны:

. Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Сойдясь с Ленским, Онегин размышляет об «общественном договоре» Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но Пушкин показывает сложное переплетение «старого» и «нового» в личности героя. Онегин, пойдя на дуэль с Ленским, оказался «не мужем с честью и умом», он испугался «мненья света», которое так презирал.

Убийство друга потрясло Онегина. Он почувствовал себя одиноким, опустошенным, у него возникла «охота к перемене мест».

Путешествие изменило Онегина. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Теперь он способен не только холодно анализировать, но и сильно чувствовать, любить. Для Пушкина любовь — это вероятность «пробуждения души». После отказа Татьяны, после духовного перерождения, после нравственного потрясения Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может.

Финал открыт. Будущее Онегина неизвестно. Ведь судьба человека зависит не только от особенностей его личности, его стремлений и идеалов, но и от внешних событий. Время изменяется, приносит много неожиданного. По-новому складываются общественные условия, и дальнейшая жизнь героя — возродится ли его суть человеческая или погаснет окончательно — остается за пределами романа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: