Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Конспект урока на тему: Смысл эпиграфа «Капитанской дочки»

«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ». Урок начнем с вопроса-напоминания: «Что такое эпиграф?» Сообща приходим к краткой формуле: «Эпиграф — это ключ к книге». «Береги честь смолоду»: в этом «ключе» какое слово «ключевое»? Конечно, слово честь. Давайте разберемся в смыслах этого слова. На доске заранее записаны строки русских поэтов, некоторые из которых знакомы ребятам. Общий вид записи таков:

1. Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю славы (. ищущи себе чти, а князю славы).

2. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести
живы.

3. Отец и два родные брата
За честь и вольность там
легли,
И под ногой у супостата
Лежат их головы в пыли.

4. Лиха беда со мной приключилася:
Опозорил семью нашу честную
Злой.
5. Погиб Поэт! — невольник чести.
6. Досадно мне, коль слово честь забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Определим вместе авторов этих строк, произведения, откуда они взяты.

1. «Слово о полку Игореве» ребята будут читать через год. Но в классе всегда находятся один-два ученика, которые догадываются, откуда эти слова. Во всяком случае, всем очевидно, что текст древнерусский. Делаем под цитатой соответствующую запись.

2. Стихотворение «К Чаадаеву» мы читаем и учим наизусть в VIII классе (так же как «В Сибирь» и некоторые другие, доступные восьмиклассникам, стихи Пушкина). Эти строки ребята сразу вспоминают.

3. Балладу Лермонтова «Беглец» мы читали в прошлом году, в VII классе, ведя разговор об этом жанре. Это стихотворение многие учащиеся узнают быстро.

4. Четвертая цитата сознательно не закончена, чтобы не было подсказки. Но это не мешает ребятам вспомнить наше прошлогоднее чтение «Песни. » Лермонтова.

5. «Смерть поэта» мы еще не учили, это ждет нас в IX классе, но вот автограф этого стихотворения видели и читали стихотворение в прошлом году, когда говорили о начале славы Лермонтова, о 1837 годе.

6. Автора последних строк ребята, конечно, не узнают. Предложим опереться на стиль, на ритм — но успех маловероятен. Песни В. С. Высоцкого они, конечно, слышали, но не знают их или знают плохо. Учитель сам скажет, что это строки из песни Высоцкого «Я не люблю».

Итак, мы определили и записали на доске авторов строк и название стихов. Теперь попробуем, опираясь на наши знания этих стихов, определить, какое значение, какой смысл вкладывает поэт в слово честь в каждом случае. Пометим названные значения возле цитат.

Для неизвестного автора «Слова» честь — антоним позора, бесчестья, а синоним почета, уважения и славы (которая и стоит рядом).

Для юного Пушкина честь и слава в 1818 году тоже стоят рядом, но тут надо добавить еще одно слово: гордость.

Горцы из «Беглеца», а с ними и поэт, воспринимают честь как достоинство, независимость.

А вот купец Калашников в слово «честная» вкладывает, скорее всего, значение «порядочная». Но не только. Когда он выходит на бой защищать свою честь и честь своей жены, то речь идет ведь о защите опять же достоинства. О том же самом Лермонтов говорит в стихотворении «Смерть поэта» — о защите чести, о защите достоинства личности (и стихи-то одного 1837 года). Пушкин — по Лермонтову — «невольник чести».

Ну а что есть честь в последних строчках, в строчках Высоцкого, пока оставим под вопросом.

Домашнее задание к этому уроку состояло из двух частей:

1. Выписать из толкового словаря значение слова «честь».

2. Попробовать определить, что есть честь для каждого из офицеров «Капитанской дочки».

Обратимся к 1-й части задания и сравним словарное толкование с теми значениями слова честь, которые мы записали на доске.

Объединяем толкования слова, данные разными словарями, и делаем следующую запись на доске:

1. Достойные уважения моральные качества и принципы личности.

2. Незапятнанная репутация, доброе имя.

3. Почет, уважение.

Итак, мы столкнулись практически с каждым из этих значений.

Слово «честь» не просто многозначно, оно несет свой смысл в представлении каждого из героев «Капитанской дочки». Что же значит оно для героев повести?

В повести Пушкина четыре офицера (а для русского человека слово честь ассоциируется с офицерской средой). Имена этих офицеров — Андрей Петрович Гринев, Петр Андреевич Гринев, Алексей Иванович Швабрин, Иван Кузьмич Миронов.

Первое слово повести Пушкина (если не считать эпиграфов) — отец. «Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году». Вопрос о дате отставки Андрея Петровича Пушкин оставил загадкой, но ясно одно: старший Гринев вышел не просто в отставку, он вышел в оппозицию, оставшись верным данной им присяге. Недаром его так раздражает чтение «Придворного календаря»: другие, поступившиеся принципами, достигают чинов, получают награды. Понять и принять такой измены он не в состоянии. Нет таких обстоятельств, которые могут оправдать ее. Далее если дело касается его собственного сына. Вспомним его отчаяние в 14 главе: «Он лишился обыкновенной своей твердости и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах. «Как! — повторял он, выходя из себя. — Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил! Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями. Стыд и срам нашему роду. «» По-видимому, для Андрея Петровича честь — это прежде всего дворянская честь, верность присяге, верность сословию.

Отправляя Петра Андреевича на службу, отец дает сыну напутствие: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». В эпиграф Пушкин выносит только половину пословицы. Задумаемся почему? (Ребята здесь говорят о необходимости концентрации смысла в эпиграфе.)

Совсем иначе представляет себе честь Алексей Иванович Швабрин. Пять лет назад, как мы знаем, он в крепость «переведен за смертоубийство», т.е. за дуэль. Это дает нам основание ожидать от него поведения человека с чувством достоинства. Но оказывается иное. Перечитаем два эпизода: «Петр Гринев приносит Швабрину стихи. Ссора. Вызов на дуэль» и «Дуэль» (4 глава). Что же мы видим? Для Швабрина вполне приемлемо: 1) подличать за глаза; 2) быть неблагодарным; 3) делать исподтишка — но абсолютно неприемлемо прямое оскорбление в свой адрес. Честь для Швабрина — вполне формальная вещь, и поэтому для него, говоря словами Высоцкого, «в чести наветы за глаза». Вот эта-то двойственная мораль, двойной стандарт в принципах и приводит его к двойному предательству.

Для капитана Миронова, как и для Андрея Петровича Гринева, лучше смерть, чем измена. Капитан, судя по эпиграфу к 7 главе, происходит из солдатских детей, его понятие о долге, о чести близко к народному: «Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но оробелый гарнизон не тронулся. «Что же вы, детушки, стоите? — закричал Иван Кузьмич. — Умирать так умирать: дело служивое!»» Останься капитан Миронов в живых, вряд ли бы он смог понять линию поведения Петра Гринева, как и Андрей Петрович Гринев. Ведь с точки зрения отца, младший Гринев родительский завет не выполнил.

А как мы смотрим на это? Что же такое честь для Петра Гринева? Какое слово-синоним поставим мы рядом с ним? Здесь ребята, опираясь на материал предыдущих уроков, говорят, что Петр Андреевич Гринев сохранил верность своим убеждениям, свое достоинство, смог защитить и честь Маши Мироновой. Понятие стремительно повзрослевшего Петра Гринева о чести весьма близко к пушкинскому. Пушкин все-таки не был «невольником чести», он был ее господином, когда стоял перед Дантесом у Черной речки. Он до последних минут жизни защищал Наталью Николаевну, не впутывал ее, повторяя: «Ты ни в чем не виновата». Гринев ведет себя так же: «Я хотел продолжать, как начал, и объяснить мою связь с Марьей Ивановной так же искренно, как и все прочее. Но вдруг почувствовал непреодолимое отвращение. Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Между этими двумя эпизодами (не в истории, а в жизни) — несколько месяцев: окончание повести «Капитанская дочка» Пушкин датировал «19 октября 1836 года».

Безусловно, вынося слово честь в эпиграф, Пушкин делает вопрос о чести центральным в повести. И нам, сегодняшним читателям, стоит задуматься о том, что есть такое слово «честь» и действительно ли оно, как говорит В. С. Высоцкий, «забыто». Возвратимся к знаку вопроса, который поставили возле строчек Высоцкого. И этим вопросом закончим урок.

Береги честь смолоду

Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть более того расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе вечно относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести —это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы..исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.
Русские писатели вечно обращались в своих произведениях к проблеме чести. М.вжно сообщить, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедуля пьяницами не бывали; о матушке и изрекать нечего. » Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервой напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный задолженность, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, вечно добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот момент как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело ещё и в том, что люди помнят добро, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он слу жил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет ин триги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин во всем проти воположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во час поединка он не погнушался употребить для нанесения удара бесчес тной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизнен ную позицию, но совсем другой, нежели Гриневу.

Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего при сягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был более того образованнее Гринева. Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он более того пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее важность имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Во час пугачевского бунта особенно ослепительно проявились нравствен ные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов» и его благоверная предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели товарищ друга.

Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и очевидно дал ему понять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Молодой Гринев имел влияние более того на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев очевидно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива. Но существовать убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его на самом деле арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости вечно легче достичь. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина,

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет важность жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

«Береги честь смолоду» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Тему чести можно назвать основной в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение создавалось на основе документального труда о восстании Пугачева, которым писатель очень интересовался. Он длительное время изучал историю крестьянского бунта под предводительством лже-царя, саму личность Пугачева.
В результате проделанной работы родилась не только «История Пугачева», но и «Капитанская дочка», в которой Пушкин затрагивает важные вопросы: как должен вести себя человек в сложных ситуациях, что может послужить ему опорой и поддержкой в трудную минуту. Писатель приходит к мысли, что только чувство собственного достоинства и чести может сохранить человека в человеке. Это Пушкин и демонстрирует на протяжении всего произведения на примере своих героев.
Сам эпиграф «Капитанской дочки», взятый из фольклора, настраивает нас на основную тему повести — «Береги честь смолоду». Уже с первых глав в произведение входит тема чести офицерского мундира и человеческого долга. Так, отец Петруши непременно хочет, чтобы тот служил не в Петербурге, где офицеры только «мотают да повесничают», а в провинции: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
Тема чести солдатского мундира неразрывным образом связана с любовью к отечеству, долгом перед императрицей. Благословляя Петра, отец напутствует его таким словами: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду».
Мы видим, что герой сделал эти слова своим жизненным кредо. В самых трудных обстоятельствах, которые, по воли судьбы, выпали на его долю, он хранил верность императрице и своей стране, потому что присягал им: «Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».
Даже под страхом смертной казни Гринев отказывается служить Пугачеву. При этом молодой герой ведет себя очень просто и достойно. Такое поведение вызывает изумление и уважение даже у «безжалостного» бунтаря: «Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть» — сказал он, ударяя меня по плечу. – …Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
Тема воинской чести в повести плавно перерастает в тему чести человеческой. Ею обладают все главные герои произведения, в том числе и «злодей» Пугачев. В самом начале он помогает заблудившимся в метели путникам – выводит Гринева и Савелича из пурги. За это Петр дарит «мужику» свой заячий тулуп. Позже, в осажденной крепости, когда мужик оказывается предводителем бунтарей, он вспоминает про этот тулупчик. Оценив поведение Петра, достойное и благодарное, Пугачев сохраняет ему и его дядьке жизнь: «Ты крепко передо мною виноват» — продолжал он; — «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
И еще один раз Пугачев спасет Гринева, проявив благородство и честь. Лже-царь освободит Машу Миронову из плена Швабрина. Важно, что он сделает это не только из симпатии к Гриневу, но и потому, что считает непозволительным обижать девушку, да, к тому же, еще и сироту: «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» — закричал он. – «Будь он семи пяденей во лбу, а от суда моего не уйдет».
Пушкин показывает, что при всех недостатках Пугачев ведет себя очень достойно, вплоть до своей смертной казни, на которой присутствовал и Гринев.
Но писатель показывает нам не только положительные примеры. В «Капитанской повести» есть и антигерой, променявший свою честь на жизнь «в тылу врага». Этот герой – Алексей Иванович Швабрин. С ним Гринев знакомится в Белогорской крепости.
Уже с самого начала Швабрин ведет себя недостойно. Он, будучи отвергнут Машей Мироновой, наговаривает на нее, порочит честное имя девушки.
Позже, когда крепость была взята войсками Пугачева, Швабрин, забыв о своем происхождении и о своей присяге, переходит на сторону казаков: «Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!» А еще чуть позже, воспользовавшись своим положением победителя, Алексей Иванович подло мстит Маше: он силой – заперев девушку в комнате и не давая ей еды – пытается добиться ее согласия выйти за него замуж.
Но героине даже в голову не приходит согласиться. Так, вместе с образом Маши Мироновой, в повесть входит тема женской чести и достоинства. Эта простая девушка оказывается сильной и цельной личностью, с твердыми убеждениями и принципами, которые она будет отстаивать до конца.
Так, Маша не сдается под грубым напором Швабрина — она считает, что лучше умереть, чем стать женой предателя: «А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».
Оставшись одна, без родителей и без жениха, арестованного по клевете Швабрина, Маша решается идти к самой императрице.
Пушкин описывает эпизод встречи девушки с Екатериной II. Маша держит себя просто и искренно, но с большим достоинством: «Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. …Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя».
В результате судьба главных героев оказывается счастливой – они воссоединяются. На их примере Пушкин показывает, что лишь честь и достоинство являются истинными помощниками и проводниками в сложных жизненных ситуациях.
Человек зачастую не волен распоряжаться своей судьбой, но как вести себя, каким принципами руководствоваться – этот выбор всегда остается лишь за человеком. И от того, какое решение он примет, будет зависеть его дальнейшая жизнь. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», на мой взгляд, именно об этом.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / «Береги честь смолоду» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: