Сочинение по произведению А

В начале X века в Киеве правил князь Олег. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил большой поход в сторону Каспийского моря и расправился с хазарами.
Народ складывал о боевых походах и самом Олеге легенды, былины, сказки, песни. В народных преданиях Олег изображается колдуном, умеющим превратиться в зверя и птицу, и даже в муравья. О нем рассказывается, как об умном воине, сумевшем перехитрить греков, которые закрыли цепями Босфорский пролив, а Олег, поставив ладьи на колеса, подъехал к самому городу Царьграду. В народе Олега называли вещим за то, что он был мудрым князем и умел предсказывать будущее. Александр Сергеевич Пушкин читал летописи, изучал архивы. Поэт интересовался историей русского государства.
А. С. Пушкин рассказывает о князе Олеге как о богатыре. Ему подвластны воды и суша, его щит висит на воротах Царьграда, его боятся недруги, «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал» не могут нанести ему ран. А. С. Пушкин рассказывает о том, как, возвращаясь из похода, Олег встретил колдуна. В ответ на вопрос князя, «. скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?», кудесник ответил: «. примешь ты смерть от коня своего».
У Олега был хороший конь, который много раз спасал ему жизнь во время сражений. Князь называл его товарищем, верным другом, верным слугой. Он любил своего коня. Когда Олег услышал предсказание колдуна, он решил расстаться с конем и приказал отвести его подальше и хорошо за ним ухаживать, хорошо кормить. Олег думал, что так он сможет избежать своей смерти.
Прошло много лет. У Олега было много походов, битв. Князь не погиб. Во время одного праздника Олег вспомнил о своем коне. Ему сказали, что конь уже давно умер. Олег рассердился. Зря он тогда поверил кудеснику и расстался со своим верным другом конем. Он захотел увидеть кости коня и вместе с гостями пошел на место, где его похоронили. «На череп коня наступил и молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил». В этот момент из черепа выползла змея, и ужалила князя. Так сбылось предсказание кудесника, и великий князь умер.
В летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, так красиво рассказанная А. С. Пушкиным в форме старинной песни, становится похожей на правду. Одни говорят, что он умер на месте, а другие – что князь после этого ещё несколько дней болел и умер мучительной смертью.

33488 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Песнь о вещем Олеге / Сочинение по произведению А. С. Пушкина «Пснь о вещем Олеге»

Смотрите также по произведению «Песнь о вещем Олеге»:

Урок по теме «А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник». Тема «судьбы» в произведении с ИКТ. 7-й класс

Класс: 7

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (283,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • знакомство с произведением Пушкина. Понятие о балладе.
  • анализ художественных особенностей «Песни…»
  • характеристика героев, тема, идея.

К уроку ученики получили задание прочитать балладу А. С. Пушкина и повторить определение баллады, сделать карточки «Значение незнакомых слов»: песнь, волхвы, жрец, вещий, праща. Перевести древнерусский текст летописи. Индивидуальные задания: сообщение о князе Олеге, выразительное чтение фрагмента летописи (перевод).

1. Вводное слово учителя (слайд 1)

На прошлых уроках мы с вами обогатили свои знания о биографии Пушкина, о его поэмах. Дома вы прочли балладу «Песнь о вещем Олеге». Сегодня цель нашего урока: узнать, что такое баллада, проанализировать «Песнь…»; дать характеристики героям. Определить тему и идею произведения. Поделиться своими впечатлениями о балладе.
– Запишем в тетради тему урока (тема урока записана на доске): А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема ? в произведении. (Исходя из записи на доске учащиеся сами определяют цели урока)

2. Урок начнем с теоретической разминки

Восстановите деформированный текст (слайд 2) Проверим себя (слайд 3).
Сделаем вывод: в чём особенность изучаемого произведения?

3. Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков. Пушкин хорошо был знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу и осуществление этого пророчества в тот момент, когда князь был уверен, что опасность миновала.

4. Чтение фрагмента летописи (перевод читает подготовленный ученик)

Олег княжил в Киеве долгие годы и находился в мире со всеми странами. Наступила осень, вспомнил Олег своего старого коня. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: «Отчего суждено мне умереть?» И волхвы ответили: «Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня». Опечалился Олег и сказал: «Если так, то никогда больше не сяду на него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого. Через 4 года вспомнил князь коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь». Тогда воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. И «оплакивали его все люди плачем великим», погребли на горе, которая называется Щековица. До сего дня есть есть там могила Олега. А всего княжил Олег 33 года.

5. Баллада называется «Песнь о вещем Олеге». (Слайд 4)

– Почему «песнь»? Чем «песнь» отличается от «песни»? (Высокое, торжественное звучание, память о прошлом)
– А кто такой Олег? (Обычно про Олега дети говорят, что это князь). (Слайд 5) На репродукции изображен князь Олег.

6. Послушаем небольшую историческую справку (ученик зачитывает карточку-информатор)

Карточка-информатор

Олег – первый киевский князь из рода Рюрика, который перенёс столицу из Новгорода в Киев и подчинил своей власти славянские племена. В 907 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции – Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «. дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

7. (Слайд 6) А что означает слово «вещий»? (Значение слова «вещий» устанавливаем по словарю В. И. Даля, словарю Ожегова).

8. Сопоставьте лексическое значение слова «вещий» с текстом баллады. Не видите ли вы какого-либо противоречия? (Обычно дети говорят о том, что «умеющий предвидеть будущее» князь не сумел уберечься от злой участи) – Почему же так произошло? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к основным событиям, составляющим сюжет баллады (слайд 7).

Работа в тетради: Расположите события в том порядке, как они идут в балладе (задание выполняется письменно, через 3–4 минуты проверяется коллективно) Итак, события в балладе идут так (слайд 8):

1. Предсказание
2. Разлука с конем
3. Возвращение на Родину
4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища
5. Появление змеи
6. Гибель князя

9. Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (в случае затруднения перечитываем первые два предложения из летописи и видим, что летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада – с предсказания кудесника)

Физкультпауза

Литературу любим мы, друзья,
Читаем пушкинские строки,
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!

10. Пушкин не случайно избирает хронологическую последовательность повествования, выводя центральный эпизод баллады на первый план. Перечитаем сцену встречи князя Олега с кудесником (слайд 9). В 1899 году вышло юбилейное издание «Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил художник В. М. Васнецов. Одна из них перед вами.

11. Задание по вариантам (проследите по тексту): (Сначала обсуждение в парах)

1 вариант – какие черты старца говорят о том, что князь не мог не послушаться его совета?
2 вариант – как в речи волхва переданы особенности его характера? (Звук на слайде 9)

12. Обсуждаем выполнение задания.

13. А как князь относится к предсказанию кудесника? (Читаем и комментируем строфу 8)
Итак, всего лишь предсказание – и что делает Олег? (Меняет коня) Кем был для него конь? (Верный друг) Доказательства из текста поэмы.
– Как прожил свою жизнь Олег?
– Всегда ли достойно себя вел?
– Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг такая смерть (как у обычного человека).
Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое предсказание! Князь умер от коня! (Древние славяне считали, что убитый в загробном мире становится рабом убийцы) (Слайд 10)

14. За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко? (Основное в ответах учеников: князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника)

15. Сможете теперь вы назвать одну из основных тем баллады? (Тема судьбы) – (слайд 11) Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего. ».

16. Как тема судьбы решена в балладе, почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи? (От судьбы не уйдешь!)

17. Идея произведения в чем? (Помните, мы говорили, что поэт в России – пророк, предсказатель, он знает будущее и борется за него). Напомню, что стихи написаны в ссылке. Что могло волновать ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте?
(В ссылке Пушкин размышлял о свободе поэта, родственного в своём пророческом даре древним волхвам)

18. Итак, что же общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга? (Можно по группам)
В тетради сделать таблицу:

Летопись Баллада
Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии
Различия:
Прозаическое произведение.
Цель: только сообщить о событии.
Поэтическое произведение
Цель: сообщить о событии и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою.

(Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое, использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою.)

19. – Знаете ли вы, что во время Гражданской войны и в красных, и в белых войсках любили распевать на один и тот же лихой мотив. «Песнь о вещем Олеге»? Вот только припев к этому гимну был их собственного сочинения и отличался одной строкой (слайд 15)

20. Общий вывод по уроку учащиеся самостоятельно делают в форме синквейна:

Баллада
Загадочная, непредсказуемая
Интригует, заставляет задуматься
Помни: от судьбы не уйдёшь
Рок

Вместо синквейна можно провести тест.

Тест:

1. Основой «Песни о вещем Олеге» является:

А) народная легенда,
Б) летописное предание,
В) Житие Олега.

2. Жанр «Песни о вещем Олеге» – это

3. Кому принадлежат эти слова в «Песне о вещем Олеге»: «…Волхвы не боятся могучих владык…»?

4. Кто предсказывает Олегу судьбу? (По «Песне о вещем Олеге»)

Ответы: 1 – Б, 2 – Б, 3 – В, 4 – Б.

21. Домашнее задание:

1) подготовить выразительное чтение наизусть 1–7 строфы баллады;
2) устно ответить на вопрос: почему «Песня о вещем Олеге» стала гимном русского воинства?
3) Письменная работа (вопрос по выбору): Какие чувства и мысли вызвало у вас стихотворение Пушкина. Какова, на ваш взгляд, идея «Песни…»?

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Сила предсказания (по стихотворению А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”)

…примешь ты смерть от коня своего. А. Пушкин. Песнь о вещем Олеге А. С. Пушкин всегда очень интересовался историей своего народа. С самого детства его знакомила с фольклором няня Арина Родионовна. Пушкин кропотливо изучал ле-эписи, труды по истории.

Очень заинтересовала Пушкина легенда о князе Олеге, завившем в Киеве в начале X века. Олег прославился народе благодаря своей мудрости (не зря его называли ещим), воинской доблести. Князь умело защищал свои вмли от набегов кочевников хазар, заключал выгодные ия русских купцов торговые договоры. Поход Олега на ареград тоже был удачно завершен: “Твой щит на вратах Цареграда”. Народ любил своего князя, и о его доблести и мудрости тадывались былины, песни, легенды.

Пушкин создал произведение “Песнь о вещем Олеге”, придерживаясь традиций старины. “Песнь…” написана all so ch. ru 2001 2005 в эрме былины и содержит множество устаревших сейчас юв. Одним из центральных и самых значительных являет-образ кудесника, встреченного Олегом в лесу. Старик удр и независим. Он не боится князя, уверен в своей силе, едь его язык “правдив и свободен”.

Кудесник держится с |увством собственного достоинства, что не может не выз-ать уважения со стороны князя Олега, который обратил-к вещему старцу с вопросом: “Что сбудется в жизни со аой?” Олега интересует, когда ему предстоит умереть “на ра-|ость соседей-врагов”, и он ждет ответа. Кудесник поведал, что Олегу дан “незримый хранитель”, поэтому его щадят “и пращ, и стрела, и лукавый кинжал”. Смерть же придет к князю совсем с другой стороны — от давнего верного Гюевого товарища: “…

примешь ты смерть от коня своего”. Олегу очень не хочется расставаться с любимым конем, однако он верит мудрости “любителя богов”, ему уже не цин раз приходилось гадать о своей судьбе перед похо-эм. Пушкин тоже был достаточно суеверным человеком | верил в приметы. С грустью прощается князь со своим конем, он долго 1адит его, треплет по шее. Строго-настрого завещает Олег своим слугам: Купайте, кормите отборным зерном; Водой ключевою поите. С тех пор прошло много времени. Кудри Олега “белы, как утренний снег”, и он вспоминает о своем друге-коне, спрашивает, здоров ли тот и где он сейчас.

Ответ приводит князя в отчаянье: “Давно уж почил непробудным он сном”. Расстроенный Олег называет кудесника “лживым, безумным стариком”, ведь получается, что тот обманул князя. Олег просит провести его к месту смерти коня и направляется туда вместе с друзьями и гостями. Они поднимаются высоко на холм у. берега Днепра.

Наступив на череп, князь прощается с боевым товарищем: Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил… Старый князь смеется над предсказанием кудесника: Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала! Он не замечает, как Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала…

Змея ужалила князя Олега. Предсказание сбылось. Тризной по погибшему князю завершается “Песнь о вещем Олеге” — произведение, в котором А. С. Пушкин с помощью ярких образов создает мир прошлого, воплощая в них свои чувства и мысли.

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана.
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль лего́к его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: