Сочинение на тему Анализ произведения повести Гробовщик, Пушкин читать бесплатно

Средняя оценка: 3.0

Действующие лица (5 человек):

1. Прохоров
2. Старуха-работница
3. Сапожник
4. 2 гостей у сапожника
5. 4 мертвецов (их играют накрывшись покрывалами те, кто играл старуху, сапожника и 2 гостей)

Сцена 1

Сцена 2

Сцена 3

См. также: Ал. Калягин читает повесть А.С. Пушкина «Гробовщик».

Вместе с сочинением «А.С. Пушкин. «Гробовщик»» часто ищут

Популярность темы: 4535 | Оценка: 3.0 | Закладки:

«Гробовщик», краткое содержание повести Пушкина

Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Никитскую. Восемнадцать лет он копил деньги на покупку нового дома. И теперь мечта сбылась. Но никакой радости Прохоров не испытывает. Гробовщик любит порядок, а переезд вносит в его жизнь излишнюю суету. Но вот все расставлено по местам, и Прохоров усаживается у окна пить чай.

Он размышляет о том, что недавно был сильный ливень, поэтому его реквизит в виде траурных шляп и накидок сильно пострадал. Адриян надеется, что сможет возместить убытки за счет богатой купчихи Трюхиной, которая уже год лежит при смерти.

Раздумья Прохорова прерывает немец Готлиб Шульц, который пришел познакомиться. Он работает сапожником и живет через улицу напротив Прохорова. Адриян угощает Шульца чаем, они оживленно беседуют. Шульц приглашает нового соседа на серебряную свадьбу, которая состоится завтра. Прохоров с радостью принимает приглашение.

На следующий день в сопровождении своих дочерей Акулины и Дарьи гробовщик отправляется на торжество. В тесной квартире сапожника он знакомится с многочисленными гостями. Из русских здесь присутствует только булочник Юрко, остальные – немцы. Идет бурное веселье, без конца провозглашаются тосты. Один гость предлагает выпить за здоровье своих клиентов. Все с радостью подхватывают тост, только Прохоров пребывает в недоумении. Над ним подшучивают, предлагают выпить за его благодетелей – мертвецов.

Праздник продолжается, но гробовщика уже не радует веселье. Он чувствует себя оскорбленным. Гости расходятся глубокой ночью. Пьяный Прохоров, возвратившись домой, ворчит, что над ним насмехались немцы. Он хотел всех соседей позвать на новоселье, но теперь не станет этого делать. Гробовщик решает пригласить на новоселье мертвецов, которым обязан своим благополучием.

Адрияна будят и сообщают новость: умерла старуха Трюхина. Прохоров отправляется к ней и весь день хлопочет о похоронах. Только поздней ночью он возвращается домой и видит, что какой-то мужчина открывает калитку. Гробовщик удивлен: кому он понадобился так поздно?

Адриян обнаруживает, что его комната полна мертвецов. Они пришли на новоселье. Гости окружают хозяина с приветствиями и благодарностями. Бригадир, которого он хоронил последним, сообщает, что пришли все. Не смогли явиться только истлевшие.

Сквозь толпу пробивается скелет, который был первым клиентом Прохорова. Он хочет обнять гробовщика. Адриян в ужасе отталкивает непрошенного гостя. Скелет падает и рассыпается. Остальные мертвецы возмущены, они наступают на хозяина дома с криками и угрозами. Перепуганный Прохоров падает и теряет сознание.

Утром гробовщик со страхом вспоминает ночное происшествие. Он интересуется у служанки: приходили от Трюхиной или нет? Та удивляется. Оказывается, Адриян пришел пьяный от немца и сразу уснул. Похороны Трюхиной и гости-мертвецы ему приснились. Обрадованный гробовщик велит подать чаю.

Система уроков по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина

Предлагаю вашему вниманию систему уроков по изучению сборника А. С. Пушкина «Повести покойного И. П. Белкина». «Повести Белкина» я изучаю всегда в 6 классе целиком (за исключением повести «Гробовщик»). Считаю недопустимым фрагментарное изучение таких произведений. Если изучают «Станционный смотритель», то почему не изучается «Метель» или «Выстрел»? Каждое из этих произведений заслуживает самого пристального внимания. Каждое даёт возможность изучить эпоху Пушкина. Так, на примере повести «Станционный смотритель» мы знакомимся со способами передвижения в пушкинское время, «Барыщня-крестьянка» знакомит с русской усадьбой, «Выстрел» — с правилами дуэли. Все эти бытовые комментарии важны для последующего изучения русской литературы первой половины 19 века. Как читать произведения, если не знаешь, кто такой «бретёр», что такое отъезжее поле и т.д.? При изучении повести «Метель» мы знакомимся с музыкой Г. Свиридова, получается замечательный интегрированный урок, ребята словесно рисуют музыку, соотносят её с фрагментами повести. После некоторых уроков предлагаю написать небольшие сочинения, поразмышлять над прочитанным. На этой странице вы найдёте темы этих сочинений и даже образцы.

  1. История создания «Повестей Белкина». Исторический комментарий. «Станционный смотритель».
  2. «Станционный смотритель». Идейное содержание повести.
  3. Повесть «Метель». Авторская ирония в описании любви Владимира и Марьи Гавриловны.
  4. Смысл названия повести. Стихотворение «Бесы» и музыка Свиридова.
  5. Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка».
    «Бедная Лиза» Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина.
  6. Повесть «Выстрел» и образ Сильвио
  7. Обобщающий урок-игра по повести Пушкина «Барышня-крестьянка».

По причинам большого объёма материала (25 страниц) у меня нет возможности опубликовать на одной странице все материалы. Поэтому предлагаю ознакомиться с выдержками, а целиком скачать материал

Фрагменты из кинофильма «Станционный смотритель»

  1. Вступление. О своём первом впечатлении, о вопросах, которые возникли при чтении повести.
  2. Какие проблемы поднимает автор и как их разрешает?
  3. Какую роль играют библейские картинки?
  4. Какую роль играют портреты Дуни и Самсона Вырина?
  5. Какие черты скрыты за внешностью героев?
  6. Говорящие детали и символы в повести.
  7. К каким выводам приводит нас Пушкин?
  8. Ваше отношение к героям и поставленным проблемам.

Тема: Повесть А.С .Пушкина «Метель».

1. Тема — превратности любви. Именно эту тему развивают фабула и сюжет
новеллы.

2. Фабула — цепь событий в их причинно-следственной связи.
Фабула «метели» анекдотична.

Традиционный набор элементов:

— Богатая невеста — бедный жених.

— Препятствие — запрет родителей

— Влюблённые: «первая» невеста — «блестящий» жених.

— Тайное препятствие — узы брака

а) за счёт «фигуры умолчания» в новелле создаётся «таинственная ситуация»: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника, каков секрет «полусумасшедшего письма», в чём причина молчания Бурмина. Тайна объясняется только в самом конце новеллы.

Б) Сюжет изложен от лица помещика Белкина, «наложившего на них одни и тот же отпечаток своего простодушного взгляда на вещи». Самому Белкину он рассказан девицей К.И.Т, уездной барышней.

4. Система персонажей в 1-ой части новеллы:

протагонисты — антагонисты — помощники

Марья Гавриловна и Владимир – Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна – Священник, корнет, землемер, молодой улан, кучер Терёшка, горничная, крестьяне

Тема: Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка.

Урок «Мир русской усадьбы» предлагаю начать с экскурсии по усадьбе. Такой культурологический комментарий упростит работу на уроке, поможет ребятам понять то, что осталось непонятно.

Викторина на знание повести.

— как звали отца Алексея Берестова? (Иван Петрович)

— Что читал Иван Петрович Берестов? (Сенатские Ведомости)

— Как звали отца Лизы Муромской? (Григорий Иванович)

— Кто из помещиков был англоманом? (Муромский)

— Как звали гувернантку Лизы Муромской? (Мадам Жаксон)

— Сколько лет было Лизе? (17)

— Где жили Берестовы? (В Тугилове)

— Где жили Муромские? (В Прилучине)

— К кому на именины ходила Настя? (к поваровой жене в Тугилово)

— Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? (В горелки)

— Как звали собаку Алексея? (Сбогар)

— Чьей дочерью представилась Лиза? (Василия-кузнеца)

— Что было изображено на перстне Алексея? (Мёртвая голова)

— Что читала Лиза-Акулина? ( «Наталью, боярскую дочь» Карамзина)

История жизни Ивана Петровича Берестова.

Иван Петрович Берестов в молодости служил в гвардии. Берестов выходит в отставку в начале 1797 года.

Уехав в свою деревню, женился на бедной дворянке, возможно, по воле родителей, и не относился к жене с любовью и заботой; т.к. жена его, когда умирала в родах, он находился на охоте.

«Хозяйственные упражнения скоро его утешили». Берестов строит новый дом. Деньги, вложенные в строительство фабрики, быстро возвратились, доходы утроились. Берестов стал одним из богатых помещиков губернии, отправил сына, подросшего к тому времени, учиться в столицы, а потом в университет, по всей вероятности, Геттингенский. Сам же принимал гостей, занимался лошадьми, собаками, ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей», и сам записывал расход.

История жизни Григория Ивановича Муромского.

Он был близким родственником графу Пронскому, имел значительное состояние. Возможно, он жил в городе. Именно такие люди, не знающие цену затраченному на работу времени, не представляющие, как хлеб родится, беспечно проматывали в столицах состояние, проигрывали в карты, устраивали балы. Муромский служил, но, вероятно, недолго. Возможно, он ездил за границу, где и заразился англоманией.

После смерти жены Муромский уехал с дочерью в деревню. Его проказы: английский сад, костюмы английских жокеев на конюхах, содержание «Мисс

Жаксон», — всё это оборачивалось новыми долгами, к тому же крестьяне имения, заложенного Григорием Ивановичем в Опекунский совет, должны были выплачивать проценты на сумму, которую помещик благополучно тратил.

Тема: А. С. Пушкин «Выстрел».

Слово учителя о прототипах.

Н. Прототип — существующий в реальной действительности человек, жизнь и характер которого положены писателем в основу созданного им образа.

В облике Сильвио искали черты отдельных современников Пушкина

— «художественная портретность с подполковником Липранды».

— «отчасти повторение личной судьбы Байрона».

Немало дошло до наших дней воспоминаний и рассказов о людях, в равной степени могли быть прототипами героев Пушкина. Интересный случай, характеризующий «хладнокровных храбрецов» этой поры, приводит в своих воспоминаниях декабрист Гангеблов, рассказывая о поручике Шеффлере, который «мало дорожил жизнью»:

Когда офицеры заспорили о точном расстоянии между возведённой ночью батареей и вражеской крепостью, Шеффлер решил помирить их и «направился к цели, помахивая белым платком. Турки, приняв его за парламентёра, не мешали; но когда Шеффлер, достигнув самой крепости, зашагал в обратный путь, но только не по прямой уже линии, а зигзагами, за ним посыпался град пуль. Присоединившись к нам, он объявил, что насчитал 299 шагов».

Сочинение на тему: «В чём смысл названия повести Пушкина «Метель»?»

Образец: Образ метели в повести — это образ, олицетворяющий высшие, необъяснимые, неподвластные человеку силы. Метель у Пушкины — это сама судьба.

Трижды возникает образ метели в повести, объединяя все события в ней, объясняя всё в судьбах героев. Образ метели-судьбы тесно связан с образом Божьего храма.

Нет Божьего благословения — нет пути. Один из героев, Владимир, обречён блуждать в жизненной метели и потерпеть неудачу. Марью Гавриловну же метель-судьба соединяет с её суженым, которого «Конём не объедешь».

И Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже следует Божьему промыслу. Он тоже «заблудился» в метели и оказался у церкви. Пройдя через испытания Отечественной войной, он стал по-иному относиться к своему непростительному поступку. Но судьба всё расставила по своим местам. По ходу повести утверждается главное значение всепроникающего образа метели. Именно он переводит повесть Пушкина в разряд произведений о человеческой судьбе, о способности слышать голос судьбы. Как сказал Баратынский, «Всех благ возможных тот достиг, кто дух судьбы своей постиг».

Урок-игра по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина

  1. Н.Н.Полянских. Повесть Пушкина «Станционный смотритель» ст. в журнале «Литература в школе» N 5-99 стр.50
  2. В.Влащенко. Проблема отцов и детей в прозе Пушкина. Ст. в газете «Литература» N35-99 г. Cтp. 11
  3. А.Г.Гукасова «Повести Белкина» А.С.Пушкина. М: Издательство академии пед. наук, 1949г.
  4. В.П.Полухина, «Методические рекомендации к учеб. хрестоматии лит-туры 6 кл.» М. «Просвещение» 1992г.
  5. Турьянская Б.И. и др. литература в 6 кл. : Урок за уроком. — М: Русское слово, 1999г.
  6. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по лит-ре. : 6 кл. -М.:Просвещение, 1996г.
  7. А.Репин. «Метель» Пушкина: план анализа. Ст. в газете «Лит-ра» N9-2000 стр.4
  8. В.Влащенко. Тайный пафос рассказа. Интерпретация нравственно-духовный смысла «Метели». Ст. в газете «Лит-ра» N 21-91 стр.6
  9. Л.Клипина, И.Барабашкина «Метель» Пушкина и музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести. Ст. в газете «Лит-ра» 27-2000 стр.14
  10. О.Павлова «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина. Ст. в газете «Лит-ра» N 2-2001 стр.13
  11. П.Е.Панкратова, Обобщающий урок в 5-м кл. по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в газете «Лит-ра» N 35-99 стр.12
  12. О.А.Ерёмина. Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в журнале «Литература в школе» N 1-99 стр.48

Наталья Геннадьевна (Monday, 09 September 2013 10:59)

Инесса Николаевна!Часто захожу на сайт и нахожу нужный материал. Такой талант! Богатейший материал. Спасибо! Удачи Вам!

Надежда (Monday, 01 December 2014 12:31)

Уважаемая Инесса Николаевна! Хочется хочется сказать Вам огромное спасибо за Ваш труд, за Ваши наработки! Богатейший материал! Позволяет очень разнообразить урок! Спасибо Вам!

Лерочка (Tuesday, 03 November 2015 15:17)

Не очень. Я конечно понимаю, это заняло очень много времени, но там говорится только о «Стационном смотрителе». Почему про другие повести написано очень мало?

Лариса (Sunday, 07 February 2016 19:57)

Спасибо большое. Вы такая умница, дай Бог вам здоровья.

Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 09 November 2016 07:28)

Уважаемый ал-р. Ваш комментарий я не публикую, так как очень много ошибок. Если бы Вы попробовали его грамотно написать — с удовольствием.
Итак, отвечу.
Во-первых, думаю, это не тот сайт, на котором надо прятать своё имя за ником.
Во-вторых, Вы читали, что я тут написала? Какой «разбор» Вы тут увидели? Тут пример сочинения ученика, игра, фрагменты фильма.
В-третьих, думаю, что Вы чем-то обижены на учителей, а жаль, не надо чесать всех под одну гребёнку, в каждой профессии есть разные люди.
В-четвёртых, с чего Вы взяли, что все что-то «передирают», учась в педе?
И в итоге жаль, что такое негативное сознание. Надо всё-таки видеть и хорошее.
Понравилось, что «читаете так, как некоторые курят».

Элеонора (Thursday, 09 November 2017 08:50)

Уважаемая Инесса Николаевна! Вы мой учитель в создании сайта (потому что пользуясь Вашими великолепными разработками, я научилась делиться своими. Приглашаю)) https://eleo13.jimdo.com/). Бесконечно Вам благодарна. С удовольствием воспользуюсь системой уроков по «Повестям Белкина». Желаю Вам здоровья, творческих успехов, благодарных коллег и учеников.

Элеонора Высочанская (Saturday, 11 November 2017 15:32)

Позволила себе оформить вашу систему уроков в презентации. Ссылка на архив https://yadi.sk/d/KoHGFwFg3Pc4AN
Большое Вам спасибо

Перова Инесса Николаевна (Saturday, 11 November 2017 17:01)

Спасибо! Интересно посмотреть.

Алёна (Thursday, 21 November 2019 06:23)

Доброе утро. Хотела выразить слова благодарности за вашу работу. Каждый раз нахожу для уроков что-то интересное, от чего можно оттолкнуться. Благодарю.

Все школьные сочинения по литературе

Сочинение Пушкин «Гробовщик» — особенности композиции

Произведение А. Пушкина «Гробовщик» является третью частью цикла «Повести Белкина». Писатель рассказывает об одной из прослоек московского общества — ремесленниках и торговцах. Автор знакомит нас с главными ценностями представителей это мира, в котором нет места праздности, а все интересы сводятся к выгодным сделкам.

Сюжет и композиция повести довольно оригинальны. Действие развивается в двух измерениях — в реальном мире и во сне. При этом повествование условно можно разделить на три части: действительность — сон — действительность после сна. Таким образом, автор создает кольцевую, зацикленную композицию.

Первую часть произведения составляет рассказ писателя о переезде некоего гробовщика Адриана Прохорова в новый дом. А. Пушкин знакомит читателя с характером персонажа, рассказывает о его ремесле. Это описание является экспозицией повести. Главный герой приобрел себе дом, который уже давно заприметил и хотел купить, но не позволяли средства. Однако, почему-то переезд и связанные с ним хлопоты не приносят Адриану удовольствия, как он того ожидал. Внутренний мир героя сложный и противоречивый, он пытается прислушаться к себе и своим чувствам, но не может понять, почему не чувствует радости. Тогда Адриан решает, что это тоска по прежнему жилищу, но на самом деле мрачность гробовщика связана с его профессиональной нечестностью.

Вскоре после новоселья к гробовщику приходит сосед — сапожник Шульц, который приглашает Адриана к себе в дом на праздник. Эта сцена представляет собой сюжетную завязку. В разговоре между сапожником и главным героем читатель может уловить еле заметный намек на ссору: сапожник иронизирует по поводу важности профессии гробовщика. С этого момента по мере развития сюжета возрастает его напряженность. Адриан принимает приглашение соседа. За праздничным столом собрались ремесленники, которые пьют за своих клиентов, ведь это они приносят им доход. Узнав о профессии Адриана, гости начинают шутить, предлагают гробовщику произнести тост за здоровье мертвецов. Герой сердится, он чувствует обиду за себя и свое ремесло и решает не приглашать соседей на новоселье. Сгоряча Прохоров говорит, что лучше позовет мертвецов. Адриан возвращается к себе домой, и на этом первая часть произведения заканчивается. Она составляет больше половины всей повести.

Далее начинается вторая часть повествования — сон Адриана. По объему она меньше первой, но наиболее значимая. Следует отметить, что писатель не сопровождает вхождение героя в сон и возвращение в реальность четкими словесными описаниями. Сон и явь не разграничены, и читатель понимает, что описываемые события являлись сном, только после замечания работницы гробовщика о крепком сне хозяина. Сам сон также можно разделить на две части: сначала гробовщик узнает о смерти Трюхиной и отправляется договариваться о ее похоронах, а затем возвращается к себе в дом и встречается с мертвецами. В первой части сна Адриан хочет нажиться на смерти Трюхиной, собираясь взять с ее наивного наследника больше денег, чем необходимо. А во второй раскрываются другие его жульничества: герой видит в своем доме обманутых им когда-то умерших людей. Кульминацией произведения являются угрозы и ругань мертвецов во сне Адриана. Когда гробовщик уснул, в нем проснулась совесть. Она напомнила герою о первом обманутом мертвеце, с которого гробовщик начал свой жульнический путь, позволивший ему в итоге купить домик мечты.

Прохоров просыпается и понимает, что Трюхина не умерла, а все произошедшее было лишь плохим сном. Пробуждение героя составляет третью, наименьшую часть повести, которая является ее развязкой. Гробовщика больше не гложут неприятные чувства, его уже не тяготит обида на соседей. А. Пушкин заканчивает повесть положительно: гробовщик впервые радуется, что Трюхина еще находится среди живых. Кошмарный сон заставил героя пересмотреть отношение к живым людям и своим клиентам.

Своим произведением А. Пушкин в очередной раз говорит об ответственности за совершаемые поступки. Писатель напоминает о том, что совесть рано или поздно просыпается в любом человеке, прорываясь сквозь порочный круг его деяний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector