Тема пошлости и «нищеты духа» в рассказах А

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

А. П. Чехов — признанный мастер короткого рассказа, в маленьких но объёму произведениях ему удавалось показать не только определённый жизненный этап героя, но и весь путь человека, поставить перед читателем вечные проблемы бытия. Его «умение говорить коротко о длинных вещах» отмечали ещё современники писателя. В отличие от произведений XIX века, в основу которых было положено действие, рассказы Чехова внешне бессо-бытийны, в них воспроизведены будничные, повседневные явления жизни. Однако, по Чехову, именно такая жизнь, лишенная потрясений, опасна, ибо может привести к деградации личности, опошлению человека. В связи с этим нужно сказать, что тема пошлости и обыденщины занимает центральное место во всём творчестве писателя. Понятие «пошлости» осмысливается Чеховым как особая социально-духовная субстанция.

Чехов уделяет большое внимание теме пошлости и «нищеты духа», уже в ранних юмористических рассказах («Хамелеон», «Смерть чиновника»), рассматривая её при этом на разных уровнях: это и опошление человека, вызванное страхом перед вышестоящими, «значительными лицами» (тема «маленького человека»), и деградация личности, живущей по циркулярам и шаблонам (тема «футлярной жизни»), и обезличивание человека, утрачивающего индивидуальность (тема деградации личности).

В начале творческого пути Чехов в юмористических рассказах дал свою трактовку темы «маленького человека» . В отличие от других писателей, рассматривающих эту тему, Чехов впервые заговорил о том, что в неизменности чиновничьей системы виноваты сами «маленькие люди», ибо именно они являются её главными хранителями.

Иронически описывает Чехов ситуацию, в которую попал Червяков, герой рассказа «Смерть чиновника»; нечаянно чихнув и обрызгав генерала, он постоянно ходит извиняться перед ним, потому как ощущает свою безграничную вину. Ситуация до смешного нелепа: его, Червя-кова, никто не заставляет унижаться перед генералом, однако раболепие и пресмыкательство так плотно вошли в его кровь, что он делает это уже подсознательно. Именно такие черты, как чинопочитание, добровольное самоуничижение, по мысли автора «Смерть чиновника», приводят к деградации личности, «нищете духа».

Убеждён в превосходстве «генеральского» над «прочим» и герой рассказа «Хамелеон» Очумелов, долженствующий найти хозяина потерявшейся собаки. Хотя сам генерал так и не появляется «на сцене», упоминание о нём всё равно играет большую роль для полицейского надзирателя: в зависимости от этого меняется его реакция. Как и Червяков, Очумелов испытывает особое благоговение перед генералом. Герои, хотя и разные по своему социальному положению, родственны в понимании общих законов, согласно которым «маленький человек» обязан подчиняться старшему по званию. Такой «порядок» они оберегают всеми силами.

Человек, самовольно пресмыкающийся перед людьми, стоящими выше по социальной лестнице, начинает бояться не только их («директора, попечителя, властей»), но и самой жизни, полной неожиданностей, случайностей. Таков герой рассказа «Человек в футляре», учитель греческого языка Беликов. «Постоянное и непреодолимое» стремление этого героя отгородиться от «внешних влияний» дошло до абсурда: все свои вещи он упаковывает в различные чехлы, коробочки, футляры. Беликов не стремится что-либо изменить в своей жизни, разнообразить её, в разрешении чего-то нового скрывается, как считает герой, опасность. Как и у героев юмористических рассказов (превосходство «генеральского» над «прочим»), у Беликова есть своё жизненное кредо, свой принцип, которому он строго следует: «как бы чего не вышло». Даже появление в его существовании «живой» жизни, непрестанного движения, которое олицетворяет Варенька Коваленко, не способно изменить постоянного уклада его жизни. Смерть для героя оказывается своеобразным спасением, да и умирает он с «весёлым» выражением на лице.

Интересно, что художественная деталь («футляр»), использование которой очень характерно для поэтики Чехова, в данном рассказе перерастает в нечто большее, чем изобразительное средство. Она приобретает символическое значение: всякое наличие «футляра» — это уход от реальной действительности, искусственное отгораживание от мира.

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Его врагом была пошлость (рассказы А. П. Чехова)

Антон Павлович Чехов — известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». К сожалению, в реальной жизни красивых людей было мало, чаще писателю приходилось сталкиваться с грубостью, хамством, бездушием и пресмыкательством — со всем тем, что Чехов называет пошлостью. Во имя любви к человеку он высмеивал обывательщину, пошлость, мещанство — все то, что уродует душу.

Горький говорил о Чехове: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней». Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. В ряде рассказов писатель беспощадно высмеивал чинопочитание, рабскую психологию людей. В «Смерти чиновника» Чехов рассказывает о маленьком чиновнике Червякове, который, сидя в театре и случайно чихнув, обрызгал статского советника. Сама фамилия героя говорит о сущности поведения этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает.

Другой рассказ — «Толстый и тонкий». На вокзале случайно встретились

Лучшие Темы сочинений:

Новые сочинения:

Его врагом была пошлость (рассказы А. П. Чехова)

Шпаргалка – готовые бесплатные школьные сочинения по литературе и русскому языку. Все сочинения имеют авторский характер. Новый сборник школьных сочинений по литературе и сюжетов произведений. Опубликовано со специалистами филологических факультетов университетов города Москвы в поддержку выпускников школ. Русскоязычные темы WP изложений.

maxsochinenie.ru

2020 Copyright. All Rights Reserved.

The Sponsored Listings displayed above are served automatically by a third party. Neither the service provider nor the domain owner maintain any relationship with the advertisers. In case of trademark issues please contact the domain owner directly (contact information can be found in whois).

Сочинение на тему: «Рассказы Чехова»

О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим Горький: «. когда умрет Чехов — умрет один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, — друг, любящий ее, сострадающий ей во всем, и Россия вся дрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам, пропитанным глубоким знанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который все понимает».

Читая эти строки, соглашаешься с каждым словом великого русского писателя. Переоценить творчество Антона Павловича Чехова невозможно.

А.П. Чехов – один из крупнейших русских реалистов. Его рассказы тому подтверждение. У них зеркальное отражение действительности, человек настоящий – без грима и ретуши. Проникаясь проблемами русского человека, он в сердцах говорил: «Дальше так жить – невозможно!».

Большинство рассказов Чехова – это небольшие произведения, но в том и состоит мастерство писателя, чтобы в них небольших передать всю суть, донести задуманное, раскрыть глаза читателю.

Своими рассказами он активизирует наше воображение, дает толчок нашей мысли.

А.П. Чехов в своих рассказах устраняет все лишнее, избегает большого количества персонажей, описаний. Он с помощью намека, акцентированным предметом, выбором одного центрального героя – раскрывает задуманное.

Получается, что его рассказы хоть и небольшие, но объёмные в понятиях человеческого воображения. Язык его рассказов прост, доступен, но это отнюдь не уменьшает словарное богатство Чехова. Оно колоссальное!

Юмористические рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Хамелион» и другие – это смех сквозь слезы. У них он раскрывает многие пороки человека, а именно: неискренность, пресмыкание.

У рассказе «Страх» А.П. Чехов раскрывает суть чувства страха, которое держит, путает человека, не дает ему развиваться. В рассказе непонимание и страх тесно переплетены, — они порождают друг друга.

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» — это тонкий психологический анализ, в нем писатель показывает этапы и причины духовного перерождения главного героя. Причем он показал их во всех подробностях. Чехов показал конфликт человека с общественной средой, между личными планами и стихией жизни.

В рассказах «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник» — борьба с той самой футлярностью, которая не дает видеть настоящего, понимать себя. В них он показывает как жесткий, тупой и голый рационализм, голая логика, когда материальное выше духовного, — уничтожают все, даже любовь.

Антон Павлович Чехов – критик мещанства. Читая его рассказ «Тонкий и толстый» начинаешь понимать это. Он показал нравственные пропасти мещанства, застерег «маленького человека» от потери себя.

Название рассказа «Палата №6» используют в современном мире, когда хотят рассказать о чем-то нереальном, о людях утративших чувство реальности. О сложности и невозможности найти себя в таком непростом мире.

Когда-то А.П. Чехов заметил: «В искусстве, как и в жизни, ничего случайного не бывает». Это мы можем отнести и к написанию его рассказов, что написаны они не случайно. Сочетание в его рассказах комизма и трагизма дает остро прочувствовать человеческую душу, обстоятельства, сподвигает на правильные выводы и решения. Герой всегда актуального Чеховского рассказа – вечен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: