Сочинение по произведению на тему: Евгений Онегин — энциклопедия русской жизни — (4)

А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразилась “вся жизнь, вся душа, вся любовь его”, “его чувства, понятия, идеалы”. Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской истории, поднимает ряд проблем: философских, социальных, моральных. Роман поражает своей объемностью и глубиной мысли, и поэтому литературные критики не могли пройти мимо него, не сказав несколько слов в его адрес. Один из видных критиков прошлого века Виссарион Григорьевич Белинский, анализируя пушкинское произведение, называет его “энциклопедией русской жизни”.

В своем стихотворном романе — в собственно повествовательной его части и в многочисленных лирических отступлениях, которые Пушкин назвал “болтовней”, — поэт изображает русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок. В “Евгении Онегине” автор показывает нам холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиций и обычаи, создает реалистические портреты дворян того времени, сословия, к которому сам принадлежал и жизнь которого хорошо знал. В этом и заключается “энциклопедич-ность” романа. Пушкин в предельно сжатой форме рассказал о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века.

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя — молодого столичного “повесы” Евгения Онегина, на примере жизни которого автор показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur его сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой.

Образование было поверхностным, “чему-нибудь и как-нибудь”, а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, “кланяться непринужденно” и “наука страсти нежной”. Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь “из моды вышли”, и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, “певцом Гяура и Жуана” Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах. Мы видим и одежду главного героя (“надев широкий боливар”), и его кабинет, в котором есть “все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам”, подробно описано и меню в ресторанах:

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Стразбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым

Особенно полно представлен театр того времени — его репертуар, артисты, известные драматурги:

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил.

Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. О жизни крестьян он мог судить по рассказам своей няни Арины Родионовны, чей образ отчасти создал в лице няни Татьяны Лариной. Автор показывает занятия уездных помещиков: их встречи, пиры, праздники, работы, соления грибов, разговоры “о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне”; круг чтения: сентиментальные романы и сонник Мартына Задеки. О жизни провинциального дворянства мы можем судить на примере семьи Лариных, занятиям старухи Лариной:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам.

Автор знакомит нас с традициями и обычаями, отмечает признаки “милой старины”, хранимой ими.

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Татьяна, любимая героиня Пушкина, воплощает в себе идеал русской женщины, она была близка народу, впитала в себя его дух:

Татьяна верила преданьям

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

В седьмой главе показана патриархальная Москва. Ее описание очень . похоже на грибоедовское, что не .случайно. Автор лишний раз хотел подчеркнуть ее патриархальность, верность традициям, консерватизм:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец;

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп.

Но, в отличие от Грибоедова, Пушкин все-таки любит Москву именно за ее душевность, теплоту и приверженность национальным традициям. Он восхищается ее богатой историей, ее богатыми военными подвигами:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Кроме зарисовок жизни России, данных непосредственно в повествовательной части романа, многое мы узнаем и из авторских лирических отступлений. Постоянно прерывая повествование романа своими замечаниями, автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого автора. Это лишний раз подтверждает слова Белинского о том, что роман Пушкина “Евгений Онегин” — это “энциклопедия русской жизни” первой четверти XIX века.
Другие сочинения по «Евгений Онегин» Пушкина


Тема одиночества в романе «Евгений Онегин»

Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сначала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие. Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобода — в них самих, в их душе. Позже появляются произведения реалистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотношений личности и общества на более высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от общества; предмет исследования художников — влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина.

В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был «чужой для всех. » В чем причина этого? Ответ — сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс формирования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает лишь по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил «науку страсти нежной», но она постепенно заменяет в нем способность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова «лицемерить», «казаться», «являться». Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между умением казаться и быть на самом деле.

Если бы герой Пушкина был человеком «пустым», возможно, он остался бы доволен тем, что провел свою жизнь в театрах, клубах и на балах. Но Онегин — человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и «вседневные наслаждения». Им овладевает «русская хандра», аналог «английского сплина», которым болел еще герой поэмы Байрона Чайльд-Га-рольд. Онегин не приучен к труду. «Томясь душевной пустотой», он пытается найти развлечение в чтении, но не обнаруживает в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ничего не меняют в его жизни.

«Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», — к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает, зачем это нужно. Как результат — полное одиночество героя. Одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в любви, дружбе, близости человеческих душ.

История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь «от делать нечего друзья». «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»,— подчеркивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, получая в ответ вызов на дуэль. Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одерживают верх над здравым смыслом. Результат — безвременная смерть юного романтика.

Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онегина,— «пародия». Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное па литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить искреннюю любовь Татьяны от привычной для него игры в «нежную страсть». Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин далее не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще, мало что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Ленского становится тем переломным моментом, после которого Онегин впервые осознает всю неправильность своей жизни.

Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувствовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в которых ист ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидящей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тялсслую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет.

Но гораздо валшее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удивительно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как мне кажется, в нашем понимании того, что Онегин стал «чулсим для всех» потому, что был выше многих людей, окружавших его. Именно это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чулшми. Герой романа оградил себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. «Я думал: вольность и покой замена счастью»,— признается Онегин Татьяне. Он, наконец, начинает осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Сочинение размышление на тему – Мое отношение к Евгению Онегину

Действие романа «Евгений Онегин» развивается с 1819 по 1825 года. Именно в настоящее время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобный герою пушкинского произведения. В России и Европе сгущалась предгрозовая атмосфера; на это время приходится возникновение в России тайных организаций, обществ и ячеек. Но одновременно с этим усиливалась и реакция. Пушкин хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей справедливостью и последовательностью. Главное действующее лицо романа — молодой помещик Евгений Онегин. Он изображен Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Не очень легко установить даже, как относится к нему сам автор. Социальное положение и воспитания определили основные черты характера Онегина.

Он сын богатого господина, «наследник всех своих родных». Ему не нужно было работать за шмат хлеба, «работа упорная ему была скучная». Воспитание, полученное Евгением, было скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный господин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его нанимаемым гувернерам и гувернанткам. Они почти ничего не научили мальчику, никак не воспитывали его и только слегка ругали за шалости. Но получив поверхностное образование, Онегин дважды старается пополнить и расширить ее. Во всяком случае, встретившись с Ленским, который получил высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог оспаривать у него из серьезных политических, исторических и философских вопросов как равный с равным. В Петербурге Онегин ведет пустое, бесцельную и бессодержательную жизни. Встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, баллы, ухаживания к женщинам. Наука страсти нежной «была основным содержанием его жизни».

  • Как рано мог вон лицемерить,
  • Таить надежду, ревновать,
  • Разуверять, заложит верить,
  • Казаться мрачным, изнывать.

Утомившись скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в село. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на конях и пешком, чтение журналов, поцелуи крепостных девушек. Никаких серьезных интересов, никакой работы. Только в начале, приехав в село, Онегин попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян: «Ярм вон оброком легким заменил». Но и это недолго занимало его, и занялся этим Онегин только от бездельниства, «чтоб только время продлить». Понятно, что из Онегина вышел настоящий эгоист, который думает только о себе, о своих желаниях и утехах, не умеет обращать внимания на чувство, интересы и страдания людей, способен с легкостью обидеть, обидеть, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Красивые задатки его души через воспитание и жизненные обстоятельства остаются под спудом, не имея развития. Онегина недолго удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь. Скука овладела им. Но у Онегина не хватило ни силы, ни желание порвать с этой жизнью. При этом его эгоизм, невнимательность к людям, к чувствам других заставляют его постоянно причинять людям зло. События быстро двигаются к трагической развязке, и Онегин продолжает пассивно и безразлично относиться ко всем и ко всему, кроме собственного покоя. Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бестолковость этой дуэли, Онегин все же принимает вызов и убивает на дуэли своего молодого друга Владимира Ленского.

Только потеряв, он начинает понимать всю жестокость своего поступка. Убийство Ленского перевернула жизнь Онегина. Он больше не может оставаться в тех местах, где все напоминало ему о его страшном преступлении, «Где окровавленная тень ему являлась каждый день». И, измученный укорами совести, Онегин путешествует по миру. Он уже не может, как когда-то, идти по жизни, совсем игнорируя чувство и переживание людей, с которыми сталкивается, и думать только о себе. Онегин, оказывается, не такой уже и холодный и рассудительный эгоист, которым казался в начале романа. Он уже не может не замечать трудная жизнь русского села, страдание русского народа под гнетом крепостников. Возвратившись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любви вспыхивает в душе Евгения. Сила его чувств такая, что он тяжело заболевает и едва не умирает от любви. Как далекий этот человек, который глубоко и тяжело переживает свою любовь, к Онегину с первых разделов романа! Как сильно обозначились на нем испытанные им душевные потрясения! И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскресить душу его для нового страдания, «более соответствующего человеческому достоинству».

Мое отношение к Онегину противоречивое и изменяется во время развития сюжета. Онегин — эгоист, который скучает. Он в первых разделах романа симпатии, разумеется, вызвать не может. Онегин, который читает мораль влюбленной Татьяне, хладнокровно убивает вторая на дуэли, даже вызывает злость. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чужое ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие? Но, по мере того, как в душе Онегина происходит восстановление, мое отношение к нему изменяется. Мне уже жаль его, жаль как человека по сути своей благородной. Крах всех его надежд, его личное несчастье — справедливо, это расплата за все его бесцельно прожитую жизнь. Возможно, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа? Для Пушкина критерий ценности человека как личности и как типа заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства, непреодолимая страсть создавать всегда была для Пушкина положительным признаком; в-третьих, эта любовь — как красота духа, его высокое стремление. Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, которые прекрасные в человеке, три страсти, которые делают ее существом воистину благородной, три сферы активности, которые наполняют жизнь значением и содержанием.

Все они могли быть доступные Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чуждый высокой страсти свободы, как и страсти творчества, поэзии, неспособный к приподнятой любви. Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина — невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина мира. Вина на обществе, так устроенному, что двум красивым людям никак не найти в нем счастье.

Возможный ли в нашей современной литературе, подобный Онегину? Хуже то, что возможный, так как, к сожалению, у нас, молодого поколения, нередко встречается такая страшная неизлечимая болезнь, как безверие. И как предостеречь себя от этого заболевания, неизвестно.

Сочинение на тему Евгений Онегин

Роман Пушкина «Евгений Онегин» поражает не только художественным совершенством формы, красотой и легкостью языка, но и многообразием проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Изображая все группы дворянства, поэт ставит безошибочный диагноз двух самых распространенных болезней века &#151 разочарования и идеалистического ухода от действительности. Они находят воплощение в образах Онегина и Ленского &#151 лучших людей эпохи. Этих героев не устраивает ни холодный блеск пустой светской жизни, ни убожество и примитивность деревенских будней. Оба они стремятся к чему-то высшему, пытаясь найти смысл жизни.

Что же сближает этих героев? Наверное, то, что выделяет их из обычной помещичьей среды: ум, образованность, широта интересов, благородство. Именно эти черты, присущие героям, пробудили их взаимный интерес, положили начало их дружбе.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Несходство характеров Ленского и Онегина только усилило взаимную симпатию, придало глубину их общению. Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских помещиков «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор». Их любознательный и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех сфер человеческого бытия.

Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гробы тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду &#151 Все подвергалось их суду. Пушкин подчеркивает здесь, что споры его героев затрагивают и философские, и экономические, и политические, и нравственные проблемы, волновавшие передовых людей того времени. Беглый перечень тематики споров Онегина и Ленского содержит указание на конкретных авторов, ставящих эти вопросы в своих трудах.

В среде российской интеллигенции был очень популярен трактат французского философа и писателя Жан-Жака Руссо «Общественный договор», который касался одной из самых злободневных проблем государственного устройства &#151 взаимоотношения власти и народа, который имел право свергнуть правительство, нарушившее договор между союзом власти и общиной свободных граждан. Крепостное право в России создавало не только политические, но и экономические трудности, из которых пытались найти выход прогрессивно мыслящие дворяне, внедряя в своих имениях усовершенствованные приемы земледелия, применяя машинную технику. Владелец заводов и вод Онегин и богатый помещик Ленский не могли не задуматься над этим вопросом, который Пушкин называет «плоды наук».

«Добро и зло», то есть этические проблемы, тоже оказывались в центре внимания молодых русских интеллигентов. Теоретические нравственные принципы преломляются в характерах друзей, определяя не только их взгляды, но и поступки.

История взаимоотношений Онегина и Ленского показывает огромное различие между ними, оттеняет противоположность не только характеров, но и их отношения к действительности, к людям, которые их окружают. Даже склонность Ленского к поэзии, стремление выразить в стихах свои настроения и мечты говорит о романтическом настрое его мыслей и чувств. В хорошенькой пустенькой Ольге он видит идеал. Белинский заметил, что Ленский «украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было». И дружба с Онегиным для Владимира значит очень много. Такой вывод позволяют сделать слова Пушкина о том, каким было представление Ленского о дружбе, чести, благородстве:

Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника. Значит, его отношения с людьми определяла вера в вечную дружбу, в единственную любовь, которая предопределена ему судьбой, в благородную свободолюбивую идею, которая «когда-нибудь нас озарит и мир блаженством подарит». Здесь ярко проступает связь Ленского с декабристскими настроениями, дает основание предположить, что он мог бы сблизиться с прогрессивной дворянской интеллигенцией, которая готовила восстание 14 декабря 1825 года, стать поэтическим голосом своего народа. Именно потому, что вера в любовь, дружбу и свободу составляла для Ленского сущность и цель жизни, он воспринял неудачную шутку Онегина как измену любимой девушки и предательство лучшего друга. И он бросается в дуэль, чтобы защитить чистоту своих романтических представлений от онегинского скептицизма.

Смерть Ленского символична, она невольно приводит к мысли, что идеалист, романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с ней.

А скептик, реалист Онегин остается жить. Его нельзя упрекнуть в идеализме и незнании действительности. Нет, он знает жизнь и людей очень хорошо, безошибочно определяя их внутреннюю сущность при первом же знакомстве. Но что дает Онегину это знание? Ничего, кроме скуки, хандры, разочарования, сознания своего превосходства над людьми. А это опасный путь, ведущий к разобщенности с миром, к эгоистическому одиночеству Поэтому, думается, Онегин не может стать ни счастливым, ни полезным обществу. В этом его трагедия, которую увидел своим чутким взором гениальный художник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: