Сочинение по повести Гоголя «Шинель»

Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них — это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека», задавленного бюрократическим строем крепостнического государства.

Повесть «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.

Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина — маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: ‘«низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель — собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».

Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»».

Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».

Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.

В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.

Урок в 9 классе «Судьба души в повести Н.В.Гоголя ««Шинель

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Судьба души в повести «Шинель»Н.В.Гоголя Можно ли считать Акакия Акакиевича «маленьким человеком»?

Николай Васильевич Гоголь

Цель урока Новое прочтение повести Н.В. Гоголя «Шинель» Вид урока: путь научного исследования

Путь научного исследования 1.проблема 2.гипотеза 3.контексты исследования(текст, воспоминания,исследования и пр.) 4.аргументы 5.выводы 6.соотношение с другими произведениями

Традиционное прочтение повести «Шинель» Акакий Акакиевич в повести Н.В. Гоголя «Шинель»- это образ маленького человека, который был унижаем и оскорбляем всеми, Шинель для него стала единственной радостью, которую у него отняли. Его окружает бездушный мир и поэтому он погибает.

Предварительное домашнее задание .Эксперты- одиннадцатиклассники готовят краткие выступления по темам: традиционное прочтение повести «Шинель», образ «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина,Н.В.Гоголя,Ф.М.Достоевского

Группа литературоведов : История рождения героя повести «Шинель» Рассказ о Иоанне Лествечнике Группа лингвистов : Работа с текстом : предыстория рождения Акакия Акакиевича, выбор имени, дата рождения

Дата рождения Акакия Акакиевича 24 марта по новому стилю- день Иоанна Лествечника Анализ текста: Работа с текстом :предыстория рождения Акакия Акакиевича, выбор имени, дата рождения 24 марта по новому стилю- день Иоанна Лествечника.как выбирали имя- Моккий «насмешник»,Варух –«благословенный», Соссий-«здоровый»и т.д. Фигура повтора Акакий Акакиевич

Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове был воздвигнут в период правления римского императора Юстиниана в VI веке. И ни разу с тех пор монастырь не был захвачен или разрушен!

До XI века монастырь носил название Преображенского, хотя мощи святой были обретены в VII веке, они и по сей день находятся в обители. В монастыре жил монах Иоанн, который написал книгу о нравственном самоусовершенствовании

Сравним строки «Лествицы райской» и повести«Шинель» «лествица» «шинель» «Железная броня кротости и терпения помогает отражать всякое оскорбленье и поношение » «Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто никого не было перед ним; это не имело влияние на его занятие: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме»

«Никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти , к нуждающимся будьте милосердны» И только когда насмешки над ним были невыносимы , он говорил «Оставьте меня ,зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с которым они были произнесены.»

Ничто не приносит столько пользы ближним как смиренный нрав и слово «В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость , что один молодой человек , недавно определившийся , внезапно остановился , как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде.»

Вывод: поведение Акакия Акакиевича- христианское смирение «В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость , что один молодой человек , недавно определившийся , внезапно остановился , как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде.» Акакий Акакиевич говорил мало, косноязычно

«Он был вечный титулярный советник» Группа историков: Табель о рангах. Показать , какое общественное положение занимал Акакий Акакиевич в табели о рангах, к чему это его обязывало. «Он был вечный титулярный советник»

«Табель о рангах»-это законодательный документ о чинах , созданный Петром I «…он был вечный титулярный советник» «титулярный советник -это низший чин»

Я знаю буквы: Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, Как подобает разумным людям — Постигайте мироздание! Несите слово убежденно — Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь! Я знаю буквы:

Старославянская азбука – это Я знаю буквы: Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, Как подобает разумным людям — Постигайте мироздание! Несите слово убежденно — Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь! Я знаю буквы:

. Петербург –это место, где человек теряет душу.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Жаркой Наталья МихайловнаНаписать 1275 08.06.2014

Номер материала: 123594060859

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

    08.06.2014 934
    08.06.2014 1933
    08.06.2014 532
    08.06.2014 6450
    08.06.2014 7175
    07.06.2014 585
    07.06.2014 876

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Конспект урока по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (8–9-й класс)

Разделы: Литература

… надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные…

Цели и задачи урока:

  • познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;
  • проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;
  • учить анализу текста;
  • работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.
  • развитие навыков монологической речи;
  • развитие навыков работы с критической литературой;
  • воспитание любви и уважения к личности человека.

Оборудование:

  • портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова;
  • иллюстрации к произведениям “Станционный смотритель”А. С. Пушкина “Шинель” Н. В. Гоголя;
  • фильм “Шинель”;
  • раздаточные листы к уроку по группам.

Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.

чтение слов А. П. Чехова

… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… — пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.

Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина , Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.

слайды с портретами

— Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем — “маленький человек”?

— А что это за тип героя?

— Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя “Шинель” — “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”, по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

2. История создания.

Замысел повести “Шинель” родился не сразу.

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург — выбран неслучайно.

— Как вы думаете, почему?

(город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”)

3. Анализ повести.

— Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Сегодня на уроке нам будет помогать СЛОВАРЬ устаревших слов. (см. приложение)

— Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?

— Каково отношение к нему сослуживцев?

— Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?

работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1)

— Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы?

— Подберите строчки из текста.

— Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

работа над портретом героя

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

— ДОСКА: АКАКИЙ — смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

— Как вы думаете почему?

— Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?

чтение сцены разговора с Петровичем

— А каково авторское отношение?

Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.

— Башмачкин — несчастный или посмешище?

— Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.

— Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

работа с иллюстрацией (см. рис. 2)

— Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами.

— Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

— Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

— Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально)

Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников.

работа в группах

высказывание А. Григорьева и воспоминания П. Анненкова

— Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?

— Где кульминация повести?

— Что происходит с Акакием Акакиевичем ? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни)

— В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

(никто не помог ему)

— К кому обращается Акакий Акакиевич ?

работа с иллюстрацией (см. рисунок 3)

— Что удалось изобразить иллюстраторам?

— Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.

— Каким же вы увидели чиновника?

— Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

— Давайте посмотрим финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть?

просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель”

— А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести.

(см. приложение задание №3)

4. Обсуждение ответов детей

выступление первой второй, третьей группы

— За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”)

выступление четвертой группы

— Как вы понимаете авторскую позицию?

— О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение)

— Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”, “возлюби ближнего как самого себя”

— Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). —Зачем же нужно это напоминание?

5. Домашнее задание.

Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).

Попробуйте сравнить ваши первые впечатления после прочтения повести Н. В. Гоголя “Шинель” и впечатление, сложившееся после урока.

— Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение задание №4)

Тест по повести «Шинель» Гоголя: вопросы и ответы по тексту (викторина по произведению)

Повесть «Шинель». Обложка. 1890-е гг.
Художник И. Э. Грабарь

Тест по повести «Шинель» Гоголя

  1. Захарыч
  2. Петрович
  3. Максимыч
  4. Савельич
  1. город N
  2. Москва
  3. Петербург
  4. Тверь
  1. статский советник
  2. губернский секретарь
  3. надворный советник
  4. титулярный советник
  1. за 40 лет
  2. за 50 лет
  3. за 60 лет
  4. за 70 лет
  1. Читает книги
  2. Гуляет по городу
  3. Переписывает бумаги
  4. Играет в карты
  1. Петрович
  2. Акакий Акакиевич
  3. «значительное лицо»
  4. директор департамента
  1. от падучей (эпилепсии)
  2. от жабы (ангины)
  3. от чахотки (туберкулеза)
  4. от удара (инсульта)
  1. 40 рублей
  2. 50 рублей
  3. 60 рублей
  4. 80 рублей
  1. штабс-капитан
  2. бригадир
  3. полковник
  4. генерал
  1. 1 копейку
  2. 5 копеек
  3. 10 копеек
  4. 20 копеек
  1. лекарем
  2. портным
  3. чиновников
  4. дворником
  1. у ростовщика
  2. у старухи
  3. у портного
  4. у отставного офицера
  1. на крестины
  2. на маскарад
  3. на именины
  4. на литературный вечер
  1. награждение на службе
  2. получение наследства
  3. женитьба
  4. пошив новой шинели
  1. Акакий Акакиевич
  2. Петрович
  3. помощник столоначальника
  4. «значительное лицо»
  1. из куницы
  2. из бобра
  3. из кошки
  4. из кролика

Ответы на вопросы теста

  1. ответ (3) Башмачкин
  2. ответ (1) 400 рублей
  3. ответ (2) Петрович
  4. ответ (3) Петербург
  5. ответ (4) титулярный советник
  6. ответ (2) за 50 лет
  7. ответ (3) переписывает бумаги
  8. ответ (1) Петрович
  9. ответ (2) от жабы (ангины)
  10. ответ (3) 60 рублей
  11. ответ (4) генерал
  12. ответ (1) 1 копейку
  13. ответ (3) чиновником
  14. ответ (2) у старухи
  15. ответ (3) на именины
  16. ответ (4) пошив новой шинели
  17. ответ (2) Петрович
  18. ответ (3) из кошки

Это были ответы на вопросы теста по повести «Шинель». Вопросы также можно использовать для викторины по произведению «Шинель».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: