Философское в лирике А

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Философской лирикой принято называть стихотворения, темой которых стали размышления об общих законах бытия — жизни и смерти, цели прихода человека в этот мир, скоротечности бытия, добре и зле.

Философская лирика занимает значительное место в богатом и разнообразном творчестве Пушкина. В ней отражается то поэтическое познание мира, к которому всю жизнь стремился Пушкин, неуловимо присутствует его философское мироощущение.

Жизнь и поэзия для него были — «одно». То, что ещё з Лицее Пушкин осознал себя Поэтом, которого «благословил» на творчество Г. Р. Державин, наложило особый отпечаток на его мировоззрение.

Тема «поэта и поэзии», размышления о роли поэта в мире были очень важны для Пушкина. Его Поэт, кажется, одновременно принадлежит двум мирам: реальному и поэтическому. Пушкин признаёт его право быть погружённым «в заботах суетного света», казаться «всех ничтожней», но в момент вдохновения поэт чудесно преображается — он уже не властен над собой, его чутким слухом правит «божественный глагол», он полон «лирического волнения» (описанного в «Осени») и, кажется, лишь в эти мгновения живёт по-настоящему. Пушкин нередко сравнивает поэта с пророком:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар? —

горестно восклицает он в «Деревне». Отношение к поэтическому дару как дару свыше и к поэту как пророку раскрывается в его стихотворении «Пророк». Библейские реминисценции («шестикрылый серафим»), торжественный, мерный ритм, «высокая» лексика («влачился», «вещие зеницы», «горний полёт») показывают, каким значительным содержанием наполнена для Пушкина пророческая роль поэта: «глаголом жечь сердца людей». Поэтическое творчество превращается в служение, исполнение Божьей воли.

Образ пушкинского Поэта в жизни характеризует литературное одиночество, он «сам свой высший суд». В сонете «Поэту» идеал Пушкина оказывается «твёрд, спокоен и угрюм», свободен от прихотей «любви народной». Размышления о поэте и народе выливаются в противопоставление поэта «толпе»:

Поэту мирному до вас!

Таким образом, свобода и независимость становятся основными условиями творчества.

Тема свободы является одной из важнейших тем лирики Пушкина. Свобода для него не просто жизненная ценность, а состояние души, само творчество невозможно без абсолютной «поэтической свободы» и всех её «составляющих» :

Без слез, без жизни, без любви.

В ранней «вольнолюбивой» лирике Пушкина свобода предстает отвлечённым понятием, идеей, которой «горят сердца», словом-символом, с которым не только у декабристов (духовно близких Пушкину в то время), но и у всей «передовой молодежи» ассоциировался целый мир понятий, и явлений. В оде «Вольность» Пушкин рисует идеал общественной Свободы, философию Свободы, в смысловом поле которой находятся «вольность», «Власть», «Закон», «тираны» и «рабы». Такой свободой «дышало» тогда все его поколение. Тема человеческой, гражданской свободы, отношении «раба» и «владыки» появляется в философской притче «Анчар» и бесконечно расширяется в контексте неоднозначных размышлений о зле, гневе природы и преступном самовластии человека.

В период южной ссылки философия свободы у Пушкина изменяется: появляется «романтическое» понимание свободы как свободы личной, душевной, которая достигается в одиночестве, добровольном изгнанничестве.

Я вас бежал, отечески края, —

говорит герой элегии «Погасло дневное светило».

Ёмким символом свободы для Пушкина становится море— «свободная стихия». В стихотворении «К морю» поэт связывает с ним и свою политическую свободу («поэтический побег»), и личную, видя в человеческой душе ничем не сдерживаемое море страстей: «глухие звуки, бездны глас и своенравные порывы». В море Пушкин видит воплощение философии байронизма, его Байрон «создан духом» моря, так же «могущ, глубок и мрачен». Символическое прощание Пушкина с морем словно показывает, что для него романтическая свобода — прекрасный, но недосягаемый идеал.

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Философская лирика А. С. Пушкина

Поэзия Пушкина — неисчерпаемая сокровищница для всех, кто умеет наслаждаться не только выразительностью художественных образов и красотой родной речи, но и мудростью мысли, жизненным опытом — плодом долгих раздумий и глубоких чувств — «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

В лирике великого поэта раскрывается вся его личность, его характер, его личность, отношение к окружающему миру; его думы и переживания.
Перелистывая страницы стихов Пушкина, мы становимся как бы свидетелем его духовного возмужания и художественного развития, становления его мастерства, где нерасторжимы реальная реальность, поэтическое содержание и художественная форма.

Трудно найти в наследии поэта стихи, в которых не высказывался бы взгляд на окружающий мир, на место человека в нем, на «проклятые вопросы» жизни и смерти, счастья и задолженности, то есть на основные вопросы философии.

Уже с лицейских лет А. С. Пушкин размышлял о человеке и его месте в мире и выдвинул свое представление о цели и форме человеческой жизни, пытаясь осмыслить ее как явление временное, признать закономерности вечного движения, смены поколений, бессмысленность попыток ходить наперекор естественным законам бытия, умирание старого и нарождение нового и одновременно утверждение вечной жизни

природы, прославление человеческой жизни, освещенной разумом и глубокими чувствами.

Размышляя о скоротечности жизни, Пушкин постоянно думал о ее неизбежном исходе:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько в этом месте ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды —

И чей-нибудь уж близок час.

Однако мысль о смерти внушает ему не уныние, а покорность воле божией и примирение со своим жребием.

В стихотворении «Вновь я посетил» поэт подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе и в то же пора говорит о будущем, выражает свое утверждение жизни, ее неизменного круговорота. Минувшее встает перед поэтом как признак перемены, как свидетельство об «общем законе» развития жизни. Основным для понимания философских взглядов поэта является стихотворение «Два чувства дивно близки нам», в котором утверждается мысль о том, что человек лишь тогда человек, когда он любит родные места и чтит могилы отцов.

Величие человека — в его «самостоянье», то есть в уникальности, в единичности. В равенстве только самому себе. Но такое самосостояние — не извне, животворящая сила — сам человек, творящий себя.

Во многих своих стихах поэт размышлял о степени зависимости человека от той среды, в которой он формировался. Среда могущественна, она влияет на людей, но, по мнению поэта, человеком имеет право называться тот, кто способен восставать против враждебных ему условий. «Ты понял жизни цель: счастливый человек», — писал он в стихотворении «К вельможам» в 1830 году, восхищаясь способностью адресата этого стихотворения понимать жизнь в ее многообразии, принимать в ней честное и чистое, отвергать и презирать в ней грязное и пустое.

Есть одно малоизвестное стихотворение, в котором Пушкин описывает те два царящие в жизни начала, греховные начала, что служили причиной его первоначального отступления от детской чистоты и веры. Это — демон гордыни и демон разврата. Ту небесную чистоту, которую проповедует «величавая жена» в стихотворении «В начале жизни школу помню я», Пушкин обдуманно отвергает. Но в нем сильны настроения раскаяния и переживания. Пушкин почувствовал, что личность его оказалась на перепутье. По какому пути идти? Человек состоит из двух миров: внешнего — телесного и внутреннего, скрытого — духовного. Вначале, когда человек только начинает свое земное существование, личность его чиста и светла, но ему предстоит трудный выбор: прожить жизнь, полную лишений, но со светлой совестью или поддаться желанию тела — замарать свою душу.

Сила души Пушкина содержится в том, что он жаждет света, преклоняется перед чистотой:

И пыл невольный умиленья

Впервые смутно познавал.

Это победа над демоническим насмешливым взглядом на жизнь. А куда стремится личность Пушкина? Ввысь, освободиться от гордыни, свершить христианский подвиг человеческой души:

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!

Долгие годы духовной борьбы с собою доказали вероятность падения чистоты и для падения — путь возрождения:

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И несладко жалуюсь,

И несладко слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Эти сомнения, страсти, охватывающее отчаяние и развивают чувства, мысли, делают человека человеком. Проникновенно звучит молитва Пушкина:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей,

Не дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья.

С верой и надеждой в свои силы отвечает Пушкин Филарету:

И ныне с высоты духовной

Мне руки простираешь ты

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Сосредоточение своего чувства на своем покаянии не закрывает сердце поэта к людям, к России. Поэт понимал жизнь как труд, как выполнение задолженности перед людьми, как гармоническое единство темного и светлого, не отчаивался в горькие минуты, не обольщался в светлые.

Простая жизнь дарит человека дружбой, любовью, сознанием родства с родной природой.

Сколько прекрасных стихотворений посвятил поэт друзьям, всю жизнь оставаясь верным святому братству. Стихотворения, посвященные лицейским годам, останутся навсегда непревзойденными шедеврами лирики поэта.

Радость, доставляемая любовью, дар человеку от матери-природы. Любовь порождает вдохновенье, помогает поэту воссоздать красоту женщины и физическую, и духовную: «Няне», «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна» и другие.

Волшебное перо поэта превращает любовь в возвышенное, чистое и прекрасное чувство, лишенное эгоизма.

Итак, жизнь таит в себе и беда, и радость, и человек, рожденный поэтом, не должен страдать от сознания неизбежности смерти:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь игрывать,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Поэт призван совершить великий подвиг — помочь людям осознать себя, окружающий их мир, постигнуть мудрость мироздания.

Пушкин восстает пророком, задолженность которого «глаголом жечь сердца людей». Пророк у Пушкина выступает как провозвестник истины, несет людям мудрость, знание природы и законов, управляющих вселенной и человеческими судьбами. Рассказ пророка о нисшедшем на него вдохновении выдержан в том библейском стиле, которым написана книга пророка Исайи. Для Грибоедова важно само представление о пророке, понимание его миссии. В библейском представлении пророчество было силой, которая могущественно влияла на судьбу людей, а носители ее явились избранниками, наделенными даром провидения. Показывая творческое прозрение поэта, Пушкин изображает его томимым духовной жаждою. Явление Серафима знаменует рождение того вдохновения, которое отличает пророков и поэтов.

Русский поэт философски осмыслил свою жизнь, свое служение отчизне, сказав:

И неподкупный звук мой

Был эхо русского народа.

Еще более выразительно он определил свою заслугу перед родиной и народом в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. «

Не «зарастет» народная тропа к Пушкину.

Его поэзия сильно проникает в душу внимательного читателя, и этому способствует широкое философское осмысление мира и место человека в нем, придающее стихам поэта общечеловеческое, высоконравственное роль.

maxsochinenie.ru

2020 Copyright. All Rights Reserved.

The Sponsored Listings displayed above are served automatically by a third party. Neither the service provider nor the domain owner maintain any relationship with the advertisers. In case of trademark issues please contact the domain owner directly (contact information can be found in whois).

Тема природы в лирике Пушкина

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.
Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.
Вначале поэт описывает разные времена года и объясняет, почему он их не любит, отчего они ему не подходят:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…
Выбор поэта своеобразен. Ведь в основном люди любят как раз такие времена года, как весна или лето. Но лирическому герою эти сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит осень. Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Окружающая природа влияет на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Там он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…».
Пушкин чувствует мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Тема природы в лирике Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector