Сочинение по произведению на тему: Образы природы в лирике А

А. А. Фет — поэт лирический, и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому что при наличии самой развитой и передовой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, — общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о необычайно высокоразвитом вкусе читающей публики. Содержанием поэзии Фета всегда была красота окружающего мира и природы и, конечно, любовь. В этом смысле действительно глубоко прав Писарев: стихи Фета бесполезны практически. В них ничего нет, кроме нежных движений человеческой души.
В моем саду, в тени густых ветвей
Поет в ночи влюбленный соловей.
У Фета в стихах есть все, что должно быть в поэзии: “любовь и кровь”, “морозы и розы”. Его природа персонифицирована и одухотворена — это роднит его с Тютчевым:
Как майский глубокий
Зефир, ты, мой друг, хороша.
У него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:
В небесах летают тучи,
На листах сверкают слезы,
До росы шишки грустили,
А теперь смеются розы.
Часто, чтобы ярче представить сущность жизни, поэты создают для нее специальные образы. Так, Данте выписал человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего “Ада”, Полонский стянул и сжал обычное содержание человеческой жизни в тесный мирок насекомых. Для Фета жизнь — в медленном, но беспечном сосуществовании природы и человека:
Какой горючий пламень
Зари в такую пору!
Кусты и острый камень
Сквозят по косогору.
Ушли за днем послушно
Последних туч волокна.
О, как под кровлей душно,
Хотя раскрыты окна.
Поэзия для Фета — высший род художества. Она по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками и красками, и пластическими формами. У различных поэтов легко заметить преобладание того или другого из этих элементов. У Фета поэзия и живописна и музыкальна. Картины при роды, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:
Смотри, красавица, — на матовом фарфоре
Румяный русский плод и южный виноград.
Как ярко яблоко на лиственном узоре!
Как влагой ягоды на солнышке горят.
Мастер рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, созвучной поэтическому языку XX века. Стоит вспомнить манделынтамовское: “Золотистого меда струя из кувшина текла. ” — ритмический и музыкальный рисунок цитируемого стихотворения резонирует и совпадает с фетовской мелодикой и ритмикой.
Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они безупречны. Но эта безупречность тепла и полна скрытой жизни:
Уснули метели
С печальной зимой,
Грачи прилетели,
Пахнуло весной.
Широкая карта
Полночной земли
Чернеет, и марта
Ручьи потекли.
Для песни полночной
Отныне живи,
Душой непорочной
Предайся любви.
Даже запись в альбом, поэтический пустяк, он превращает в эстетическое событие: “Среди фиалок в царстве роз // Примите искренний поклон. ” Его, фетовские леса “благоуханны”, тропинки “желты”, растения он наделяет “царственной мудростью”, луговая трава в его стихах “осыпана жемчугом”, а не росой, ночь “сладострастна”, а еще:
На природе с каждой каплей
Зеленеет вся одежда,
В небе радуга сияет,
Для души горит надежда.
При всем различии разобранных здесь стихотворений они сходятся в том, что, по мысли и внутреннему чувству Фета, все значение поэзии — в безусловном, независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном вдохновении, создающем то прекрасное, что по своему существу есть нравственное и доброе.
Этим достаточно определяется значение поэзии Фета, а содержание ее раскрывается при последовательном прочтении всего ряда его стихотворений.

«Два проявленья стихии одной. » (человек и природа в лирике Тютчева)

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть ду ша, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

А в другом, не менее известном, стихотворении:

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

На первый взгляд, два таких противоположных утверждения не могут принадлежать одному человеку. Но подобные противоречия вполне в духе Тютчева, в стихах которого сосуществуют гармония и хаос, жизнь и смерть, величие и ничтожество, вечность и быстротечность. Возможно, это весьма просто объяснить тем, что сам Тютчев не считал себя поэтом. Он писал, не пытаясь придерживаться «высокого штиля», а просто изливая на бумагу свою душу. Читая Тютчева, мы можем быть уверены в его искренности. Он такой же человек, как и мы, он живет и дышит, как остальные смертные. Отсюда двойственность, неоднозначность его образов; ведь любому из нас свойственны подобные внутренние противоречия, которые так гармонично в нас уживаются, что мы их противоречиями не считаем. Тютчев не стремится преподнести красивое, приглаженное стихотворение, а всего лишь размышляет. Его творчество — результат этих размышлений.

Итак, как же Тютчев определял роль человека в мироздании? Для поэта человек — всего лишь маленькая песчинка в океане Вселенной:

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной.

Здесь как нельзя лучше выразилось восприятие поэтом человека. Это всего лишь «сирота бездомный», одинокий, оставленный богом, предоставленный самому себе. Забытое богом существо стоит на краю «пропасти темной», или, иначе говоря, Вселенной, готовый заглянуть в нее. Таков человек в восприятии Тютчева.

Что же есть человеческая жизнь в сравнении с тем прекрасным и непознанным, что мы называем природой? Вот как понимает это поэт:

Дума за думой, волна за волной —

Два проявления стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь — в заключении, там — на просторе, —

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

Это стихотворение о вечном двуединстве человека с природой, их нераздел имостп. Мыели так же накатывают на нас и так же бесконечно сменяют друг друга, как волны в море. Этот процесс будет длиться вечно. Сердце — «тесное», море «безбрежное», здесь — «заключение», там — «простор». Но и там, и там нескончаемая жизнь. Как наша жизнь неразрывно связана с постоянным дыханием, так жизнь моря — с постоянными приливами и отливами. Все, что происходит в мире, подчиняется одним и тем же непреложным законам.

Тютчев никогда ничего не усложняет (в этом, кстати, он очень схож с Фетом), а все гениальное, как известно, просто. Поэтому поэт доносит до нас вселенские истины с помощью таких простых и доступных слов.

Разум природы и разум человека в понимании Тютчева могут находить общий язык. Это родство выражается в гармонии человека и природы:

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Это родство определяет существование человека. Если душа в разладе с природой («Душа не то поет, что море. «), то это трагедия. И, напротив, высшее для человека блаженство на земле — это слиться с природой. Не просто смотреть на нее, как сторонний наблюдатель, а ощущать всеми фибрами души, быть ее частью. Об этом — стихотворение «Тени сизые смесились. » В нем есть такие строки: «Все во мне и я во всем. » В нескольких словах Тютчев передал свое понимание мироздания и места человека в нем. Человек — малая частица Вселенной, но и в душе человеческой заключена целая Вселенная.

Тютчев вовсе не философ в традиционном понимании этого слова, он просто любит окружающий мир и этим дышит:

Я скрыть не в силах, мать-Земля.

Человеческая жизнь состоит из простых и незатейливых радостей. Недаром последними строками последнего стихотворения Тютчева были:

Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь,

И верит сердце в правду и любовь.

И это на пороге смерти! Выходит, жизнь для поэта была всепобеждающа, это была его единственная истина.

Кто сумеет найти ответ на вопрос, что есть человек и что есть природа? Некоторые, как Тютчев, ищут ответ всю жизнь. Очевидно одно: каждый должен прийти к ответу сам. И, кто знает, возможно, творчество Тютчева способно помочь нам в этом.

Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева

Значительное место в лирике Ф. И. Тютчева занимает тема человека и природы. Романтическая поэзия Тютчева устремлена в сферу идеалов. Поэт умеет своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека, раскрыть то, что он любит, что вызывает у него восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания.

В поэзии Тютчева заключено богатое разнообразие стремлений, чувств и впечатлений. Поэт пытается разобраться в жизни природы и постичь тайны человеческой души. Все его стихи проникнуты романтикой, она — в открытии неведомого, в противоположности обычному, в противопоставлении света и тьмы, в преображениях живого существа и природы, в столкновениях и борьбе природных стихий и человеческих чувств.

Романтический герой стихов Тютчева — сам поэт. Его лирическое «я» выражает различные стороны движения внутренней жизни человека. Герой стихотворений — философ, созерцатель природы или влюбленный, мечтательный юноша.

Природа и человек, по Тютчеву, состоят из двух частей. Одна часть — одухотворенная, одушевленная, разумная и гармоничная, «дневная». Другая — «бездна», дикая, неуправляемая, стихийная, «ночная».

Его «поэзия дня» рисует космос как светлый, вечно молодой, радостный, телесный и одухотворенный мир:

Лазурь небесная смеется

Ночною смытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Поэт слышит «вечный хор» в природе, она для него — как «блистательный покров», природа светится изнутри, освещенная солнцем. Природа не мираж, она реальность мира, и именно ее реальность привлекает Тютчева как поэта. В многообразных образах он стремится запечатлеть ее формы и краски, ее бытие в пространстве и во времени. Но поэт не растворил образы природы в поэтическом «я», скорее наоборот, его лирический герой растворяется в «животворном океане» природы:

Игра и жертвы жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман,

И ринься, бодрый, самовластный,

В сей животворный океан.

Другая, «ночная», стихия в природе проявляется как хаос, катаклизмы, бури, катастрофы. В человеке — это страсти, тоже приводящие к катастрофе:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ночь обнажает это стихийное, хаотическое начало:

Светлая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушел.

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен, и гол,

Лицом к лицу пред пропастью темной

Единство души человеческой и природной открывается нам лишь на мгновенье.

Стихотворения Тютчева музыкальны и живописны. Времена года — это мировые действа, которые так любит поэт. Он создал целый цикл стихов о весне. «Весенние воды» — начало праздника природы, первые его вестники. Здесь показано движение в природе от апрельского бурного таяния снегов к майским тихим, теплым дням. Все это сопровождается звуками, шумами, голосами, веселым оживлением:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Шумы природы поэт передает самим звучанием стихов, используя аллитерации: «бегут», «будят», «брег», «блещут», «гласят», «гонцы», «весна», «выслала», «вперед».

А «Весенняя гроза» — шедевр, воспевающий природу: «Люблю грозу в начале мая. » За весной следует грозовое лето: «Как весел грохот летних бурь. «, «В душном воздухе молчанье. » Новое действо природы — осень:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Особенность взгляда Тютчева на природу — внимание к особым минутам, часам, периодам ее жизни.

Зимнее действо природы — в стихотворении «Чародейскою — зимою. » Под музыку стихов представляются магические действия чародейки, которая чертит волшебные круги -кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон.

Тютчев нередко пишет «о двойной бездне», «двух беспредельностях». Живой телесный космос и мертвящий бестелесный хаос — две могущественные силы: ночной хаос поглощает золотой свет дня, но солнечный огонь разгоняет хаос:

Но не пройдет двух-трех мгновений,

Ночь испарится над землей,

И в полном блеске проявлений

Вдруг нас охватит мир дневной.

Природа и хаос противоположны друг другу и, в то же время, они объединяются в мировом бытии. Это составляет для поэта загадку. Но результат этого таинственного союза проявляется в человеке, который оказывается сыном Земли, и, в то же время, он относится к хаосу.

Слияние человека с гармонической природой — положительно, слияние с бестелесным хаосом — страшно и губительно.

Тютчев подчеркнул идею ценности телесного существования и самостоятельности жизни природы:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Своеобразие романтической лирики Тютчева в том, что он воспел красоту природы, радость телесного бытия, которое видится поэту одновременно и одухотворенным. У него природа «дышит», «погружается в сон», «трепещет», а утром «радуется» и «смеется». Природа бывает полна любви и неги, страдает, как человек.

Тютчев с особой любовью проводит мысль о гармоничном союзе человека и природы.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Человек и природа в поэзии Федора Тютчева

Русский поэт, политик, дипломат. Творчество Тютчева относят к поздним романтикам, его называют «поэтом мысли», «поэтом-философом». Поэт углубляется в философское, космическое осмысление жизни, он старается найти образец гармоничности и открывает его в самой природе. Природа в его стихах одухотворена, он видит в «ясности осенних вечеров» торжественную «красоту и безмолвие» («Осенний вечер»), он утверждает, что по-настоящему человек может раскрыться только в одиночестве, в единении с природой: «Молчи и кройся, и таи // Мысли и чувства свои…» («Молчание»). Тютчев не подает готовых выводов — его своеобразность в том, что он будит живую мысль, приглашает через тонкое ощущение звука, войти в вечность Вселенной. Одним из прекраснейший циклов поэта есть «Денисьевский цикл», где воспроизведена история трагической любви к Елене Денисьевой. Стихи «Весь день она лежала в забвении…», «О, не беспокой меня…», «Не говори мне…» являются яркими образцами любовной лирики.

На протяжении двадцати лет Тютчев живет в Мюнхене, но тема родины, России всегда звучит в его стихах. С поэзией Федора Ивановича Тютчева у каждого поколения читателей связаны свои упоминания. Я не знаю человека, которому не была бы знакома эта лирика. В детстве мы читаем стихи на детских утренниках:

  • Зима недаром злится,
  • Прошла ее пора
  • Весна в окно стучится
  • И гонит со двора…
  • А со временем нас начинают привлекать другие тютчевские строки:
  • О, как убийственно мы любим,
  • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!

И здесь мы видим другого Тютчева, выразителя человеческих чувств и певца природы, лирика, мыслителя, чей талант направлен на воспевание высокой красоты и духовности.

От самого начала своего творчества Федор Тютчев определился как представитель философской поэзии, в которой осмысливается жизнь вселенной и таинство бытия. В сравнении с вечным обновлением природы человек представляет собой «злак земной»:

  • Смотри, как на речном просторе,
  • По склону вновь оживших вод,
  • Во всеобъемлющем объеме
  • За льдиной льдина вслед плывет.

Для выражения сложного мира человеческой души поэту часто приходится использовать образы природы: солнце, голубое небо, пение деревьев, цвета радуги и безграничный океан:

  • Как океан объемлет пласт земной,
  • Земная жизнь кругом объята снами;
  • Настанет ночь — и звучными волнами
  • Стихия бьет о берег свой.
  • Это глас ее: он будит нас, он просит…
  • Уж в пристани волшебной ожил челн;
  • Прилив растет и быстро нас уносит
  • В неизмеримость темных волн.

Автор будто сопоставляет человека и природу, состояние человеческой души и состояние природы, наблюдает каждое движение внутренней жизни, битье сердец — природы и человека. Хочется углубиться в эти таинственные движения, наблюдать за странными, приподнятыми и трепетными явлениями. И невольно прислушаешься к своему внутреннему состоянию, к битью собственного сердца и в тот же время — к жизненным силам природы за окном жилья. Хотя идея сопоставления внутреннего состояния человека с теми или другими явлениями природы в поэзии не новая, она существовала до Тютчева, тем не менее сам он проследил и воссоздал таинственные порывы души через зримое развитие явлений природы.

Лирика Ф. Тютчева представляет собой чрезвычайное объединение зримых примет внешнего мира и того субъективного впечатления, как влияет на поэта мир:

  • Есть в осени первоначальной
  • Короткая, но дивная пора
  • Весь день стоит как бы хрустальный,
  • И лучезарны вечера…

Приход весны поэт усматривает в первом зеленеющем листочке, разжигание августа ощущает в медовом дыхании гречки. Самое главное, что Тютчев умел не просто передать красоту окружающего мира, а дал возможность читателю ощутить эту красоту. Федор Иванович Тютчев никогда нарочито не прибегал к звуковой организации стиха, тем не менее язык звуков был ему близким и понятным:

  • Певучесть есть в морских волнах,
  • Гармония в стихийных спорах,
  • И стройный мусикийский шорох
  • Струится в зыбких камышах.

Эти строки являются своеобразным отражением не только внешней стороны естественных явлений, но и собственного естества человека, и собственных ощущений. И есть еще один аспект творчества Тютчева: читая его строки, ощущаешь единство красок и звуков в отображении каждого явления. Лирика Федора Ивановича Тютчева помогает увидеть внешний мир глазами художника, где пейзажи, написаны с натуры, содержат в себе и мысль, и чувство, и расположение духа, и раздумья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: