Сочинение по произведению на тему: Личность и история в творчестве А

Одними из первых начали проявлять интерес к истории романтики, что было обусловлено их стремлением отвлечься от настоящего, его проблем и перенестись в другой, неведомый мир, который привлекал своей непознанностью, загадочностью, где, по мнению романтиков, отсутствовали противоречия, свойственные реальной действительности. В прошлом они искали новых героев, сильных личностей, наделенных титаническими страстями, новую обстановку, экзотическую природу.
Обращение Пушкина в своем творчестве к исторической теме и роли личности в судьбах России и в судьбах отдельных людей, в первую очередь, связано с реалистическим методом автора. Пушкин является основоположником историзма в русской литературе. В его произведениях наряду с традиционным описанием можно встретить глубокую авторскую оценку всему происходящему, в том числе роли личности в истории России, а также человечества. Отдавая предпочтение реалистическому методу, автор крайне объективен в своих суждениях.
Наиболее широко проблема личности и истории поднимается в поздний период творчества, когда в его жизни преобладали философские настроения. Так, в “Медном всаднике” и “Капитанской дочке” Пушкин обращается к наиболее противоречивым и загадочным личностям в нашей истории: великого государственного правителя Петра I и предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева. Еще до Пушкина в русской литературе сложились разные точки зрения на ту и другую личность.
Личность и деятельность Петра I его современники оценивали неоднозначно. Предшественники Пушкина устойчиво придерживались двух противоречивых мнений. С одной стороны, Петр — деспот, своей железной волей изменил естественный ход исторического развития России, заставил многих людей страдать, с другой стороны — это великий реформатор и преобразователь. Пушкин в своей поэме “Медный всадник” не отдает предпочтения ни одной из них. Его оценка также двойственна и неоднозначна. В поэме показаны два облика Петра.
Во-первых, благодаря усилиям Петра Россия в своем развитии продвинулась далеко вперед, заметно сократив свое отставание от передовых стран Запада. Нельзя недооценить его личный вклад в строительство Петербурга, флота, победу над шведами. Культурное наследие Петра благодарная России сохранила до наших дней.
Во-вторых, преобразования Петра принесли горе отдельному человеку, Евгению. Новая жизнь, новое мышление, которые пытается навязать русскому человеку царь, нарушают привычный, естественный ход жизни, порядок, который складывался на протяжении долгих лет в умах поколений, в том числе и Евгения. Воплощением зла, которое несет с собой Петр, является его любимое детище — Петербург. Против его строительства возмущается покоренная стихия (“как зверь остервенись, на город кинулась она”). Город отнимает у Евгения главный предмет его мечтаний -Парашу, с которой он мечтал связать свою дальнейшую судьбу и без которой не видел никакой цели в будущем. И никому, кроме автора, нет никакого дела до разрушенной судьбы обыкновенного “маленького” человека.
“Капитанская дочка” Пушкина также является историческим произведением, в центре которого находится историческая личность.
Традиционно личность Пугачева воспринималась как отрицательная, ведь он “злодей”, “убивец”, “душегуб”. Для полной объективной оценки поэту пришлось много поездить по России, собирая различные исторические документы, свидетельства современников. Пушкин провел глубокое историческое исследование и пришел к выводу, что для многих людей Пугачев был настоящим царем-батюшкой, народным заступником. Перед его моральной силой преклонялись не только крестьяне, казаки, беглые каторжники, но и дворяне, представители противоположного лагеря, для которых Пугачев был не кто иной, как самозванец и преступник. Поэтому автор в своей повести большое внимание уделяет человеческим качествам бунтаря, раскрывает лучшие черты русского характера в образе Пугачева, а также показывает народность этого образа.
Кроме всего этого, Пушкин и в лирике не раз обращался к истории и к роли личности в истории.
В стихотворении “Воспоминания в Царском Селе” прослеживается патриотическое настроение автора по отношению к царю и его эпохе. Личность царя возникает и в стихотворении “19 октября” 1825 года, в котором Пушкин произносит здравицу в честь царя: “Так выпьем за царя!” Он восторгается и восхищается его славными победами:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Большую роль личности царя автор рассматривает и в стихотворениях “Вольность” и “Деревня”, в которых на плечи государей он возлагает ответственность за беззакония, царящие в стране, за крепостное право, за “барство дикое”, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”.
Таким образом, проблема личности и истории решена Пушкиным широко и многогранно, впервые он совместил различные точки зрения на одни события и одни и те же личности. Произведения Пушкина послужили тем материалом, на основе которого в русской литературе стал развиваться историзм, лежащий в основе реализма.

Статьи » Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г.

В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» (1) . Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чисто литературные, то есть такие, все содержание которых, идейное и художественное, полностью воспринимается при чтении, — и произведения, написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров, театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениями литературными, а не театральными. О драме Байрона «Каин» он писал: «»Каин» имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии «Чильд-Гарольда»» (2) ( «О трагедиях Байрона» ). Точно так же Пушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова «Ермак». «Идеализированный «Ермак», — писал он, — лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое» ( «О народной драме и драме «Марфа Посадница»» ).

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение (3) , и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом.

Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию «L’Escamoteur» («Мошенник»), в лицее он писал комедии «Так водится в свете» и «Философ». Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы.

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821—1822) относятся планы и отрывки двух пьес — «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений. В эти годы, в Кишиневе, в Каменке, он постоянно общался с членами Южного общества декабристов, с Владимиром Раевским, Охотниковым, Пестелем и др. Можно думать, что под влиянием этого общения с революционными деятелями Пушкин, который в своих романтических поэмах обычно не затрагивал непосредственно политических и социальных тем, задумал написать историческую трагедию о народном восстании и антикрепостническую комедию. Театр — сильнее воздействующий на зрителей, чем литература на читателей, — казался ему наиболее подходящей формой для осуществления задач политической агитации, которой требовали тогда от искусства декабристы. Однако Пушкин не осуществил этих своих замыслов и оставил их в самом начале. Темы и образы «Вадима» он начал было разрабатывать в форме поэмы, но и ее не закончил.

Насколько можно судить по оставшимся отрывкам текста и планам «Вадима» и «Игрока», драматургия Пушкина па первом этапе имела вполне традиционный характер. Комедия об игроке по форме, по языку похожа на многочисленные стихотворные комедии начала XIX в., трагедия о Вадиме и восстании новгородцев против варяжского князя Рюрика близка к декабристским трагедиям на гражданские темы, где при общей романтической их установке сохранялся ряд черт классицизма (таковы трагедии Кюхельбекера, Катенина). Отказавшись от «единства времени и места» классической драмы, и Пушкин сохранил свойственный классицизму патетический, декламационный тон речей, обращаемых не столько к партнеру, сколько к зрителям, и традиционную форму стиха: попарно рифмованный шестистопный ямб.

Личность и история в творчестве А. С. Пушкина

Одними из первых начали проявлять интерес к истории романтики, что было обусловлено их стремлением отвлечься от настоящего, его проблем и перенестись в другой, неведомый мир, который привлекал своей непознанностью, загадочностью, где, по мнению романтиков, отсутствовали противоречия, свойственные реальной действительности. В прошлом они искали новых героев, сильных личностей, наделенных титаническими страстями, новую обстановку, экзотическую природу.
Обращение Пушкина в своем творчестве к исторической теме и роли личности в судьбах России и в судьбах отдельных людей, в первую очередь, связано с реалистическим методом автора. Пушкин является основоположником историзма в русской литературе. В его произведениях наряду с традиционным описанием можно встретить глубокую авторскую оценку всему происходящему, в том числе роли личности в истории России, а также человечества. Отдавая предпочтение реалистическому методу, автор крайне объективен в своих суждениях.
Наиболее широко проблема личности и истории поднимается в поздний период творчества, когда в его жизни преобладали философские настроения. Так, в “Медном всаднике” и “Капитанской дочке” Пушкин обращается к наиболее противоречивым и загадочным личностям в нашей истории: великого государственного правителя Петра I и предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева. Еще до Пушкина в русской литературе сложились разные точки зрения на ту и другую личность.
Личность и деятельность Петра I его современники оценивали неоднозначно. Предшественники Пушкина устойчиво придерживались двух противоречивых мнений. С одной стороны, Петр — деспот, своей железной волей изменил естественный ход исторического развития России, заставил многих людей страдать, с другой стороны — это великий реформатор и преобразователь. Пушкин в своей поэме “Медный всадник” не отдает предпочтения ни одной из них. Его оценка также двойственна и неоднозначна. В поэме показаны два облика Петра.
Во-первых, благодаря усилиям Петра Россия в своем развитии продвинулась далеко вперед, заметно сократив свое отставание от передовых стран Запада. Нельзя недооценить его личный вклад в строительство Петербурга, флота, победу над шведами. Культурное наследие Петра благодарная России сохранила до наших дней.
Во-вторых, преобразования Петра принесли горе отдельному человеку, Евгению. Новая жизнь, новое мышление, которые пытается навязать русскому человеку царь, нарушают привычный, естественный ход жизни, порядок, который складывался на протяжении долгих лет в умах поколений, в том числе и Евгения. Воплощением зла, которое несет с собой Петр, является его любимое детище — Петербург. Против его строительства возмущается покоренная стихия (“как зверь остервенись, на город кинулась она”). Город отнимает у Евгения главный предмет его мечтаний -Парашу, с которой он мечтал связать свою дальнейшую судьбу и без которой не видел никакой цели в будущем. И никому, кроме автора, нет никакого дела до разрушенной судьбы обыкновенного “маленького” человека.
“Капитанская дочка” Пушкина также является историческим произведением, в центре которого находится историческая личность.
Традиционно личность Пугачева воспринималась как отрицательная, ведь он “злодей”, “убивец”, “душегуб”. Для полной объективной оценки поэту пришлось много поездить по России, собирая различные исторические документы, свидетельства современников. Пушкин провел глубокое историческое исследование и пришел к выводу, что для многих людей Пугачев был настоящим царем-батюшкой, народным заступником. Перед его моральной силой преклонялись не только крестьяне, казаки, беглые каторжники, но и дворяне, представители противоположного лагеря, для которых Пугачев был не кто иной, как самозванец и преступник. Поэтому автор в своей повести большое внимание уделяет человеческим качествам бунтаря, раскрывает лучшие черты русского характера в образе Пугачева, а также показывает народность этого образа.
Кроме всего этого, Пушкин и в лирике не раз обращался к истории и к роли личности в истории.
В стихотворении “Воспоминания в Царском Селе” прослеживается патриотическое настроение автора по отношению к царю и его эпохе. Личность царя возникает и в стихотворении “19 октября” 1825 года, в котором Пушкин произносит здравицу в честь царя: “Так выпьем за царя!” Он восторгается и восхищается его славными победами:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Большую роль личности царя автор рассматривает и в стихотворениях “Вольность” и “Деревня”, в которых на плечи государей он возлагает ответственность за беззакония, царящие в стране, за крепостное право, за “барство дикое”, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”.
Таким образом, проблема личности и истории решена Пушкиным широко и многогранно, впервые он совместил различные точки зрения на одни события и одни и те же личности. Произведения Пушкина послужили тем материалом, на основе которого в русской литературе стал развиваться историзм, лежащий в основе реализма.

16555 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Личность и история в творчестве А. С. Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

«История России в произведениях и »

Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.

Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.

В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена — его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их селы и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам…

Но «Песнь» — не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме — о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, — особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.

В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников.

Россию раздирали кризисы — политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки.

В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее.

Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события — это фон для решения глубоких человеческих проблем. Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».

В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра — именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире:

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург — один из красивейших городов мира — был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей.

Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы — чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.

в своем творчестве также часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.

В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них — любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя — купца Калашникова — с опричником Киребеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.

Этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому Грозному. Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.

Таким образом, исторические произведения Пушкина и Лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и помогают познать историю России. Эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: