Благородный разбойник (по повести А

СОДЕРЖАНИЕ

Средняя оценка: 4.4

За свою короткую, но яркую творческую жизнь А.С Пушкин представил нам множество образов благородных романтических героев. Один из них — Владимир Дубровский, персонаж одноименной повести, опубликованной в 1841 г.

Владимир — молодой потомственный дворянин, единственной сын Андрея Гавриловича Дубровского, известного своей добропорядочностью, честностью и неподкупным характером. Волею автора, Владимиру приходится перенести две тяжелые утраты: смерть любимого отца и потерю родового имения. Узнав, что виновником всех бед является помещик Кирила Петрович Троекуров, молодой Дубровский решает любой ценой отомстить ему. Первое, что он делает — уводит своих крепостных, которые по продажному суду перешли к Троекурову, в лес и становится предводителем шайки разбойников.

Первое впечатление о Дубровском может показаться не слишком привлекательным: «он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Ему было свойственно поведение, характерное для большинства молодых людей его возраста и сословия. Однако, по мере развития сюжета, автор раскрывает такие черты характера Дубровского, которые позволяют говорить о его благородстве, порядочности, ответственности и чести.

Впервые Дубровский проявляет эти качества, подъезжая к родительскому дому: «он смотрел около себя с волнением неописанным». Глубина чувств Владимира проявляется в описании встречи Владимира с отцом и няней Егоровной. Узнав о причине болезни отца и подлости Троекурова, молодой Дубровский решает отмстить обидчику. Но обида не ослепила Владимира: возглавив отряд разбойников, он грабит только тех людей, которые, по его мнению, из-за денег и власти утратили человеческие качества. В свою очередь, Дубровский своими поступками постоянно подтверждает, что для него понятия чести, достоинства, благородства — не пустой звук. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти финансы, а возвратил их обратно. Позже, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: «. Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».

О положительных качествах молодого Дубровского говорит и тот факт, что все крепостные отца готовы были сложить за него свои головы. Но, чувствуя ответственность за судьбы вверившихся ему людей и понимая обреченность своего положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. В данных обстоятельствах вряд ли существовало лучшее решение, которое он мог предложить своим людям.

Во всех поступках Дубровского видны сила, смелость и бесстрашие. И только при встречах с любимой девушкой, Машей Троекуровой, грозный разбойник становится робким и сдержанным. Любовь для него — чувство чистое, возвышенное. То, что обман и любовь для Дубровского вещи несовместимые еще раз подтверждает его благородство. Чтобы разрешить это противоречие, Владимир признается Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. Более того, в своем стремлении сделать девушку счастливой, не омрачать ее жизни потерей родных, Владимир готов отказаться от своего первоначального намерения.

И хотя автор оставлет читателям возможность самим «дописать» дальнейшую судьбу Владимира, образ «благородного разбойника» Дубровского можно ставить в один ряд с такими вымышленными и реальными людьми, как Робин Гуд, Зорро, Олекса Довбуш и Емельян Пугачев.

Вместе с сочинением «Благородный разбойник (по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)» часто ищут

Популярность темы: 116021 | Оценка: 4.4 | Комментарии: 3 | Закладки:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский

Система уроков по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Учебник Литература 6 класс. Г.С. Меркин, 2012г.
Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература» 6 класс /Соловьева Ф.Е.,2013 г.

Автор: Петухова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Карпогорская СОШ №118» СП «Веркольская основная школа имени Ф.А. Абрамова»
1. А.С.Пушкин «Дубровский», историческая эпоха в романе, прототипы.
2. Причины ссоры Дубровского и Троекурова.
3. Отец и сын.
4. Владимир Дубровский – офицер, учитель, разбойник.
5. Дубровский и Маша Троекурова.
6. Изложение с элементами сочинения.

Уроки 1-2. А.С.Пушкин «Дубровский», историческая эпоха в романе, прототипы. Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

Цель урока: Познакомить учащихся с исторической эпохой романа, историей создания, прототипами, жанром романа, завязкой романа.
Предварительная работа.
Учащиеся дома читали статьи «О романе «Дубровский», «Для Вас, любознательные», главу 1 романа.
Словарь эпохи (учащиеся работают с толковыми словарями и выписывают значения устаревших слов, каждой паре одно слово)
Барин
Губерния
Дворовый
Поручик
Генерал-аншеф
Приказчик
Отъезжее поле
Псари
Стремянной
Холоп
Кучер
Заседатель

Выберите и зачитайте ответы на вопросы:
Какие две темы пересекаются в романе?
Завершен ли роман?
Что такое роман?

Кто был прототипом романа?

Записи в тетради: Тема урока, определение романа.
Вопросы и задания к 1 главе.
Озаглавьте первую главу (Ссора двух баринов, Троекуров и Дубровский и др.)
Подготовьте рассказ об одном из помещиков по плану (ребята работают в парах, каждая пара готовит сообщение по одному пункту, в итоге работы получается сообщение о помещике)
1. Социальное положение
2. Занятия
3. Отношение соседей
4. Отношение к крестьянам
5. Общее в судьбах
6. Качества характера
Кто по вашему мнению виноват в ссоре баринов: Парамошка, Троекуров или Дубровский? Приведите по два аргумента в защиту своей позиции.
Что явилось причиной ссоры помещиков?

Домашнее задание
Прочитать главы 2-5. Озаглавить.
Выписать пословицы из текста романа.

Урок 3. Отец и сын

Цель: познакомить с судьбой отца Дубровского и главным героем романа Владимиром Дубровским.
• Обсуждение заглавий к главам 2-4
• Найдите и зачитайте фразы, характеризующие отношение присутствующих в суде к Дубровскому и Троекурову.
• Как ведут себя в суде главные герои 2-ой главы?
• Подберите антонимы к слову честность? Кому их героев главы присущи данные качества?
• Расскажите, какие качества характера Владимира Дубровского проявляются в следующих эпизодах: (работа выполняется в парах или группах)
Жизнь Дубровского в Петербурге
Возвращение в родной дом
Дубровский и крестьяне
• Какими чертами характера наделены крестьяне Кистеневки?
• Как вы думаете, связано ли название имения Дубровского со словом «кистень» — старинное холодное ударное оружие?

Домашнее задание
Прочитать главы 6-10. Озаглавить.
Нарисовать портрет Владимира Дубровского или иллюстрацию к роману (по желанию).

Урок 4. Владимир Дубровский – офицер, учитель, разбойник

Цель урока: сформировать представление о характере главного героя, безысходности его положения в существующем обществе.
1. Подберите эпитеты к словам офицер, учитель и разбойник и запишите тему урока (на доске записаны слова: доблестный, гвардейский, необыкновенный, благородный)
2. Как можно озаглавить главу шестую? На сюжет романа написана опера Эдуарда Направника «Дубровский». Определите, какому фрагменту текста соответствует фрагмент оперы (С.Лемешев. Ария Дубровского). О чем говорит эпизод спасения кошки?
3. Озаглавьте главу седьмую. Почему разбойники не трогали владения Троекурова?
4. Расскажите, как и почему меняется отношение Маши к французу Дефоржу?
5. Как характеризует Дубровского рассказ Анны Савишны и саморазоблачение перед Спицыным?
6. Как можно озаглавить главу одиннадцатую и где по хронологии она должна быть?
7. Поступок Дубровского – это уход от проблемы или выход из нее? Свое мнение докажите.

Домашнее задание
Прочитать главы 11-19. Озаглавить.
Подготовить подробный пересказ понравившегося эпизода.

Урок 5. Владимир Дубровский и Маша Троекурова

Цель: сформировать представление о том, что при данных обстоятельствах счастье Маши и Владимира было невозможным.
1. Дайте названия главам 11-19.
2. Заполнить таблицу стр. 241 вопрос 10. (работа выполняется в парах, каждая пара заполняет только одну ячейку, далее ребята озвучивают свои работы, а остальные заполняют таблицу)

Дубровский Верейский
Портрет
Поведение в доме Троекуровых
Ключевые эпизоды
Отношение к Маше

3. Почему Маша отказалась бежать с Дубровским?
4. Сравните иллюстрации к сцене «Нападение на свадебный поезд». Что в них общего и что различного? (иллюстрации А.Пахомова, Б.Косульникова, Б.Кустодиева, Д.Шмаринова)
5. Назовите причины поражения Дубровского?
Домашнее задание
Урок 29 в рабочей тетради, задания на выбор учащихся.

Уроки 6. Мастерская творческого письма. Изложение с элементами сочинения

Проверка домашнего задания. Изложение по главе 19, дописать свой вариант финала к незаконченному роману А.С.Пушкина.

Домашнее задание
Переписать изложение на чистовик, стр.242 в учебнике, задания по желанию.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Дубровский
  • Это сочинение списано 98 240 раз

А.С. Пушкин — величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович.

Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу типичного старинного русского барина. Он является отставным генералом-аншефом и первым героем, с которым мы встречаемся на страницах романа. Этот герой – богатый, знатный, влиятельный человек с большим количеством связей в губерниях. Как пишет автор, Троекуров с раннего возраста был избалован «всем, что только окружало его» и потакал порывам своенравия. Окружающие его соседи – льстецы и угодники, которые следуют любым прихотям и готовые терпеть «буйные увеселения» Троекурова.

Когда Пушкин даёт описание Троекурова как крепостного помещика – богача, он делает акцент на безграничной власти над человеком. Несмотря на строгое и своенравное обращение с крестьянами и дворовыми, слуги Троекурова с гордостью к нему относились за его богатство и власть.

Троекуров – человек, любящий развлекаться. Почти все его дни проходят в поисках развлечений, разъездах по владениям, празднованиях и пирах.

Кирила Петрович ни в чём себе не отказывает, ему все позволительно. У него нет чувства меры даже в еде.

Этот герой часто совершает необдуманные, поспешные поступки в порыве чувств, результат которых может быть неожиданным и неприятным, вызывающим отторжение и неприязнь.

Забавы Троекурова для здравомыслящего человека покажутся далеко не разумными и адекватными. Для многих гостей ужасающей и жестокой пыткой стано­вится встреча с медве­дем. Троекуров, наблюдая за тем, как сходит с ума напуганный и обессиленный от ужаса человек при встрече с медведем один на один, испытывает необычайное удовольствие.

Все окружающие испытывали страх к Троекурову не только из-за его власти, но и соответствующего ей надменного характера. Лишь к одному человеку Троекуров проявлял чувство уважения. Это был отставной поручик гвардии, товарищ по службе и сосед Андрей Гаврилович Дубровский. Дубровский отличался «смиренным состоянием», решительностью и нетерпеливостью. В некотором смысле эти два героя были схожи в характере, и это объясняется тем, что они были ровесниками, одинаково воспитанными в одном сословии. Судьбы их тоже были похожи: и тот и другой по любви женились, и оба вскоре стали вдовцами. Окружающие были в недоумении и завидовали их дружбе и согласию, но случай, непонимание и нежелание идти на уступки каждого из героев разрушили не только их дружбу, но и жизни.

Кирила Петрович владел лучшей псарней в округе. Он этим гордился и был готов при удобном случае похвалиться перед гостем. Дубровский, как-то, будучи гостем у Троекурова, подметил, что вряд ли люди Троекурова живут так же, как его собаки. На что один из слуг Троекурова сказал: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку», указывая на Дубровского и его скромный достаток. Вот тут то и было положено начало ссоры. Троекуров пожелал в ответ на защиту другом своего достоинства показать свою силу, отобрав имение Дубровского. Воспользовавшись своими многочисленными связями, влиянием, властью и нечестными способами Троекуров воплотил эту идею, оставив единственного настоящего друга на улице.

Крестьяне села Кистенёвка, которое принадлежало Дубровскому, упорно не желали идти во владение к Троекурову. Пушкин указывает, что кистеневские крестьяне никогда не выделялись благожелательным отношением к Троекурову из-за его жестокого обращения даже со своими крестьянами. Что уж говорить о чужих.

Однако автор говорит и о том, что Троекуров обладал некоторыми чертами благородства.

К примеру, он не был корыстным человеком, и содеянное в порыве мести пробуждало его совесть. Троекуров не считал случай с бывшим другом победным, так как знал, в каком может находиться состоянии Дубровский. Эти совестливые чувства направили его на мысль о примирении. Герой последовал ей, но уже было поздно. У Дубровского в сердце уже жили ненависть, негодование и разочарование, которые жестоко ударили по нездоровому состоянию Дубровского. Это и вызвало смерть единственно уважаемого Троекуровым человека.

В отношениях с дочерью автор описывает характер Троекурова не менее ярко. Одновременно с тёплыми чувствами к дочери Кирила Петрович так же своеволен, иногда жесток и суров. Поэтому между дочерью Машей и отцом отсутствует взаимодоверие. На замену живому общению с отцом Маше приходит чтение романов. Безразличие, холод, и бесчувствие проявляет Троекуров на слёзы и мольбы дочери не отдавать её замуж за нелюбимого старика-богача. Он непоколебим в своём решении. Для Троекурова – деньги – главнейшая ценность и цель жизни, нежели счастье дочери.

Троекуров — феодальный деспот и своенравный самодур – классический образец русского барства. Пушкин, показывая его отрицательные черты характера, описывает негативное отношение не ко всем помещикам, а к жестоким, деспотичным, ограниченным тиранам-властолюбцам.

Троекурову Пушкин противопоставляет другого героя произведения – сына А. Г. Дубровского – Владимира. Он – натура страстная, порывистая, увлекающаяся, решительная. Это человек, борющийся с помещиками, злоупотребляющими властью, положением и влиянием.

В образе Кирилы Петровича автор указывает на пороки, присущие представителям высшего сословия того времени: безмерное вла­столюбие, душевную черствость, испорченность нрава, умственную ограни­ченность, и своевольность.

Несмотря на то, что действия романа происходят в 1820-х годах, это произведение насущно, жизненно и современно.

Почему Дубровский становится разбойником

Образ романтического благородного разбойника – довольно распространен в литературе. Обычно, это люди, которые, по какой-либо причине становятся в обществе не нужными. Их предают друзья и близкие, от них отворачиваются знакомые, и они ничего не могут добиться законным путем, так как закон, в таких случаях несовершенен. Повесть Пушкина именно о таком человеке, и, прочитав ее, каждый начинает задумываться, а почему Дубровский стал разбойником?

Хотел ли Дубровский такой доли для себя?

Судьба человека очень часто может измениться в зависимости от обстоятельств. И, наверняка, молодой корнет не подозревал того, что с ним случится. Он воспитывался в знаменитом Петербургском корпусе кадетов, продолжил военную службу и добился бы многого. Если бы не случай.
В родном имении происходит несчастье: его старый отец ссорится с другом и заболевает. Владимир ни минуты не раздумывая едет к нему. По дороге он узнает о всех трагических событиях, а после смерти отца совершает поступок, достойный романтического героя: сжигает поместье и отправляется в лес. Его окружают крестьяне, которым также не по душе несправедливость и власть денег. Их преданное отношение к Дубровскому создает в разбойничьей шайке определенные правила, которым подчиняются все.
Все члены шайки понимают свою безысходность и то, что их ждет в будущем. Поэтому они грабят и сжигают поместья, с каждым случаем ужесточая свои поступки. Но имение Троекурова Покровское мужики не трогают: там живет Маша, которая стала для Владимира близкой и родной. Он ее полюбил и отказался от мщения, но остановить беспредел своих товарищей он уже не в силах.

Причина перевоплощения

Офицер с блестящим будущим превращается в разбойника. Пусть справедливого, но разбойника. И причины кроются не только в нем самом. Да, он смелый, решительный, отчаянный даже. А вокруг него насквозь прогнившее общество. Благородный разбойник Владимир Дубровский потерял всякую веру в закон и справедливость. Он начинает действовать своими методами, но даже в этом случае, он сохраняет моральные принципы. Его образ разбойника намного чище и выше этих высокопоставленных чиновников и самодуров помещиков.
Но, испытывая симпатию к своему герою, Пушкин раскрывает настоящую иронию такого перевоплощения: став разбойником, Владимир влюбился в дочь своего врага. Он отказался от мести. Получается, что все его поступки, совершенные ранее, были напрасны. Его поведение объяснить можно попытаться, но вот оправдывать его действия нельзя никоим образом. Он преступил закон, и каким бы Дубровский героем для своих крестьян не был, он преступник. Он совершил убийства, доведя события до кровавой бойни в конце повести.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: