Сочинение: Образ Руси в поэме Н

Гоголь «Мертвые души»

«Мертвые души» — вершина в творчестве Н.В. Гоголя. В поэме автор сделал глубокие художественные открытия и обобщения. В основу идейного замысла произведения положены мысли писателя о народе и о будущем России. Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. В произведении создан коллективный собирательный образ народа.

Заезжая вместе с Чичиковым в помещичьи усадьбы, читатель может сделать определенные выводы о положении крестьян. У Манилова перед взором героя промелькнули «серенькие бревенчатые избы» и оживляющие вид фигуры двух баб, тащивших «изорванный бредень». В еще более ужасной нищете живут крестьяне у Плюшкина: «… бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето… Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном…» У того, кто «плохо кормит людей», они и «мрут, как мухи», многие спиваются или находятся в бегах. У кулака Собакевича и прижимистой Коробочки крестьянам тоже живется нелегко. Деревенька помещицы – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот «уступила» третьего года протопопу «двух девок по сто рублей каждую». Еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает, где право, где лево. Этот ребенок растет, как сорная трава. Коробочка проявляет беспокойство о девчонке, но не более чем о вещи: «… только ты смотри: не завези ее, у меня уже одну завезли купцы».
Помещики, изображенные в поэме, — не злодеи, а обычные, типичные для данной среды люди, но они владеют душами. Для них крепостной не человек, а раб. Гоголь показывает беззащитность крестьянина перед помещичьим произволом. Крепостник распоряжается судьбой человека, может продать или купить его: живого или даже мертвого. Таким образом, Гоголь создает обобщенный образ русского народа, показывая, сколько бед стережет его: неурожаи, болезни, пожары, власть помещиков, хозяйственных и бесхозяйственных, скупых и рачительных.

Крепостное право губительно действует на трудовой народ. У крестьян появляется тупая покорность, безразличие к собственной судьбе. В поэме показаны забитые мужики дядя Митяй и дядя Миняй, загнанный Плюшкиным Прошка в огромных сапогах, глупая девчонка Пелагея, пьяницы и лентяи Петрушка и Селифан. Автор сочувствует тяжелому положению крестьян. Он не умолчал о народных бунтах. Чиновники и Плюшкин вспомнили, как недавно за пристрастие заседателя Добряжкина к деревенским бабам и девкам казенные крестьяне селений Вшивая спесь и Задирайлово стерли земскую полицию с лица земли. Губернское общество сильно тревожится при мысли о возможности бунта беспокойных крестьян Чичикова при их переселении в Херсонскую область.
В обобщенном образе народа автор выделяет колоритные фигуры и яркие или трагичные судьбы. В уста Чичикова вложены раздумья автора о не живущих уже на земле крестьянах. Впервые в поэме показаны действительно живые люди, но жестокая ирония судьбы заключается втом, что они-то уже закопаны в землю.
Мертвые поменялись местами с живыми. В списке Собакевича обстоятельно отмечены достоинства, перечислены профессии; у каждого крестьянина – свой характер, своя судьба. Пробка Степан, плотник, «всю губернию исходил стопором за поясом и сапогами на плечах». Максим Телятников, сапожник, «учился у немца… был бы чудо, а не сапожник», а из гнилой кожи сшил сапоги – и лавка запустела, и пошел он «попивать да валяться по улицам». Каретник Михеев – народный умелец. Он делал прочные экипажи, которые славились на всю округу.
В воображении Чичикова воскресают молодые, здоровые, работящие, одаренные люди, ушедшие из жизни в цвете лет. С горьким сожалением звучит авторское обобщение: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Не могут не вызывать сочувствия изломанные судьбы беглых крестьян Плюшкина. Кто-то из них по тюрьмам мается, кто-то подался к бурлакам и тащит лямку «под одну бесконечную, как Русь, песню».

Таким образом, Гоголь среди живых и мертвых находит воплощение различных качеств русского характера. Его Родина – Русь народная, а не поместно-чиновничья. В лирической части «Мертвых душ» автор создает абстрактно-символические образы и мотивы, которые отражают его размышления о настоящем и будущем Руси, — «меткое русское слово», «чудо-дорога», «Русь моя», «птица-тройка». Автор восхищается меткостью русского слова: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство…» Меткость выражений отражает бойкий, живой ум русского мужика, который способен одной чертой обрисовать явление или человека. Этот удивительный дар народа отражается в созданных им пословицах и поговорках. В своем лирическом отступлении Гоголь перефразирует одну из таких пословиц: «Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором». Автор убежден, что по творческой силе русскому народу нет равных. В его фольклоре отражается одно из главных качеств русского человека – душевность. Меткое, бойкое слово у мужика вырывается «из-под самого сердца».

Образ Руси в авторских отступлениях пронизан лирическим пафосом. Автор создает образ идеальный, возвышенный, притягивающий «тайной силой». Он не даром говорит о «чудном, прекрасном далёке», из которого смотрит на Россию. Это эпическая даль, даль «могучего пространства»: «у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь. » Яркие эпитеты передают мысль об удивительной, неповторимой красоте России. Автор поражен и далью исторического времени. Риторические вопросы содержат утверждения об уникальности русского мира: «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» Герои, изображенные в повествовании о похождениях Чичикова, лишены эпических качеств, это не богатыри, а обычные люди с их слабостями и пороками. В эпическом образе России, созданном автором, для них не находится места: они исчезают, подобно тому, «как точки, значки, неприметно торчат среди равнин невысокие города».

В финале поэмы Гоголь создает гимн дороге, гимн движению – источнику «чудных замыслов, поэтических грез», «дивных впечатлений». «Русь-тройка» — емкий символический образ. Автор убежден, что у России великое будущее. Риторический вопрос, обращенный к Руси, пронизан верой в то, что дорога страны – дорога к свету, чуду, перерождению: «Русь, куда же несешься ты?» Русь-тройка возносится в другое измерение: «кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг» «и мчится вся вдохновенная Богом». Автор верит, что Русь-тройка летит по пути духовного преображения, что в будущем появятся настоящие, «добродетельные» люди, живые души, способные спасти страну.

ТИПИЧНЫЕ ХАРАКТЕРЫ В ПОЭМЕ ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” – сочинение по “Мертвые души” Гоголь Н. В

В 1835 году Гоголь начал писать поэму “Мертвые души”. Сюжет для этого произведения подсказал ему Пушкин. Он рассказал об одном авантюристе, который, скупая мертвые души, разбогател. Произведение, над которым начал работу Гоголь, рисовалось ему как огромный роман в нескольких частях. Ему хотелось осветить в своем произведении Россию со всех сторон: в первом томе он хотел показать все отрицательные стороны России, а во втором томе нарисовать положительных героев, тех, кто поведет Россию вперед.

Второй том не удался Гоголю, так как современная ему Россия не дала ему типичных характеров тех, кто был бы положительным и мог бы повести страну вперед. Показать собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, Чичиковых было легче, потому что их было в России очень много, их Гоголь видел на каждом шагу, поэтому образы первого тома романа были необыкновенно живыми и волновали русского читателя. В первом томе предстает целая галерея русских помещиков, чиновников, начиная от мелких и кончая крупными,— всех тех, кого писатель назвал “мертвыми душами”, мертвыми потому, что они не только не способствовали продвижению России вперед, но и тормозили ее развитие, потому что своим паразитическим образом жизни они убивали все, что было лучшего в России, в том числе и душили жизнь русского народа.

Одни из них проживают свои имения, разоряя и себя, и своих крестьян, например, Манилов. Другие более “рационально” ведут хозяйство. Их крестьяне относительно богаты, живут в достатке, и это выгодно помещику, так как из зажиточного крестьянина можно больше выжать. Это и Собакевич, и Коробочка.

Есть среди них и кутилы, и пьяницы. Не задумываясь, они проигрывают в карты или пропивают все, что было добыто крестьянами в тяжком труде в течение года. К такому типу помещиков относится Ноздрев. Есть и скряганакопитель Плюшкин, у которого гниет хлеб в скирдах, портятся продукты в погребах, а крестьяне “мрут, как мухи” от голода. Разные люди, разные типы помещиков.

И все это — Россия. Первый, к кому приезжает Чичиков — Манилов. Манилов — помещик “средней руки”: у него примерно 200300 крепостных душ. Он необыкновенно безхозяйственен; он не знает даже, сколько крестьян у него умерло, богат он или беден. Целыми днями он просиживает в своем кабинете, курит и складывает пепел горками различной величины и формы. Когда с Маниловым начинаешь разговаривать, сообщает Гоголь, то в первую минуту кажется, что это умный и занимательный человек, но через несколько минут его собеседник пожимает плечами в недоумении, а еще через несколько минут он с возмущением отходит от него и говорит, что это черт знает, что такое.

Манилов много мечтает, но мечты его совершенно беспочвенны, не связаны с жизнью. Пустая мечтательность, неумение жить — вот характерные черты этого человека. Манилов смотрит на жизнь и на людей через розовые очки. На вопрос Чичикова о том, какими являются те или иные помещики, чиновники, тот не слышит от Манилова ни одной отрицательной характеристики. Дной отрицательной характеристики.

Все они, по его мнению, самые умные, добрые и почтенные люди. Но Манилов хвалит не потому, что он видит в людях хорошее, а потому, что он не видит ни плохого, ни хорошего, а просто привык так говорить обо всем и обо всех. В образе Манилова Гоголь вывел представителя одного из типов русских помещиков начала XIX века. Прекраснодушие Манилова строится на том, что не нужно думать о своем завтрашнем дне. Крепостничество дает Манилову ощущение полного благополучия окружающей его действительности.

Изображая в своей поэме характерные черты русских помещиков, Гоголь выработал определенную систему рисунка типического характера. Каждый помещик, изображенный в поэме “Мертвые души”, встает перед читателями, охарактеризованный с нескольких точек зрения. Вопервых, внешность, в которой, по мнению Гоголя, уже отражаются внутренние черты человека.

Вовторых, его деревня, его поместье, потому что для Гоголя очень важно, каков помещик как хозяин, как он ведет свое хозяйство, как он относится к своим крепостным. Втретьих, вещи, которые его окружают, потому что вещи тоже о многом могут сказать. Например, тяжеловесная мебель в доме Собакевича как будто кричит: “И я тоже Собакевич!” Вчетвертых, это речь персонажа, так как в ней открывается его внутреннее содержание. Все помещики сталкиваются с Чичиковым в сценах куплипродажи мертвых душ, и в том, как ведут они себя при этом, тоже раскрываются их характеры.

Гоголь выбирает для своих героев такие характеристики, которые особенно ярко передают распространенные черты русских помещиков. Собакевичу свойственны черты человека, который дрожит над каждой копейкой. Коробочке присуща глупая жадность и расчетливость. У Плюшкина жадность доведена до крайности, он стал “прорехой на человечестве”. Ноздрев готов все продать, обменять, пропить, прокутить.

По меткому определению Белинского, “типичный характер — это знакомый незнакомец”. Типическое — это то, что наиболее распространено, что подсказано самой жизнью, и мы убеждаемся в этом, читая талантливое произведение великого русского писателя.

Cочинение — ТИПИЧНЫЕ ХАРАКТЕРЫ В ПОЭМЕ ГОГОЛЯ — МЕРТВЫЕ ДУШИ

В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Привилегированное положение дворянства накладывало на него ответственность за экономическое и культурное развитие государства.

Каковы же основные представители этого сословия? Писатель дает в поэме крупным планом образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу. Знакомство с обитателями патриархальных барских усадеб &#151 Маниловым, Ноздревым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным &#151 выявляет основные типичные черты российского провинциального дворянства: паразитизм, алчность, бездумное расточительство, умственное и моральное убожество. Как замечательный писатель-реалист Гоголь раскрывает эти общие качества в индивидуальных, ярких и неповторимых образах, создавая типические характеры.

Расположение помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем последовательно гостим у хозяйственной, аккуратной «скопидомки» Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашного Ноздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это безотрадное путешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такой последовательности мы видим движение &#151 от лучшего к худшему. И касается это, главным образом, не столько барских усадеб, сколько их обитателей.

Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых прожектах. На эту мысль наводит и описание его усадьбы, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков. Каков хозяин, такова и усадьба. У Манилова в деревне царят беспорядок и разорение. Это впечатление усугубляется описанием пейзажа с преобладанием неопределенного, серого цвета. Невольно вспоминается авторская характеристика людей типа Манилова: «ни то ни се», «ни в городе Богдан ни в селе Селифан». Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Гоголь смешно описывает растерянность Манилова. Понимая, что предложение милейшего гостя явно противоречит закону, он не в силах отказать такому приятнейшему человеку. Его озабоченность находит выражение в размышлении о том, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» Комизм ситуации заключается в том, что заботу о политике государства проявляет человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство. И такие люди являются правящим классом России!

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену «копейке». Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую «дубинноголовость» и жадность. Значит, при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов.

Зато какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе «исторического человека». Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть &#151 бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков &#151 крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Именно на этой благодатной почве буйно расцветают такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье. Это отражается в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях типа «скотовод эдакой», «свинтус ты за это», «такая дрянь». Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям. Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он аттестует таких ноздревых как «хороших и верных товарищей», а затем добавляет: «. и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы». За что? Конечно, за их страстишку нагадить ближнему. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Поэтому нетрудно сделать вывод о бесправном и нищенском положении крепостных Ноздрева.

У Собакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гоголь гиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием &#151 он сравнивает Собакевича со «средней величины медведем». Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом «фук». Именно собакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное. Собакевич &#151 ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за «мертвых душ» обнаруживает определяющую черту его характера &#151 неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными усами», украшавшими его кабинет.

Сочинение по произведению на тему: Типичные характеры в поэме Гоголя «Мертвые души»

В 1835 году Гоголь начал писать поэму “Мертвые души”. Сюжет для этого произведения подсказал ему Пушкин. Он рассказал об одном авантюристе, который, скупая мертвые души, разбогател. Произведение, над которым начал работу Гоголь, рисовалось ему как огромный роман в нескольких частях. Ему хотелось осветить в своем произведении Россию со всех сторон: в первом томе он хотел показать все отрицательные стороны России, а во втором томе нарисовать положительных героев, тех, кто поведет Россию вперед.

Второй том не удался Гоголю, так как современная ему Россия не дала ему типичных характеров тех, кто был бы положительным и мог бы повести страну вперед. Показать собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, Чичиковых было легче, потому что их было в России очень много, их Гоголь видел на каждом шагу, поэтому образы первого тома романа были необыкновенно живыми и волновали русского читателя.

В первом томе предстает целая галерея русских помещиков, чиновников, начиная от мелких и кончая крупными,— всех тех, кого писатель назвал “мертвыми душами”, мертвыми потому, что они не только не способствовали продвижению России вперед, но и тормозили ее развитие, потому что своим паразитическим образом жизни они убивали

все, что было лучшего в России, в том числе и душили жизнь русского народа. Одни из них проживают свои имения, разоряя и себя, и своих крестьян, например, Манилов. Другие более “рационально” ведут хозяйство. Их крестьяне относительно богаты, живут в

достатке, и это выгодно помещику, так как из зажиточного крестьянина можно больше

выжать. Это и Собакевич, и Коробочка. Есть среди них и кутилы, и пьяницы. Не

задумываясь, они проигрывают в карты или пропивают все, что было добыто крестьянами

в тяжком труде в течение года. К такому типу помещиков относится Ноздрев. Есть и скряга-накопитель Плюшкин, у которого гниет хлеб в скирдах, портятся продукты в погребах, а крестьяне “мрут, как мухи” от голода. Разные люди, разные типы помещиков. И все это — Россия.

Первый, к кому приезжает Чичиков — Манилов. Манилов — помещик “средней руки”: у него примерно 200-300 крепостных душ. Он необыкновенно безхозяйственен; он не знает даже, сколько крестьян у него умерло, богат он или беден. Целыми днями он просиживает в своем кабинете, курит и складывает пепел горками различной величины и формы. Когда

с Маниловым начинаешь разговаривать, сообщает Гоголь, то в первую минуту кажется,

что это умный и занимательный человек, но через несколько минут его собеседник

пожимает плечами в недоумении, а еще через несколько минут он с возмущением отходит от него и говорит, что это черт знает, что такое.

Манилов много мечтает, но мечты его совершенно беспочвенны, не связаны с жизнью. Пустая мечтательность, неумение жить — вот характерные черты этого человека.

Манилов смотрит на жизнь и на людей через розовые очки. На вопрос Чичикова о том, какими являются те или иные помещики, чиновники, тот не слышит от Манилова ни одной отрицательной характеристики. Все они, по его мнению, самые умные, добрые и почтенные люди. Но Манилов хвалит не потому, что он видит в людях хорошее, а потому, что он не видит ни плохого, ни хорошего, а просто привык так говорить обо всем и обо всех.

В образе Манилова Гоголь вывел представителя одного из типов русских помещиков начала XIX века. Прекраснодушие Манилова строится на том, что не нужно думать о своем завтрашнем дне. Крепостничество дает Манилову ощущение полного благополучия окружающей его действительности.

Изображая в своей поэме характерные черты русских помещиков, Гоголь выработал определенную систему рисунка типического характера. Каждый помещик, изображенный в поэме “Мертвые души”, встает перед читателями, охарактеризованный с нескольких точек зрения. Во-первых, внешность, в которой, по мнению Гоголя, уже отражаются внутренние черты человека. Во-вторых, его деревня, его поместье, потому что для Гоголя очень важно, каков помещик как хозяин, как он ведет свое хозяйство, как он относится к своим крепостным. В-третьих, вещи, которые его окружают, потому что вещи тоже о многом могут сказать. Например, тяжеловесная мебель в доме Собакевича как будто кричит: “И я тоже Собакевич!” В-четвертых, это речь персонажа, так как в ней открывается его внутреннее содержание. Все помещики сталкиваются с Чичиковым в сценах купли-продажи мертвых душ, и в том, как ведут они себя при этом, тоже

раскрываются их характеры. Гоголь выбирает для своих героев такие характеристики,

которые особенно ярко передают распространенные черты русских помещиков.

Собакевичу свойственны черты человека, который дрожит над каждой копейкой. Коробочке присуща глупая жадность и расчетливость. У Плюшкина жадность доведена до крайности, он стал “прорехой на человечестве”. Ноздрев готов все продать, обменять, пропить, прокутить.

По меткому определению Белинского, “типичный характер — это знакомый незнакомец”.

Типическое — это то, что наиболее распространено, что подсказано самой жизнью, и мы убеждаемся в этом, читая талантливое произведение великого русского писателя.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: