Сочинение по лирике А

Величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве обращался к темам, которые больше всего волновали его. Это — любовь, свобода, дружба, творчество. Наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта дает его лирика. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для Пушкина — спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.

Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного порыва нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр «легкой поэзии»;

Считается, что Пушкин был последователем Анакреона — греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. Еще в лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики — стихи в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно особенных чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения:

  • Отечество почти я ненавидел —
  • Но я вчера Голицыну увидел
  • И примирен с отечеством моим.

В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским, но появляется и нечто новое. Впервые возникает то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт, — возвышенный идеал: Где женщина не с хладной красотой, Но с пламенной, возвышенной, живой?

В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды и Лиды для Пушкина на Юге уже в прошлом:

Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной.

В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного настроения. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм.

Романтический герой Пушкина — это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны. Такие ноты звучат в стихотворении «Прощанье»:

  • В последний раз твой образ милый
  • Дерзаю мысленно ласкать,
  • Будить мечту сердечной силой
  • И с негой робкой и унылой
  • Твою любовь воспоминать.

Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая «утаенная любовь». «Утаенная любовь» подходила романтическому герою, соответствовала его образу. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть «чудные мгновенья», которые связаны с любовью.

В период южной ссылки поэт пережил много сильных увлечений. Любовь заполняет короткое время пребывания Пушкина в Одессе. В многочисленных стихотворениях им созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась поэтом как чувство преходящее. Пушкин неискал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его «донжуанского списка». В стихотворениях «На холмах Грузии», «Я вас любил» говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными.

В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви: «печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой». В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это — стихотворения-воспоминания.

В стихотворении «Я вас любил» все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении «На холмах Грузии». Однако любовь-воспоминание становится источником новых ярких переживаний: И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может.

Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за рамки быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию», — говорит Пушкин,

А. С. Пушкин много размышлял о поэзии, но так и не ответил на вопрос о том, ради чего дается человеку талант стихотворца. Наверное, поэтический дар нужен для того, чтоб воздвигнуть «памятник нерукотворный», пробуждая сердца людей от сна. И основанием этого памятника была воспетая Пушкиным любовь.

Следующее сочинение из данной рубрики: ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина

Средняя оценка: 4.5

Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.

Одно из первых произведений, посвященных теме любви, — послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:

В первый раз еще, стыжуся,

В женской прелести влюблен.

Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.

В другом раннем стихотворении — «Желание» — лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру, любя!

В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить — значит жить и творить, любовь — великий источник вдохновения. Любовь слезы — вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.

Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя — его сердце «вновь горит и любит». Любовь — это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».

«Я вас любил…» — наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение «Я вас любил…» — это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.

В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, — это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.

Еще одно стихотворение о любви — сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.

Таким образом, любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь — это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить — это значило жить и, главное, творить.

Вместе с сочинением «Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина» часто ищут

Популярность темы: 6497 | Оценка: 4.5 | Закладки:

Любовная лирика А. С. Пушкина

В Михайловский период были написаны лучшие стихи о любви. С отроческих лет душа поэта томилась жаждою любви. Но от «первых сердца снов», от наивной детской влюбленности и «безумных» увлечений юности к могучей страсти был пройден нелегкий путь. Всем прежним увлечениям противостала «могучая страсть», подлинное, высокое, живое, исполненное горечи, страдания и красоты чувство. Стихи Пушкина о любви, написанные на протяжении всей жизни, не нуждаются в биографических комментариях. Пережитое конкретное и реальное чувство Пушкина переплавилось в «благоуханную», по словам Гоголя, поэзию. Высокая страсть личности, с ее счастьем и горем, восторгом вдохновенья и страданиями, благодарностью щедрого сердца и вечной памятью о единственной близкой и нужной, бесконечно дорогой женщине только в стихах и могла полностью выразить себя. Стихотворения, написанные в Михайловском, — «Ненастный день потух. «, «Желание славы», «Сожженное письмо» — полни светлого чувства счастливого человека. И это било счастье любви.

Здесь же в Михайловском происходит переход Пушкина к реализму, который наметился еще в работе над «Цыганами». Главы «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов» подтверждают это. После поражения декабристов Пушкин по требованию царя отправляется в Москву. На вторую половину 20-х годов приходится расцвет лирической поззии Пушкина. Он создает такие полные глубокого смысла и задушевного чувства произведения, как «Поэт», «Три ключа», «Воспоминание», «На холмах Грузин», «Я вас любил. » и др. Лирика поэта знакомит нас с его философскими раздумья-ми о смысле ЖИЗНИ, о счастье человека, о трагическом в жизни, о нравственном идеале, особенно ярко воплощенном в стихах о любви.

Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, она — дар жизни. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присуще и трагическое — ревность, разлука, смерть любимой и т.д. Но его лирический герой всегда желает счастья той, которую он любит даже безнадежно:

  • Я вас любил: любовь еще, быть можешь,
  • В душе моей угасла не совсем;
  • Но пусть она вас больше не тревожит;
  • Я не хочу печалить вас ничем.
  • Я вас любил безмолвно, безнадежно,
  • То робостью, то ревностью томим;
  • Я вас любил так искренно, так нежно,
  • Как дай вам Бог любимой быть другим.

В этом удивительном по силе чувства и лаконичности художественного выражения стихотворении воплотились те черты «гуманности и изящества», в которых русский критик Белинский видел отличительные особенности пушкинской лирики. Нередко тема любви в стихотворениях Пушкина сливается с изображением картин природы, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом («Кто знает край, где небо блещет» (1827), «На холмах Грузин лежит ночная мгла»(1829)). В лирике зрелого Пушкина наиболее ярко выражена борьба мотивов грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. Оптимистические ноты неизменно побеждают. Элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных «(1829) наполнена печальными раздумьями о смерти, как неутомимом законе и неизбежном конце жизни. Раздумья заканчиваются мотивом победи ЖИЗНИ, успокаивающим душу поэта:

  • И пусть у гробового входа
  • Младая будет жизнь играть,
  • И равнодушная природа
  • Красою вечною сиять.

С этой элегией перекликается написанное в 1830 г. стихотворение «Безумных лет угасшее веселье. «.

Урок литературы в 9 классе по изучению лирики А. С. Пушкина с использованием методов критического мышления

Литература. 9 класс. Конспект урока с использованием методов критического мышления. Тема: Лирика А. С. Пушкина. Любовь как источник творческого вдохновения.

Красота любовного чувства лирического героя «Поэзия учит нас Эмоционально мыслить и Умно чувствовать». (Андрей Битов, литературовед) I часть урока — Перед чтением стихотворения определим задачи (записаны на сигнальных карточках, помещаются на доске): 1.

Какое настроение владеет лирическим героем? 2.

Какие чувства возникают после его прочтения? 3. Каков характер лирического героя? Как он выражает свои чувства? 4. Тема стихотворения Для решения этих задач нам необходимо проанализировать текст, обратить внимание на словесный ряд, на образы. Чтение стихотворения: На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой. Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. 1829 Составление цепочки ключевых слов (запись в тетрадях): Лежит мгла Шумит Грустно — легко – светла Печаль полна Тобой – тобой Не мучит — не тревожит Горит – любит Не любить не может (выводы воспроизводятся на экране через мультимедиа после того, как учащиеся попытаются их сформулировать самостоятельно)  В КАКОМ СООТНОШЕНИИ НАХОДЯТСЯ ключевые СЛОВА из первой и последней строки? ( лежит мгла — не любить не может) Мгла – туман, сумрак, тьма – не – не – усиливают смысл слов может любить (сердце живо лишь тогда, когда оно любит) Понятия противопоставлены С какой целью? ( наиболее ярко, страстно выразить желание всегда ощущать любовь) Если проследить движение мысли и чувства, то каким оно будет от начала к концу стихотворения? ( от спокойного к напряжённому, к душевному порыву — признанию) Какую роль играет слово печаль? Почему она светла? ( Лирический герой любит, но разлучён со своей возлюбленной, что не умаляет его чувства, а лишь делает его более ощутимым) Что ещё в стихотворении подчёркивает чувства поэта, его светлую печаль, его грусть и лёгкость? ( состояние ночной засыпающей природы) Читаем стихотворение ещё раз и отвечаем на вопросы, которые мы определили (слова-понятия помещаются на доске сигнальными карточками, учащиеся выходят к доске парами от каждой рабочей группы и записывают ответы) Настроение – от светлой печали и грусти Л. Г. переходит к страстному признанию Чувства – горячее желание любить Характер ЛГ – живой, импульсивный, способный на истинное глубокое чувство, которое ярко выражается в последней строке стихотворения ( состояние без любви равносильно смерти) Тема стихотворения – вечна сама потребность любить, как вечна и величественна природа Кавказа, как вечна женская красота и вдохновение, рождённое ею. II часть урока. Чтение стихотворения Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. 1829 Составляем синквей (работа в группах, с последующим сравнением и защитой результатов работы) В результате должен получиться примерный ряд и вывод: Я Искренно нежно Любил не угасла не тревожит Дай Бог быть любимой Любил Я любил — любовь уходит, но «ещё угасла не совсем», она была «безмолвная», без надежды на взаимность, она колебалась между робостью и ревностью. ЛГ с горечью, но искренне желает своей возлюбленной быть счастливой пусть с другим, значит – он человек высокой души и благородства, значит — любил по-настоящему. Слово Бог – как чистота помыслов, искренность сердца. Обращаем внимание на повторы: сколько раз повторяется местоимение я, предложение «я вас любил»? Почему? Почему глагол употреблён в прошедшем времени? (Вопросы задаются тем членам рабочих групп, которые, по наблюдениям учителя не проявляют достаточной активности: они дают приблизительный ответ, группа редактирует, ученик, учитывая помощь, даёт ответ учителю) III часть урока Лекция с остановками. Пушкин не искал вечной любви, для него была важна сама потребность любить. Любовь для него подобно буре, властно захватывала, давала ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, но затем угасало, превращаясь в «цветок засохший, бездуханный» Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской прозы. Стихи Пушкина — вовсе не дневник его любовных побед: в них правда его любовных переживаний, искренность, чистота порывов, благородство. ( тексты перед учащимися на партах, репродукции – на экране) Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный спаситель – Она с величием, Он с разумом в очах – Взирали, кр
откие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Женщина для Пушкина прежде всего предмет поклонения, источник вечной красоты, гармонии, поэтического вдохновения, совершенство, идеал: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Любовь заставляет душу поэта пробудиться, она доставляет высшее наслаждение, она награда за тяготы и горести жизни: Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… И может быть – на мой закат печальный Блеснёт любовь улыбкою прощальной. IV часть урока Опираясь на проведённые наблюдения, записи в тетрадях, материалы лекции с остановками, составить кластер Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя

    Автор: Мальченко Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Средняя общеобразовательная школа с. Филиппово Ордынского района Новосибирской области

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector