Образы помещиков в поэме Н

Галерея помещиков, выведенных в поэме отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», — отмечает писатель. Начинается эта галерея с образа Манилова, замыкает ее Плюшкин, «прореха на человечестве».

Ловкие, оборотистые предприниматели Чичиковы, идущие на смену прежним хозяевам жизни — помещикам, в своей скупке барского добра начинали именно с манило-вых, беспечных, экономически малоустойчивых, неспособных сопротивляться и приспосабливаться к новым условиям экономической жизни. Отличительной чертой Манилова является его неспособность к хозяйственным делам. Вся усадьба Манилова поражает прежде всего полной бесхозяйственностью. Эта бесхозяйственность сказывается во всем. Господский дом стоит на юру, то есть на возвышении, открытый всем ветрам, перед домом — две-три жиденькие клумбы с кустами сирени и желтых акаций, пруд покрыт зеленью, крестьянские избы — серенькие, темные. В доме та же бесхозяйственность: «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница — воры. Хозяйством Манилов вообще не занимался и не интересовался. Праздный мечтатель, «романтический» бездельник, он принадлежал, по выражению Гоголя, к ряду «людей, известных под именем: люди так себе». Речь его расплывчата и туманна. Прожектерство, не связанное с реальной жизнью, пустая мечтательность и празднословие, слащавость и сентиментальное благодушие, ротозейство и расхлябанность получили название от имени Манилова — «маниловщина».

В противоположность бесхозяйственнсму, «мечтательному» Манилову, Коробочка — весьма заботливая хозяйка. Она хорошо знает цену копейке и умеет ее сохранить и припрятать. Много было у Коробочки мешочков с целковиками, полтинничками, четвертачками. Недаром автор и фамилию дал ей Коробочка. Деревенька у нее была в порядке. Весь двор помещицы был наполнен птицей, домашними животными. Коробочка торговала медом, пенькой, мукой, крупой, скотиной, свиным салом, птичьими перьями.

С годами бережливость Коробочки перешла в скопидомство, она отупела, превратилась в мертвую душу, все интересы ее всецело сконцентрировались на хозяйстве. Наиболее существенной чертой Коробочки является ее «дубинно-головость», «крепколобость», предельная тупость. Коробочка невежественна, набожна и суеверна.

Духовное убожество, ограниченность интересов, тупоумие и невежество, ее замкнутость, «закрытость» (недаром же — Коробочка!) были характерными чертами громадного слоя провинциального русского дворянства.

Гоголь указывал на широкую типичность образа Коробочки. Он находил черты Коробочки у многих женщин из аристократических кругов и у почтенных государственных деятелей.

Ноздрев. Таких людей приходилось «всякому встречать не мало», — указывает Гоголь. Они называются «разбитными малыми», «широкими» натурами, они всегда говоруны, кутилы, лихачи. Неугомонность, необычайная склонность к скандалам и дракам характерны для Ноздрева. Врет Ноздрев без всякой нужды, по потребности своей натуры. Конюшня, волчонок на псарне, псарня были в центре его внимания, все остальное в хозяйстве находилось в большом запущении. Нравственная нечистоплотность, наглость, цинизм, абсолютная бездуховность Ноздрева — еще одна ипостась мертвой души. «Ноздрев еще долго не выведется из мира. Он везде между нами», — пишет Гоголь.

Собакевича Гоголь называет кулаком. Собакевич — эксплуататор. Собакевич — единственный из помещиков, которого ничуть не удивило предложение Чичикова продать мертвые души. Он отличается кулацкой хваткой, цепко держится за свои дворянские привилегии. Гоголь верно отметил социальную устойчивость, непоколебимую крепость собакевичей. Собакевич враждебно относится к просвещению, он убежденный крепостник, твердая опора самодержавия. Для него характерно враждебное, волчье отношение к людям. Подозрительная недоверчивость к людям Коробочки вырастает у Собакевича до озлобленной, мрачной враждебности ко всем, а ноздревская страстишка напакостить своему ближнему — в стремление обмануть, извлечь выгоду, сжать всех в кулак.

Тот предел, до которого может дойти моральное падение человека, запечатлен Гоголем в образе Плюшкина, богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных).

В образе Плюшкина Гоголь рисует облик скряги, человека, растерявшего все человеческие чувства, одичавшего, превратившегося в «прореху на человечестве». Плюшкин всех своих крепостных морит голодом: только за последние три года у него умерло 80 крестьян. Дворовые Плюшкина до поздней зимы бегают босиком, так как для всех них у помещика одна пара сапог. Сам он живет хуже, чем «последний пастух Собакевича». Бесчисленное богатство пропадает зря.

Плюшкины являлись тормозом хозяйственного развития России. На обширной территории поместья Плюшкина экономическая жизнь замерла совсем: перестали работать мельницы, суконные фабрики, столярные станки, сено и хлеб гнили, мука превращалась в камень, к сукнам, холстам страшно было притронуться.

Духовное вымирание дворянской Руси показано в образе Плюшкина с потрясающей силой. Биография персонажа — путь от «бережливого» хозяина к полусумасшедшему скряге, распад семьи и трагедия одиночества, перерастающая в ужасную картину одинокой старости. «И до какой же ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться. Все может статься с человеком» — эти горькие гоголевские слова звучат предостережением для каждого. Здесь реализм Гоголя включает в себя и глубокий психологизм.

В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движе-нии-полете — вера писателя в великое будущее России, в возможность духовного возрождения человечества, в живую душу народа.

Образы помещиков в поэме «Мертвые души»

Образом Манилова Гоголь начинает галерею помещиков. Перед нами возникают типические характеры. В каждом портрете, созданном Гоголем, по его словам, «собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Уже в описании деревни и поместья Манилова проявляется сущность его характера. Дом расположен на очень невыгодном, открытом всем ветрам месте. Деревня производит убогое впечатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. Вычурность, слащавость раскрываются не только в портрете Манилова, не только в его манерах, но и в том, что покосившуюся беседку он называет «храм уединенного размышления», а детям дает имена героев Древней Греции. Сущность характера Манилова -совершенная праздность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Обо всех он отзывается благосклонно, все у него препочтительнейшие и прелюбезнейшие. Но не потому, что он любит людей и испытывает к ним интерес, а потому, что ему нравится жить беззаботно и удобно. О Манилове автор говорит: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». Таким образом автор дает понять, что образ Манилова типичен для своего времени. Именно из сочетания подобных качеств и происходит понятие «маниловщина».
Следующий образ в галерее помещиков — это образ Коробочки. Если Манилов — это помещик-расточитель, бездеятельность которого ведет к полному разорению, то Коробочку можно назвать накопительницей, так как накопительство — это ее страсть. Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: «вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?», И снова автор подчеркивает типичность этого образа: » Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Оказывается, тупость Коробочки, ее «дубинноголовость» не такое уж редкое явление.
В каждом из помещиков автор подмечает нравственное уродство. Манилов в своей праздности и лени доходит до крайности. В результате скупости Коробочка становится дубинноголовой.
Следующий в галерее помещиков — Ноздрев. Кутила, картежник, пьяница, врун и скандалист — вот краткая характеристика Ноздрева. Это человек, как пишет автор, который имел страсть «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Гоголь утверждает, что Ноздревы типичны для русского общества: «Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами. » Беспорядочная натура Ноздрева отражается и в интерьере его комнат. Часть дома ремонтируется, мебель расставлена кое-как, но хозяина все это мало волнует. Он показывает гостям конюшню, в которой две кобылы, жеребец и козел. Потом хвалится волчонком, которого неизвестно зачем держит дома. Обед у Ноздрева приготовлен плохо, но зато спиртного в избытке. Попытка купить мертвые души едва не заканчивается для Чичикова трагично. Вместе с мертвыми душами Ноздрев хочет продать ему жеребца или шарманку, а потом предлагает сыграть в шашки на мертвых крестьян. Когда Чичиков возмущается нечестной игрой, Ноздрев зовет слуг, чтобы те избили несговорчивого гостя. Только появление капитана-исправника спасает Чичикова.
Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. «Кулак! Да еще и бестия в придачу» — такую характеристику дал ему Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя — большой, неуклюжий. В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его «совсем не было души». В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: «И я тоже Собакевич». Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде — ив провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: «нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь». Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами. А если бы такому подняться повыше да дать ему власть побольше? Сколько бы бед он мог натворить! Ведь о людях он придерживается строго определенного мнения: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».
Последним в галерее помещиков стоит Плюшкин. Гоголь отводит ему это место, поскольку Плюшкин являет собой результат праздной жизни человека, живущего за счет чужого труда. «У этого помещика тысяча с лишком душ», а выглядит он как последний нищий. Он стал пародией на человека, и Чичиков даже не сразу понимает, кто стоит перед ним — «мужик или баба». А ведь были времена, когда Плюшкин был бережливым, состоятельным хозяином. Но ненасытная страсть к наживе, к приобретательству приводит его к полному краху: он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать нужное от ненужного. Он губит зерно, муку, сукно, но бережет кусок черствого кулича, который давным-давно привезла дочь. На примере Плюшкина автор показывает нам распад человеческой личности. Куча хлама посреди комнаты символизирует жизнь Плюшкина. Вот чем он стал, вот что значит духовная смерть человека.
Крестьян Плюшкин считает ворами и мошенниками, морит их голодом. Ведь разум давно уж не руководит его действиями. Даже к единственному близкому человеку, к дочери, у Плюшкина нет отцовской привязанности.
Так последовательно, от героя к герою, Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет в человеке человеческое. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а мертвые души помещиков. Ведь в каждом образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Каждый из образов не является исключением, так как их нравственное уродство сформировано общественным строем, социальной средой. В этих образах отразшшсь признаки духовного вырождения поместного дворянства и общечеловеческие пороки.

177673 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Образы помещиков в поэме «Мертвые души»

Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

Сочинение на тему Образы помещиков в поэме Мертвые души, Гоголь читать бесплатно

В царской России 30-х годов XIX века настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и обширный бюрократический чиновничий аппарат. Призванные стоять на страже законности и правопорядка представители административной власти думали только о собственном материальном благе, обворовывая казну, вымогая взятки, издеваясь над бесправными людьми. Таким образом, тема разоблачения чиновничьего мира была очень актуальной для русской литературы. К ней не раз обращался Гоголь в таких произведениях, как «Ревизор», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Она нашла выражение и в поэме «Мертвые души», где, начиная с седьмой главы, чиновничество находится в центре внимания автора. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Эти бегло обрисованные лица запоминаются благодаря характерным смешным деталям, которые наполнены глубоким смыслом. В самом деле, почему начальник целой губернии характеризуется как добряк, который иногда вышивает по тюлю? Наверное, потому, что как о руководителе о нем нечего сказать. Отсюда легко сделать вывод о том, как халатно и недобросовестно относится губернатор к своим должностным обязанностям, к гражданскому долгу. То же можно сказать и о его подчиненных. Гоголь широко использует в поэме прием характеристики героя другими персонажами. Например, когда нужен был свидетель для оформления покупки крепостных, Собакевич говорит Чичикову, что прокурор, как человек праздный, верно, сидит дома. А ведь это один из самых значительных чиновников города, который должен вершить правосудие, следить за соблюдением законности. Характеристика прокурора в поэме усиливается описанием его смерти и похорон. Он не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, «первому хапуге в мире». Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже «мертвых душ», так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела. Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: «. зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает». Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, &#151 это густыми черными бровями.

Крупным планом дает писатель типичный образ чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло. Пользуясь своим положением, он вымогает взятки у посетителей. Смешно читать о том, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем «бумажку», «которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою». Но грустно от сознания того, в каком безвыходном положении оказывались российские граждане, зависящие от нечестных, корыстолюбивых людей, представляющих государственную власть. Эту мысль подчеркивает гоголевское сравнение чиновника гражданской палаты с Вергилием. На первый взгляд, оно недопустимо. Но гаденький чиновник, как и римский поэт в «Божественной комедии», ведет Чичикова по всем кругам бюрократического ада. Значит, это сравнение усиливает впечатление от того зла, которым пропитана вся административная система царской России.

Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие &#151 это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под «тонкими» автор подразумевает среднюю прослойку, а «толстые» &#151 это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.

Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что «все они были гражданские чиновники». У них другие методы и средства, благодаря которым они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. В образе жизни чиновников, в их поступках и взглядах нет сколько-нибудь существенных различий. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности. Возникает комическая ситуация, когда люди, облеченные властью, помогают аферисту в его незаконных махинациях и боятся его.

Мертвые души, Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Центральное место в поэме Гоголя «Мертвые души» занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев.

Образ Манилова как бы вырастает из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Он оторван от жизни, неприспособлен. Его дом стоит на юру, «открытом всем ветрам». В беседке с надписью «Храм уединенного размышления» Манилов строит планы провести подземный ход и выстроить через пруд каменный мост. Это только пустые фантазии. В реальности хозяйство Манилова разваливается. Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным складыванием пепла из трубки в горки, а книга в его кабинете два года лежит с закладкой на 14-й странице.

Портрет и характер Манилова созданы по принципу: «в приятность, казалось, чересчур было передано сахару». На лице Манилова было «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно. «

Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу тот самый кусочек».

Но несмотря на «чрезмерность», Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову «мертвые души» бесплатно.

Коробочка тоже отличается «чрезмерностью», но иного рода — чрезмерной бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Она «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, потери и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки». Вещи в ее доме отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время — ее мелочность и ограниченность. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате». Гоголь называет Коробочку «дубинноголовой». Она боится продешевить при продаже «мертвых душ», чтобы как-нибудь «не понести убытку». Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал: «. да пропади и околей со всей вашей деревней!» «Дубинноголовость» Коробочки — черта человека, который «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь».

Собакевич внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушки «гораздо больше тарелки», «ни разу не был болен». Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Весь город, по его словам, — «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если заявить правду, свинья». Портреты на стенах, изображающие героев, говорят о нереализованных богатырских, героических возможностях «омертвелой» души Собакевича. Собакевич — «человек-кулак». Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов.

Ноздрев — «разбитной малый», кутила. Главная его страсть — «нагадить ближнему», продолжая оставаться его другом.

«Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами». В кабинете Ноздрева вместо книг — сабли и турецкие кинжалы, на одном из которых написано: «Мастер Савелий Сибиряков». Даже блохи в доме Ноздрева «пребойкие насекомые». Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух: «кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет». Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже «мертв».

Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя, — заплесневелый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Когда-то образцовый хозяин и семьянин, Плюшкин теперь превратился в паука-отшельника. Он подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.

Показывая последовательно быт и характер пяти помещиков, Гоголь изображает процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляет все его пороки и недостатки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector