Сочинение по произведению на тему: Личность и история в творчестве А

Одними из первых начали проявлять интерес к истории романтики, что было обусловлено их стремлением отвлечься от настоящего, его проблем и перенестись в другой, неведомый мир, который привлекал своей непознанностью, загадочностью, где, по мнению романтиков, отсутствовали противоречия, свойственные реальной действительности. В прошлом они искали новых героев, сильных личностей, наделенных титаническими страстями, новую обстановку, экзотическую природу.
Обращение Пушкина в своем творчестве к исторической теме и роли личности в судьбах России и в судьбах отдельных людей, в первую очередь, связано с реалистическим методом автора. Пушкин является основоположником историзма в русской литературе. В его произведениях наряду с традиционным описанием можно встретить глубокую авторскую оценку всему происходящему, в том числе роли личности в истории России, а также человечества. Отдавая предпочтение реалистическому методу, автор крайне объективен в своих суждениях.
Наиболее широко проблема личности и истории поднимается в поздний период творчества, когда в его жизни преобладали философские настроения. Так, в “Медном всаднике” и “Капитанской дочке” Пушкин обращается к наиболее противоречивым и загадочным личностям в нашей истории: великого государственного правителя Петра I и предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева. Еще до Пушкина в русской литературе сложились разные точки зрения на ту и другую личность.
Личность и деятельность Петра I его современники оценивали неоднозначно. Предшественники Пушкина устойчиво придерживались двух противоречивых мнений. С одной стороны, Петр — деспот, своей железной волей изменил естественный ход исторического развития России, заставил многих людей страдать, с другой стороны — это великий реформатор и преобразователь. Пушкин в своей поэме “Медный всадник” не отдает предпочтения ни одной из них. Его оценка также двойственна и неоднозначна. В поэме показаны два облика Петра.
Во-первых, благодаря усилиям Петра Россия в своем развитии продвинулась далеко вперед, заметно сократив свое отставание от передовых стран Запада. Нельзя недооценить его личный вклад в строительство Петербурга, флота, победу над шведами. Культурное наследие Петра благодарная России сохранила до наших дней.
Во-вторых, преобразования Петра принесли горе отдельному человеку, Евгению. Новая жизнь, новое мышление, которые пытается навязать русскому человеку царь, нарушают привычный, естественный ход жизни, порядок, который складывался на протяжении долгих лет в умах поколений, в том числе и Евгения. Воплощением зла, которое несет с собой Петр, является его любимое детище — Петербург. Против его строительства возмущается покоренная стихия (“как зверь остервенись, на город кинулась она”). Город отнимает у Евгения главный предмет его мечтаний -Парашу, с которой он мечтал связать свою дальнейшую судьбу и без которой не видел никакой цели в будущем. И никому, кроме автора, нет никакого дела до разрушенной судьбы обыкновенного “маленького” человека.
“Капитанская дочка” Пушкина также является историческим произведением, в центре которого находится историческая личность.
Традиционно личность Пугачева воспринималась как отрицательная, ведь он “злодей”, “убивец”, “душегуб”. Для полной объективной оценки поэту пришлось много поездить по России, собирая различные исторические документы, свидетельства современников. Пушкин провел глубокое историческое исследование и пришел к выводу, что для многих людей Пугачев был настоящим царем-батюшкой, народным заступником. Перед его моральной силой преклонялись не только крестьяне, казаки, беглые каторжники, но и дворяне, представители противоположного лагеря, для которых Пугачев был не кто иной, как самозванец и преступник. Поэтому автор в своей повести большое внимание уделяет человеческим качествам бунтаря, раскрывает лучшие черты русского характера в образе Пугачева, а также показывает народность этого образа.
Кроме всего этого, Пушкин и в лирике не раз обращался к истории и к роли личности в истории.
В стихотворении “Воспоминания в Царском Селе” прослеживается патриотическое настроение автора по отношению к царю и его эпохе. Личность царя возникает и в стихотворении “19 октября” 1825 года, в котором Пушкин произносит здравицу в честь царя: “Так выпьем за царя!” Он восторгается и восхищается его славными победами:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Большую роль личности царя автор рассматривает и в стихотворениях “Вольность” и “Деревня”, в которых на плечи государей он возлагает ответственность за беззакония, царящие в стране, за крепостное право, за “барство дикое”, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”.
Таким образом, проблема личности и истории решена Пушкиным широко и многогранно, впервые он совместил различные точки зрения на одни события и одни и те же личности. Произведения Пушкина послужили тем материалом, на основе которого в русской литературе стал развиваться историзм, лежащий в основе реализма.

Личность и государство в творчестве А. С. Пушкина

Конфликт личности и государства во все времена неизбежен. Поэтому взаимоотношения личности с властью беспокоили людей всегда. Одним из первых эту тему в литературе поднял Софокл в V веке до нашей эры. Проблема эта оставалась актуальной и во времена Пушкина в XIX веке, как она актуальна и по сей день.
Софокл, рассматривая в трагедии “Антигона” конфликт Антигоны с правителем Фив Креонтом, решает вопрос, кто прав в пользу Антигоны — отдельной личности. Конечно, своей трагедией Софокл призвал правителей быть внимательнее к интересам личности, не издавать абсурдных и не приносящих практической пользы приказов. Но больший акцент Софокл сделал на индивидуальности правителя, который, как всякий человек, может заблуждаться. Поэтому власть может быть не права.
Проблема несовершенства государственного устройства появилась у Пушкина еще в ранних произведениях. Александр Сергеевич тоже заострял внимание читателей на личности правителя, но это уже не было основной причиной трагедий. Проблема государственного устройства и справедливости правления стала более объемной и рассматривалась Пушкиным в более сложном аспекте, чем эта же проблема у Софокла. Так, в оде “Вольность”, написанной в 1817 году, беды правителей и целых государств с их народами произошли из-за того, что либо правители, либо народ забыли “Закон” равенства, справедливости:

И горе, горе племенам,
Где дремлет он;закон; неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!

В ранние годы Пушкину представлялось, что можно изменить государственный строй, сделать его более демократичным и гуманным. Так, в стихотворении “К Чаадаеву” Пушкин открыто заявил об этом:

Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Но со временем взгляды А. С. Пушкина изменились. Пройдя через ссылку, выстрадав жажду свободы, исчерпав возможности романтизма, поэт пришел к заключению, что полной свободы, к которой тяготел герой “Кавказского пленника”, не бывает, ее не может и не должно быть, так как в противном случае всегда будут угнетенные чьей-то чрезмерной свободой (такой вывод А. С. Пушкин делает в поэме “Цыганы”, на примере Алеко). Постепенно, шаг за шагом, поэт отходит от романтизма и переходит к реализму. Начата работа над “Евгением Онегиным”. Создана историческая трагедия “Борис Годунов”. Оказалось, что народ, именно народ, определяет судьбу правителя и государства, побеждает всегда тот, на чьей стороне народ. Этим основным тезисом “Бориса Годунова” Пушкин точно ответил на вопрос о причинах провала декабрьского восстания, которое произошло вскоре после окончания работы над трагедией.

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою подмогой,
А мнением; да! мнением народным.

Осознав роль народа и обреченность попыток переустроить государство, сделать его свободным, пережив ряд личных неудач и неприятностей, поэт разрабатывает проблему личной внутренней свободы каждого отдельного человека. Поэт и для себя выбирает путь внутренней свободы, что ясно прозвучало в стихотворении “К морю” или в более позднем стихотворении “Из Пиндемонти”:

Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

Вот счастье! вот права.

Задумываясь над проблемами личности, Пушкин обращает внимание на тему, до него никем всерьез не затронутую, — на проблему “маленького человека”, его взаимоотношений с внешним миром, государством. 14 сентября 1830 года была написана очередная повесть из цикла “Повести Белкина” “Станционный смотритель”. Пушкин показал, что “маленький человек” имеет полный спектр человеческих чувств, что проблемы “маленького человека” заслуживают внимания. Станционный смотритель Самсон Вырин имеет полное право на счастье, и ущемлять его права и делать его несчастным — значит совершать зло.
Позже, в петербургской повести “Медный всадник”, А. С. Пушкин рассмотрел проблему взаимоотношений личности и государства в более абстрактной форме. В конфликт ,с властью вступает молодой бедный чиновник по имени Евгений, влюбленный в свою невесту Парашу. Он строит планы на будущую жизнь вместе со своей возлюбленной:

Жениться? Ну. зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно,
Но что ж, он молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов.

Но его желаниям не суждено сбыться: наводнение уносит жизнь Параши. Евгений не смог пережить горя и вернуться в русло обычной жизни. Он сходит с ума. Свой гнев, всю свою ненависть Евгений обращает на Петра Первого, на “того, чьей волей роковой под морем город основался”, из-за которого Параша была обречена на смерть. Ведь Петр Первый, начиная строительство города, не принимал в свои расчеты, какой опасности будут подвергаться его жители; продвигая Россию к морю, он думал о том, что

Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.

Неравный бой между Петром и Евгением кончается смертью последнего. Личность проиграла.

“Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе. ” И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось.

И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему.
Картуз изношенный сымал,
Смущенных глаз не подымал
И шел сторонкой.

Но, несмотря даже на автобиографичность в какой-то мере своего героя, Пушкин не решает проблему личность — государство однозначно. Пусть “зло” осталось неотомщенным, но поэт проявил свою симпатию к личности уже тем, что показал, чем могут обернуться для людей великие дела. В то же время поэт отдает дань восхищения преобразованиям Петра (вспомним вступление). Для Пушкина Петр Первый остается великим строителем России несмотря ни на что. Петр думал о благе всего государства, а Евгений — о личном. В этом и кроется неразрешимость конфликта.
Таким образом, позиция Пушкина-литератора изменялась со временем, вместе со взглядами Пушкина-человека. От романтически настроенного юноши, ищущего свободы, жаждущего преобразований, совершаемых под воздействием идей просвещения, поэт приходит к реалистическому взгляду на действительность. Ему открылась вся сложность проблем окружающего мира, что никогда не могло бы случиться в мире убежденного романтика. Пушкин, как настоящий реалист, видел неизбежность и скорее всего неразрешимость конфликта личности с государством. Он видел зло, приносимое личности государственной машиной, он искренне сочувствовал человеку, страдающему от власти, желания и мечты которого он считал полностью законными, но и отмечал добро и заслуги государства перед отдельной личностью. Вследствие неразрешимости этой проблемы любые протесты, подобные протесту Евгения, против равнодушия государственной машины по отношению лично к нему, к человеку, становятся бессмысленными.

13192 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Личность и государство в творчестве А. С. Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Личность в произведениях а с пушкина

Историческая тема в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Историческая тема интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских писателя обращались к прошлому своей страны неоднократно.
Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта. Перу Пушкина также принадлежит историческая повесть «Капитанская дочка». Важно, что великого классика интересуют не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей, живших в то время.
Пушкин прослеживает, как время и сложившаяся в стране ситуация влияют на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.
Рассмотрим более подробно повесть «Капитанская дочка». Тематическую основу повести составляет изображение исторических событий, но для автора очень важен нравственный аспект, поведение людей в кризисной ситуации. В центре повести проблемы чести, долга и совести. «Капитанская дочка» написана от лица очевидцев событий, эпохальные исторические события переданы через призму восприятия обычного человека.
Главным героем повести является Гринев. Для него исторические события не представляют особого интереса, он не понимает значение происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее важна, чем взятие Оренбурга.
Дистанция между историческими лицами и обычными людьми в произведении почти не существует. Исключение составляет образ Екатерины П. Автор изображает императрицу как бы возвысившуюся над всеми. В этом — дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Гринев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II — великая императрица, которую автор идеализирует (здесь, кстати, слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян).
Композиция повести традиционна для исторического произведения. Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические события в роли фона развития сюжета. В произведении много зарисовок, создающих колорит конкретного времени.
Историческая тема волновала и другого великого поэта, внесшего огромный вклад в развитие мировой литературы. У Лермонтова произведения, посвященные русской истории, имеют несколько другое звучание, чем у Пушкина. Разочарованный в настоящем, молодой поэт и гражданин не видел в окружающей его действительности места подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы» («Бородино»).
Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но в то же время читатель чувствует глубокое чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое остал ось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но даже не способные защитить себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что «в бездействии состарится оно».
История в произведениях Лермонтова перекликается с современностью. В стихотворениях «Новгород», «Приветствую тебя. » звучит тема утраченной свободы, от отсутствия которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает нынешнее поколение, которые считает не способным на подвиги, с людьми прошлого, «богатырями». Так называет он этих людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в идеалы, за решимость, способность постоять за родную землю не желая собственной жизни: Ребята! Не Москва лъ за нами ? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали/
Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение «Два великана». Оно напоминает сказку, былину. Здесь проявилась любовь поэта к отечеству, к его великому историческому прошлому. Россия представляется непобедимой державой. Чего стоит одно сравнение Москвы с великаном «в шапке золота литого»! О противнике «старого русского великана» Лермонтов говорит с пренебрежением, называя его «трехнедельным удальцом». Поэт как бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси всегда бывали наказаны и что так будет и впредь.
В заключение можно сказать, что два величайших поэта России, неоднократно обращаясь к теме истории России, черпали там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических произведениях Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над «простыми смертными», которым их наделяли многие писатели.
При обращении к исторической теме открылась еще одна грань таланта поистине великих русских классиков. Как мало времени было отпущено А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову, но сколько они успели сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имена Пушкина и Лермонтова остались в истории России, и как бы ни развивалась наша культура, они никогда не будут забыты!

Чему учат нас сказки

Школьное сочинение

Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написанная А. С. Пушкиным, переносит нас во времена царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.

Смотрите также:

УкрЛіб © 2000 — 2020, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector