Сочинение по произведению на тему: Чичиков в поэме — Мертвые души

План: Чичиков — центральный образ в поэме, данный в развитии.

1. Черты характера.

2. Приобретательство и предприимчивость.

3. Приспособляемость к жизни.

4. Изворотливость и жульничество.

5. Осторожность и расчетливость.

6. Умение обращаться и общаться с людьми.

7. Настойчивость в достижении цели.

Мастерство Гоголя в изображении Чичикова.

1. Чичиков в поэме — как живой человек (его портрет и манеры).

2. Контраст — основной прием изображения.

3. Общая авторская характеристика.

Причины, обусловившие характер Чичикова.

1. Условия становления и роста капиталистических отношений.

2. Воспитание и образование в этих условиях.

3. Чичиков — тип дельца-приобретателя.

Основная тема Гоголя — это тема о путях исто-рического развития России. Гоголь зорким взглядом художника подметил, что в русском обществе середины XIX века деньги начи-нают играть решающую роль: дельцы стараются утвердиться в об-ществе, стать независимыми, опираясь на капитал, и на грани двух эпох — капитализма и феодализма — такие дельцы были явлением распространенным.Чичиков — центральный герой поэмы , вокруг него происходит все действие поэмы, с ним связаны все ее дейст-вующие лица. Сам Гоголь писал: , — пишет Гоголь и дает картину его детства и учения. На всю жизнь запо-мнил Чичиков советы своего отца. Больше всего беречь и копить копейку. , — говорил ему отец. Целью своей жизни Чичиков поставил приобре-тательство. Уже в школе он проявил чрезвычайную оборотливость по части приобретения копейки: торговал пряниками и булками, выдрессировал мышь и продал ее выгодно. И вскоре он зашивает в мешочек 5 рублей и начинает копить другой. Так началась его предпринимательская жизнь.Чичиков обнаружил немалые способности и по части обраще-ния с начальством. В училище старался быть образцом послушания и вежливости, ловко умел войти в доверие и вызывал похвальные отзывы почтительностью и смиренным поведением.Окончив учиться, он поступает в казенную палату, где всемерно угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью. И скоро сам получает должность повытчика и начинает брать взятки.Возбуждающее действие на Чичикова оказывают картины состо-ятельной жизни, с которыми ему приходится сталкиваться. Он ох-вачен желанием стать обладателем капиталов, которые принесут с собой . Чичиков терпеливо и настойчи-во преодолевает служебные барьеры. . Изворотливость и жульничество становятся его характерными чертами. Став членом , он обзаводится хорошим поваром и отличной парой лошадей, носит тонкие, голландского полотна рубашки, выпутывается из-под здоро-вых законов воздержания: неожиданное разоблачение аферы с по-строением казенного здания развеяло блаженное состояние Чичико-ва, все оказалось безвозвратно утерянным, это огорчило, но не поко-лебало Чичикова. Он решил сызнова начать карьеру и находит еще более выгодную службу по таможне. Принимается за очень выгод-ные операции: со стадом испанских баранов он проводит операцию с барбантскими кружевами и в короткое время наживает целое состо-яние. Деньги плывут к нему в руки. . Вновь разоблаченный и из-гнанный Чичиков становится поверенным, и здесь ему приходит мысль о поисках мертвых душ. А главное то хорошо, говорит он, — что .Писатель раскрывает образ Чичикова постепенно, по мере рас-сказов о его похождениях. В каждой главе мы узнаем о нем что-то новое. Он приезжает в губернский город, чтобы произвести развед-ку и обеспечить успех задуманного предприятия. В городе N он чрезвычайно осторожен и строго расчетлив. Он расспросил трактир-ного слугу о городских чиновниках, о ближайших к городу поме-щиках, о состоянии края, о повальных болезнях. Ни один день не пропадает у деятельного Павла Ивановича даром. Он устанавливает дружеские отношения с сановниками города, заводит знакомство с помещиками и благодаря исключительной обходительности состав-ляет о себе лестное мнение. Даже грубиян Собакевич сказал: .Умение обращаться с людьми и искусное ведение разговора — испытанное средство Чичикова во всех жульнических операциях. Он знает, с кем как вести разговор. С Маниловым он ведет беседу в слащаво-вежливом тоне, говорит, что . Без труда добивается у него мертвых душ бес-платно, да еще и оставляет на хозяина расходы по оформлению купчей. Вовсе не церемонится в разговоре с дубиноголовой Коро-бочкой, запугивает окриками и за всех умерших дает всего 15 рублей, солгав, что приедет за мукой, крупой и прочей снедью.Непринужденный развязный разговор ведет с разбитным малым Ноздревым и ловко выпутывается из всех предложений об обмене. Осторожно разговаривает Чичиков с помещиком-кулаком Собакевичем, называет умерших крестьян несуществующими и за-ставляет Собакевича сильно снизить запрошенную им цену.Почтительно вежлив Чичиков с Плюшкиным, он говорит, что решил помочь ему и оказать свое личное почтение. Ловко прики-нулся он человеком сострадательным и получил от него 78 душ всего лишь по 32 копейки за каждую.Встречи с помещиками показывают исключительную настойчи-вость Чичикова в достижении цели, легкость перевоплощения, не обыкновенную изворотливость и энергию, за внешней мягкостью и изяществом скрывающие расчетливость хищной натуры.И вот Чичиков снова среди чиновников города. Он всех очаро-вывает , . Все дамы города от него без ума. Однако Ноздрев разрушает все его планы. .Итак, — заклю-чает Гоголь. Чичиков предстает перед читателями живым. Мы видим и внешность, и внутренний мир Чичикова. На первый взгляд в нем есть что-то неопределенное, это — . Мы видим человека степенного, обходительного, хорошо одетого, всегда аккуратного и чистого, выбритого и при-глаженного, но в каком вопиющем противоречии находится внеш-ность с его внутренним миром! Гоголь мастерски, одной фразой дает ему полную характеристику: , а далее автор говорит о нем просто и резко: .Такой характер, как у Чичикова, мог возникнуть только в усло-виях становления капиталистических отношений, когда предпри-ниматели ради наживы и обогащения ставили на карту все. Чичи-ков представляет собой тип буржуазного дельца-приобретателя, не брезгающего никакими средствами для своего обогащения.Еще Виссарион Григорьевич Белинский отмечал широкую ти-пичность Чичикова. Ужасен, отвратителен этот рыцарь , стро-ящий свое благополучие на несчастьях большого числа людей: мас-совых эпидемиях, стихийных бедствиях, войнах, — все, что сеет гибель и смерть, все это на руку Чичикову.


«Живая Русь» в поэме «Мертвые души»

Поэма Гоголя «Мертвые души» была создана в середине 19 века. Все мы знаем, что этот период в истории Российской Империи ознаменовался окончанием эпохи крепостничества. Что ожидало дальше нашу страну в это время? На этот вопрос и постарался ответить в своей знаменитой поэме Николай Васильевич.

Произведение можно воспринимать неоднозначно: на первый взгляд Русь постает перед нами в некотором карикатурном образе на ту действительность, которая была присуща в государственной жизни. Но на самом деле, автор изобразил полноту поэтической насыщенности жизни на Руси.

Описание Живой руси в поэме

Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества.
С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.

Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне – безграмотные и забитые – однако никак не «мертвые».

Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться. Гоголь описывает истинно русских людей – трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы. Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.

В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта – группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу – это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.

Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя – по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.

Отношение Гоголя к России

В период создания поэмы «Мертвые души», несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало. Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее. В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.

Образ Руси и крестьян в поэме – это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому , к сожалению, так и не судилось увидеть мир.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Мертвые души Гоголя: жанр, сюжет, характеристика героев
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГуманистический идеал Гоголя: двойной смысл его произведений

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Все школьные сочинения по литературе

Сочинение на тему «Мертвые души»

Эта поэма относится к лучшим произведениям русской литературы. Писатель показал нам картину современного ему общества. Она комическая, но и глубоко трагическая.Гоголь показывает нам постепенное омертвление людских душ, утрату ими всех положительных качеств человека.

События романа происходят вокруг П. И. Чичикова. Ему свойственны качества дельца, для которого главное — это накопление денег. Это тип гладенько — гаденького человечка, приличного, воспитанного, но под его обличьем прячется ложь и подлость . Он образ мешка с деньгами и денежными документами. Страсть и нажива руководят всеми его поступками и действиями. Приобретение — вина всего: из- за него происходили дела, которые относили к разряду не очень ‘чистых’. ‘Мертвые души’- это обозначение самой сути героев романа. Гоголь нам показал, во что превратились их души. Жизнь героев поэмы — это бессмысленный, механический процесс, который не ведет ни к какому результату. Окаменелость душ, бездуховность прячется и за жизнью богачей, и за жизнью городка. Жизнь в городе кипит, но она призрачна, и поэтому это просто суета. И этот городок взбаламутила, пробудила сплетни о Чичикове. Взяточничество и использование служебного положения помогли Чичикову привезти в исполнение аферу с мертвыми душами. Главным в жизни для него были деньги, а за деньги все продавалось и покупалось. Чичиков был заинтересован в наибольшем количестве смертных болезней, эпидемий, голода и неурожая — таков был характер чичиковского предприятия. Ведь чем больше смертей, тем больше процент прибыли у нашего героя.

В романе отведены пять глав, изображающих образы разных помещиков. Но есть одно, что их объединяет — это отсутствие труда, полная бездеятельность и пустое существование. Но помещики индивидуальны каждый по-своему. Первый — Манилов бесхарактерный человек, который создавал фантастические проекты, один хуже другого. Он не мог управлять поместьем, не знал, какое количество крестьян в эго поместье. Он не мог подумать и не понимал, что все его хозяйство постепенно приходит в упадок, он не замечал свою уродливую жизнь.

После Манилова наш Чичиков приходит к Коробочке, которая является полной противоположностью Манилову. Его владения — это отличная деревенька, где много всякой птицы просторные огороды и фруктовые деревья. Но она невежа, тупа и живет в мире мелочных хлопот.

Следующим Чичиков встречает Ноздрева, человека решительного и самостоятельного. Он большой непоседа, любит ярмарки, попои и карты. После Ноздрева Чичиков встречает Собакевича, который отличается от остальных своей хитростью и расчетливостью, он обладает железной хваткой. Его никто не обманет и он из всего может извлечь выгоду.

И еще один помещик, Плюшкин — мошенник и скряга, страсть к наживе, у которого уничтожили в нем всю человечность.

Всех помещиков объединяет одно — отсутствие духовности, ничтожность их внутреннего мира. В образе Чичикова Н.B. Гоголь показал нравы и порядки буржуазной России.

Сочинение на тему Мертвые души Гоголь 9 класс

Души «Мертвые и живые» в поэме Н.В.Гоголя
Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», — пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы — «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Наверное, именно поэтому понятие «мертвые души» в гоголевской поэме постоянно меняет свой смысл, переходя из одного в другой: это не только умершие крепостные крестьяне, купить которых решил аферист Чичиков, но и духовно омертвевшие помещики и чиновники.
Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав (со второй по шестую). Эти главы,- построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20— 30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку. Гоголь дает эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мелочная Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) — прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею помещиков Плюшкин — скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения.
С большой выразительностью в «портретных» главах дана картина упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова, к «дубинноголовой» Коробочке, от нее — к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее — к оскотинившемуся кулаку Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира. Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства.
Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. «На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Раньше он «служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером». Живя в поместье, он «иногда приезжает в город. чтобы увидеться с образованнейшими людьми». На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком», на котором лежит какой-то отпечаток «полупросвещенной» сред ы. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и .времяпрепровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого «существователя».
Писатель подчеркивает в характере Манилова его слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов. Он не занимался хозяйством, передоверив его приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова «только пять-шесть берез. » с жидкими вершинами.
Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же 14-й странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами» (проектами), вроде постройки подземного’ хода в доме, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства — у Манилова «приятная улыбка», вместо мысли — какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности — пустые мечты.
Другим представителем «мертвых душ» в поэме мы назовем Плюшкина. Это «прореха на человечестве». Все человеческое умерло в нем, в полном смысле слова это мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь, развивая и углубляя тему духовной гибели человека. Деревенские избы села Плюшкина имеют вид «особенной ветхости», барский дом выглядит «инвалидом», бревенчатая мостовая пришла в негодность. А каков хозяин? На фоне жалкой деревушки перед Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в «неопределенном платье, похожем на женский капот», таком рваном, замасленном и заношенном, что «если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош».
Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячи душ, у которого кладовые, амбары и сушильни полны были всякого добра. Однако все это добро гнило, портилось, превращалось в труху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу за сбором всякой дряни, знаменитые кучи хлама на его столе и на бюро выразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.
У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — восклицает Гоголь.
Вся галерея образов, данная в первом томе «Мертвых душ», убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый вид крепостников-душевладельцев. Герои Гоголя — не Онегины и Печорины, а то поместное дворянство, которое представлено на. балу у Лариных.
«Мертвым душам» поэмы противопоставлены «живые» — народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание крестьян, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности.
Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о трудолюбии народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников — «что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!».
Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не выдержала его душа гнета неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он «гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами». Но нелегко ему ходить с бурлаками, «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему.
Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, любовь к родине, дают Гоголю силы верить в ее великое будущее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector