Сочинение по лирике А

Величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве обращался к темам, которые больше всего волновали его. Это — любовь, свобода, дружба, творчество. Наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта дает его лирика. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для Пушкина — спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.

Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного порыва нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр «легкой поэзии»;

Считается, что Пушкин был последователем Анакреона — греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. Еще в лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики — стихи в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно особенных чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения:

  • Отечество почти я ненавидел —
  • Но я вчера Голицыну увидел
  • И примирен с отечеством моим.

В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским, но появляется и нечто новое. Впервые возникает то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт, — возвышенный идеал: Где женщина не с хладной красотой, Но с пламенной, возвышенной, живой?

В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды и Лиды для Пушкина на Юге уже в прошлом:

Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной.

В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного настроения. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм.

Романтический герой Пушкина — это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны. Такие ноты звучат в стихотворении «Прощанье»:

  • В последний раз твой образ милый
  • Дерзаю мысленно ласкать,
  • Будить мечту сердечной силой
  • И с негой робкой и унылой
  • Твою любовь воспоминать.

Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая «утаенная любовь». «Утаенная любовь» подходила романтическому герою, соответствовала его образу. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть «чудные мгновенья», которые связаны с любовью.

В период южной ссылки поэт пережил много сильных увлечений. Любовь заполняет короткое время пребывания Пушкина в Одессе. В многочисленных стихотворениях им созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась поэтом как чувство преходящее. Пушкин неискал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его «донжуанского списка». В стихотворениях «На холмах Грузии», «Я вас любил» говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными.

В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви: «печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой». В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это — стихотворения-воспоминания.

В стихотворении «Я вас любил» все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении «На холмах Грузии». Однако любовь-воспоминание становится источником новых ярких переживаний: И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может.

Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за рамки быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию», — говорит Пушкин,

А. С. Пушкин много размышлял о поэзии, но так и не ответил на вопрос о том, ради чего дается человеку талант стихотворца. Наверное, поэтический дар нужен для того, чтоб воздвигнуть «памятник нерукотворный», пробуждая сердца людей от сна. И основанием этого памятника была воспетая Пушкиным любовь.

Следующее сочинение из данной рубрики: ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

Лирика Пушкина периода южной ссылки

Романтическое направление в творчестве Пушкина особо ярко прослеживается в период его Южной ссылки (1820-1824).Ведущее положение в «южной» лирике Пушкина заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его и жанр романтической баллады («Песнь о вещем Олеге»). Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегия «Погасло дневное светило…», «Мне вас не жаль, года весны моей…», «Редеет облаков летучая гряда…» и «Я пережил свои желанья…» — как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина. В них проведена резкая грань между петербургскими годами, наполненными дружеским общением, пирами, радостями любви, и новой жизнью «под бурями судьбы жестокой», «в изгнанье скучном», «вдали друзей вольнолюбивых». Как всегда, лирика Пушкина автопсихологична. Романтическая образность стала стилевым эквивалентом мироощущения Пушкина.

Настоящее казалось ссыльному поэту бесприютным, унылым и неопределенным. Часто возникали психологические параллели со знаменитыми опальными поэтами – древнеримским поэтом Овидием и современниками, Байроном и Е.А. Баратынским. Яркие образы изгнанников и странников, созданные Пушкиным в послании «К Овидию» (1821), в исторической элегии «Наполеон» (1821), в дружеских посланиях к Баратынскому (1822), подчеркнули символический смысл его собственной судьбы.

Многие жанровые особенности элегий (исповедальность, быстрая смена чувств и эмоций, фрагментарность) характерны и для посланий. Для Пушкина они были естественной формой обращения к далеким петербургским друзьям и новым знакомым. Круг адресатов дружеских посланий чрезвычайно широк: А.А. Дельвиг, Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский. П.Я. Чаадаев, Ф.Н. Глинка, Ф.Ф. Юрьев, Я.М. Толстой, В.Ф. Раевский, В.Л. Давыдов и др. Послания легко превращались в письма-исповеди. В них поэт размышлял о своей жизни в изгнании, вспоминал сладостные минуты общения с друзьями. Послания «К Овидию», «К моей чернильнице», «Послание цензору»- раздумья о превратностях судьбы, о творчестве и положении дел в литературе.

В романтической лирике запечатлен неповторимый психологический облик самого Пушкина. В поэмах была создана романтическая модель действительности, ставшая актуальной для многих русских поэтов-романтиков. Поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1821-1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823) и «Цыганы» (закончены в 1824г. В Михайловском) – главное достижение Пушкина в период Южной ссылки. Несмотря на разноречивые оценки читателей и критиков, поэмы упрочили славу Пушкина как первого поэта России.

Испытав сильнейшее влияние личности и творчества Д.Г. Байрона, Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. Он встал у истоков нового – активного, бунтарского – течения в русском романтизме. Главной особенностью этого течения, отличавшей его от созерцательного, элегического романтизма 1810-х гг., стало иное отношение к действительности. Не уход от реальности, выражавшийся в мистическом переживании одиночества, вдохновлял Пушкина-романтика. В его произведениях – в лирике и особенно в поэмах – на первом плане гордый, свободолюбивый человек в конфликте с окружающей действительностью. Пушкин создал образы романтических героев (пленник, Алеко), стремящихся порвать с цивилизацией, найти новые жизненные ценности (свобода, близость к природе, любовь-страсть). Его привлекали гордые, волевые люди, бросающие вызов судьбе (таковы помимо героя поэмы «Кавказский пленник» и Алеко, Земфира в «Цыганах», Зарема в «Бахчисарайском фонтане»). В романтической лирике Пушкина 1829-1824 гг. тема свободы занимала особое место.

Пространственно — временные образы в эпиграфах к главам романа, их художественные функции.
Эпиграфы к главам романа делятся на две группы: цитаты из поэзии 18 века и строки из народных песен и пословицы. Такой подбор эпиграфов и такое их разделение не случайно. Эпиграфы к главам образуют здесь целую систему. В них звучат голоса .

Лопе де Вега (1562—1635)
Светлая, жизнерадостная эпоха Возрождения, пора надежд, благих порывов и большой веры в силы человеческого разума, донесла до первых десятилетий XVII столетия несколько своих титанов. Шестнадцать лет жили в новом столетии Шекспир и Серван .

Ганс Христиан Андерсен
02.04.1805 г., г. Оденс, Дания — 05.08.1875 г. АНДЕРСЕН Ганс Христиан [Hans-Christian Andersen, 1805-1870] — датский поэт, примыкавший к романтической школе. Его сказки — одно из значительнейших явлений в мировой литературе XIX в. Родилс .

Анализ творчества Пушка периода южной ссылки

Испуганное ростом освободительного движения, широким распространением пушкинских вольнолюбивых стихов, царское правительство весною 1820 г. сослало поэта на юг. Он отправился в Екатеринослав (ныне — Днепропетровск): там находилась канцелярия генерала Ин-зова, к которой Пушкин был прикомандирован. В Екатеринославе поэт познакомился с героем войны 1812 г. генералом Н. Н. Раевским и вместе с его семейством совершает поездку на Кавказ, а затем и в Крым. После четырехмесячного путешествия, оставившего в жизни и в творчестве Пушкина неизгладимый след, он переезжает в Кишинев, куда к тому времени был переведен штаб Инзова.

Кишинев был тогда одним из центров декабристского движения. Пушкин попадает в круг будущих деятелей Южного общества, знакомится с Пестелем, о котором записал: «Умный человек во всем смысле этого слова». Пушкин часто покидал Молдавию. Он совершал поездки по Украине, в частности, гостил в имении Давыдовых (тогда оно входило в Киевскую губернию, теперь находится на территории Черкасской обл.), встречался с такими видными деятелями декабристского движения, как М. Ф. Орлов, И. Д. Якуш-кин и др.

Впечатления, навеянные на Пушкина пребыванием на Кавказе, в Крыму, встречи с декабристами в Кишиневе и на Украине — все это способствовало идейному росту поэта, дальнейшему развитию его таланта, углублению его духовных исканий. Лирические стихи, написанные Пушкиным в этот период, носят ярко выраженный романтический характер. Сама атмосфера южной природы, моря, свободной стихии предопределяла до известной степени образную систему его лирики.

Одно из лучших стихотворений Пушкина южного периода «К морю» (1824) не случайно начинается словами «Прощай, свободная стихия». Они определяют основную идейно-эмоциональную тональность произведения, выделяя романтический мотив природы, моря как идеал свободы и независимости.

Эти же мотивы характерны для стихотворения «Узник» (1822), где темнице, тюрьме контрастно противопоставлен иной мир, определяемый романтическими образами белеющих гор, синего моря, ветра и т. д. Для Пушкина свобода — мощное стихийное, чувство, присущее всему на земле — и орлу, и человеку. Лирическое стихотворение наполняется политическим смыслом.

Идея свободы и независимости разрабатывалась романтиками и при обращении к теме поэта и поэзии. Особенно отчетливо это проявлялось у декабристов. Пушкин в этом плане также был их союзником. Его обращение к легендарной русской истории в балладе «Песнь о вещем Олеге» (1822) нужно воспринимать в контексте декабристской поэзии. Поэт в понимании Пушкина наделен пророческим даром, он может предвидеть будущее, он независим в своем творчестве.. Никакие угрозы властей его не пугают, он служит одной только правде. Именно так строится конфликт князя и вдохновенного кудесника в «Песне о вещем Олеге»:

  • Волхвы не боятся могучих владык,
  • А княжеский дар им не нужен;
  • Правдив и свободен их вещий язык
  • И с волей небесною дружен…

Вещим и мудрым оказывается в конечном счете кудесник (поэт), а вовсе не князь.

Представление о высоком предназначении поэта и поэзии закономерно приводило Пушкина к дальнейшему расширению тематического диапазона его лирики. В стихах периода южной ссылки он пишет об испанской революции и о восстании в Неаполе («В. Л. Давыдову», 1821). Когда поэт узнал о восстании в Греции, он сам пожелал принять в нем участие («Война», 1821; «Гречанке», 1822). Одно из наиболее острых политических стихотворений Пушкина этих лет— «Кинжал» (1821) —было воспринято многими декабристами как призыв к цареубийству. Однако поражение народно-освободительных движений в Европе, торжество реакции приводили к появлению у Пушкина элементов разочарованности, скептицизма («Свободы сеятель пустынный…», 1823, «Недвижный страж дремал…», 1824). Эти настроения в определенной степени отразились и в его романтических поэмах, созданных на юге.

Понравилось сочинение » Анализ творчества Пушка периода южной ссылки, тогда жми кнопку of your page —>

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Анализ творчества Пушка периода южной ссылки.

Любовная лирика А. С.Пушкина

Приходит время, и каждый человек попадает в плен любовных мечтаний. Пушкин не был исключением. Стихи на тему любви он начал писать еще в лицейские годы. Правда, почти все они отличались большой долей книжности, высокопарностью, однако были и такие — «Желание», «Певец», — которые по достоинству можно причислить к шедеврам ранней лирики поэта.

Любовная лирика Пушкина периода южной ссылки отличается поэтической зрелостью, подлинностью. Чувствуется непосредственность, живость любовных переживаний. Кроме того, любовной лирике этого периода присущ особый психологизм, причем ярко выраженный. Взять хотя бы стихотворение «Простишь ли мне ревнивые мечты. «, посвященное Амалии Ризнич:

Хочу лъ бежать: с боязнью и мольбой Твои глаза не следуют за мной. Заводит ли красавица другая Двусмысленный со мною разговор — Спокойна ты; веселый твой укор Меня мертвит, любви не выражая. Стихотворение пронизано жаркими признаниями в любви, и вместе с тем в нем автор глубоко анализирует свои переживания. Поэт не дает точного описания характера возлюбленной, но зато как четко изображено ее поведение: «зачем же любишь ты всегда пугать мое воображенье? Окружена поклонников толпой, зачем для всех казаться хочешь милой..»

Любовная лирика Михайловского периода во многом напоминает стихи этой тематики, написанные в южный период. Они также пронизаны психологизмом, в них поэт так же пытается постичь глубину любовных переживаний. Только ощутим возраст поэта: он повзрослел, и стихи его теперь отличаются большей зрелостью и лиризмом.

Я новым для меня желанием томим: Желаю славы я, чтоб именем моим Твой слух был поражен всечасно,

Окружена была, чтоб громкою молвою Все, все вокруг тебя звучало обо мне, Чтоб, гласу верному внимая в тишине, Ты помнила мои последние моленья В саду, во тьме ночной, в минуту разлучвнъя. Мы знаем, что стихотворение посвящено конкретному человеку, возлюбленной Пушкина, но необычайная правдивость и точность авторских рассуждений заставляет читателя перенестись от образа возлюбленной поэта к своей любимой. И почти всегда читатель ловит себя на мысли, что более точно, чем сказал поэт, уже не скажешь. Это присуще не только стихотворению «Желание славы», но и всей любовной лирике Пушкина зрелых лет.

Шедевром интимной лирики русской литературы по праву считается стихотворение «Я помню чудное мгновенье. «, которое поэт посвятил Анне Керн. С девятнадцати летней Анной, женой генерала Керна, Пушкин познакомился еще в 1819 году у своих знакомых. Тогда они обменялись всего несколькими фразами^ но красота молодой женщины произвела на поэта такое сильное впечатление, что еще долго ему «снились милые черты». Но сначала южная ссылка, затем ссылка в Михайловское вынудили поэта оставить свет, а значит, и надежду на встречу с той, что так пленила его. И каково же было удивление поэта, когда здесь, в Михайловском, у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно увидел ее, все такую же сказочно красивую и обаятельную, как и пять лет назад. Забытые чувства вернулись к поэту, и любовь к Анне вдохновила на прекрасные строки:

Душе настало пробуждены:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты,

И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Стихотворение поражает своей простотой, легкостью, музыкальностью. Образ любимой предстает перед нами необыкновенно светлым, идеальным. Такими же видятся и отношения автора к молодой женщине. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье. » Пушкин не только восторгается красотой любимой, но и воспевает любовь вообще, преклоняется перед ним.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: