Сочинение на тему: Пушкин и Лермонтов

Эти два имени стоят рядом в русской литературе. Они современники и вместе с тем — люди разных поколений. Пушкин — поэт эпохи расцвета передовой мысли, Лермонтов же сформировался как поэт в эпоху тирании и реакции, наступившей после восстания декабристов. И все же есть что-то, сближающее эти имена. Это люди, искренне тревожившиеся о судьбах Родины, люди-борцы, страстно любившие свободу и ненавидевшие рабство во всех его проявлениях, люди, ставшие гордостью и совестью своего народа. Это люди похожей судьбы.

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Оно входит в нашу жизнь еще в детстве, входит, чтобы остаться навсегда. Стихотворения Пушкина обладают волшебством: нас волнуют образы и видения, слагаемые из слов, и мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

Я в дальнем детстве речь России
По книжке Пушкина учил.
Мне в душу вольные, святые
Мечты навеки он вселил.

Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и мужество, простота и верность. Читая Пушкина, мы учимся жить. 29 января 1837 года «солнце нашей поэзии закатилось». Причиной смерти стала дуэль между ним и Дантесом. В Пушкина стрелял и убил иностранец, явившийся «к нам по воле рока». Дантес презирал наши нравы, язык, все русское. Для него не было ничего святого, основной целью жизни было получение чинов, наград, блистательный взлет карьеры. И разве мог он понять «в сей миг кровавый, на что он руку поднимал»? Стреляя в Пушкина, он стрелял в Поэзию, стрелял в Россию, стрелял в русский народ, стрелял во все живое и прекрасное.

Пушкин — гений поэтический, народный. Он был дан миру «на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт. » С его именем связано развитие всей русской культуры XIX в. От Пушкина ведет отсчет современный русский литературный язык. Пушкин для России — это начало национального самосознания. Пушкин постоянно был с народом. Да почему был? Он и сейчас с нами. Он из тех, кто делает нас народом и возвышает нас как нацию.

Ему не надо ни похвал, ни лести,
Ему скучна тщеславья круговерть.
Поэт во все века — невольник чести,
За честь земли своей

Исполнилось 164 года со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Но он не умер! Пушкин обрел бессмертие, в душе каждого из нас живут его удивительные строки, его безграничная любовь к Отчизне, верив добро, красоту и справедливость. Мертвым оказался Дантес, а в его лице «весь высший свет», который так жаждал смерти поэта. И все-таки есть нечто в этом мире, что несет возмездие за зло. Родная дочь Дантеса страдала душевной болезнью от сознания, что ее отец — убийца великого Пушкина.

В суровые и скорбные дни прощания со своим национальным гением Россия услышала имя Лермонтова и запомнила его навсегда. Убийство на дуэли Пушкина глубоко потрясло и взволновало юного поэта:

Погиб Поэт! — невольник чести
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!

Стихотворение «Смерть Поэта» написано пером острым, обличающим, оно наносит смертельные удары врагам великого поэта в лице консервативного круга вельмож, жадною толпой стоящих у трона.

«На что он руку поднимал!» — негодует Лермонтов.
Он, этот человек, который
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока.

Мог ли он, «подобный сотням беглецов», презиравший «земли чужой язык и нравы», осмыслить, понять, на что он замахнулся? Гений России, ее свобода и слава оказались в тот «миг кровавый» перед дулом пистолета. Но Лермонтов понимает, что Дантес явился лишь случайным исполнителем жестокого покушения на честь и совесть России. Он срывает маски лжи и лицемерия и называет всех виновных в смерти поэта:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.

Мятежные лермонтовские строки полны гнева и презрения не только к палачам гения, но и к мироустройству, их породившему.

Чтобы написать такое стихотворение, нужно было иметь большую смелость. Лермонтов не побоялся последствий. Написав это стихотворение — обвинительный акт самодержавию, — он исполнил свой человеческий и гражданский долг. «К несчастью слишком большой проницательности, — писал о нем Герцен, — он прибавил другое — смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. Существа слабые, оскорбленные никогда не прощают такой искренности». Заключительные 16 строк стихотворения, где содержались слова «И вы не смоете всей вашей черной кровью /Поэта праведную кровь», были восприняты при дворе как «призыв к революции». Лермонтов был арестован, началось политическое дело о «непозволительных стихах». А в биографических записках о жизни и творческой деятельности Лермонтова обращает на себя внимание неприязненное отношение к нему царя Николая I. Известно, что поэт был неугоден государю, правителю, который несколько раз высылал его на Кавказ и который перед последней ссылкой Лермонтова с иронией пожелал ему «счастливого пути».

Предчувствовать и знать — эти понятия были для Лермонтова равнозначны. В стихотворении «Не смейся над моей пророческой тоскою», которое во многом перекликается со «Смертью Поэта» — предчувствие, пророчество и собственной скорой гибели — в тех же условиях и по той же причине:

  • ..Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
    Я знал, что голова, любимая тобою,
  • С твоей груди на плаху перейдет;
  • Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
  • Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
  • И я паду, и хитрая вражда
  • С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
  • И я погибну без следа
  • Моих надежд, моих мучений.
  • Но я без страха жду довременный конец.
  • Давно пора мне мир увидеть новый;
  • Пускай толпа растопчет мой венец:
  • Венец певца, венец терновый.
  • Пускай! Я им не дорожил.

15 июля 1841 г. поэт был убит на дуэли. Ему было неполных 27 лет. Смерть Лермонтова — невосполнимая утрата для русской литературы. Современники Лермонтова восприняли ее как убийство. Поэт явился жертвой той общественной атмосферы, которой он был враждебен самим направлением и пафосом своего творчества. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась всего 13 лет, но за это время он достиг вершин художественного мастерства и занял одно из выдающихся мест в русской и мировой литературе.

Сочинение на тему жизнь и творчество пушкина

Для Пушкина чувство дружбы &#151 это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот.

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей &#151 вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода &#151 свобода &#151 не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, &#151 в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», &#151 говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд. «. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш.

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей. » тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья &#151 идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Сочинение- тест по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», 9 класс
тест (литература, 9 класс) по теме

Сочинение -тест по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина» даст возможность в интересной форме выяснить, как ученик владеет информацией по изученной теме. Обучающимся предлагается текст по указанной теме, но в нём пропущены ключевые детали: названия произведений, фамилии и имена , факты жизни. Задача ученика- восстановить их, соблюдая правила русской орфографии и пунктуации.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie-_test.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение- тест по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», 9 кл.

ФИ обучающегося _______________________________________________

__________________________________________ Пушкин родился 6 июня _______ года в ___________________ . Отца звали ___________________________ , мать поэта, __________________________________, была внучкой арапа Петра Великого _________________________________________, выходца из Северной Абиссинии. Семья принадлежала к старинному, но ____________________________________________роду. Это было время, когда дворянство России преклонялось перед французской культурой, поэтому языком их общения был __________________________. Первоначальное образование, как и все дворянские дети, Пушкин получил ___________________, обучали гувернёры и учителя- ___________________. Бабушка по материнской линии Мария Алексеевна Пушкина-Ганнибал и няня Арина Родионовна часто вспоминали старину, рассказывали ________________________________________________________, которые раскрывали перед будущим поэтом красоту и величие русского языка.

В 1811 году А.С.Пушкин поступил в _______________________________лицей под Петербургом. Уже здесь он начал писать ____________, и первенство его признавали все, хотя сочиняли почти все лицеисты. Время учёбы в Царском Селе совпало со значительным событием в истории России- ___________________________- войной ________ года.

На раннее творчество поэта оказала большое влияние победа русского народа в войне, поэтому стихи этого периода проникнуты ______________________ духом, _____________________- к России и её народу.

Самым значительным стихотворением этого времени было «_______________________________________», которое Пушкин прочитал на публичном экзамене в Лицее в 1815 году в присутствии известного поэта того времени ___________________________________, высоко оценившего начинающего стихотворца. И после этого имя молодого поэта стало известно за пределами Лицея.

Окончив лицей в 1817 году, Пушкин остался в _________________________, сблизился с ______________________ людьми своего времени, вошёл в круг ________________________ молодёжи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией.

Общение в этом кругу закрепило в нём убеждение в необходимости борьбы с _______________________________________________ за свободу и независимость русского народа, что нашло отражение в его произведениях этого периода: ____________________________________________________________.

В 1818 году поэт написал стихотворение «К Чаадаеву», в котором Пушкин выдвигает на первый план ___________________________________________________________________. Это стихотворение написано в жанре __________________________________.

Итогом творчества Пушкина петербургского периода стало его первое крупное произведение- поэма-сказка «_____________________________», в которой поэт обратился к ________________русского народа и широко использовал старинные ______________________________.

За ____________________________________ стихи и эпиграммы на ___________________ Пушкин по личному распоряжению царя Александра 1 в _______ году был выслан из Петербурга на _____. В ссылке на Кавказе, в Крыму, Молдавии и Одессе поэт пробыл ____ года.

На юге Пушкин создал несколько романтических поэм- _______________________________________________________________________, начал писать роман в стихах «_______________________________________».

В Михайловской ссылке, куда он попал почти сразу же после возвращения с юга, Пушкин узнал о разгроме восстания __________________ в Петербурге (1825). Среди восставших было много __________________________. Он посвятил им немало стихотворений.

Одним из первых лирических произведений, написанных в Михайловском, было стихотворение «К морю», в котором поэт ______________________________________________________________________________________. Море для него является _________________________________________________________________________________________________

В этот же период он пишет 2 знаменитых стихотворения: «___________________» (1826) и «___________________» (1828).

В 1828 году А.С.Пушкин на одном из московских балов встретил юную красавицу ________________________________________________________________, которую поэт сразу полюбил и вскоре попросил её руки, но ________________________________________________________________________________________________.

Творчество А.С.Пушкина в 1830 году достигло _______________. Этот период вошёл в историю по названием «____________________________ осень». Поэт пробыл в имении Болдино 3 месяца. Лирика, проза, драматургия достигают в этот период невиданных идейно-художественных высот.

В 1830 году Пушкин создаёт 5 прозаических произведений под общим названием «________________________________________________________________________________»

( «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

В этом же году был закончен роман в стихах «____________________________________». Работа над этим произведением продолжалась около _____ лет. В нём дано ярчайшее изображение современной поэту жизни, Ф.М.Достоевский назвал его «___________________________________________________________________________________________________».

Произведения «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов» посвящены русской __________________. Первые 3 из названных произведений связаны с образом знаменитого русского царя ______________.

В 30-е годы Пушкин всё чаще обращается к прозе, он написал повесть «___________________________________________», исторический роман «________________________________________________________________________».

Основные темы лирики Пушкина: ____________________________________________________________________________.

Царь и правящие придворно-светские круги ненавидели «певца свободы», поэтому расправились с поэтом рукою чужеземца ___________________________-____. 27 января 1837 года состоялась _________________. Поэт защищал честь _________________________________________________________________________________________.

А.С.Пушкин от смертельного ранения скончался _______________________________________________________ .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный тест может использоваться на заключительных уроках по творчеству А.С.Пушкина в 8 классе или же для актуализации знаний в начале изучения темы в 9 классе.

Задания текста проверят знание учениками фактов биографии и творчества великого русского поэта.

Тест содержит контрольный материал по творчеству А.С.Пушкина для учеников 8 класса по программе К.Ф.Курдюмовой. Включены вопросы по биографии , произведениям в рамках программы ; «Пе.

Сочинение-тест по творчеству В.В.Маяковского поможет быстро проверить уровень знаний обучающихся. Рассчитано на обучающихся вечерней школы, может быть использовано в 11 классе дневной школы.

Тест по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе.

О творчестве А. С. Пушкина

Творческое развитие Пушкина было стремительным и многоэтапным. Наиболее существенное влияние на поэта в период формирования его художественного сознания оказало общение с известными российскими литераторами и участниками декабристского движения. Важными факторами развития его литературного дарования были русская фольклорная традиция и западноевропейская литература.

Первый период творчества поэта пришелся на лицейские годы и характеризовался широтой процесса «ученического» усвоения различных художественных традиций, жанров, стилей и поэтических интонаций.

Во второй период, датируемый послелицейскими годами пребывания в Петербурге, появились знаменитые пушкинские политические стихотворения, в которых были предложены новые подходы к разработке вольнолюбивых мотивов и гражданской тематики. Главным произведением этих лет стала поэма «Руслан и Людмила», продемонстрировавшая мастерство молодого литератора во владении разнообразными жанрово-стилевыми формами.

Третий этап, совпавший с южной ссылкой, можно условно обозначить как «романтический». Пушкинские стихотворения этого времени образуют единый романтический сюжет, в центре которого находится поэт, изгнанный властью на окраину империи, но сохраняющий верность своей внутренней свободе. Романтическими являются и «южные поэмы»: в них предстает разочарованный в жизни «байронический герой», который бежит от цивилизации в естественный мир «детей природы», где, однако, на него обрушиваются роковые страсти, неразрешимые противоречия и новые разочарования.

В течение четвертого этапа, пережитого в годы ссылки в Михайловском, Пушкин отказался от романтической палитры, сделав выбор в пользу максимального приближения художественного изображения к естественному течению жизни и, по сути, осуществив принципиальный переход к реалистическому направлению. С этого времени в пушкинском творчестве нарастало стремление к объективному изображению действительности и реалистической широте воспроизведения жизненной стихии. Одним из показательных проявлений новой творческой ориентации поэта стало его увлечение прозой, наметившееся в конце 1820-х годов.

Выход Пушкина на новые рубежи реализма произошел в период «болдинской осени», в течение которого были разработаны художественные принципы, обеспечивавшие историческую, национальную, культурную и бытовую конкретику образов. Материал с сайта //iEssay.ru

В 1830-е годы, обозначившие последний период творчества поэта, в его лирике на первый план выдвинулись темы, мотивы и приоритеты философской поэзии.

Универсальность пушкинского гения, его способность проникать в дух различных культур и эпох обусловили необозримое многообразие созданного им художественного мира. Вместе с тем, этому миру присуще внутреннее единство, позволяющее исследователям сравнивать творчество поэта с одним целостным произведением, «сюжетом которого является его творческая и человеческая судьба» (Ю. Лотман).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: