Сочинение на тему: Идейно-художественный анализ стихотворения А

Идейно-художественный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня».
«Деревня» ( Пушкин А.С. )

Стихотворение «Деревня» было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петербургский» период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы управления.
Так, стихотворение «Деревня» поэт посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. Стихотворение имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов «. но мысль ужасная. «) представляет собой идиллию, в то время как вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.

Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, «пустынный уголок», некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духовную свободу, предается «творческим думам». Образы этой части стихотворения: «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты», «в дали рассыпанные хаты», «мельницы крылаты», — несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. «Барство дикое» и «рабство тощее», основные образы этой части, воплощают «невежества убийственный позор», всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя «другом человечества», не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает «тревожить сердца. » людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть «народ неугнетенный» и «отечество свободы просвещенной». Мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни «тягостный ярем до гроба влекут», а другие, «не видя слез, не внемля стона», «присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца», выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства «счастья и забвенья». Таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности, невозможности существования крепостного права.

Поэтом используется и множество изобразительно-выразительных средств языка. В первой части они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: «льется дней моих поток», «мельницы крылатые», «озер лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «тишина полей». А во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить безобразие социального строя: «. насильственной лозой», «чуждый плуг», «измученные рабы», «неумолимый владелец». Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма — как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая:

Приветствую тебя, пустынный уголок (ясенская),
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (мужская),
Где льется дней моих невидимый поток (ж.)
На лоне счастья и забвенья (м.)

перекрестная рифма а-б-а-б).

Я твой — люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят
(кольцевая рифма а-б-б-а).

Сочинение: Мой Пушкин

Мой Пушкин…— Что я знаю об этих двух словах? Так говорила Марина Цветаева. Так наверняка говорили Сергей Есенин, Антон Чехов, Лев Толстой и многие другие. Мне всегда казалось, что говорить так имеют право лишь лучшие, выдающиеся люди, которые способны постичь то совершенство, с которым у меня всегда было связано творчество Пушкина. А между тем, у каждого из нас есть что-то самое любимое, самое близкое, самое дорогое из его произведений, что он хранит в глубине души. Творчество поэта стало неотъемлемой частью нашей жизни. Столько строчек, цитат, фраз, ставших крылатыми, прочно вошли в нашу речь и мышление, что иногда мы говорим словами Пушкина, не замечая, а часто – не зная этого. И когда об этом подумаешь, вдруг понимаешь, что яркое творчество Пушкина, такое личное и родное, одновременно является всеобщим, присутствующим всюду и потому – почти незаметным. И в то же время, творчество Пушкина –— такое неоценимое богатство, о котором могут мечтать все народы мира. Так что же такое – “»Пушкин»”? – Нет, вернее, что такое “»Пушкин»” для меня, “мой Пушкин”?

В первую очередь, это, конечно же, сказки. Сказки, которые знакомы каждому с самого рождения, наряду с русскими народными сказками и произведениями Г. Х. Андерсена. Они стали уже настолько родными, что сейчас трудно представить себе, что каждая из них –— самостоятельное литературное произведение. Кому в детстве не читали сказки Пушкина о мертвой царевне, о царе Салтане, о ловком Балде, о золотой рыбке, о царе Додоне и золотом петушке? Все их я знала наизусть, и все они –— неповторимая атмосфера детства. В них я впервые столкнулась с добром и злом, с волшебством и любовью. На самом деле, сказки –— это самые первые уроки жизни. И “первые учителя” человека —– образцы русской литературы и языка — произведения Пушкина.

Сказки —– не такой уж легкий жанр, как это может показаться. Что побудило Пушкина написать их: желание показать легкость в обращении с пером, результатом чего стала, например, “Гавриилиада”, или стремление к чему-то доброму, светлому, волшебному, к чему-то, связанному с “преданьями старины глубокой”, с няней, с настоящей Россией — Русью, которой “пахнет” в каждой сказке? Я думаю, что именно второе, поэтому они так удались поэту, поэтому я так любила их в детстве и люблю до сих пор. А еще я уверена, что когда-нибудь открою эти сказки перед другим маленьким человечком, чтобы вместе с ним вновь войти в их чудесный мир.

Но сказки –— это только одна сторона таланта, одна сторона любимого поэта. Мой Пушкин – это еще и проза. Человек до определенного возраста только накапливает наблюдения, впечатления, ощущения; анализировать и осознавать их, четко формулировать свои мысли он начинает позднее. Это относится, в первую очередь, к литературе. По-настоящему оценить и понять прозу Пушкина я смогла, только перечитав ее. Действительно, только так и нужно писать: “просто, коротко, ясно”. В стихах Пушкина неизменно отмечают их звучность, необыкновенную легкость языка, совершенство размера и ритма, но ведь проза ничуть не уступает стихотворениям! В ней столько необычайной красоты, юмора, изящества; она наполнена любовью, добротой, искрящимся смехом, нередко грустью, и я не могла удержаться от восхищения, как не могла сдержать улыбку или слезы во время чтения. Каждая фраза совершенна, отшлифована, как драгоценный камень, необычайно певуча и поистине прекрасна — “сокровище”, как сказал о прозе Пушкина Л. Н. Толстой. Как жаль, что я не владею этим совершенством, ведь, когда говоришь о Пушкине, хочется быть достойной высоты его творений!

И все же, мой Пушкин —– это, прежде всего, “Моцарт и Сальери”, потому что для меня именно в этом произведении раскрывается не только Пушкин-творец, но и Пушкин-человек, Пушкин-личность. Конечно, сравнение Моцарта и Пушкина уже затерлось, кажется, что не стоит обращать на него внимание, но ведь это действительно так! И не случайно их сравнивают так часто: гения музыки и гения литературы.

Читая Пушкина, я неизменно представляю его легким, изящным, искренним, мудрым и молодым. Он как будто парит над нами, подобно музыке Моцарта. Его произведения совершенны, они –— “священный дар”, “бессмертный гений”, который может самого тебя заставить взлететь над “нуждами низкой жизни”, войти в узкий круг “избранных, счастливцев”. И “неслыханная простота” и легкость пушкинских произведений, которую сравнивают с моцартовской ясностью и гармонией, — не случайная находка и не пример осуществления творческих замыслов. Это доказательство великого дара писателя, потому что в этой простоте скрывается бесконечная глубина мыслей и чувств, многообразие всей жизни. И это позволяет каждому увидеть в гениально простых и незатейливых фразах Пушкина что-то свое, отражение своей души в данный момент. Поэтому для каждого человека, каждый раз, когда он откроет их, произведения эти будут иметь единственный смысл, неповторимое значение.

Я знаю, что наверняка даже сейчас есть люди, считающие Пушкина “безумцем”, которому был ниспослан Божий дар. Так считали и многие его современники, называвшие поэта “»пустым человеком”», “»безнравственным»”, “»ветреным», как когда-то Моцарта величали “»гулякой праздным». По историческим источникам мы можем сейчас судить о Пушкине-человеке. Да, я могу сказать, что в его жизни был цинизм, поражавший даже современников, была угодливость, была мелкая мстительность, были даже грубость и пошлость… Но тем не менее для меня —– Пушкин прекрасен. Прекрасен, несмотря ни на что, потому что душа его отличалась неизъяснимым благородством, величием и глубиной. Я убеждена, что человек не может лгать, когда он творит! Душа Пушкина сквозь все грязное, наносное, привитое эпохой, зажгла его творчество ярким пламенем, ведь даже в дни тоски и душевных страданий “он написал столько светлых восторженных песен, в которых ни одно слово не высказало изменчиво его уныния”, ведь его перу принадлежат гордые и страстные “»Во глубине сибирских руд»…” и “»К Чаадаеву…», прекрасно-нежные “»Я вас любил», “»Я помню чудное мгновенье…». Это пламя осветило всю жизнь великого человека до его последних минут: “»Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного. Все, что было в его жизни беспорядочного, бурного, болезненного, было данью человеческой слабости, обстоятельствам, людям, обществу. Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого самоотвержения!» —” – писал П. А. Вяземский.

Вспомните, ведь ни в одном произведении Пушкина, как и у Моцарта, никогда мы не встретим ни темного, ни злого, ни зловещего и пугающего. — Все верно: “гений и злодейство – две вещи несовместные”!

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — сочинение и таблица

Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

1. Таблица

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

Название: Мой Пушкин
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 04:04:31 05 июля 2005 Похожие работы
Просмотров: 79404 Комментариев: 230 Оценило: 330 человек Средний балл: 4.3 Оценка: 4 Скачать
1. Отношение к семейству Миронова С сочувствием и симпатией, расположением, любовью и привязанностью С язвительной насмешкой, разносит лживые слухи.
2.Поведение на дуэли Спасая честное имя девушки, проявляет отвагу и порядочность. Воспользовавшись тем, что его соперник отвлекся, коварно ранит Гринева.
3. Отношение к присяге Не приемлет мысли о том, чтобы принести самозванцу присягу. Не согласен приложиться к руке Пугачева. Примыкает к бунтовщикам, поправ присягу.
4.Чувства к Маше Мироновой Влюблен в Машу, но не ограничивает ее в выборе, с уважением относится к ее решению, предоставляет ей самой все решить. С риском для себя спасает ее из лагеря бунтовщиков. Ограждая Машу от внимания следствия, даже не озвучивает ее имя во время процесса разбирательства. Называет Машу «совершенною дурочкою», наговаривает на нее. Держит под замком, заставляет страдать от голода, и, в конце концов, выдает ее Пугачеву.
5.Поведение с Пугачевым Держится с достоинством и отвагой, честно отвечая на вопросы Пугачева. Дорожит честью офицера и дворянина. Пресмыкается перед Пугачевым, лебезит и подхалимствует, выклянчивая прощение.

2. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — сочинение

Повествование А.С. Пушкина обращено к историческим событиям конца 18 века, когда в России бесчинствовали бунтовщики под предводительством Пугачева. Автор представляет на суд читателя не столько подробное описание хода восстания, сколько то, как оно отразилось на поведении людей.

Содержание повести подчинено эпиграфу, русской пословице «Береги честь смолоду».

Одни из героев не отступают от этого правила всю жизнь, другие с готовностью поступаются честью и нравственными принципами ради сохранения жизни.

Центральные герои повести – два служащих в Белогорской крепости офицера. Их характеры и судьбы помогают читателю сделать выводы о том, что же такое человеческое достоинство и честь.

Повествование ведется от лица Петра Гринева. Первая часть дает представление о его детских годах и о первых днях пребывания в Белогорской крепости. В воспитании Гринева мы находим черты традиционного для того времени в среде поместного дворянства способа развития своих детей. Был нанят французский гувернер, да крепостной Савельич присматривал за недорослем. Вначале Гринев не задумывается о будущем, ведет себя бесшабашно. Однако пережив в Белогорской крепости трагедию потери близких людей, оказавшись на краю гибели, он понимает, каковы истинные ценности, переосмысливает жизнь.

Приехав в крепость, Петр Гринев сводит знакомство с Алексеем Швабриным, о жизни которого автор сообщает лишь то, что в крепости он находится из-за участия в дуэли. Алексей Иванович Швабрин образован, остроумен, однако у читателя складывается о не нелестное впечатление.

Влюбленный в дочку начальника крепости Машу, Гринев делится со Швабриным своими стихами, посвященными предмету его обожания. Но Швабрин язвительно высмеивает эти поэтические излияния, которые, может быть, и впрямь достойны критики, однако дело оказывается вовсе не в лирике. Швабрин и сам не прочь поухаживать за Машей, а соперники-поэты ему не нужны. От лица Гринева автор комментирует происшедшее: «Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих, каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом”. Оскорбленный в лучших чувствах, Гринев требует от Швабрина удовлетворения — назначают дуэль, где Алексей Иванович, воспользовавшись тем, что соперник отвлекся, предательски его ранит. Однако эти события — только начало, завязка событий.

Представление о характеров центральных персонажей читатель получает, когда происходит захват крепости бунтовщиками во главе с Пугачевым. Все обитатели крепости поставлены перед выбором: дать присягнуть Пугачеву или умереть. Первым погибает капитан Миронов, не пожелавший нарушить присягу государыне, поступиться принципами. Петр Гринев, на глазах которого происходит казнь, готов последовать за начальником, однако в последний момент Емельян Пугачев вспоминает, как молодой человек даровал ему заячий тулуп в их первую встречу, и щадит упрямца. Швабрин, не гнушаясь предательством, переходит на сторону пугачевцев.

Эта сцена – кульминация сюжетной линии, из нее читателю становится окончательно понятно, что Гринев – отважный, преданный императрице офицер, а вот Швабрин – подлый изменник, трясущийся за свою душонку, забывший о присяге.

А после сцены с вызволением Маши Мироновой читатель уже не сомневается, что Швабрин не только предатель, но и мерзавец, для которого главное – достижение своих целей любой ценой.

В итоге герои повести предстают перед военным трибуналом, который честного офицера оправдывает, а предателя приговаривает к повешению.

3. Еще одна характеристика

А.С. Пушкин как автор «Капитанской дочки», обращаясь к вопросам чести и долга, последовательно раскрывает различия в поведении центральных персонажей повести – Гринева и Швабрина. Оба молодых офицера служат в Белогорской крепости, происходят из дворянства.

Автор раскрывает характеры героев, опираясь на свою позицию, выраженную русской пословицей: «Береги честь смолоду» — эпиграфом последней повести Пушкина.

Различны причины появления в Белогорской крепости главных героев: Гринев отправлен «понюхать пороху» отцом в воспитательных целях, а Швабрин переведен в гарнизон капитана Миронова «за смертоубийство», по словам Василисы Егоровны, жены коменданта.

По-разному представляют себе воинский долг молодые люди. Это очень заметно из отношений обоих с Пугачевым. Швабрин, отринув присягу, переходит на сторону пугачевских бунтовщиков, Гринев же, не поступившись честью и офицерским долгом, все-таки помилован Пугачевым за доброту и искренность чувств. Ведь это он, не зная, что перед ним глава крестьянского восстания, в первую свою встречу с Пугачевым наградил его стаканом вина и теплым тулупом за то, что тот в буран вывел его кибитку к умету.

Отличается и отношение центральных героев к Марье Ивановне Мироновой, капитанской дочке. Влюбленный Гринев сочиняет посвященные ей стихи и как доверенному лицу показывает их Швабрину. В ответ Алексей Иванович смеется и над влюбленным, и над его поэтическими этюдами. В действительности Швабрин сам пытался приударить за капитанской дочкой, да потерпел фиаско. Поэтому он стремится очернить репутацию Маши в глазах Гринева: «… чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег «.

Человеческие черты Гринева – высокое чувство долга, способность к искренним чувствам, открытость, умение любить. Его жизнь подчинена народной мудрости: «Береги платье снову, а честь смолоду». В нем Пушкин показал лучшие черты офицера и дворянина. Швабрин же своим поведением роняет не только человеческое достоинство, но и дворянскую честь. Он не то чтобы не выше, а даже ниже подручных Пугачева, Хлопуши и Белобородова. И автор повести, рисуя судьбу Швабрина, подводит читателя к мысли об обреченности таких людей, ведь не случайно в итоге Гринева ждет свадьба, а Швабрина – приговор трибунала и смерть.

4. И еще одно сочинение

В романе (по определению А.С.Пушкина) «Капитанская дочка» автор на центральное место выдвигает проблему чести и достоинства. Решается она в результате столкновений главного действующего лица произведения, Петра Гринева, с остальными персонажами.

Резко противопоставлен этому герою Алексей Швабрин, хотя, на первый взгляд, между ними немало сходства. Оба они молоды, происходят их дворянского сословия и получили типичное для той эпохи образование.

У молодых офицеров схожие интересы. Они тесно общаются. От лица Гринева, автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день.

Каждый из этих дворян в той или иной степени интересуется поэзией. О Швабрине известно, что он знаком с творчеством В.К. Тредиаковского, а Гринев сам пишет стихи, которые заслужили похвалу самого Сумарокова.

Есть у героев и еще общее: их неравнодушие к Маше Мироновой. Оба пытаются вызвать ее привязанность, ухаживая за ней каждый по-своему. Вот здесь-то и проявляются отличия героев, несхожесть их нравственных принципов.

Получив от Маши отказ, Швабрин, подчиняясь худшим побуждениям, пытается очернить честное имя девушки, при этом, не стесняясь, продолжает посещать дом ее родителей, бывает приглашен к столу. Совесть его молчит и тогда, когда он стремится сделать все, чтобы Гринев и Маша не были вместе, хотя их взаимная симпатия очевидна. Но это-то его более всего и подстегивает к подлостям.

Гринев не в силах терпеть наветы Швабрина, исподтишка оскорбляющего его возлюбленную. Такое поведение он считает подличаньем, недостойным честного человека. Защищая доброе имя Маши, Петр Андреевич вынужден предложить Швабрину дуэль, однако понятие чести не знакомо сопернику Гринева. Он и на поединке ведет себя низко.

Полное представление о том, кто чего стоит, читатель получает из описания захвата Белогорской крепости восставшими крестьянами под предводительством Пугачева. Оба молодых офицера оказываются на краю гибели, видят смерть защитников гарнизона, близких им людей.

Швабрин выбирает путь предательства, забывая о присяге государыне, о своем долге офицера, дворянской чести: он переходит на сторону восставших. Честная смерть не для него, уж лучше бесчестная жизнь – такова его позиция: «Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!»

Гринев, не поступаясь принципами, готов выбрать смерть. Он в глаза говорит Пугачеву, что будет верен императрице, что в этом он клялся на Библии и поэтому не перейдет на сторону бунтовщиков.

Подобная твердость во взглядах в Пугачеве вызывает одобрение и уважение. Он позволяет Петру уехать из крепости, помогает освободить Машу Миронову из заточения, организованного Швабриным. Тот, бесчестно используя свою близость к предводителю бунтовщиков, поставил девушку перед выбором: брак с ним или голодная смерть. Лишь отвага Петра Гринева помогла Маше спастись.

Несмотря на бесчестные уловки Швабрина, его клевету, Петр Гринев остается верен себе и с честью выходит из сложного положения. Сохраненное достоинство и любовь Маши позволяют ему без стыда и позора жить дальше. Швабрин же объявлен государственным преступником. Предательство не уберегло его от ранения, плена и смертного приговора.

Автор «Капитанской дочки» на примере судеб героев показывает: каждый поступок значим. Невозможно сохранить человеческое достоинство, поступаясь вопросами чести и долга. Перебороть низменные инстинкты — значит сохранить душу, поддаться им – потерять ее.

Всё для учебы » Сочинения » Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — сочинение и таблица

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Сочинения по литературе для учеников 5 класса

СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5 КЛАССА

русская и зарубежная литература

на свободную тему


СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Как Журавль и Цапля в гости ходили

Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, расска­зывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».
Вчера я прочитала русскую народную сказку «Журавль и Цапля» и подумала, как важно быть добрым, не высокомер­ным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитан­ной сказке.
Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. «Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо лета­ешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговя­зый!» — заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля поду­мала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согла­ситься с его предложением. Она отправилась к нему ми­риться. Но гордый Журавль не мог простить обиду: «Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» Цапля заплакала, но даже ее слезы нетронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, оби­женная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает.
Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом челове­ке. И единственное, что требуется от него, — измениться са­мому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему.

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Басня является одним из наиболее древних литератур­ных жанров. Героями басни могут быть я животные, и расте­ния, и неодушевленные предметы, и люди. Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. Его про­изведения, по мнению Н. В. Гоголя, — «подлинная книга народной мудрости». В своих баснях Крылов высмеивает че­ловеческие пороки и недостатки.

Так, в баснях «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука» великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие эле­ментарных умений, профессионализма и согласия, без кото­рых хороший результат невозможен.

К чему это может привести, прекрасно показано в басне «Квартет». Однажды в лесу звери затеяли сыграть квартет. Они достали ноты, взялись за инструменты «и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет». «Музыканты» принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят. Несколько раз они менялись местами, усаживались «чинно в ряд», но это не дало жела­емого результата. Ведь дело не в том, как рассядутся ар­тисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

В общем деле нужны не только профессионализм и уме­ние, очень важно иметь согласие.

Отсутствие согласия может привести к весьма плачевно­му результату, описанному И. А. Крыловым в басне «Ле­бедь, Рак и Щука». Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места.

Познакомившись с маленькими смешными историями бас­нописца, мы поняли, что для решения дела мало только жела­ния собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН, ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

Волшебница-зима
(По стихотворениям А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф, И. Тютчева «Чародейкою Зимою. «)

Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Про­зрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрусталь­ные узоры на окнах, скрип саней.

Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих по­этов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк по­священо этому времени года!

Стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою. » — тоже о ней. Читая их, мы по-нрвому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе постов.

У А. С. Пушкина в стихотворении «Зимняя дорога» зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холод­ным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется по­эту «скучной». «Глушь и снег. Навстречу мне только версты полосаты попадаются одне». Даже веселый колокольчик трой­ ки «утомительно гремит». Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика.

В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскли­ во и невольно мечтается о встрече с дорогим сердцу челове­ком возле горящего камина.

Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении «Чародейкою Зимою. » Ф. И. Тютчев. Здесь зима — добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромой», оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солн­ це касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «осле­ пительной красой».

Величественная, волшебная и необыкновенная пора.

Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею. —

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ

Белый гусь (По рассказу Е. И. Носова)

Рассказ Е. Носова «Белый гусь» мне очень понравился, хотя о таких произведениях нельзя говорить однозначно, ведь они не просто нравятся, а волнуют и трогают душу.

Главный герой рассказа — Белый гусь. Он был очень красивый: «Тугие перья одно к другому так ладно пригна­ны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада». Ходил гусь всегда важно и степенно и считал себя самым главным в деревне. Его называли адмиралом: «Все у него было адмиральское: и выправка, и тон, каким он разгова­ривал с прочими деревенскими гусями». Белому гусю самому пришлось воспитывать гусят, потому что их мать погибла под колесами автомобиля. Более внимательного и заботли­вого отца сложно представить. Он никого не подпускал близко к своим гусятам. Оберегая своих детей, Белый гусь прогонял других птиц, шипел на людей, погнался даже за бычком и выгнал его с луга.

Однажды, когда гуси были на лугу, неожиданно по­лил холодный ливень. Все гуси легли на траву, а под ними спрятались маленькие гусята. Косой холодный ливень перешел в град, и гуси не выдержали и побежали прятать­ся в кусты лозняка. Оставленные взъерошенные гусята жалобно кричали вслед своим родителям и падали в траву под ударами града. Один Белый гусь сидел не шелох­нувшись, иногда вздрагивая от безжалостных ледяных ударов. Дождь закончился, но на середине луга неподвижно лежала белая птица, по ее клюву текла струйка крови, а из-под сильных крыльев выбирались дети. Белый гусь по­гиб, но спас своих гусят, оставшись до конца храбрым и стойким.

Мне очень жаль, что Белый гусь погиб. Я восхищаюсь его самоотверженным подвигом.

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

РУДОЛЬФ ЭРИХ РАСПЕ

Подвиги барона Мюнхгаузена
Невероятные приключения Мюнхгаузена — «самого прав­дивого человека на земле» — описаны в книге Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».
О своих забавных случаях и путешествиях Мюнхгау­зен рассказывает сам. Спокойная, мирная жизнь не для него. Барон обожает приключения. Кто самый лучший охот­ник на свете? Конечно, Мюнхгаузен. Одним выстрелом он убил сразу десять уток. Зарядил ружье шомполом и проткнул с ходу семь куропаток. Решительность, смелость и находчивость помогли ему победить крокодила и льва, поймать бешеного дикого кабана и большую свинью. Он с легкостью укротил взбесившуюся шубу и лихо оседлал ди­кого коня.
Мюнхгаузен — настоящий герой. Его мужество, благород­ство и сообразительность помогли англичанам одержать по­беду над врагом. Ночью он незаметно пробрался в стан не­приятеля, сбросил пушки в море, а повозки и тележки под­жег. Когда его хотели отблагодарить за помощь и предложи­ли чины и ордена, он отказался, потому что помогал бескоры­стно, как друг.
Барон Мюнхгаузен нигде не пропадет! Он незаурядный че­ловек и все время попадает в самые немыслимые ситуации: он жил среди трехногих людей, лакомился вишнями с дерева, выросшего на голове оленя, зажигал огонь от искры из глаза. Барон успел два раза побывать на Луне, жил внутри огром­ной рыбы, три дня держал медведя за лапы и переносил под мышками лошадей.

Мюнхгаузен — неутомимый путешественник. Он был на Цейлоне, в Индии, Америке, Турции, Италии, Египте, дошел почти до Северного полюса. И везде остроумный выдумщик и фантазер совершал свои необыкновенные подвиги.

Хотя все истории, случившиеся с Мюнхгаузеном, — плод его воображения, но читать их безумно интересно. Они пестрят шутками и юмором. От этих забавных исто­рий становится весело, без них жить было бы скучно и неинтересно.

ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН
Приключения Герды в поисках Кая

Во всех сказках датского сказочника X. К. Андерсена по­беждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его ска­зок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя через всевозмож­ные испытания, они обогащаются жизненным опытом, обре­тают множество друзей, разрушают злые чары и выходят по­бедителями.
Мне очень нравится сказка «Снежная королева», в ко­торой маленькая девочка Герда борется за освобожде­ ние своего названого брата Кая из ледяных рук Снежной королевы.
Герда отправляется на поиски Кая после его похищения Снежной королевой. Ей предстоит пережить много приклю­ чений, но она упорно продолжает искать своего друга, отваж­ но идя навстречу опасностям.
Вначале Герда попадает в мир доброй волшебницы, где цветут сады, поют птицы. Но Герде не нужен этот спокойный сказочный мирок, она идет дальше, попадая в зимнюю стужу в летней одежде.
По дороге Герда повстречала доброго ворона, который по­ мог ей попасть во дворец, где, вполне возможно, обитает Кай. Но и во дворце Герду настигает разочарование — женихом невесты оказался не ее названый брат. Герда делится с прин­ цессой своими печалями. Принцесса искренне хочет помочь Герде, предлагая ей богатства. Но Герду сердце зовет дальше в дорогу, поэтому принцесса распорядилась выдать Герде теп­лую шубку, муфту, шапочку, лошадей и золотую карету, и Герда снова отправляется в путь.
Когда Герда едет через лес, на карету нападают разбойни­ки. У Герды отбирают все, что ей подарила принцесса. Не­обузданная маленькая разбойница, дочь атаманши, выслуша­ла печальную историю Герды. Она никогда не знала о такой любви и верности и отпускает Герду, отдав ей своего лНо зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении юбимо­го оленя, который сможет доставить девочку в царство Снеж­ной королевы.
Еще долго путешествует Герда, ее силы постепенно исся­кают, северные жители вовремя поддержали девочку с серд­цем, полным любви и надежды.
В конце пути Герда попадает в царство Снежной короле­вы. Увидев равнодушного и холодного Кая, она бросилась к нему и горько заплакала. Отчаянные, горячие слезы растопи­ли кусочек льда в сердце мальчика, и Снежная королева по­теряла силу и власть над детьми. Счастливые Герда и Кай возвратились домой.
Только стойкость и верность помогли Герде выдержать все испытания, через которые ей пришлось пройти, а самоот­верженная любовь помогла вернуть Кая к нормальной, пол­ноценной жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: