Сочинение по произведению на тему: Роль пейзажа в лирике А

Лирика Пушкина необыкновенно богата и разнообразна и по содержанию, и по форме. Но у него сравнительно немного пейзажных стихотворений. Природа не занимает в его творчестве такого места, как, например, у Ф. Тютчева, А. Фета. Но образы русского пейзажа постоянно входят в стихи, посвященные самым разнообразным темам. Картины природы мы встречаем в политической декларации поэта, стихотворении “Деревня”, где он говорит о бесчеловечности крепостного строя, в стихотворении “Осень”, где Пушкин размышляет о поэтическом вдохновении, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных. ..”, где он задумывается над быстротечностью человеческой жизни, в стихотворении “К морю”, где поэт повествует о своей судьбе, о своих думах. Любовная тема в стихотворении “Зимнее утро” тесно переплетается с картинами русской природы. Пейзаж у Пушкина всегда реалистичен, конкретен.
В стихотворении “Деревня” пейзаж играет очень большую роль. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части Пушкин описывает идиллический сельский пейзаж Михайловского. Все дышит покоем: и “темный сад с его прохладой и цветами”, и “луг, уставленный душистыми скирдами”. “Мирный шум дубков” и “тишина полей” создают творческую атмосферу. Картины “лазурных равнин” озер, белеющий иногда “парус рыбаря” — ничто, как кажется, не предвещает той напряженности чувств, накала эмоций, которыми проникнута вторая часть стихотворения. В ней поэт с гневом говорит о “рабстве тощем”, “диком барстве”. Как прекрасна и гармонична природа и как жестоко и бесчеловечно общественное устройство!
Стихотворение “К морю” — и монолог поэта, и разговор его с морем. Мысль о море, впечатление от его бескрайних просторов, от его могущества и свободы и заставляют Пушкина обратиться к раздумьям о своей судьбе. В стихотворении как бы подводятся итоги прошлого и вместе с тем Пушкин с тревогой задумывается о будущем. Образ моря, “свободной стихии”, — это символ абсолютной свободы, которая присуща природе и ее явлениям, не зависящим от воли человека. И тем острее чувство собственной несвободы, невозможности самому распорядиться своей судьбой. Пушкин дает точное и проникновенное описание моря:

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Читая это стихотворение, не только видишь “волны голубые”, блеск южного моря, но и как будто бы слышишь всплески волн, шум набегающего прибоя. Описания моря, связанные с ним ассоциации способствуют раскрытию внутреннего мира поэта.
Казалось бы, “Осень” — один из немногих образцов пейзажной лирики Пушкина. Простой и скромный пейзаж средней России передан здесь во всей его поэтичности. Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой и воспринимает эту красоту как символ вечного обновления жизни:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

Сила пушкинского пейзажа в том, что он в конкретных образах показывает нам в целом всю красоту и тихую прелесть русской природы. Пушкин находит прекрасное в самых простых, повседневных явлениях жизни. Мы чувствуем красоту “легкого бега саней”, “суровой зимы”, “промерзлого льда”, который звенит под копытами коня. Перед нами проходит весь цикл времен года — весна, лето, осень, зима. О весне он пишет весьма иронично:

. Я не люблю весны:
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен.
Лето также не очень нравится ему:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Но даже чувствуя авторскую иронию, мы понимаем, что насмешка его не злая, а скорее добродушная. Осень — любимое время года поэта. Он пишет о ней во многих стихах, в романе “Евгений Онегин” и признается в безграничной любви к ней:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.

Последние строфы стихотворения “Осень” посвящены главной теме — теме возникновения творчества, рождения поэзии. Они подготовлены всем предыдущим содержанием. Восхищение красотой, гармонией природы пробуждает в поэте творческое вдохновение:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

Точные и яркие образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении Пушкина “Зимнее утро” с темой любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Это стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковер, чернеющий вдали типично русский пейзаж.
Природа не только гармонична и прекрасна, она не только пробуждает вдохновение, но и заставляет задуматься о быстротечности человеческой жизни:

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Так пишет Пушкин в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных. ”.
Вечная красота природы рождает в душе поэта мысли о смысле человеческой жизни. И Пушкин заканчивает стихотворение мудрыми и светлыми словами:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Так пережили и помнят самого Пушкина сосновые аллеи Михайловского.
В поэзии Пушкина находит отражение подлинная красота русской природы. Пушкинский пейзаж всегда тесно связан с внутренним миром лирического героя и дает ключ к пониманию человеческой души. Природа, описываемая поэтом, делает каждого добрее, отзывчивее, учит понимать прекрасное. Тютчев говорил, что “животворный океан” поэзии Пушкина дает человеку причастность к жизни всего мира.

Школьное сочинение на тему Картины родной природы в лирике А. С. Пушкина

И забиваю мир, и в сладкой тишине Я сладко усиплен . А. С. Пушкин. Пушкин «начало всех начал», он целый мир русской души, богатой и взбалмошной, волнующей и нежной. Великий поэт отразил многообразие русской жизни первой четверти XIX века. Он говорил о свободе, разоблачая крепостное право, «тиранов мира», был певцом дружбы и любви. Важное место в его творчестве занимают лирические стихи о природе. С детских лет Пушкин горячо любил родные российские пейзажи, любил сельскую тишину, просторы родной страны. Поэт по натуре, он чуткой душой воспринимал окружающий мир. Свои наблюдения, мысли, чувства он выразил в своих замечательных произведениях. В ранний период своего творчества он рисует природу в романтическом духе, например, в стихотворении «К морю» (1824 г.). Он был написан накануне отъезда поэта из Одессы. В нем изображение моря дано в романтическом ключе. Оно кажется поэту воплощением необузданной и свободной стихии, мощи и красоты. Поэт рассуждает о своей судьбе изгнанника (он был в ссылке, о судьбе народов вообще:

Судьба людей повсюду та же: Где благо, там уже на страже Иль просвещенье, иль тиран.

Его притягивает морская стихия. В стихотворении раскрывается романтическая тема одиночества поэта в мире. Позже Пушкин от романтического изображения переходит к реалистическим картин. Он рисует внешне скромную, но милую сердцу красоту родной природы. Он пишет стихи: «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Облако», «Опять я посетил», «Осень» и другие. Картины милой его сердцу природы средней полосы России написаны с исключительной художественной силой. Все времена года изображены Пушкиным, но особенно близкой была ему осень. Прочитав его «Осень» ‘, на всю жизнь воспринимаешь осенние картины — по-Пушкинская. Это «печальная пора», но в то же время «глаз очарование», потому что богатые краски осени захватывают кого и видит «прощальную красоту» родного края: «в багрец и золото одетые леса», «мглой волнистой одеты небеса», «редкий солнца луч». Передал А. С. Пушкин чувства, близкие каждому из нас, когда писал:

Буря мглою небо кроет. Вихри снежние Крутя . А на смену метели, что разгулялась, приходит Мороз и солнце; день чудесный!

А вот мирный сельский пейзаж: «пустынный уголок, приют спокойствия, труда и вдохновения». Здесь «шум дубрав», «тишина полей», «темный сад с его прохладой и цветами. Больно поэту, что на фоне такой чудесной природы

? . Барство дико, безчувства, без закона,? Присвоило себе насильственной лозой? И труд, и собственность, и время земледельца .

Контрастная картина красоты окружающего мира яснее оттеняет горечь, страдания людей, потому что

? Здесь рабство тощее влачится по бразды? Неумолимого владельца.

Картины природы помогают Пушкину передать свое душевное настроение, свое увлечение и свой гнев. В стихотворении «Опять я посетил» поэт как бы подводит итог размышлениям о смысле жизни, о своей судьбе, говорит о будущем. Здесь изображен и дикий реальный пейзаж села Михайловского, показаны любимые места поэта. Перед нами любимые Пушкиным три сосны,

? . Около корней их устарельих . Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья .

Молодой лес, что зеленеет, выражает вечное течение жизни, веру в будущее:

Здравствуй, племя Младое, незнакомое! ..

И кажется, что Александр Сергеевич Пушкин обращается к нам, его потомкам. И мы отвечаем: — Здравствуй, Пушкин.

Пейзаж в лирике Пушкина

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути функция пейзажа в его лирических произведениях усложнялась.

В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных поэтических жанрах и направлениях. Вэто пора его лирика ещё во многом подражательна. Подражателен и пейзаж в стихотворениях этого периода. Например, в «Воспоминаниях в Царском Селе» Пушкин рисует оссианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В первой части стихотворения «Деревня» Пушкин, подражая античным авторам, создает идиллический пейзаж.
Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж. Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин-романтик-восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:

Взыграйте, ветры, взройте воды,

Разрушьте гибельный оплот.

Где ты, гроза — символ свободы?

Промчись поверх невольных вод.

В стихотворении «Узник» тоже есть романтический пейзаж:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора.

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляет лишь ветер. да я!

Это стихотворение символично, в нем присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орел, ветер. Темница символизирует земное существование человека, тоскующего по романтическому идеалу. Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным:

Ты .ждал, ты звал. я был окован.

Вотще рвалась суть человеческая моя,

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

Пушкин прощается с романтическим пейзажем и романтизмом в послании «К морю».

В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя связаны с южным пейзажем. В любовной поэзии «На холмах Грузии. » описание «ночной мглы», с которого начинается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя. Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина изображаются на фоне южной экзотической природы. В стихотворении «Ненастный день потух. » унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу, при изображении которого лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную любовь.

После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается тяготение к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний — на ночной и утренний; осенний — на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический.

В стихотворении «Румяный критик мой. » невзрачный, неприглядный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина в творчестве, его отказ от романтизма и утверждение реализма. В «Осени», наоборот,.мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину показать свое сильно личностное восприятие природы, особенно осенней природы. Пушкин так описывает свою «странную» любовь к осени:

Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева

Играет на лице ещё багровый цвет,

Она жива ещё сегодня, завтра нет.

Пушкин воспринимает осень как погибель, но поэт говорит, что погибель тоже может быть красивой. С увяданием природы осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и сообща со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его суть человеческая просыпается, и он начинает творить:

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне.

Стихотворения с зимним утренним пейзажем вечно оптимистические, жизнеутверждающие; лирический герои этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни:

Под голубыми небесами

Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина вечно страшный, мрачный, туманный:

Мчатся тучи, вьются тучи,

Освещает снег летучий.

В стихотворении «Бесы» пейзаж символичен: путь — это злободневный путь человека, буря—жизненные потрясения, бесы — человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути. Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как «Анчар» и «Пророк». Анчар — это символ зла в мире, а пустыня в «Пророке» символизирует духовную пустоту, духовное перепутье человека.

В последние годы жизни Пушкин анонсирует все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя. Проанализируем два стихотворения с философским пейзажем: «Брожу ли я. » и «Вновь я посетил. «.

В стихотворении «Брожу ли я. » мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает в этом месте как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, в смене времен года. Поколения людей тоже сменяют товарищ друга, но человек не вечен. Природа безучастна, у ней нет души, а любой человек — это неповторимая индивидуальность: Лирическому герою стихотворения ничего не остается совершать как смириться с естеством природы:

14 пусть у гробового входа

Младая будет .жизнь игрывать,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Пушкин решает тот самый философский конфликт между природой и человеком в стихотворении «Вновь я посетил. «. Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг. » Пушкин говорит о другом способе существовать вечно:

Нет. весь я не умру — суть человеческая в заветной лире ,;

Мой прахпереживет и тлеиья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жить будет хоть один пиит.

Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, он связан непосредственно с различными периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании идиллического и оссианического пейзажей. В срок увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях тоже превращается в романтический, он часто сливается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский срок Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении своей особой философской позиции.

Сочинение на тему природы в лирике пушкина

Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие становится спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика.

В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для Пушкина осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Это своеобразный поэтический календарь, в котором поэт дает точную и емкую характеристику всех времен года и выражает свое отношение к ним. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Например, строчки, посвященные лету, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Так же откровенно говорит Пушкин о весне:

. я не люблю весны;
Скучна мне оттепель, вонь, грязь &#151 весной я болен.
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен.

А ведь весна издавна считается в поэзии самым прекрасным временем года, когда оживает природа, пробуждается душа. Но Пушкину ближе осень и зима.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят &#151 я снова счастлив, молод.

Русский мороз дает поэту ощущение бодрости, силы, заставляет кровь быстрее струиться в жилах, возвращая молодость и счастье. Зимой особенно чувствуется уют теплого дома, который резко контрастирует с завыванием вьюги за окном. Это ощущение замечательно передано в стихотворении «Зимний вечер», оно усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства &#151 няне Арине Родионовне.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

В такой вечер особенно хорошо, греясь у огня, слушать песни и сказки, когда за окном разгулялась вьюга. Но природа неповторима в своей изменчивости. Наступает утро &#151 и нет следа вчерашней непогоды. В стихотворении «Зимнее утро» нашему взору открывается чарующая картина:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо ладом блестит.

Своя прелесть есть и в морозной зимней ночи, замечательно изображенной поэтом:

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

Такой ночью, когда все погружается в сон, поэт может силой своего воображения перенестись в историческое прошлое своей страны, во времена опричнины. Но эта жестокая эпоха виселиц и казней давно миновала, а над Москвой по-прежнему раскинулся огромный синий свод, усыпанный звездами. Природа вечна. Она, как и прежде, удивительна и изменчива и продолжает восхищать взор поэта.

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство и многообразие ее красок, которые кажутся еще прекраснее в преддверии близкого умирания.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса &#151
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

В этом стихотворении Пушкин находит для характеристики своего любимого времени года удивительные, исполненные глубокого смысла сравнения. Он уподобляет осень нелюбимому ребенку в семье. Пытаясь объяснить свое особое отношение к этой поре увядания, поэт сравнивает ее с умирающей от чахотки девушкой:

Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Но осень особенно дорога Пушкину еще и потому, что она пробуждает его творческие силы, заставляя оживать поэтическое воображение. Многим великим произведениям Пушкина мы обязаны осени. Он замечательно передает в одноименном стихотворении, как рождается вдохновенье и возникают образы, рифмы, звуки, плоды мечты.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута &#151 и стихи свободно потекут.

В пушкинских стихах о природе проявляются не только его вкусы и особенности восприятия, но и такие нравственные качества, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. Эти чувства пронизывают стихотворение «Деревня», в котором автор с любовью и нежностью рисует неяркий, но пленительный сельский пейзаж:

Я твой &#151 люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Эти строки воспринимаются как признание поэта в любви к родной земле, к своему народу. Его освобожденный от «суетных оков» взор видит рабское положение русского крестьянства, его разум и совесть гуманиста не могут примириться с этим. В стихотворении звучит горячий призыв к прогрессивно мыслящим людям бороться за освобождение своего народа. Ведь свобода &#151 самое ценное, чем может обладать человек.

Понять и ощутить это помогает Пушкину встреча с морем. «Свободная стихия» поражает его своей мощью и беспредельностью, она созвучна его мыслям и чувствам. И, хоть для человека невозможно обретение абсолютной воли, он может сохранить свою внутреннюю свободу, которая останется с ним навсегда, как воспоминание о море:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector