Сочинение по произведению на тему: Философские мотивы лирики А

Философская лирика – это стихотворения, основу которых составляют раздумья о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях. У Александра Сергеевича Пушкина много произведений, где мысль и эмоция идут рядом. Я бы сказал, что мудрость у поэта порой становится одним из чувств. Происходит это, например, в стихотворениях о природе. Здесь выражаются мысли о том, что жизнь мира вечна, что человеку неподвластно изменить ее течение, да и не надо. Природа разумнее нас, мы должны довериться ей и более спокойно относиться к своему возрасту, находить достоинства, как в юности, так и в зрелости, и в старости. Все в этой жизни справедливо, поэтому приятную грусть ощущает герой стихотворения «Вновь я посетил…», когда обращается к «зеленой семье»:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст, —
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь…
…Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Не надо бороться со временем, нужно лишь помнить, что оно уходит, и стараться успеть сделать как можно больше хорошего людям, чтобы они не забыли о тебе. Жизнь быстротечна, но прекрасна в каждом своем проявлении, и поэт преклонялся перед ней. Подобная мысль звучит, например, в таком стихотворении:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Глубина мысли и чувства здесь необыкновенно волнует нас. Об очень высоком и благородном поэт говорит так просто. Но сколько тихой нежности в его словах! Любовь к миру, к человеку – основа жизни, как утверждает Пушкин. Это тоже философия. Любовь вечна, неизменна, и именно она делает нас людьми. Поэтому любящий человек – всегда гуманист. В лирике Пушкина последнее качество проявляется, например, в уважении к личности, к ее праву на выбор. Об этом поэт пишет в стихотворении «Я вас любил…», которое также можно считать философским:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Лирический герой здесь не осуждает возлюбленную, за то, что она предпочла ему другого. Он осознает, что «сердцу не прикажешь» и «на чужом несчастье счастья не построишь» — нельзя быть эгоистом. Герой, наоборот, благодарен и судьбе, и любимой, что большое, замечательное чувство осветило его жизнь. Доброта этого человека – проявление высшей любви к ближнему, которая навсегда останется в его сердце.
Отношениям между людьми посвящено множество философских стихотворений Пушкина. Он рассуждает не только о любви, но и о дружбе — также великом даре человечества. Вот что пишет поэт в произведении «К Чаадаеву»:
Ни музы, ни труды, ни радости досуга,
Ничто не заменит единственного друга.
Ты был целителем моих душевных сил…
..В минуту гибели над бездной потаенной
Ты поддержал меня недремлющей рукой;
Ты другу заменил надежду и покой…
Всю жизнь Пушкин был верен друзьям, и они часто выручали, спасали его. А драматических и трагических ситуаций у поэта было много. Например, в период южной ссылки он так говорил о себе:
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец;
Живу печальный, одинокий,
И жду: придет ли мой конец?
Перед нами философия романтика-пессимиста, неудовлетворенного жизнью и во всем разочарованного. Но проходило время, взгляды поэта менялись, он мирился с тем, что уготовила ему судьба, и ждал лучшего:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья…
Мироощущение Пушкина в целом было оптимистическим. Особенно это заметно в его поздней философской лирике, где царит спокойная мудрость человека, познавшего жизнь во всех ее проявлениях:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Тема любви в лирике А. С. Пушкина

Известный литературовед Ю. М. Лотман определил все творчество А. С. Пушкина как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта. Действительно, поэзия Пушкина отразила все человеческое состояние: от ранней юности до гармоничного расцвета всех душевных и интеллектуальных сил взрослого человека. Тема любви, пронизывающая все творчество Пушкина, на разных этапах развития обретала различные оттенки, поворачивалась новыми гранями.

В лицейских стихах тема любви звучит, «сверкая и журча», как живительный источник юношеского жизнелюбия. «Одушеви перо мое, любовь!» — писал четырнадцатилетний Пушкин в самой ранней поэме «Монах». Прославление любви в анакреонтической поэзии так же обязательно, как прославление золотого вина, полного кубка, круговой чаши. Самые почитаемые боги — Эрот и Вакх. Любовь побеждает рассудок и украшает жизнь весельем.
Любовные фантазии разгоняют уныние одиноких часов «в мрачной келье». Мечты о любви могут быть фривольно-нескромными, как стихотворение «К Наталье», или романтически-возвышенными, как в «Послании к Юдину».

Постигая науку любви, поэт узнает «блаженство наслажденья» обладания возлюбленной и мучения разлуки, «злых страстей. глас мятежный», страдания «любви напрасной». В стихотворениях лицейского периода отразилась вся гамма переживаний влюбленного юноши, когда любовь может быть не только «сладостной наградой», но и «отравой наших дней». Но уже в этих стихах замечательное свойство лирики Пушкина, позднее выраженное словами: «. печаль моя светла. » Гармоническое начало душевного склада поэта не оставляет места безысходности и отчаянию: «Сквозь слезы улыбнулся я». Без страданий нет полноты жизни, поэтому лирическому герою «дорого любви. мученье», для него «и в слезах сокрыто наслажденье».

И самое главное, любовь заставляет раздаваться струны лиры поэта: «И лишь любви ты звук не забыла!» Способность любить — такой же небесный дар, как и способность к творчеству. Когда из души уходит любовь, «бесплодное проходит вдохновенье», но и объект любви появляется только после того, как «душе настало пробужденье». Мотив этой неразрывной взаимосвязи проходит через всю поэзию Пушкина. «Любовь — мелодия», то есть результат творчества. Так же как «искра вдохновенья» зарождается в груди ещё в младенчестве, любовь загорается в сердце «оттого, что не любить оно не может».

Поэтому нерастраченная сила любовного чувства проникает более того в политическую лирику Пушкина. Попытка изгнать богиню любви из поэзии, предпринятая в оде «Вольность», написанной в год окончания лицея, не удается. В послании «К Чаадаеву» ожидание «минуты вольности святой» приравнивается к ожиданию любовного свидания.

Чувствам Пушкина не был свойствен аскетизм. Он называл себя «страдальцем чувственной любви». В стихотворениях «К молодой вдове», «Письмо к Лиде», «Торжество Вакха», «О Массой» и других пишется о сладострастном любовном жаре. И хотя необузданная страсть «всю душу в нас мертвит», «любовник упоенный» не желает исцелиться. Увлечения поэта многочисленны, но все они вызваны искренним чувством, полным радости жизни. И в своих избранницах Пушкин ценит то, что непритворно и естественно: «смелый, вольготный взор, неутомимый пыл, открытые желанья», «милая моя не может лицемерить». Притворство, обман, «любви постыдный торг» отвергается «питомцем музы», потому что «в порочном сердце жизни нет», как написано в стихотворении «Прелестнице».

В годы зрелости поэт осуждает «коварные старанья преступной юности», не дрожит «мятежным наслажденьем», просит оживить в сердце дух целомудрия. В самых жарких объятиях неги поэта посещают «виденья первоначальных чистых дней». Недаром чистота — лучшая характеристика возлюбленной: «душа твоя чиста», «гений чистой красоты», «чистейшей прелести чистейший образец». Это такое свойство, которое не уничтожается временем. Вот преимущество чистоты «перед мощной властью красоты», которая может быть минутной, «приметно увядает во цвете юности живой».

Но все же Пушкин благоговел «богомольно перед святыней красоты». Его любовная лирика сохранила множество прекрасных женских портретов. В бессмертных стихах никогда не померкнут синие глаза — небеса Катеньки Вельяшевой и ангельские глаза Олениной, не отзвучал «голос девственный, невинный» Алины Осиновой и «речи резвые, живые» Екатерины Ушаковой, не сотрется белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает «мимолетное виденье» Анны Керн, не смолкнут «горестные песни» поэта, обращенные к Елизавете Воронцовой, не забудутся его «ревнивые мечты» об Амалии Ризнич и не перестанет сиять «во славе и в лучах» образ Мадонны — Гончаровой.

В любовной лирике Пушкина проявилось величие его души, благородство, доброта, бескорыстие. Отвергнутая любовь не вызывает ненависти, не пробуждает чувство мщения: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим». Разлука с возлюбленной печалит, но не приносит забвения: «Останься век со мной на горестной груди. » Воспоминания о любви светлы, наполнены чувством благодарности: «Все в жертву памяти твоей. «

Любимый образ часто возникает в памяти на фоне прекрасных картин природы, как в стихотворениях «Редеет облаков летучая гряда. «, «Ненастный день потух. «, «Буря» и других. Любовь поэта одушевляет природу.

В системе ценностей Пушкина любовь стоит выше желания славы и стремления к свободе, потому что, за исключением «поэтической неволи», единственные оковы, которых не стыдится влюбленный, — оковы любви: «свободу потеряв навек, неволю сердцем обожаю». Любовь — награда и результат трудной и горестной жизни: «И может быть, — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной».

В неумирающей любви поэт видит залог бессмертия: «Во мне бессмертна память милой, что без нее суть человеческая моя?» Сила любви открывает рубеж в запредельный мир. Об этом пишется в стихотворениях «Придет ужасный час. «, «Заклинание», «Для берегов отчизны дальной. «. В противостоянии смерти любовь оказывается победительницей.

Вершины любовной лирики Пушкина не только показывают пример высокого отношения к женщине, но и содержат «эталон» простоты выражения сложных душевных движений, когда почти не украшенная поэтическими приемами обыденная речь свидетельствует о чистоте и непринужденности чувства. Таковы стихотворения «Я вас любил. «, «На холмах Грузии. «, «Прощание».

На протяжении всей жизни Пушкина любовь питала его поэтическое вдохновение. Любовная лирика поэта пробуждает «чувства добрые», имеет общечеловеческую гуманистическую ценность.

Тема любви в лирике А. С. Пушкина

Известный литературовед Ю. М. Лотман определил все творчество А. С. Пушкина как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта. Действительно, поэзия Пушкина отразила все человеческое состояние: от ранней юности до гармоничного расцвета всех душевных и интеллектуальных сил взрослого человека. Тема любви, пронизывающая все творчество Пушкина, на разных этапах развития обретала различные оттенки, поворачивалась новыми гранями.
В лицейских стихах тема любви звучит, “сверкая и журча”, как живительный источник юношеского жизнелюбия. “Одушеви перо мое, любовь!” — писал четырнадцатилетний Пушкин в самой ранней поэме “Монах”. Прославление любви в анакреонтической поэзии так же обязательно, как прославление золотого вина, полного кубка, круговой чаши. Самые почитаемые боги — Эрот и Вакх. Любовь побеждает рассудок и украшает жизнь весельем.
Любовные фантазии разгоняют уныние одиноких часов “в мрачной келье”. Мечты о любви могут быть фривольно-нескромными, как стихотворение “К Наталье”, или романтически-возвышенными, как в “Послании к Юдину”.
Постигая науку любви, поэт узнает “блаженство наслажденья” обладания возлюбленной и мучения разлуки, “злых страстей. глас мятежный”, страдания “любви напрасной”. В стихотворениях лицейского периода отразилась вся гамма переживаний влюбленного юноши, когда любовь может быть не только “сладостной наградой”, но и “отравой наших дней”. Но уже в этих стихах замечательное свойство лирики Пушкина, позднее выраженное словами: “. печаль моя светла. ” Гармоническое начало душевного склада поэта не оставляет места безысходности и отчаянию: “Сквозь слезы улыбнулся я”. Без страданий нет полноты жизни, поэтому лирическому герою “дорого любви. мученье”, для него “и в слезах сокрыто наслажденье”.
И самое главное, любовь заставляет звучать струны лиры поэта: “И лишь любви ты голос не забыла!” Способность любить — такой же небесный дар, как и способность к творчеству. Когда из души уходит любовь, “бесплодное проходит вдохновенье”, но и объект любви появляется только после того, как “душе настало пробужденье”. Мотив этой неразрывной взаимосвязи проходит через всю поэзию Пушкина. “Любовь — мелодия”, то есть результат творчества. Так же как “искра вдохновенья” зарождается в груди еще в младенчестве, любовь загорается в сердце “оттого, что не любить оно не может”.
Поэтому нерастраченная сила любовного чувства проникает даже в политическую лирику Пушкина. Попытка изгнать богиню любви из поэзии, предпринятая в оде “Вольность”, написанной в год окончания лицея, не удается. В послании “К Чаадаеву” ожидание “минуты вольности святой” приравнивается к ожиданию любовного свидания.
Чувствам Пушкина не был свойствен аскетизм. Он называл себя “страдальцем чувственной любви”. В стихотворениях “К молодой вдове”, “Письмо к Лиде”, “Торжество Вакха”, “О Массой” и других говорится о сладострастном любовном жаре. И хотя необузданная страсть “всю душу в нас мертвит”, “любовник упоенный” не желает исцелиться. Увлечения поэта многочисленны, но все они вызваны искренним чувством, полным радости жизни. И в своих избранницах Пушкин ценит то, что непритворно и естественно: “смелый, вольный взор, неутомимый жар, открытые желанья”, “милая моя не может лицемерить”. Притворство, обман, “любви постыдный торг” отвергается “питомцем музы”, потому что “в порочном сердце жизни нет”, как написано в стихотворении “Прелестнице”.
В годы зрелости поэт осуждает “коварные старанья преступной юности”, не дрожит “мятежным наслажденьем”, просит оживить в сердце дух целомудрия. В самых жарких объятиях неги поэта посещают “виденья первоначальных чистых дней”. Недаром чистота — лучшая характеристика возлюбленной: “душа твоя чиста”, “гений чистой красоты”, “чистейшей прелести чистейший образец”. Это такое качество, которое не уничтожается временем. Вот преимущество чистоты “перед мощной властью красоты”, которая может быть минутной, “приметно увядает во цвете юности живой”.
Но все же Пушкин благоговел “богомольно перед святыней красоты”. Его любовная лирика сохранила множество прекрасных женских портретов. В бессмертных стихах никогда не померкнут синие глаза — небеса Катеньки Вельяшевой и ангельские глаза Олениной, не отзвучал “голос девственный, невинный” Алины Осиновой и “речи резвые, живые” Екатерины Ушаковой, не сотрется белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает “мимолетное виденье” Анны Керн, не смолкнут “горестные песни” поэта, обращенные к Елизавете Воронцовой, не забудутся его “ревнивые мечты” об Амалии Ризнич и не перестанет сиять “во славе и в лучах” образ Мадонны — Гончаровой.
В любовной лирике Пушкина проявилось величие его души, благородство, доброта, бескорыстие. Отвергнутая любовь не вызывает ненависти, не пробуждает чувство мщения: “Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим”. Разлука с возлюбленной печалит, но не приносит забвения: “Останься век со мной на горестной груди. ” Воспоминания о любви светлы, наполнены чувством благодарности: “Все в жертву памяти твоей. ”
Любимый образ часто возникает в памяти на фоне прекрасных картин природы, как в стихотворениях “Редеет облаков летучая гряда. ”, “Ненастный день потух. ”, “Буря” и других. Любовь поэта одушевляет природу.
В системе ценностей Пушкина любовь стоит выше желания славы и стремления к свободе, потому что, за исключением “поэтической неволи”, единственные оковы, которых не стыдится влюбленный, — оковы любви: “свободу потеряв навек, неволю сердцем обожаю”. Любовь — награда и итог трудной и горестной жизни: “И может быть, — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной”.
В неумирающей любви поэт видит залог бессмертия: “Во мне бессмертна память милой, что без нее душа моя?” Сила любви открывает границу в запредельный мир. Об этом говорится в стихотворениях “Придет ужасный час. ”, “Заклинание”, “Для берегов отчизны дальной. ”. В противостоянии смерти любовь оказывается победительницей.
Вершины любовной лирики Пушкина не только показывают пример высокого отношения к женщине, но и содержат “эталон” простоты выражения сложных душевных движений, когда почти не украшенная поэтическими приемами обыденная речь свидетельствует о чистоте и непринужденности чувства. Таковы стихотворения “Я вас любил. ”, “На холмах Грузии. ”, “Прощание”.
На протяжении всей жизни Пушкина любовь питала его поэтическое вдохновение. Любовная лирика поэта пробуждает “чувства добрые”, имеет общечеловеческую гуманистическую ценность.

7779 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Тема любви в лирике А. С. Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Жанр послания в лирике Пушкина

Всякая литература имеет своего адресата – это ее читатель, и поэтому в принципе каждое произведение можно условно назвать посланием. Но также существует отдельный жанр послания.

В большой школьной энциклопедии литературы приводится такое определение этого жанра: “Литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам”.

Главный признак, по которому можно узнать послание, это обращение к определенному адресату и наличие таких мотивов, как просьба или пожелание.

Послание – это очень древний жанр;

Далеко не последнее место занимали послания у Пушкина. Адресаты его произведения весьма разнообразны, но условно их можно подразделить на обозначенных и подразумеваемых. Например, ода “Вольность 2 – это риторическое обращение к царям, т.е. адресат условен. В стихотворении “К Чаадаеву” можно выделить сразу

Адресатов может быть и несколько, но, несмотря на их огромное разнообразие (от древнего императора до чернильницы), в творчестве Пушкина преобладают дружеские и любовные.

Сочинять дружеские послания Пушкин начал еще в Лицее. Друзья, которые появились у него в его стенах, были рядом с ним всю его жизнь. Уже в 1817 г. в стихотворении “В альбом Пущину” мы можем услышать известную пушкинскую тему о “священном союзе” друзей:

…но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен.

Пред грозными временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

Этот же мотив слышится в стихотворении “19 октября”, написанном в период ссылки в Михайловское. Оно написано как воспоминания об учебе, о друзьях и проказах, поэт сожалеет, что не может попасть на годовщину открытия Лицея, но не падает духом. “Куда бы… ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело”, они останутся близки друг другу; воспоминания о тех днях развевают ссылочную тоску поэта:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

К дружеской лирике стоит отнести и послания Пушкина к декабристам, среди которых, как известно, у поэта было много друзей. Для него дружба – это еще и взаимопомощь, поддержка. И поэтому он считает своим долго отправить находящимся в ссылке декабристам послание “Во глубине сибирских руд…”, оно выражало уверенность в том, что их выступление 14 декабря не было напрасным и что освобождение близится:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Вместе с этим стихотворением в Сибирь на каторгу было переслано также послание “И.И. Пущину”, где поэт пытается воспоминаниями о “лицейских ясных днях” поднять дух томящегося там друга.

Разительно отличается от посланий декабристам произведения, имеющие ярко выраженный романтический характер. В стихотворении “Гречанка” поэт рисует портрет Байрона – излюбленного героя романтиков. Своеобразно и стихотворение “К морю” – оно написано еще в стиле романтизма, но заключает в себе тонкую идею прощания с морем – типично романтическим символом. То есть, с этого стихотворения начинается период в творчестве поэта, который можно назвать реалистическим.

Послания Пушкина претерпевали изменения на протяжении его жизни. Если в ранней лирике можно было довольно уверенно увидеть того, кому адресовано произведение, то в 2030-х гг. стихотворения теряют конкретного адресата. Он абстрактен, представляет собой некое обобщение, и произведения приобретают философскую окраску. Так, в стихотворении “Поэту” Пушкин обращается к поэтам вообще, здесь мы видим его отношение к поэту и поэзии в целом.

Как уже говорилось, второй тип посланий Пушкина – это его любовная лирика. Эти послания играют очень важную роль в творчестве поэта, поскольку его жизнь была насыщена привязанностями, влюбленностями, романами. И они претерпели ту же эволюцию, что и дружеская лирика.

В раннем творчестве можно увидеть множество стихотворений, обращенных к конкретному лицу (например, “Ек.Ушаковой”, “Кн. З.Н.Волконской”), и здесь выражается обычно восхищение мимолетным увлечением, эти послания по большей части адресованы к просто знакомым симпатичным автору женщинам.

В зрелой лирике женский образ подвержен более глубокой оценке, прочувствован. Женщина для поэта – богиня, мадонна, “чистейшей прелести чистейший образец”. Она почти святая, чуть ли не божество (как заклинание твердит поэт: “Душа моя полна тобою, тобой, одной тобой…”). Она – “гений чистой красоты” (“Я вас любил”). Поэт предается философским размышлениям на тему любви, рассуждая на основании своего опыта:

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

В заключении стоит сказать о стихотворении, которое не относится ни к дружеским, ни к любовным посланиям. “Я памятник себе воздвиг…” – звучит как подведение итога всей жизни и творчества поэта. Здесь тоже присутствуют элементы послания, автор обращается к музе, говоря об истинных ценностях поэтического искусства.

Жанр послания является одним из центральных в творчестве Пушкина, что можно понять из того, что их тематика (дружба, любовь, поэзия) – это то, что являлось для поэта высшими человеческими ценностями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: