Сочинение на тему: Пушкин и Лермонтов

Эти два имени стоят рядом в русской литературе. Они современники и вместе с тем — люди разных поколений. Пушкин — поэт эпохи расцвета передовой мысли, Лермонтов же сформировался как поэт в эпоху тирании и реакции, наступившей после восстания декабристов. И все же есть что-то, сближающее эти имена. Это люди, искренне тревожившиеся о судьбах Родины, люди-борцы, страстно любившие свободу и ненавидевшие рабство во всех его проявлениях, люди, ставшие гордостью и совестью своего народа. Это люди похожей судьбы.

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Оно входит в нашу жизнь еще в детстве, входит, чтобы остаться навсегда. Стихотворения Пушкина обладают волшебством: нас волнуют образы и видения, слагаемые из слов, и мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

Я в дальнем детстве речь России
По книжке Пушкина учил.
Мне в душу вольные, святые
Мечты навеки он вселил.

Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и мужество, простота и верность. Читая Пушкина, мы учимся жить. 29 января 1837 года «солнце нашей поэзии закатилось». Причиной смерти стала дуэль между ним и Дантесом. В Пушкина стрелял и убил иностранец, явившийся «к нам по воле рока». Дантес презирал наши нравы, язык, все русское. Для него не было ничего святого, основной целью жизни было получение чинов, наград, блистательный взлет карьеры. И разве мог он понять «в сей миг кровавый, на что он руку поднимал»? Стреляя в Пушкина, он стрелял в Поэзию, стрелял в Россию, стрелял в русский народ, стрелял во все живое и прекрасное.

Пушкин — гений поэтический, народный. Он был дан миру «на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт. » С его именем связано развитие всей русской культуры XIX в. От Пушкина ведет отсчет современный русский литературный язык. Пушкин для России — это начало национального самосознания. Пушкин постоянно был с народом. Да почему был? Он и сейчас с нами. Он из тех, кто делает нас народом и возвышает нас как нацию.

Ему не надо ни похвал, ни лести,
Ему скучна тщеславья круговерть.
Поэт во все века — невольник чести,
За честь земли своей

Исполнилось 164 года со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Но он не умер! Пушкин обрел бессмертие, в душе каждого из нас живут его удивительные строки, его безграничная любовь к Отчизне, верив добро, красоту и справедливость. Мертвым оказался Дантес, а в его лице «весь высший свет», который так жаждал смерти поэта. И все-таки есть нечто в этом мире, что несет возмездие за зло. Родная дочь Дантеса страдала душевной болезнью от сознания, что ее отец — убийца великого Пушкина.

В суровые и скорбные дни прощания со своим национальным гением Россия услышала имя Лермонтова и запомнила его навсегда. Убийство на дуэли Пушкина глубоко потрясло и взволновало юного поэта:

Погиб Поэт! — невольник чести
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!

Стихотворение «Смерть Поэта» написано пером острым, обличающим, оно наносит смертельные удары врагам великого поэта в лице консервативного круга вельмож, жадною толпой стоящих у трона.

«На что он руку поднимал!» — негодует Лермонтов.
Он, этот человек, который
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока.

Мог ли он, «подобный сотням беглецов», презиравший «земли чужой язык и нравы», осмыслить, понять, на что он замахнулся? Гений России, ее свобода и слава оказались в тот «миг кровавый» перед дулом пистолета. Но Лермонтов понимает, что Дантес явился лишь случайным исполнителем жестокого покушения на честь и совесть России. Он срывает маски лжи и лицемерия и называет всех виновных в смерти поэта:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.

Мятежные лермонтовские строки полны гнева и презрения не только к палачам гения, но и к мироустройству, их породившему.

Чтобы написать такое стихотворение, нужно было иметь большую смелость. Лермонтов не побоялся последствий. Написав это стихотворение — обвинительный акт самодержавию, — он исполнил свой человеческий и гражданский долг. «К несчастью слишком большой проницательности, — писал о нем Герцен, — он прибавил другое — смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. Существа слабые, оскорбленные никогда не прощают такой искренности». Заключительные 16 строк стихотворения, где содержались слова «И вы не смоете всей вашей черной кровью /Поэта праведную кровь», были восприняты при дворе как «призыв к революции». Лермонтов был арестован, началось политическое дело о «непозволительных стихах». А в биографических записках о жизни и творческой деятельности Лермонтова обращает на себя внимание неприязненное отношение к нему царя Николая I. Известно, что поэт был неугоден государю, правителю, который несколько раз высылал его на Кавказ и который перед последней ссылкой Лермонтова с иронией пожелал ему «счастливого пути».

Предчувствовать и знать — эти понятия были для Лермонтова равнозначны. В стихотворении «Не смейся над моей пророческой тоскою», которое во многом перекликается со «Смертью Поэта» — предчувствие, пророчество и собственной скорой гибели — в тех же условиях и по той же причине:

  • ..Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
    Я знал, что голова, любимая тобою,
  • С твоей груди на плаху перейдет;
  • Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
  • Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
  • И я паду, и хитрая вражда
  • С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
  • И я погибну без следа
  • Моих надежд, моих мучений.
  • Но я без страха жду довременный конец.
  • Давно пора мне мир увидеть новый;
  • Пускай толпа растопчет мой венец:
  • Венец певца, венец терновый.
  • Пускай! Я им не дорожил.

15 июля 1841 г. поэт был убит на дуэли. Ему было неполных 27 лет. Смерть Лермонтова — невосполнимая утрата для русской литературы. Современники Лермонтова восприняли ее как убийство. Поэт явился жертвой той общественной атмосферы, которой он был враждебен самим направлением и пафосом своего творчества. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась всего 13 лет, но за это время он достиг вершин художественного мастерства и занял одно из выдающихся мест в русской и мировой литературе.

Пушкин и музыка

Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок».

Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” стал уже достоянием народной музыки.

Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок:
Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

БОРИС ГОДУНОВ
Boris Godunov — Eugeny Nesterenko

Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.
Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.

Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году. Опера была написана Мусоргским через 44 года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге. К сожалению, произведение не было закончено Римским-Корсаковым в связи со смертью композитора Мусоргского. Цензура вначале запретила оперу и предложила ввести любовный сюжет. Пришлось создать роль Марины Мнишек.

Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина — 1823—1830 гг.). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве.

Велика роль либреттистов Петра Ильича Чайковского и Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина, сумели так органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина, ариозо Ленского и др.
Образ Татьяны — собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги — не что иное, как стихотворение «Певец», написанное Пушкиным еще в лицее.

Опера «Пиковая дама». Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства.

Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.
Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России

По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиера; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.
Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.

Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

Пушкин и музыка

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Для настоящей музыки, написанной не просто пером, а душой, неважно, где и когда она была написана. Она всегда прекрасна и современна.
Цена билета: 150 руб.

Интегрированный урок — концерт Пушкин и музыка

Интегрированный урок — концерт Тема «Пушкин и музыка»

обогащение духовного мира учащихся посредством поэзии и музыки;

привлечение к активному включению в творчество;

воспитание эмоционального восприятие текста;

Учитель литературы (обращается взором к датам рождения и юбилейному году, цитирует из произведения АС. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» )

И долго буду тем любезен я народу. Что чувства добрые я лирой пробуждал

(звучит вальс Р.Свиридова из произведения А.С. Пушкина «Метель». Девочки танцует под музыку).

Ученица читает эпиграф из произведения АС. Пушкина «Метель» Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий… Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий. Вдруг метелица крутом; Снег валит клоками; Чёрный вран, свистя крылом, Вьётся над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы, Чутко смотрят в тёмну даль, Воздымая гривы

Ученица (чтение отрывка из произведения АС. Пушкина «Метель» от слов — «Метель не утихала»… «Боже мой, боже мой!» -сказала Марья Гавриловна, схватив его руку до слов — «Так это были Вы! И Вы не узнаёте меня»? Бурмин побледнел и бросился к её ногам».

Учитель музыки.

На небе высоко горит звезда, а я мечтаю, Над легкостью чужой строки вздыхая. Правда, хорошо? Сегодня мы почитаем Пушкина наугад, полистаем Пушкина для начала, чтоб захотелось вновь и вновь вернуться к нему. Мы вчитываемся, вслушиваемся, вглядываемся в произведения великих мастеров прошлого. Они волнуют нашу душу, заставляя нас постоянно обращаться к их творениям и самим творить: в линии, в цвете, в звуке, в слове выражать именно своё > восприятие окружающего мира. Ещё в душе у нас звучит отрывок из произведения АС. Пушкина «Метель»

— Кто написал музыкальные иллюстрации к повести «Метель»? Какие они? Вокальные или инструментальные?

Ученик: инструментальные.

Учитель музыки : здесь есть настроение, чувства, переживания, правдивость пушкинских образов. Почему?

Ученики отвечают

Учитель музыки : поэтому нам близка эта музыка. Много, очень много музыки написано композиторами на произведения АС. Пушкина. Не будем называть сегодня цифры. Вспомните произведения русских композиторов (оперы), которые ставятся в театрах и восхищают современников.

Учитель музыки: тысячи музыкальных произведений. И это не случайно. Ведь не каждая стихотворная строчка ложится на музыку. Почему именно Пушкин привлекает композиторов? Водимо, особенность в его слоге, в его слове. Пушкинское слово музыкально, ритмично, выразительно. Благословенный дар пушкинского слова с наибольшей силой, красотой раскрывается нам в романсах.

«Я вас любил…» (музыка Бориса Шереметьева Е. Б.)

Учитель музыки: АП Керн. Прекрасна история их любви. Из воспоминаний АС. Пушкина «Вечером, накануне отъезда, Керн захотела увидеть Михайловское. Он показывал ей сад. Глубокое уединение охватило их фазу же, где начинался парк. Было темно,

луна едва проглядывала сквозь тяжёлую листву лип. Он всё вспоминал их первую встречу, её взгляд опечаленной девочки. Потом она уехала, и, как тогда, восемь лет назад, он долго стоял за воротами один, провожая взглядом её коляску. Потом вернулся в свою комнату, зажёг на столе свечу. Была глубокая ночь. От земли до луны тишина стояла бескрайняя. Он сел к столу. «Я помню чудное мгновенье, — писал он, — передо мной явилась ты»… Перо скрипело. Он стремил и стремил вслед ей слова, какие ещё не находил для своей любви ни один поэт мира Наутро он вложил листок с написанными ночью стихами в первую главу «Онегина» -его прощальный подарок Керн.»

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье».

Учитель ли тературы: Дела давно минувших дней

Преданья старины глубокой.

«Руслан и Людмила». Мир народных преданий. Этот неиссякаемый родник живой воды, который он открыл своей поэмой, шутливый его стих, перемежаемый строфами, насыщенными подлинным драматическим искусством. Ученик читает отрывок из поэмы АС Пушкина «Руслан и Людмила» от слов: «Молодой Ратмир…»

до слов: «Восторгом витязь упоенный Уже забыл Людмилы пленной

Учитель литер атуры:

Пытаны шумною толпой

По Бессарабии кочуют,

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Спокойно всё, луна сияет

Одна с небесной вышины

И тихий табор озаряет.

В шатре одном старик не спит.

Он пред углями сидит, согретый их последним жаром,

И в поле дальнее глядит.

Ученики исполняют цыганский танец.

Ученик читает монолог старика из поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» от слов: «Оставь нас, гордый человек, …» до слов: «Прости! Да будет мир с тобою».

Учитель литературы : «Сказал и шумною толпою

Поднялся табор кочевой…

Никто над крышею подъемной

До утра сном не опочил.»

Учитель литературы : поэма «Цыганы» — это поэма, в которой по — новому раскрывалась идея о личной свободе человека. Герой, искавший свободы для себя, был обречён. В одиночестве и себялюбии нет ни счастья, ни освобождения. И счастья нет в первобытной простоте людей, куда издавна обращали свои взгляды наивные мечтатели. Свобода и счастье на иных путях Счастье с людьми и только в людях. Надо только очень любить людей и всё самое человеческое в них

Учитель литературы: свобода и счастье. Как глубоко сказано. Действительно, только свободный человек может быть по -настоящему счастлив. Подтверждение этому стихотворение АС. Пушкина «Узник». Сам Пушкин рассказывал так: «Инзов Иван Никитич, главный попечитель о поселенцах в южной России, рассердился на него за какую — то провинность, отобрал сапоги и запретил несколько дней выходить их комнаты у добряка начальника означало «посадить под арест». А он, заключённый, глядя из своей комнаты во двор на прикованного цепью орла, написал в этот день стихотворение

Ребята, скажите, пожалуйста, кто по — вашему узник?

Ученик; орёл, Пушкин, человек. (Ответы обосновывают).

Учитель литературы : в том — то и величие этого стихотворения, что оно современно и по сей день. Каждый из нас может почувствовать настроение этого произведения, оказавшись в подобной ситуации.

Ребята, а как написано это произведение?

Ученик: очень просто. В нём нет стилистических украшений, нет ярких эпитетов (только реальные «кровавая пища»), нет замысловатых метафор.

Учитель литер атуры: а чем оно все-таки волнует нашу душу?

Ученик: интонацией (рассуждение).

Учитель литературы : а главное, в этом стихотворении музыкальность движения слова, которое создает особую интонацию, поэтому произведение очень близко народу и стало народной песней.

Учитель литературы : а сколько таких произведений, которые вошли в душу и в сердце и зазвучали песнями. Помните, как чуткий ко всякой гармонии поэт просит своего верного друга Арину Родионовну. «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила».

(исполнение песни «Зимняя дорога» на стихи А .С. Пушкина).

Учитель литературы : мне очень хочется, ребята, чтобы к следующему уроку вы попробовали сочинить свое стихотворение . Вложите в него частичку своей души и своё тепло. У кого не получится, не огорчайтесь, выучите наизусть понравившееся вам стихотворение АС

Пушкина, попытайтесь нарисовать иллюстрации к произведениям поэта или составить кроссворд «Пушкин и музыка».

Учитель литер атуры: Пускай же в век сердечных ран

Не растравит воспоминанье, Прощай, надежда, спи желанье, Храни меня, мой талисман.

А не кажется ли вам, дорогие ребята, что талисманом для Пушкина была его няня.

(звучит песня «Храни меня, мой талисман»)

Учитель литературы : Нет, весь я не умру-

Душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит… Дорогие ребята, разрешите поблагодарить вас за сотрудничество. Думаем, что каждый из присутствующих заново откроет для себя своего А. С. Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: