Сочинение по произведению на тему: Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А

Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать “чужими для всех”. Есть что-то завораживающее и привлекающее в человеке, который способен противопоставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сначала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие. Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобода — в них самих, в их душе. Позже появляются произведения реалистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотношений личности и общества на более высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от общества; предмет исследования художников — влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина. В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был “чужой для всех. ”. В чем причина этого? Ответ — сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс формирования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил “науку страсти нежной”, но она постепенно заменяет в нем способность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова “лицемерить”, “казаться”, “являться”. Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между умением казаться и быть на самом деле. Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что провел свою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин — человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и “вседневные наслаждения”. Им овладевает “русская хандра”, аналог английского “сплина”, которым болел еще герой поэмы Байрона Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду, “томясь душевной пустотой”, он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ничего не меняют в его жизни. “Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей” — к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат — полное одиночество героя. Но одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ. История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь “от делать нечего друзья”. “Мы почитаем всех нулями, а единицами себя”, — подчеркивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остается лишь “недоволен сам собой”. Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одерживают верх над здравым смыслом. Результат — безвременная смерть юного романтика. Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онегина, — “пародия”. Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить искреннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в “нежную страсть”. Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало, что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Ленского становится тем переломным моментом, после которого Онегин впервые осознает всю неправильность своей жизни. Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувствовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в которых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидящей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тяжелую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет, а Белинский, к примеру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на мой взгляд, не это главное. Гораздо важнее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удивительно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал “чужим для всех” потому, что был выше многих людей, окружавших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чужими. Герой романа оградил себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, — признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу. Трагедия Онегина — это трагедия одинокого человека, но не романтического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осуждением не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.

Татьяна – милый идеал Пушкина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

С именем Татьяны Лариной связаны самые теплые, самые душевные страницы романа «Евгений Онегин». В этой девушке воплотился «милый идеал» Пушкина.

Татьяна появляется в романе необычно. Её появление ничем не подготовлено. Автор прерывает описание ее сестры, Ольги Ларной, картинами природы. На этом фоне и появляется Татьяна. Автор обращает внимание читателя на имя героини. Это неслучайно. Оно связано с русской стариной, девичьей в барском доме.

Красота Татьяны необычна. Она не похожа на свою младшую сестру:

Ни красотой своей сестры,

Ни прелестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Пустую красоту Ольги Онегин сравнивает с «глупой луной»: «в чертах у Ольги жизни нет». Он удивлён тому, что выбор восторженного Ленского пал на младшую сестру. Татьяна же, наоборот, серьёзна, загадочна. С её появлением в произведении всё меняется. У этой героини своя миссия — дать шанс Онегину возродиться с помощью любви. Сам автор не скрывает искренней любви к Татьяне.

Жизнь Татьяны Лариной неторопливо протекала в патриархальной деревне, под впечатлением сказок и преданий старой няни. С детства она отличалась задумчивостью («задумчивость — её подруга от самых колыбельных дней»), скромностью, серьёзностью. Часто девушка оставалась одна, наедине с собой, тем более, что окружающие не понимали её глубокой внутренней жизни. Детские шалости не забавляли героиню. Мне кажется, что Татьяна очень рано повзрослела.

Автор подчёркивает, что его любимая героиня была близка к природе:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод.

Я думаю, что благодаря этому героиня сохранила в себе простодушие, искренность, прямолинейность, естественность. Татьяна, как никто другой в романе, понимает русские традиции, христианские заповеди, чувствует русскую душу: «Татьяна русская душою».

Татьяна Ларина не испорчена светской жизнью. Героиня ещё верит гаданиям, вещим снам. Поэтому с замиранием сердца гадает крещенским вечером на суженого. Она очень впечатлительна, сентиментальна, зачитывается романами Ричардсона и Руссо, принимает всё, что там написано, за образец и идеал.

Приезд Онегина перевернул всю её жизнь. Душа девушки уже давно томилась ожиданием большой любви. Воображение уносило её в неведомые дали. И вот явился Он… Онегин привлёк Татьяну своей неизвестностью, загадочностью. Она узнала в нём своего избранника.

Татьяна полюбила Евгения Онегина всей душой, «не шутя». Автор подчеркивает глубину её чувств: «И дождалась. Открылись очи; Она сказала: это он!»

С любовью Татьяна открыла для себя новый мир – мир любви, тревожного ожидания, томлений, счастья. Ее безмятежному спокойствию пришёл конец. Татьяна не находит себе места. Эмоции грусти и восторга одновременно переполняют её.

Первая любовь Татьяны ещё во многом навеяна чтением любовных романов, наивна, хрупка, но она поражает своей искренностью и самоотверженностью. Сам автор заранее предупреждает нас о трагическом исходе любви героини, сочувствует своей Татьяне: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью».

Героиня решается на отчаянный поступок – пишет признание Онегину. Это письмо нелегко даётся Татьяне. В то время подобный шаг серьёзно влиял на репутацию молодой девушки. В письме она раскрывает свою душу. Татьяна смело вверяет свою судьбу возлюбленному. Все ее терзания и сомнения отступают перед настоящим чувством. Каждая строчка письма героини трогает сердце.

Татьяна надеется на взаимность, но Онегин даёт ей холодную отповедь, советует остерегаться пылких чувств, доверчивых признаний, говорит, что «к беде неопытность ведёт». Героине очень больно, но она не отказывается от своей любви. Татьяна не верит внешней холодности Евгения, она пытается проникнуть в его душу, понять его мысли.
В дни крещенских гаданий героине снится вещий сон. Всё в нём полно необъяснимых загадок, символов, предрекающих ей скорую свадьбу и неминуемую гибель Ленского. Вскоре этот сон сбывается. Дуэль Онегина с Ленским заставляет Татьяну задуматься, а того ли человека она полюбила?

После отъезда Онегина героиня приходит к нему в библиотеку, читает его книги, «в которых отразился век и современный человек с его безнравственной душой». Здесь Татьяна яснее понимает, кто таков её избранник на самом деле, осознаёт, что она во многом придумала его себе. В конце концов, героиня задаётся вопросом: «Уж не пародия ли он?» Почему пародия? Потому что Онегин живёт не своей жизнью, он далёк от простоты и естественности.

Вскоре героиню отправляют в Москву, на ярмарку невест. Здесь ей с лёгкостью находят достойного жениха – уважаемого генерала. Татьяна покорно принимает свою судьбу и становится его женой.

Но на этом история провинциальной девушки не заканчивается. Наоборот, жизнь посылает ей новое испытание. Татьяна вновь встречается с Онегиным, уже через шесть лет, на балу. Но теперь она предстаёт перед нами совершенно иной: «неприступною богиней роскошной, царственной Невы». В движениях Татьяны нет жеманства, кокетливости, расчёта, как у прочих дам. Наоборот, она – воплощение уверенности, спокойствия и успеха. Кажется, от прежней неопытной Татьяны не осталось и следа:

Как изменилася Татьяна!

Как твёрдо в роль свою вошла!

Но внутренний мир героини скрыт от света. Она сохранила свой нравственный стержень и цельность натуры. В кульминационной сцене объяснения Татьяна признаётся, что внутренне не изменилась. Она отдала бы всё, чтобы вернуть светлую юность в родной деревне. Героиня совсем не дорожит мнением пустого света, способна отличить подлинное от ложного.

Онегин страстно влюбляется в эту новую Татьяну, а она ведёт себя с ним равнодушно. Герой забывает обо всём, начинает новую жизнь, живёт лишь надеждой на взаимность. Но Татьяна осталась верна своим принципам. С Онегиным она намеренно сурова, холодна, но на самом деле продолжает всем сердцем любить его. Читая любовное послание Евгения Онегина, героиня льёт слёзы. Ведь счастье было так близко, так возможно.

Когда-то Онегин отверг искренние чувства неопытной девушки, теперь жизнь поменяла их местами. Но Татьяна уже несвободна. Её брак освещён церковью, и она не может строить любовь на несчастье другого человека. Главное для этой героини – верность и чувство долга. Поэтому она вынуждена сказать Онегину: «Но я другому отдана и буду век ему верна». В этом духовная сила Татьяны. За это Пушкин любил свою героиню и называл своим «милым идеалом».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Татьяна – милый идеал Пушкина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»:

Сочинение по роману пушкина евгений онегин

Открывая страницы романа «Евгений Онегин», погружаешься в неповторимый мир пушкинской эпохи: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев «о вине, о псарне, о своей родне», переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы, и удивительным образом та далекая эпоха становится близкой и понятной.

Знакомство с одним обычным днем Онегина дает представление о том, как проводили время молодые столичные дворяне 20-х годов прошлого века. День героя вроде бы насыщен до предела.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле
Три дома на вечер зовут.

Чем же заполнена жизнь Онегина? Прогулка по бульвару, роскошный обед в модном ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждается «Петербург неугомонный».

Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит.

Значит, жизнь столичной дворянской знати и трудового Петербурга проходит как бы в разном измерении, не пересекаясь и не соприкасаясь друг с другом. Описание гостей, собравшихся в Татьяниной гостиной, дает более полное оставление о высшем петербургском свете.

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и розах, с виду злые,
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц.

Меткая и точная характеристика этого группового портрета столичной знати позволяет увидеть в этих людях главное &#151 чопорность, надменность, высокомерие, фальшь и, как следствие, &#151 убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Становится понятной онегинская хандра и разочарованность, глубокая скрытая грусть Татьяны, которым трудно жить и дышать в этой мертвящей атмосфере.

Московское дворянство, с которым знакомит нас автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но почему же тогда Татьяна, которую «развозят по родственным обедам», чувствует себя бесконечно одинокой и чужой? Ответ на этот вопрос мы находим в пушкинской строфе:

Татьяна вслушаться желает
В беседы, общий разговор,
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становятся основой их характеристики. Еще более усиливается убожество, пустота и примитивность существования в изображении провинциальных помещиков. Это, например, дядя Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил». Таков и отец Татьяны, добродушный лентяй, который «в халате ел и пил и умер в час перед обедом». Но все-таки, рассказывая о повседневной жизни Лариных, Пушкин смягчает резкие сатирические краски, ибо его, безусловно, привлекает в этих людях простота и естественность отношений, отсутствие фальши, верность народным традициям и обычаям.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Подблюдны песни, хоровод.

Не случайно самые симпатичные черты этих простосердечных помещиков связаны с их близостью к русской национальной почве. Лучшие нравственные качества Татьяны берут начало в народной морали, ведь ее воспитывал не француженка-гувернантка, а крепостная няня. Недаром, охваченная любовью к Онегину, пушкинская героиня открывает душу этой неграмотной крестьянке как самому близкому человеку на свете. Но, когда читаешь диалог Татьяны с няней, возникает впечатление, что они говорят на разных языках, совершенно не понимая друг друга. Слишком велика пропасть, разделяющая бесправную крестьянскую женщину, выданную замуж в тринадцать лет, и влюбленную барышню. В скупом, немногословном рассказе «Филипьевны седой» звучит тема рабского положения русского народа, у которого отнято даже право любить. Но душа русского народа жива, она находит выражение в песне, которую поют дворовые девушки, «сбирая ягоду в кустах», в сказках, поверьях, обрядах и обычаях. Поэтому описание природы наполнено в романе картинками народной жизни, придавая ему живость, эмоциональность, национальный колорит.

Но чарующая красота «прелестного уголка», «где скучал Евгений», не находит отзвуков в его душе. Везде: и в светской гостиной, и в деревенской глуши &#151 его преследует модная и опасная болезнь века &#151 хандра. Причина ее коренится в том, что лучшие качества Онегина &#151 «резкий, охлажденный ум», наблюдательность, гуманность, порядочность &#151 остаются невостребованными. Ему невыносима скука петербургских салонов и примитивные интересы провинциальных помещиков. Единственный человек, вызывающий его симпатию и уважение, погибает от его же руки, потому что он не смог возвыситься над общественным мнением, которое глубоко презирал. Единственная женщина, которая могла бы сделать его счастливым, отвергнута им и становится женой другого, так как он больше всего ценил «вольность и покой». Попытка заняться литературным трудом окончилась неудачей, ибо «труд упорный ему был тошен». Преобразования, произведенные им в своих владениях, когда «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», тоже не могут принести ему удовлетворения, ибо не способны решить проблему крепостного рабства в России.

Но проблема умственной жизни передовой дворянской интеллигенции раскрывается не только на образе Онегина, но и на образе его друга Ленского, в котором есть много привлекательных черт. В этих разных по характеру героях глубоко и полно выявляется интеллектуальный уровень молодого прогрессивно мыслящего дворянства. Их объединяют пытливый ум, эрудиция, интерес к разнообразным философским, историческим, экономическим, нравственным проблемам. Споры Онегина с Ленским питаются трудами английских, немецких, французских историков, философов, экономистов, обнаруживая их тяготение к западноевропейской культуре и оторванность от русской национальной почвы. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая «равнодушною княгиней», «законодательницей зал». Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:

. Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.

Может быть, эти самые светлые воспоминания вместе с впитанной с детства народной моралью дают Татьяне силы неукоснительно исполнять долг жены и хозяйки дома, отказавшись от любимого человека.

Сочинение по роману пушкина евгений онегин

Первый русский роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» — самое крупное произведение поэта. Роману были отданы восемь лет упорной работы (1823—1831). То обстоятельство, что поэт работал над «Евгением Онегиным» долгие годы, сыграло свою роль.
Шло время, совершались значительные события в мире, в стране, в жизни самого поэта. Заканчивал роман уже и тот и не тот человек, который его начинал. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах», — писал Белинский.
Почему роман в стихах? Рифмованное произведение намного сильнее воздействует на читателя, чем прозаическое, красота повествования достигается путем использования строгой формы. Роману свойственны афористичность, образно-метафорическое воссоздание жизни, музыкальность.
Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни» пушкинского времени. По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха.
Многих изумляла формулировка критика: что же это за энциклопедия, если весь роман посвящен светскому франту и его окружению в Петербурге и в деревне? Само понятие «энциклопедия», вызывавшее в сознании тяжелые увесистые тома, как бы вступало в противоречие с этим небольшим по объему произведением, которое, однако, оказалось «томов премногих тяжелей».
Роман Пушкина по конкретному историзму, по широте охвата русской жизни и масштабу поставленных в нем этических, социальных, национальных проблем был и остается, может быть, уникальным, но и самым загадочным явлением всей русской литературы.
Портрет эпохи складывается в романе из множества деталей, среди которых равно важными оказываются такие несопоставимые на первый взгляд вещи, как круг чтения и распорядок сельской жизни, быт молодого петербуржца и песня крестьянских девушек, особенности воспитания, образования и моды того времени, предметы российского импорта и экспорта и загадки природы, творческая биография автора и «наука страсти нежной», разные лики русской природы и трагедия Наполеона, глядящего на пылающую Москву.
Кое-что Пушкин бросает походя, как бы между прочим, а на другом специально задерживается, чтобы привлечь внимание читателя. Но в общей картине России, созданной поэтом, нет ничего незначительного, все важно и существенно.
Конечно, главное место в романе отведено Онегину, Ленскому, Татьяне и Ольге. Именно в них, как писал Белинский, «отразилось русское общество в один из важнейших моментов своего развития». Главные герои романа, принадлежащие к одному сословию, тем не менее несут разную содержательную нагрузку.
Онегин — типичный петербуржец, получивший традиционное воспитание и, несмотря на яркую индивидуальность, ведущий традиционный для своей среды образ жизни.
Ленский — поэт, романтик, который «из Германии туманной привез учености плоды».
Татьяна, «русская душою», — самобытная и сильная женская натура, впитавшая все «привычки милой старины».
Ольга — почти дитя природы, если бы не ограниченность и пошлость того круга, к которому она принадлежит.
Только соединив в романе судьбы героев, заставив их взаимодействовать, автор и мог дать обобщенный портрет русского дворянства начала XIX века.
Все впечатления своей собственной жизни Пушкин осмысляет в романе и в форме лирических признаний, лирических отступлений, и в описании судеб героев. Впрочем, подробности жизни главных героев не могут ускользнуть даже от самого невнимательного читателя, но ими далеко не исчерпывается энциклопедичность романа.
Уже в первой главе, целиком посвященной Онегину, мы узнаем и о репертуаре русского театра:
Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин.
и о труде разносчика, и об Адаме Смите, книгами которого увлекается главный герой, и об импорте в Россию:
Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам.
и о многих мелочах быта, без которых нельзя считать исторически точным изображение жизни в ее многоликости.
Быт поместного дворянства написан не менее подробно и точно:
Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь. Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины. Наивность и простота сельского быта трогают душу поэта, но вовсе не вызывают у него сентиментальных восклицаний и не заслоняют всей косности и стылости этой размеренной жизни. А кроме Петербурга и деревни, есть еще Москва, которая входит в сюжет романа прежде всего как «ярмарка невест», на которую везут Татьяну.
Но автор расширяет сюжетные рамки, напоминая читателям о подвиге Москвы в 1812 году:
Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе. Но и этого мало. Пушкин создает блестящий портрет московского барства, проникнутый ассоциациями со знаменитой грибоедов-ской Москвой. Полагаясь на читателя, который, конечно, вспомнит этот «старый образец», воспетый Грибоедовым, Пушкин укладывает в одну строфу целый слой московского общества: Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец: У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец, Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп. Пушкин не просто охватывает взглядом разные слои русского общества, но глубоко проникает в них, погружая читателя в неповторимый мир национальной стихии. Конечно, широта охвата национальной жизни не могла быть полной и без сыновнего чувства поэта к родной природе:
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года. Может быть, именно эти особенности пушкинского романа имел в виду Белинский, когда говорил, что «Евгений Онегин» — в высшей степени народное произведение», что это «первое истинно национальное русское произведение».
Конечно, и великолепие родной природы, и стихия русского языка, и характер русского человека с его неудовлетворенностью — все это вместе складывается в единое понятие национальной стихии.
И все-таки главное в самом понятии «народность» — это ясное осознание отличия народности от простонародности. Именно поэтому Белинский был готов к тому, что многие удивятся его мысли о народности пушкинского романа. В эпоху Белинского еще господствовало странное мнение, «будто бы русский во фраке или русская в корсете уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста».
Отстаивая свое утверждение, Белинский ссылается и на Гоголя, считавшего, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Безусловно, пленительными, естественными и в высшей степени поэтическими являются в «Евгении Онегине» сцены разговора Татьяны с няней, которую поэт, конечно же, списал с Арины Родионовны, и описание бегания дворового мальчика с жучкой в салазках, и знаменитая «Песня девушек», которую должны петь крестьянки, чтобы не есть господской ягоды.
Но народность романа не в этих превосходных сценах или, во всяком случае, не только в них, а прежде всего, в изображении мыслящего человека и его среды. В том-то и состояла гениальная «находка» поэта, что героем своего произведения он сделал светского человека, в котором автора привлекали типично русские черты: «мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум».
Только такой герой и мог держать автора в плену все долгие годы работы над романом.
И конечно, Татьяна Ларина, «русская душою», «милый идеал» Пушкина. Показательно, однако, что и Татьяна не сливается со средой скотининых, пустяковых и прочих соседей, еще ярче оттеняющих самобытность любимой героини Пушкина.
«Собранье пестрых глав», как насмешливо писал сам автор о своем романе, стало первым истинно национальным русским романом, «в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: