Благородный разбойник (по повести А

Средняя оценка: 4.4

За свою короткую, но яркую творческую жизнь А.С Пушкин представил нам множество образов благородных романтических героев. Один из них — Владимир Дубровский, персонаж одноименной повести, опубликованной в 1841 г.

Владимир — молодой потомственный дворянин, единственной сын Андрея Гавриловича Дубровского, известного своей добропорядочностью, честностью и неподкупным характером. Волею автора, Владимиру приходится перенести две тяжелые утраты: смерть любимого отца и потерю родового имения. Узнав, что виновником всех бед является помещик Кирила Петрович Троекуров, молодой Дубровский решает любой ценой отомстить ему. Первое, что он делает — уводит своих крепостных, которые по продажному суду перешли к Троекурову, в лес и становится предводителем шайки разбойников.

Первое впечатление о Дубровском может показаться не слишком привлекательным: «он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Ему было свойственно поведение, характерное для большинства молодых людей его возраста и сословия. Однако, по мере развития сюжета, автор раскрывает такие черты характера Дубровского, которые позволяют говорить о его благородстве, порядочности, ответственности и чести.

Впервые Дубровский проявляет эти качества, подъезжая к родительскому дому: «он смотрел около себя с волнением неописанным». Глубина чувств Владимира проявляется в описании встречи Владимира с отцом и няней Егоровной. Узнав о причине болезни отца и подлости Троекурова, молодой Дубровский решает отмстить обидчику. Но обида не ослепила Владимира: возглавив отряд разбойников, он грабит только тех людей, которые, по его мнению, из-за денег и власти утратили человеческие качества. В свою очередь, Дубровский своими поступками постоянно подтверждает, что для него понятия чести, достоинства, благородства — не пустой звук. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти финансы, а возвратил их обратно. Позже, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: «. Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».

О положительных качествах молодого Дубровского говорит и тот факт, что все крепостные отца готовы были сложить за него свои головы. Но, чувствуя ответственность за судьбы вверившихся ему людей и понимая обреченность своего положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. В данных обстоятельствах вряд ли существовало лучшее решение, которое он мог предложить своим людям.

Во всех поступках Дубровского видны сила, смелость и бесстрашие. И только при встречах с любимой девушкой, Машей Троекуровой, грозный разбойник становится робким и сдержанным. Любовь для него — чувство чистое, возвышенное. То, что обман и любовь для Дубровского вещи несовместимые еще раз подтверждает его благородство. Чтобы разрешить это противоречие, Владимир признается Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. Более того, в своем стремлении сделать девушку счастливой, не омрачать ее жизни потерей родных, Владимир готов отказаться от своего первоначального намерения.

И хотя автор оставлет читателям возможность самим «дописать» дальнейшую судьбу Владимира, образ «благородного разбойника» Дубровского можно ставить в один ряд с такими вымышленными и реальными людьми, как Робин Гуд, Зорро, Олекса Довбуш и Емельян Пугачев.

Вместе с сочинением «Благородный разбойник (по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)» часто ищут

Популярность темы: 116024 | Оценка: 4.4 | Комментарии: 3 | Закладки:

Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы I-VI)

Цель: познакомиться с содержанием произведения; выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов, умение выделять главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей; совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического анализа произведения; работать над выразительным чтением; воспитывать культуру связной речи, совершенствовать умение выражать свое мнение.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повести «Дубровский».

І. Слово учителя.

— Компас страны Читали снова привел нас в Россию, к творчеству великого Пушкина. Мы снова работаем с произведениями на языке оригинала.

Сегодня мы начинаем читать необычное произведение Пушкина: в его основу легли события и факты, имевшие место в России XIX века, но описанные под другими именами и названиями. При жизни автора это произведение так и не было напечатано (и мы поймем почему). Пушкин поселил своих героев в дорогих его сердцу местах и навсегда запечатлел в повести образ любимой няни; главная мысль произведения соотносится с темой других произведений поэта.

Но прежде произведем небольшой экскурс в историю России.

  • Какое страшное, постыдное явление существовало в России до 1861 года?
  • Можно ли утверждать, что крепостное право пагубно влияло не только на крепостных крестьян, но и на самих помещиков? Каким образом?

Давайте послушаем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»*, написанного в 1819 году, т.е. за 13 лет до написания повести «Дубровский».

* Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

  • . Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
  • Среди цветущих нив и гор
  • Друг человечества печально замечает
  • Везде невежества убийственный позор.
  • Не вида слез, не внемля стона,
  • На пагубу людей избранное судьбой,
  • Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
  • Присвоили себя насильственной лозой
  • И труд, и собственность, и время земледельца,
  • Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
  • Здесь рабство тощее влачится по браздам
  • Неумолимого владельца.
  • Здесь тягостный ярм к гробу все влекут,
  • Надежд и склонностей в душе питать не смея,
  • Здесь девы юные цветут
  • Для прихоти бесчувственной злодея.
  • Опора милая стареющих отцов,
  • Младые сыновья, товарищи трудов,
  • Из хижины родной идут собой умножит
  • Дворовые толпы измученных рабов.
  • О, если бы голос мой умел сердца тревожить!
  • В груди моей горит бесплодный жар
  • Но не дан мне судьбой витийства грозный дар?
  • Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный
  • И рабство, павшее по манию царя,
  • И над отечеством свободы просвещенной
  • Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Учитель. Давайте посмотрим, описанием каких событий Пушкин хотел встревожить сердца читателей.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка планов к тексту (попарно, по партам). Рецензирование планов.

Прочитать по 2 удачных (по мнению учащихся) плана к каждой главе.

2. Беседа с элементами текстологического анализа.

  • Что мы знаем о помещиках Андрее Гавриловиче Дубровском и Кирилле Петровиче Троекурове?
  • Какова, на ваш взгляд, главная черта характера каждого из друзей?

(Дубровский — чувство собственного достоинства, гордость; Троекуров — властолюбие, тщеславие).

• Что было предметом особого увлечения соседей?

3. Выразительное чтение эпизода «На псарне» (главаІот «Хозяева
и гости пошли на псарный двор» до «Между тем Андрей Гаврилович
скрылся, и никто того не заметил») с последующей беседой

  • Почему Дубровский ушел из гостей?
  • Почему писарь Парамошка посмел обидеть соседа-помещика?
  • Извинился ли Троекуров за нанесенную обиду?
  • Почему Троекуров возмутился неподчинением Дубровского?
  • Как он повел себя?
  • Почему Троекуров вызвал Дубровского на суд? Каково было решение суда и чем оно продиктовано?
  • Чем занимался в Петербурге молодой Дубровский? Почему он спешно вернулся домой?

4. Выразительное чтение эпизода «Приезд Троекурова. Смерть Дубровского» (глава IV, от «Наконец он велел запрячь себя беговые дрожки» до «…не велел выгнать его со двора. пошел!»)
• Стал ли Троекуров после смерти Дубровского владельцем Кистеневки?

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Крепостное право не только угнетало крестьян, но и отравляет души помещиков, давая им власть над другими людьми, развращало души холопов, вообще, общество, которое зиждилось на крепостном правое, на власти денег, не признавая справедливых законов.

Решительные люди не могут смириться с таким положением вещей.

IV. Домашнее задание.

Прочитал главы VII-XII, ответить на вопросы:

  1. Куда направился Владимир Дубровский и его люди после пожара? Почему его крепостные были заодно со своим барином?
  2. Какое новое лицо появилось в имении Троекурова?
  3. Какому испытанию подверг учителя Кирилла Петрович?
  4. Что открылось в день храмового праздника?
  5. Каким образом Дубровский оказался в имении?
  6. В чем Дубровский рассказал Маше перед уходом?

«Прикосновение к душе» (по повести А.С. Пушкина «Дубровский»). 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

— помочь учащимся увидеть (услышать, почувствовать) мир души героев А.С. Пушкина, продолжить обучение анализу характера литературного персонажа, дать понятие внутреннего конфликта, показать внутреннюю противоречивость Владимира Дубровского, увидеть “землю” в глубине всякой души;

— разобраться в том, как автор произведения понимает проблемы, актуальные и сегодня;

— развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь, навыки работы текстом; воспитывать творчество читателя.

Оборудование: сборник произведений А.С. Пушкина, портретная галерея героев; Владимир; Маша; гербы семьи Дубровских и семьи Троекуровых, слайды 15 штук, аппаратура для показа слайдов. Презентация.

В глубине всякой души есть своя земля
/Русская пословица/

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

Учитель: Добрый день, юные любители словесности. Мы снова вместе. А с нами вновь А.С. Пушкин. Каждая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами Пушкин — праздник, и его роман “ Дубровский”. Итак, тема нашего урока “Прикосновение к душе” и эпиграф.

Задание: прочитайте эпиграф? Как вы понимаете эту русскую пословицу?

(В душе каждого человека есть что-то доброе, ценное, основа души)

И сегодня на уроке мы будем говорить о ком? (о Дубровском)

— Как вы думаете, какие цели перед нами стоят? /3 слайд/

— А в конце урока вы должны будете ответить на вопрос:

— Как автор произведения понимает проблемы, актуальные и сегодня?

1. Вступительное слово учителя.

Большой знаток людской психологии Ф.М Достоевский устами своего любимого героя Алеши Карамазова так сказал о детских впечатлениях: “Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, спасен человек на всю жизнь…”.

Воспоминания детства… из чего и как складываются? Среди очень многих героев литературных произведений особое место отводится Владимиру Дубровскому – главному герою романа А.С. Пушкина. А с именем А. Пушкина русская культура связана уже более 200 лет. Все русские писатели обращались к Пушкину. Одни — боготворили, другие – пытались “сбросить с корабля современности”.

Но разговор о доме, о чести и долге, о взаимоотношениях народа и господ, начатый Пушкиным именно в “Дубровском”, продолжают очень многие писатели и их герои.

2. Выступление историка (заранее подготовленного ученика).

В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным. Он рассказал про одного “белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский” (как и назывался сначала роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.

Пушкин в это время обдумывал план исторического романа об удальце Шванвиче – дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.

3. Выступление исследователя (заранее подготовленного ученика).

В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев.

Заглянем в “Словарь русских личных имен” и узнаем значение имен главных героев романа.

Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель;

Петр (греч.) – скала, утес, камень;

Андрей (греч.) – мужественный, храбрый;

Гавриил (др. евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость.

— Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми?

II. Анализ образа Владимира Дубровского.

“Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести”.

/6 слайд, 7 слайд, 8 слайд/

1. Творческое задание. Монолог от 1-го лица. “Я, Владимир Дубровский…” (выступление заранее подготовленного ученика).

Я, Владимир Дубровский, сын бедного дворянина Андрея Гавриловича Дубровского. С восьми лет я воспитывался в кадетском корпусе в Петербурге.

Отец ничего не жалел для моего приличного содержания, и я получал из дома более, нежели должен был получать. Будучи расточительным и честолюбивым, я позволял себе роскошные прихоти, играл в карты, входил в долги, не заботясь о будущем.

Очень рано я лишился матери, отца видел мало, но очень любил.

Однажды вечером мне прислали письмо, в котором говорилось, что отец болен и просит меня приехать. Я немедленно собрался и приехал к отцу.

Через некоторое время отец умер, и тогда я решил отомстить Троекурову, который довел моего отца до преждевременной смерти. Но из-за любви к Маше Троекуровой мне пришлось отказаться от мести.

Я оказался атаманом разбойников. Но вскоре правительство приняло решительные меры. В лес, где располагался наш лагерь, было послано много солдат. Произошло сражение. Я чувствовал, что меня поймают, распустил своих людей и уехал за границу.

— Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются в Петербурге, а какие – в Кистеневке?

Вывод: Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведет светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистеневку Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напоминал старшего Дубровского.

— С какой целью дает автор в 5 главе описание осеннего пейзажа? (Зачитать)

Вывод: Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж дается в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течет, и ручей течет. Не случаен именно осенний пейзаж, осень — символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние падающие листья символизируют конец жизни.

— Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родовую усадьбу?

Вывод: Портрет матери, её письма- все это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы “враг его семейства” надругался над этим (гл.6).

— Дворянская честь. Особое отношение Пушкина к этому понятию. Можем ли мы сказать, что Владимир Дубровский — истинный дворянин?

— Что же заставило Владимира — родовитого дворянина — стать разбойником, войти в шайку, где вместе с ним охотятся за господским добром бывшие крепостные и просто разбойники с большой дороги? (Месть за отца).

— Каков Дубровский в роли предводителя разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками? (Нет).

— О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнали и от кого?

3. Инсценировка эпизода (гл. 9)

Анна Савишна Глобова рассказывает о генерале, который возвращает деньги, украденные ее приказчиком.

III. Анализ образа Маши Троекуровой. “Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирилла Петровича… есть героиня нашей повести” (гл.8)

1. Творческое задание. Монолог от 1-го лица “Я, Маша Троекурова,…” (выступление ученицы).

— Какова роль Маши Троекуровой в судьбе Владимира Дубровского?

Вывод: Маша помогла понять Владимиру, что благородному дворянину не к лицу разбойничество, злобная месть.

— Почему Маша после венчания отказывается от предложения Владимира?

/10 слайд, 11 слайд/

Вывод: “Я дала клятву”. Чувство долга, чести берут верх. Именно такое поведение для пушкинских героинь является характерным (Татьяна Ларина – героиня романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”: “Я другому отдана./ И буду век ему верна”).

Вывод: Пока Владимир мстил Троекурову, возглавлял разбойничью шайку, он был в разладе с самим собой – конфликт был внутри его души, он разрывался между благородным дворянином и мстительным разбойником, который приносил неприятности не только Троекурову — даже не столько ему, сколько многим другим помещикам, вовсе лично не виноватым в смерти старого Дубровского.

Внутренний конфликт – борьба между чувством и долгом – важный способ раскрыть сложность, противоречивость человеческого характера, и им писатели часто пользуются. В том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.

И автор показывает нам, что характер Владимира не остается неизменным, а развивается, у него возникают внутренние противоречия.

3. Слово исследователю.

Еще раз заглянем в “Словарь русских личных имен”.

— Что значит имя Владимир? (Владимир – владеющий миром.)

Вывод: И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя.

— Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстается со своими “сообщниками” и советует им сменить ремесло?

Вывод: Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем, несправедливо обиженным и обманутым (Глобова), и, конечно же, — спасение любимой девушки из ненавистного брака.

Вывод учителя: На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский не выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.

Работа над романом не завершена Пушкиным. Если 1 том был написан за две недели, то остальные главы писались интервалом в 7–10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над романом. В черновиках писателя сохранился план 3 тома: “ Жизнь М.К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…” / 13 слайд /

Благородство, честность и великодушие Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и стой ролью, которая выпала на его долю. Автор проводит своего героя через сложные испытания собственной совестью, через внутренние противоречия и показывает, что отступление от Долга и Чести не приносят никогда успеха и счастья.

4. Составление синквейна о Дубровском и Маше Троекуровой (групповая работа)

Задание: Задача учащегося состоит в том, чтобы в пяти строках представить того или иного героя. Что это за строки?

  1. Назовите синквейн.
  2. 3 слова, выраженные существительным.
  3. 3 слова, выраженные именем прилагательным.
  4. 3 глагола.
  5. Фраза, заключающая в себе жизненное кредо героя.

Задание: Подбирая нужные слова, докажите, что эти слова действительно важны для представления характера данного героя.

Синквейн “Владимир Дубровский”

Дворянин, сын, разбойник.

  • Бедный, любящий, благородный.
  • Мстит, страдает, любит.
  • “Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше”.
  • Синквейн “Маша Троекурова”

    Аристократка, дочь, жена.

  • Милосердная, послушная, верная.
  • Читает, слушается, жертвует.
  • “Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса”.
  • 5. Проверка домашнего задания: Какими я увидел героев Пушкина, соприкоснувшись с их судьбой и выбором?

    6. Возвращаемся к проблемным вопросам: /13 слайд/

    Как автор произведения понимает проблемы актуальные и сегодня?

    IV. Домашнее задание.

    Попробуйте поразмышлять на тему: “Каким я вижу будущее Дубровского”, “Каким я вижу будущее Маши Троекуровой”. (Сочинение по выбору). В своем мини-сочинении ответить на вопрос: “Из чего состоит “земля” души Владимира Дубровского и Маши”.

    А сейчас оцените наш урок сами.

    • Если понравился – зеленый цвет.
    • Не совсем понравился – оранжевый.
    • Не понравился – красный.

    Что понравилось (не понравилось) и почему? Что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому?

    Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

    • Автор: А. С. Пушкин
    • Произведение: Дубровский
    • Это сочинение списано 113 822 раз

    Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть «Дубровский» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом.

    И вот Пушкин пишет о некоем «Дубровском», молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими «бурями», человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла — его читал и знает наизусть каждый. Главный вопрос: «разбойник» ли Владимир Дубровский. Вопрос № 2: «может ли «разбойник» быть «благородным»?

    Возьмем историю, лежащую на поверхности, с которой пушкинская повесть в известном смысле перекликается — о Робине Гуде. Известнейший персонаж англоязычного фольклора, якобы реально существовавший человек либо собирательный образ, символизирующий извечную тягу простого люда, угнетаемого и обираемого нещадно, к «защитнику» и «благодетелю». Чтобы отнимал у богачей, на чужом горе-несчастье жиреющих, и раздавал «по потребности».

    Здесь, в тексте «Дубровского», в нескольких местах упоминаются мифические «ограбления» не бедствующих господ. А также — «выпускание на свободу» бедного сына после «прочтения письма его матери». Явные ассоциации, по-моему.

    Хотелось бы сказать, что, по личному моему убеждению, «разбойник» благородным быть не может. Как и мошенник,бандит, насильник или убийца. Все они по определению не могут быть ни «благородными», ни добрыми, ни честными, ни справедливыми. Отнимая — не наведешь мира и гармонии. Возможно, исключением является Юрий Деточкин из чудесной комедии Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Ведь он тщательнейшим образом проверял данные о владельцах машин, нажитых нечестным путем… Но это, конечно, герой комедийный, до абсурда доведенный.

    Итак, поскольку разбойники не бывают благородными, а Дубровский, несомненно, благороден, стало быть, он — вовсе не разбойник. Но тогда — кто же он? Ведь был поджог, в котором погорели приказчики. Отпущены на свободу слуги и работники. Совершены налеты, набеги и ограбления (доказательства которых, впрочем, довольно сомнительны). Для чего все это потомственному дворянину, господину рафинированному и столичному, достойных манер и чистых кровей?

    Мне кажется, все это было сделано для того, чтобы запугать и впечатлить сытых и довольных собой помещиков, начиная от Троекурова и заканчивая последним соседом, чью фамилию автор не удостоился указать. Показать всем им (а заодно и нам, читателям, и цензурным органам, да и самому государю российскому, пожалуй), что и честного человека до преступления довести можно. Что дворянская беднота не будет до скончания веков несправедливость государственную терпеть. А также (вот и до главного добрались) — сам народ многомиллионный. Притеснения должны иметь предел. Иначе и крестьяне взбунтуются, все пережгут-переломают и в лес разбойничать отправятся. Как в воду глядел Александр Сергеевич…

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: