Сочинение по произведению на тему: Самостоянье человека

Из всех героев “Капитанской дочки” реально существовали только Пугачев со своими

сподвижниками и государыня Екатерина. Благодаря мемуарной форме повествования изображение этих персонажей снижено, лишено тех стереотипов, с помощью которых

часто изображают “великих людей”.

Читатель не видит ни великих полководцев, ни знаменитых государственных деятелей, он видит живых людей; нет здесь героических баталий, более того, описания их по

возможности опускаются, как, например, опущен авторский рассказ об осаде

Многие события, описанные в романе, не имели решающего значения для истории, но,

несмотря на это, можно говорить о героях Пушкина как о подлинно великих людях.

Главный герой романа, от лица которого ведется рассказ, с самого начала

воспринимается не очень серьезно. Незамысловатая биография этого молодого

барина-недоросля не дает возможности увидеть в нем больших человеческих

достоинств, тем более величия. А первые серьезные потрясения в его жизни

нарисованы все-таки довольно комически. Например, описание его дуэли со Швабриным

совершенно соответствует эпиграфу к этой главе: “Ин изволь и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою натуру!”

Смешно на первый взгляд и окружение Гринева в Бело-горской крепости (не говоря уже о ней самой — деревушке, обнесенной частоколом).

Комичны и девка Палашка, торжественно несущая арестованные шпаги на хранение в чулан, и Марья Ивановна, падающая без чувств, услышав, как Иван Кузмич вздумал палить из пушки на именины Василисы Егоровны, и простодушный комендант, находящийся под каблуком своей жены, обучающий “солдатушек” бесполезной для них строевой науке, и хитроумная Василиса Егоровна, которая так ловко выведала у Ивана Игнатьича тайну о пугачевском восстании. Да и Иван Игнатьич особыми заслугами не отличается, вот разве что нитки умеет держать при сматывании их в клубки. Жизнь в Белогорской крепости проста и спокойна — до поры до времени.

Но разительно изменяются и сразу становятся серьезнее, глубже, сложнее образы героев

при приближении опасности. “Барское дитя” — Гринев исполнен решимости защищать любой ценой свою возлюбленную от опасности; Василиса Егоровна, прекрасно сознавая всю серьезность положения (“в животе и смерти бог волен”), не соглашается оставить мужа и схорониться за каменными стенами Оренбурга. Трудно предположить, чтобы кто-нибудь из обитателей Белогорской крепости всерьез рассчитывал на ее неприступность. Любому здравомыслящему человеку было понятно, что крепость не имела большого стратегического значения, что оборонять ее было бесполезно. Но Иван Кузмич не сдается сразу на милость победителя, а будет отстреливаться из пушки, даже попытается поднять своих “солдатушек” нанести хоть

какой-нибудь удар по врагу, что означало верную гибель гарнизона. У Мироновых или у Ивана Игнатьича не может возникнуть даже мысли об измене присяге. И эта невозможность поступиться своими моральными принципами, верность долгу делает из этих незаметных и полукомических персонажей настоящих героев.

Иван Кузмич, истекая кровью, откажется признать царем вора и самозванца и будет повешен, Иван Игнатьич последует его примеру. Василиса Егоровна погибнет, но перед смертью успеет назвать Пугачева “беглым каторжником”.

Конечно, в реальной ситуации эти поступки скорее всего остались бы незамеченными, ну кому есть дело до маленькой крепости, до маленьких людей (вспомним хотя бы оренбургское военное начальство).

Но пушкинский сюжет таков, что подвиг капитана Миронова становится известным императрице, она вспоминает о коменданте одной из крепостей, едва Маша называет фамилию своего отца. Этим автор подчеркивает, что именно такие люди, как защитники

Белогорской крепости, более других заслуживают называться великими, именно

они достойны памяти потомков.

Сама поездка Маши в Петербург к императрице говорит о многом. В беде открылись в Маше такие душевные глубины, которых читатель в начале повести и предположить не мог в молоденькой девушке, покрасневшей чуть ли не до слез при одном лишь упоминании ее имени. Казалось бы, Маша слаба. Но, решив, что никогда в жизни не выйдет замуж за Швабрина, она не сделает этого даже под страхом смерти. И когда ее любимому человеку будет угрожать опасность, она дойдет до самой императрицы (это робкая-то Маша!) и будет до конца отстаивать свою любовь. Это ее принципы, которыми она не поступится.

Есть в романе человек, противопоставленный положительным героям именно отсутствием у него таких вот твердых нравственных принципов. Это Швабрин, который готов

оклеветать отвергнувшую его девушку; во время дуэли он пользуется беззащитностью

Гринева и ранит его; с приходом Пугачева, чувствуя, что сила за последним, сразу

переходит а его сторону; пытается насильно заставить Машу выйти за себя замуж. Можно

сказать, что Швабрин существует в романе для противопоставления Гриневу. Но даже в

злодее Пушкин если не находит, то заподозревает искру благородства, искру того чувства, которое запрещает Швабрину впутывать Машу в судебные дрязги и разбирательства.

Сам же Петр Гринев проявит себя во всех выпавших на его долю невзгодах с самой лучшей стороны. Во всех своих поступках он будет руководствоваться своими убеждениями, не изменив присяге, сам поедет освобождать Машу, когда ему не дадут отряд. Он не бросит в беде Савельича, хотя при этом будет рисковать и своей жизнью, и счастьем Маши: ему не позволяет оставить Савельича в руках врагов его человеческий долг. И пусть все поступки Гринева не имеют большого исторического значения, но Пушкин, делая именно его своим главным героем, показывает, что эти незаметные, тихие подвиги, человеческие поступки важнее событий государственного масштаба. Тема такого “незаметного” героизма, “простого величия простых людей” нашла продолжение в русской литературе. Таким будет, например, капитан Тушин в “Войне и мире” Толстого, таким будет и доктор Дымов из чеховской “Попрыгуньи”.

“Капитанская дочка” не случайно написана в форме мемуаров. Это именно воспоминания. Память Гринева в какой-то степени олицетворяет память народа. И в этой памяти есть место Пугачеву и Екатерине не за то, что они были историческими личностями, но за то, что они проявили человеческое милосердие. Именно человеческое, человечное достойно

Сочинение на тему верность и измена пушкин

Тема любви и дружбы &nbsp в лирике &nbspА . С . Пушкина

Пушкин. Когда вспоминаешь этого замечательного поэта, перед тобой возникают тирады стихов о любви и дружбе, чести и Родине, возникают образы Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. На протяжении вот уже более 100 лет люди обращаются к его поэзии, находя в ней отражение своих мыслей, чувств и переживаний. Я люблю поэзию Пушкина. Да ее и невозможно не любить. Самый строгий читатель найдет для себя в ней что-либо близкое, потому что она многогранна. Пушкин был не только великим поэтом, волшебником русского слова, это был человек, страстно отзывающийся на все живое, человек высокий и благородный.

В многообразии лирических тем, озаряющих поэзию Пушкина, тема дружбы занимает столь значительное место, что поэта можно было бы назвать певцом этого благородного чувства. Во всей мировой литературе нет более яркого примера особого пристрастия именно к этой стороне человеческих отношений. Очевидно, истоки этого чувства заложены в самой натуре поэта, отзывчивой, умеющей раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. У Пушкина было много друзей, и близких, и не очень близких. Очень широк диапазон его дружеских привязанностей — от простого и внешнего приятельства до высоких степеней требовательной, бесстрашной и порой жертвенной дружбы. Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина.

Совершенно особое место среди друзей Пушкина занимает П. Чаадаев, который в юные годы был для поэта образцом высокого гражданского мужества и умного свободолюбия. Пушкиным написано много стихотворений, обращенных к Чаадаеву, проникнутых величайшим уважением, доверием и дружбой. Дружба с Чаадаевым была для Пушкина не просто житейской привязанностью, но, прежде всего, символом благородных, свободолюбивых идей. Это с особой силой сказалось в одном из ранних стихотворений «К Чаадаеву» (1818 год). Это послание для последующих поколений стало памятником высокой дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов. Пушкин не только любит и ценит своих друзей, но и не забывает о них и тогда, когда они находятся в беде, когда проявление сердечного внимания к ним грозит ему самому большими и опасными неприятностями. Пушкин на глазах жандармов бросается в объятия ссыльного Кюхельбекера. Узнав, что Муравьева едет в Сибирь к мужу, сосланному на каторгу, он шлет через нее друзьям-декабристам стихи, полные глубочайшей уверенности в правоте их героического дела. А на вопрос Николая, где был бы он 14 декабря, не колеблясь, отвечает: «С друзьями!»

Среди лучших пушкинских друзей лицейской юности И.И. Пущин занимал особое место. Он не был поэтом, как Дельвиг — или Кюхельбекер, его связывали с Пушкиным не только общелитературные интересы. Это был друг, которому Пушкин охотнее, чем другим, доверял волнения и тревоги своего юного сердца. Память о ночных разговорах с другом остается в сердце поэта на всю жизнь и придает особый тон их отношениям. Правда, виделись друзья после окончания лицея очень редко и мало, но оба они всегда рвались друг к другу. Когда Пушкин узнал о разгроме восстания декабристов, он очень тяжело пережил эту весть. С посланием в Сибирь посылает он стихи Пущину: «Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, когда мой дом уединенный, печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: да голос мой душе твоей дарует то же утешенье, да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней». Всего десять строк! Но как много сказано в них! Сколько пережитого и выстраданного в этих до предела сжатых словах! Каждая стока полна глубокого смысла. Это была настоящая дружба, благородная и верная. Дружба — одна из основных тем пушкинской лирики на всех этапах его творческого пути. В стихотворении » 19 октября» 1827 г. » Пушкин вновь пишет своим друзьям-декабристам о своей верности, дружбе: «Бог помощь вам, друзья мои, и в бурях, и в житейском горе, в краю чужом, в пустынном море, и в мрачных пропастях земли. «

Но, пожалуй, еще многообразнее проходит в пушкинской лирике вечная тема любви. Тема любви в творчестве Пушкина — это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине. Еще в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин 19 — тилетнюю Анну Петровну Керн. Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы. Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу «Евгения Онегина», а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне («Я помню чудное мгновенье»), — знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики.

Стихи пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью. Любовь для поэта — источник жизни и радости, стихотворение «Я вас любил» — это шедевр русской поэзии. На его стихи написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и пробуждать в нас лучшие чувства.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Конспект урока на тему: Смысл эпиграфа «Капитанской дочки»

«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ». Урок начнем с вопроса-напоминания: «Что такое эпиграф?» Сообща приходим к краткой формуле: «Эпиграф — это ключ к книге». «Береги честь смолоду»: в этом «ключе» какое слово «ключевое»? Конечно, слово честь. Давайте разберемся в смыслах этого слова. На доске заранее записаны строки русских поэтов, некоторые из которых знакомы ребятам. Общий вид записи таков:

1. Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю славы (. ищущи себе чти, а князю славы).

2. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести
живы.

3. Отец и два родные брата
За честь и вольность там
легли,
И под ногой у супостата
Лежат их головы в пыли.

4. Лиха беда со мной приключилася:
Опозорил семью нашу честную
Злой.
5. Погиб Поэт! — невольник чести.
6. Досадно мне, коль слово честь забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Определим вместе авторов этих строк, произведения, откуда они взяты.

1. «Слово о полку Игореве» ребята будут читать через год. Но в классе всегда находятся один-два ученика, которые догадываются, откуда эти слова. Во всяком случае, всем очевидно, что текст древнерусский. Делаем под цитатой соответствующую запись.

2. Стихотворение «К Чаадаеву» мы читаем и учим наизусть в VIII классе (так же как «В Сибирь» и некоторые другие, доступные восьмиклассникам, стихи Пушкина). Эти строки ребята сразу вспоминают.

3. Балладу Лермонтова «Беглец» мы читали в прошлом году, в VII классе, ведя разговор об этом жанре. Это стихотворение многие учащиеся узнают быстро.

4. Четвертая цитата сознательно не закончена, чтобы не было подсказки. Но это не мешает ребятам вспомнить наше прошлогоднее чтение «Песни. » Лермонтова.

5. «Смерть поэта» мы еще не учили, это ждет нас в IX классе, но вот автограф этого стихотворения видели и читали стихотворение в прошлом году, когда говорили о начале славы Лермонтова, о 1837 годе.

6. Автора последних строк ребята, конечно, не узнают. Предложим опереться на стиль, на ритм — но успех маловероятен. Песни В. С. Высоцкого они, конечно, слышали, но не знают их или знают плохо. Учитель сам скажет, что это строки из песни Высоцкого «Я не люблю».

Итак, мы определили и записали на доске авторов строк и название стихов. Теперь попробуем, опираясь на наши знания этих стихов, определить, какое значение, какой смысл вкладывает поэт в слово честь в каждом случае. Пометим названные значения возле цитат.

Для неизвестного автора «Слова» честь — антоним позора, бесчестья, а синоним почета, уважения и славы (которая и стоит рядом).

Для юного Пушкина честь и слава в 1818 году тоже стоят рядом, но тут надо добавить еще одно слово: гордость.

Горцы из «Беглеца», а с ними и поэт, воспринимают честь как достоинство, независимость.

А вот купец Калашников в слово «честная» вкладывает, скорее всего, значение «порядочная». Но не только. Когда он выходит на бой защищать свою честь и честь своей жены, то речь идет ведь о защите опять же достоинства. О том же самом Лермонтов говорит в стихотворении «Смерть поэта» — о защите чести, о защите достоинства личности (и стихи-то одного 1837 года). Пушкин — по Лермонтову — «невольник чести».

Ну а что есть честь в последних строчках, в строчках Высоцкого, пока оставим под вопросом.

Домашнее задание к этому уроку состояло из двух частей:

1. Выписать из толкового словаря значение слова «честь».

2. Попробовать определить, что есть честь для каждого из офицеров «Капитанской дочки».

Обратимся к 1-й части задания и сравним словарное толкование с теми значениями слова честь, которые мы записали на доске.

Объединяем толкования слова, данные разными словарями, и делаем следующую запись на доске:

1. Достойные уважения моральные качества и принципы личности.

2. Незапятнанная репутация, доброе имя.

3. Почет, уважение.

Итак, мы столкнулись практически с каждым из этих значений.

Слово «честь» не просто многозначно, оно несет свой смысл в представлении каждого из героев «Капитанской дочки». Что же значит оно для героев повести?

В повести Пушкина четыре офицера (а для русского человека слово честь ассоциируется с офицерской средой). Имена этих офицеров — Андрей Петрович Гринев, Петр Андреевич Гринев, Алексей Иванович Швабрин, Иван Кузьмич Миронов.

Первое слово повести Пушкина (если не считать эпиграфов) — отец. «Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году». Вопрос о дате отставки Андрея Петровича Пушкин оставил загадкой, но ясно одно: старший Гринев вышел не просто в отставку, он вышел в оппозицию, оставшись верным данной им присяге. Недаром его так раздражает чтение «Придворного календаря»: другие, поступившиеся принципами, достигают чинов, получают награды. Понять и принять такой измены он не в состоянии. Нет таких обстоятельств, которые могут оправдать ее. Далее если дело касается его собственного сына. Вспомним его отчаяние в 14 главе: «Он лишился обыкновенной своей твердости и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах. «Как! — повторял он, выходя из себя. — Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил! Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями. Стыд и срам нашему роду. «» По-видимому, для Андрея Петровича честь — это прежде всего дворянская честь, верность присяге, верность сословию.

Отправляя Петра Андреевича на службу, отец дает сыну напутствие: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». В эпиграф Пушкин выносит только половину пословицы. Задумаемся почему? (Ребята здесь говорят о необходимости концентрации смысла в эпиграфе.)

Совсем иначе представляет себе честь Алексей Иванович Швабрин. Пять лет назад, как мы знаем, он в крепость «переведен за смертоубийство», т.е. за дуэль. Это дает нам основание ожидать от него поведения человека с чувством достоинства. Но оказывается иное. Перечитаем два эпизода: «Петр Гринев приносит Швабрину стихи. Ссора. Вызов на дуэль» и «Дуэль» (4 глава). Что же мы видим? Для Швабрина вполне приемлемо: 1) подличать за глаза; 2) быть неблагодарным; 3) делать исподтишка — но абсолютно неприемлемо прямое оскорбление в свой адрес. Честь для Швабрина — вполне формальная вещь, и поэтому для него, говоря словами Высоцкого, «в чести наветы за глаза». Вот эта-то двойственная мораль, двойной стандарт в принципах и приводит его к двойному предательству.

Для капитана Миронова, как и для Андрея Петровича Гринева, лучше смерть, чем измена. Капитан, судя по эпиграфу к 7 главе, происходит из солдатских детей, его понятие о долге, о чести близко к народному: «Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но оробелый гарнизон не тронулся. «Что же вы, детушки, стоите? — закричал Иван Кузьмич. — Умирать так умирать: дело служивое!»» Останься капитан Миронов в живых, вряд ли бы он смог понять линию поведения Петра Гринева, как и Андрей Петрович Гринев. Ведь с точки зрения отца, младший Гринев родительский завет не выполнил.

А как мы смотрим на это? Что же такое честь для Петра Гринева? Какое слово-синоним поставим мы рядом с ним? Здесь ребята, опираясь на материал предыдущих уроков, говорят, что Петр Андреевич Гринев сохранил верность своим убеждениям, свое достоинство, смог защитить и честь Маши Мироновой. Понятие стремительно повзрослевшего Петра Гринева о чести весьма близко к пушкинскому. Пушкин все-таки не был «невольником чести», он был ее господином, когда стоял перед Дантесом у Черной речки. Он до последних минут жизни защищал Наталью Николаевну, не впутывал ее, повторяя: «Ты ни в чем не виновата». Гринев ведет себя так же: «Я хотел продолжать, как начал, и объяснить мою связь с Марьей Ивановной так же искренно, как и все прочее. Но вдруг почувствовал непреодолимое отвращение. Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Между этими двумя эпизодами (не в истории, а в жизни) — несколько месяцев: окончание повести «Капитанская дочка» Пушкин датировал «19 октября 1836 года».

Безусловно, вынося слово честь в эпиграф, Пушкин делает вопрос о чести центральным в повести. И нам, сегодняшним читателям, стоит задуматься о том, что есть такое слово «честь» и действительно ли оно, как говорит В. С. Высоцкий, «забыто». Возвратимся к знаку вопроса, который поставили возле строчек Высоцкого. И этим вопросом закончим урок.

Тема свободы в лирике Пушкина

В ту эпоху, когда жил Пушкин, начиналось зарождение оппозиции существующей власти. Людям поколения Пушкина мечтали о том, что общество станет свободным в полном смысле этого слова. Свобода воспринималась этими людьми не только в политическом, но и в духовном смысле. Они считали, что всякие ограничения власти, морали, общественных норм должны были быть искоренены.
На первых этапах своего творчества Пушкин воспринимает свободу как вольность. В оде «Вольность» Пушкин присягает на верность идеалам служения обществу и признаёт главным закон Божий. Пушкин считает, что все люди изначально равны перед Высшим законом, и знать и рабы-крепостные. Рабство противно поэту, и он мечтает видеть свою страну свободной. Надежда на это просматривается во многих стихотворениях Александра Сергеевича. Он сам «готов отчизне посвятить души прекрасные порывы». Наверно именно поэтому его стихи пользовались популярностью в среде декабристов. Пушкин считает, что путь, выбранный ими верен, и рано или поздно приведет к свободе.
Позднее осмысление свободы Пушкиным происходит с философской точки зрения. Теперь свобода понимается как основная ценность бытия. В своих произведениях Пушкин развивает тему губительного влияния неограниченной власти одного человека на судьбы других людей.
Одна из составляющих свободы для Пушкина – это свобода поэтического слова. Немало стихотворений посвятил Пушкин этой теме. Это такие стихотворения, как «Поэт», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг…».
В своих произведениях Пушкин призывает поэтов и художников не поддаваться на лесть и похвалы, а оставаться верными своим убеждениям. Тогда только его творчество будет «благородным подвигом» во имя человечества.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» Пушкин как бы подводит итог всей своей деятельности. Автор без ложной скромности пророчит себе мировую известность, признание и любовь среди простых людей потому, что его поэзия была направлена на пробуждение «чувств добрых» и прославлял «жестокий век свободу».

13365 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Тема свободы в лирике Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector