Сочинение на тему Система художественных образов в поэме Н В Гоголя Мертвые души читать бесплатно

В царской России 30-х годов XIX века настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и обширный бюрократический чиновничий аппарат. Призванные стоять на страже законности и правопорядка представители административной власти думали только о собственном материальном благе, обворовывая казну, вымогая взятки, издеваясь над бесправными людьми. Таким образом, тема разоблачения чиновничьего мира была очень актуальной для русской литературы. К ней не раз обращался Гоголь в таких произведениях, как «Ревизор», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Она нашла выражение и в поэме «Мертвые души», где, начиная с седьмой главы, чиновничество находится в центре внимания автора. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Эти бегло обрисованные лица запоминаются благодаря характерным смешным деталям, которые наполнены глубоким смыслом. В самом деле, почему начальник целой губернии характеризуется как добряк, который иногда вышивает по тюлю? Наверное, потому, что как о руководителе о нем нечего сказать. Отсюда легко сделать вывод о том, как халатно и недобросовестно относится губернатор к своим должностным обязанностям, к гражданскому долгу. То же можно сказать и о его подчиненных. Гоголь широко использует в поэме прием характеристики героя другими персонажами. Например, когда нужен был свидетель для оформления покупки крепостных, Собакевич говорит Чичикову, что прокурор, как человек праздный, верно, сидит дома. А ведь это один из самых значительных чиновников города, который должен вершить правосудие, следить за соблюдением законности. Характеристика прокурора в поэме усиливается описанием его смерти и похорон. Он не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, «первому хапуге в мире». Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже «мертвых душ», так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела. Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: «. зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает». Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, &#151 это густыми черными бровями.

Крупным планом дает писатель типичный образ чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло. Пользуясь своим положением, он вымогает взятки у посетителей. Смешно читать о том, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем «бумажку», «которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою». Но грустно от сознания того, в каком безвыходном положении оказывались российские граждане, зависящие от нечестных, корыстолюбивых людей, представляющих государственную власть. Эту мысль подчеркивает гоголевское сравнение чиновника гражданской палаты с Вергилием. На первый взгляд, оно недопустимо. Но гаденький чиновник, как и римский поэт в «Божественной комедии», ведет Чичикова по всем кругам бюрократического ада. Значит, это сравнение усиливает впечатление от того зла, которым пропитана вся административная система царской России.

Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие &#151 это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под «тонкими» автор подразумевает среднюю прослойку, а «толстые» &#151 это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.

Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что «все они были гражданские чиновники». У них другие методы и средства, благодаря которым они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. В образе жизни чиновников, в их поступках и взглядах нет сколько-нибудь существенных различий. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности. Возникает комическая ситуация, когда люди, облеченные властью, помогают аферисту в его незаконных махинациях и боятся его.

Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Галерея помещиков, выведенных в поэме отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», — отмечает писатель. Начинается эта галерея с образа Манилова, замыкает ее Плюшкин, «прореха на человечестве».

Ловкие, оборотистые предприниматели Чичиковы, идущие на смену прежним хозяевам жизни — помещикам, в своей скупке барского добра начинали именно с манило-вых, беспечных, экономически малоустойчивых, неспособных сопротивляться и приспосабливаться к новым условиям экономической жизни. Отличительной чертой Манилова является его неспособность к хозяйственным делам. Вся усадьба Манилова поражает прежде всего полной бесхозяйственностью. Эта бесхозяйственность сказывается во всем. Господский дом стоит на юру, то есть на возвышении, открытый всем ветрам, перед домом — две-три жиденькие клумбы с кустами сирени и желтых акаций, пруд покрыт зеленью, крестьянские избы — серенькие, темные. В доме та же бесхозяйственность: «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница — воры. Хозяйством Манилов вообще не занимался и не интересовался. Праздный мечтатель, «романтический» бездельник, он принадлежал, по выражению Гоголя, к ряду «людей, известных под именем: люди так себе». Речь его расплывчата и туманна. Прожектерство, не связанное с реальной жизнью, пустая мечтательность и празднословие, слащавость и сентиментальное благодушие, ротозейство и расхлябанность получили название от имени Манилова — «маниловщина».

В противоположность бесхозяйственнсму, «мечтательному» Манилову, Коробочка — весьма заботливая хозяйка. Она хорошо знает цену копейке и умеет ее сохранить и припрятать. Много было у Коробочки мешочков с целковиками, полтинничками, четвертачками. Недаром автор и фамилию дал ей Коробочка. Деревенька у нее была в порядке. Весь двор помещицы был наполнен птицей, домашними животными. Коробочка торговала медом, пенькой, мукой, крупой, скотиной, свиным салом, птичьими перьями.

С годами бережливость Коробочки перешла в скопидомство, она отупела, превратилась в мертвую душу, все интересы ее всецело сконцентрировались на хозяйстве. Наиболее существенной чертой Коробочки является ее «дубинно-головость», «крепколобость», предельная тупость. Коробочка невежественна, набожна и суеверна.

Духовное убожество, ограниченность интересов, тупоумие и невежество, ее замкнутость, «закрытость» (недаром же — Коробочка!) были характерными чертами громадного слоя провинциального русского дворянства.

Гоголь указывал на широкую типичность образа Коробочки. Он находил черты Коробочки у многих женщин из аристократических кругов и у почтенных государственных деятелей.

Ноздрев. Таких людей приходилось «всякому встречать не мало», — указывает Гоголь. Они называются «разбитными малыми», «широкими» натурами, они всегда говоруны, кутилы, лихачи. Неугомонность, необычайная склонность к скандалам и дракам характерны для Ноздрева. Врет Ноздрев без всякой нужды, по потребности своей натуры. Конюшня, волчонок на псарне, псарня были в центре его внимания, все остальное в хозяйстве находилось в большом запущении. Нравственная нечистоплотность, наглость, цинизм, абсолютная бездуховность Ноздрева — еще одна ипостась мертвой души. «Ноздрев еще долго не выведется из мира. Он везде между нами», — пишет Гоголь.

Собакевича Гоголь называет кулаком. Собакевич — эксплуататор. Собакевич — единственный из помещиков, которого ничуть не удивило предложение Чичикова продать мертвые души. Он отличается кулацкой хваткой, цепко держится за свои дворянские привилегии. Гоголь верно отметил социальную устойчивость, непоколебимую крепость собакевичей. Собакевич враждебно относится к просвещению, он убежденный крепостник, твердая опора самодержавия. Для него характерно враждебное, волчье отношение к людям. Подозрительная недоверчивость к людям Коробочки вырастает у Собакевича до озлобленной, мрачной враждебности ко всем, а ноздревская страстишка напакостить своему ближнему — в стремление обмануть, извлечь выгоду, сжать всех в кулак.

Тот предел, до которого может дойти моральное падение человека, запечатлен Гоголем в образе Плюшкина, богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных).

В образе Плюшкина Гоголь рисует облик скряги, человека, растерявшего все человеческие чувства, одичавшего, превратившегося в «прореху на человечестве». Плюшкин всех своих крепостных морит голодом: только за последние три года у него умерло 80 крестьян. Дворовые Плюшкина до поздней зимы бегают босиком, так как для всех них у помещика одна пара сапог. Сам он живет хуже, чем «последний пастух Собакевича». Бесчисленное богатство пропадает зря.

Плюшкины являлись тормозом хозяйственного развития России. На обширной территории поместья Плюшкина экономическая жизнь замерла совсем: перестали работать мельницы, суконные фабрики, столярные станки, сено и хлеб гнили, мука превращалась в камень, к сукнам, холстам страшно было притронуться.

Духовное вымирание дворянской Руси показано в образе Плюшкина с потрясающей силой. Биография персонажа — путь от «бережливого» хозяина к полусумасшедшему скряге, распад семьи и трагедия одиночества, перерастающая в ужасную картину одинокой старости. «И до какой же ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться. Все может статься с человеком» — эти горькие гоголевские слова звучат предостережением для каждого. Здесь реализм Гоголя включает в себя и глубокий психологизм.

В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движе-нии-полете — вера писателя в великое будущее России, в возможность духовного возрождения человечества, в живую душу народа.

Сочинение на тему: Система художественных образов в поэме Гоголя «Мертвые души»

Система художественных образов в поэме

Поэма «Мертвые души» – одно из лучших творений Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое произведение в русской литературе. В ней автор показал разные стороны русской жизни, начиная от провинциального общества помещиков, и заканчивая картинами Петербурга.­ Образная система произведения строится на трех основных сюжетно-композиционных линиях: общество помещиков, российские чиновники и образ главного героя, Павла Ивановича Чичикова.

Каждому из помещиков, с которыми сталкивается Чичиков, посвящена отдельная глава. Не случайно они появляются именно в таком порядке. От помещика к помещику все глубже просматривается оскудение человеческой души. Эти персонажи изображены двусторонне: с одной стороны – как они себя видят, с другой – какими они на самом деле являются. Так, например, Манилов считает себя высокообразованным и культурным человеком, а на деле является пустым и праздным мечтателям. Его речь насыщена такими бестолковыми фразами как «какую-нибудь этакую», «в некотором роде» и т.д.

Следующая помещица, Настасья Петровна Коробочка, более практичная и деятельная, но необыкновенно глупа. Когда Чичиков предлагает ей продать «мертвые души», она не хочет этого делать, наивно полагая, что они и ей могут пригодиться в хозяйстве. Далее Чичиков попадает к разбитному помещику Ноздреву. Этот человек тоже деятельный, но его действия не просто бесцельны, а часто оборачиваются бедой для окружающих. Его нельзя назвать мелочным, но он ужасно легкомысленный. Ему и дела нет до собственных детей, а интересуют только азартные игры и пьяные застолья с друзьями.

Сущность Собакевича отражена в его внешности. Человек «с бульдожьей хваткой» и напоминающий «средней величины медведя». Этот помещик расчетлив, сообразителен, но довольно прижимист. С ним Чичиков торгуется о покупке «мертвых душ» дольше всех. Последняя стадия распада человека просматривается в образе соседа Собакевича – Степана Плюшкина. Этот когда-то хозяйственный и практичный помещик превратился в болезненно жадного скрягу. Он не только сам ходит в лохмотьях, но и морит своих людей голодом. Собственно это и привлекло внимание мошенника Чичикова. Для него, чем больше «мертвых душ» в хозяйстве, тем лучше.

­«Мертвая бесчувственность» присутствует не только в душах помещиков, но и в образах городских чиновников. Их автор описывает не так детально, но некоторые персонажи представляют собирательный портрет всего чиновничества России. Так, например, они ни «толстые», и ни «тонкие». Попадая на солидное место, они становятся «толстыми», а перед лицами, занимающими более высокий пост, кажутся «тонкими». Интересно описан чиновник Иван Антонович, живущий на одних взятках. Этот персонаж готов продать собственную душу, если хорошо заплатят, да души то у него нет.

Своего главного героя Гоголь изобразил предприимчивым, практичным и сообразительным человеком. Он знал с кем и как разговаривать, о чем вести беседу, как добиваться желаемого. В образе Чичикова просматриваются качества, нарождающиеся в новом буржуазном обществе. Это, в первую очередь, беспринципность и эгоизм. Неуемная жажда приобретательства убивает в нем лучшие человеческие качества. Таким образом, знание и сила ему нужны только для того, чтобы совершать свое подлое дело, то есть скупать «мертвые души», которые он впоследствии может заложить за приличную сумму. По задумке автора такой герой должен пройти через путь очищения и возрождения души.

Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя «ночь перед рождеством» (1 вариант)

Школьное сочинение

  • 1. Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
  • 2. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1 вариант)

Все похожие сочинения (6) ↓

Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.

Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что «многоуважаемая» многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.

Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.

Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: