Сочинение Идеальный и фантастический мир в поэзии Лермонтова

-21 Однако эта социальная предопределенность еще не получает всесторонней и развернутой характеристики. Она по-прежнему остается достаточно суммарной, полной традиционных противоречий. Конфликт между личностью и героем часто перерастает рамки данной социальной действительности и мыслится в качестве трагической коллизии между человеком и всем миром. Внешний мир то суживается до презираемой светской толпы, то расширяется до космических пределов. Сердцевина конфликта лежит в ближайшем окружении поэта, но распространяется на всю вселенную.

Любить: но кого же. Для Лермонтова важна также более сложная коллизия между временной и вечной страстью. «Желанья», «любовь», «страсти», т. е, переживания, в которых герой хотел бы найти себя и таким образом обрести смысл жизни, отвергаются вследствие их временности, конечности, а не потому, что не представляют для него никакой ценности: Исчезнет при слове рассудка: Рядом с мотивом одиночества в лирике Лермонтова проходит еще один мотив. Если раньше одиночество романтического героя рассматривалось как естественная позиция избранной личности, то теперь и в субъективном мире личность не видит никаких идеалов «В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа: ».

Ничтожность жизни обусловила ничтожность и внутреннего мира самой личности. Субъективное, личное начало тоже оказалось подвластным жизни, зависимым от нее. Романтическому герою некуда спрятаться от враждебной реальности, уродующей живые чувства, коверкающей личность. В зрелой лирике Лермонтова действительно нет «шумных бурь» и «тайных страстей», как нет «бессвязного и оглушающего языка». Оказалось, что самые обыкновенные явления могут воплощать существо прежних «шумных бурь» и «тайных страстей». Оказалось, что выражение романтической мысли может быть очень простым, без романтической эффектности и субъективной аффектации.

Это был не отказ от романтизма, а стремление увидеть романтизм в самой реальности. Романтическая мысль выводится из действительности, она воспринимается как внутренне присущая самой жизни. Вот почему она не только не подвергается критике, а сохраняет свою непререкаемую ценность. иль поздно их, сладкий недуг Точно так же идеальный мир может выступать в образе островка, затерянного среди морей, и разрастаться до грандиозных масштабов видимого и мыслимого подлунного царства.

Но всегда источником конфликта, где бы он ни возникал — в человеческой душе или во вселенной,- является реальная земная жизнь. Понятно, что лермонтовские характеристики этой жизни становятся в зрелой лирике, при сохранении известной суммарности, более конкретными и точными, чем в ранней лирике. Желанья! что пользы напрасно и вечно желать? Что страсти?

— ведь рано Так социальная обусловленность чувств и переживаний героя получает более широкий философский смысл, смыкаясь с романтической проблематикой вечного и временного, бесконечного и конечного. Отвлеченно-философская метафизика выступает, однако, в форме диалектических противоречий реального, психологически-конкретного сознания. Эта конкретность создается формой размышления. Лермонтов одновременно и переживает и выражает свои переживания.

Внутренний монолог обращен к самому себе и становится своеобразным диалогом. А вечно любить невозможно. На время — не стоит труда, Стремление к объективации романтической мысли, появляющееся у Лермонтова после 1836 года, касалось и таких стихотворений, где лирический герой был представлен непосредственно. К их числу принадлежат стихотворения, продолжающие мотивы прежней юношеской лирики «Но смейся над моей пророческой судьбой: », «Гляжу па будущность с боязнью: » и др.. Для лермонтовской лирики теперь характерно сочетание размышления о судьбе поколения и о своей собственной.

Чувство становится для него предметом глубокого анализа, неотделимым от объективных условий, от социальной предопределенности. В стихотворении «И скучно и грустно» анализ противоречивых чувств, охвативших поэта, дан вне реальных жизненных ситуаций. В других стихотворениях Лермонтова субъективное сознание испытывает прямое воздействие враждебной реальности и непосредственно откликается на них. Так, ^в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окр ужен: » 1840 Лермонтов прямо сталкивает светлую мечту и праздничный шум новогоднего маскарада. Образ маскарада вообще и в романтизме в особенности необычайно важен, поскольку заключал в себе большие художественные возможности. Маскарад служил символом современной жизни.

Ведь под маской скрывается подлинная сущности Надо только снять покров, и обнаружится истинное лицо Поэт-абрист А. И. Одоевский, которому Лермонтов посвятил знаменитое стихотворение «Памяти А. И. Одоевского», увидел на балу вместо кружащихся и летящих пар «сборище костей». Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума» — холодную и бездушную толпу. Мотив маскарада помогает зрительно представить одиночество поэта в чуждой сфере, где только одно лицо непременно остается без маски и выглядит несколько странным на фоне всеобщего веселья.

«Романтизм на примере стихотворения «Ангел» »

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

По кущами райских садов,

О Боге великом он пел и хвала

Его непритворна была

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался-без слов, но живой.

И долго на свете томилась она

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Это произведение является романтическим, так как:

1. Главный герой произведения-исключительная личность, это ангел.

Многие поэты обращались к этому образу в своих произведениях, но для обычного человека этот персонаж остается «диковинкой»

2. В произведении описаны исключительные обстоятельства, которые свойственны романтизму. Здесь описан путь ангела на землю, который приносит молодую душу «в мир печали и слез»

3. В творении присутствует двоемирие:

— небо (красота)и земля (печали)

— звуки неба и скучные песни

— блаженство и слезы

4. Автор описывает не всю жизнь своего персонажа от начала и до конца, а только момент, когда он приносит душу в «наш» мир. При этом не рассказывая ни об его прошлом, ни о том ., что случилось после этого.

5. Так же нам говорится о том. что переносил ангел душу в полночь, когда на небе уже светили месяц и звезды. То есть некая точность в стихотворении присутствует.

6. Поэт использует в качестве формы — стансы, что так же присуще романтизму

7. Первая строфа произведения полна звуками «п»;»л»;»е»: и у меня, как я думаю и у многих читателей, они ассоциируются с таинственностью, загадочностью, сумраком …

вторая строфа преемущественно состоит из шипящих звуков: «ж»;»ш»;»щ»;»х». Мне представляется тишина, покой, мир и спокойствие.

В третьей строфе много согласных щвуков «м»;»н»;»з»;»л»;, что, по моему мнению, придает интенсивность действия, будто это действие на самом деле произошло мнгновенно

четвертая строфа уже говорит нам о том, как ангел оставляет душу в этом мире и она уже остается одна, желая вернутся обратно, услышать голос ангела .И звуки, сопровождающие действие: «т»;»д»;»к»;»о»;

8. Действие, описываемое , по моим представлениям, довольно далеко от действительности. Особенно если учесть, что Лермонтов — человек довольно образованный. Хотя в то время, может быть, этим и объяснялась жизнь.

9. В стихотворении присутствуют эпитеты: тучи толпой; песня святая; душа молодая; звук живой; чудные песни

10. Романтический конфликт в произведении тоже играет не последнюю роль. Я думаю, основные конфликты: Там — Здесь; Рай — наш мир; Идеал- Реальность; Душа-Тело; Жизнь на небе — Жизнь на земле; Желанье — Быт

молодая душа снова рвется услышать ангела- она не может этого сделать. так как уже находится в теле и улететь никак не может

11. Произведение это написано в году, как раз во время того, как в России существовал рамантизм (первая половина XIX века)

Таким образом, мы доказали, что стихотворение, творение является ярким примером романтизма, заставляющее задуматься о более глубоких вопросах.

Сочинение Романтизм на примере стихотворения «Ангел» М.Ю.Лермонтова

По небу полуночи ангел летел ,
И тихую песню он пел,
И месяц , и звезды , и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
По кущами райских садов,
О Боге великом он пел и хвала
Его непритворна была

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался-без слов,но живой.

И долго на свете томилась она
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Это произведение является романтическим , так как:

1. Главный герой произведения-исключительная личность , это ангел.
Многие поэты обращались к этому образу в своих произведениях , но для обычного человека этот персонаж остается «диковинкой»
2. В произведении описаны исключительные обстоятельства, которые свойственны романтизму. Здесь описан путь ангела на землю , который приносит молодую душу «в мир печали и слез»
3. В творении М. Ю. Лермонтова присутствует двоемирие :
— небо (красота)и земля(печали)
— звуки неба и скучные песни
— блаженство и слезы
4. Автор описывает не всю жизнь своего персонажа от начала и до конца ,а только момент , когда он приносит душу в «наш» мир. При этом не рассказывая ни об его прошлом , ни о том . , что случилось после этого .
5. Так же нам говорится о том . что переносил ангел душу в полночь , когда на небе уже светили месяц и звезды . То есть некая точность в стихотворении присутствует.
6. Поэт использует в качестве формы — стансы , что так же присуще романтизму
7. Первая строфа произведения полна звуками «п»;»л»;»е»: и у меня , как я думаю и у многих читателей , они ассоциируются с таинственностью ,загадочностью,сумраком . . .
вторая строфа преемущественно состоит из шипящих звуков : «ж»;»ш»;»щ»;»х». Мне представляется тишина , покой , мир и спокойствие .
В третьей строфе много согласных щвуков «м»;»н»;»з»;»л»;, что ,по моему мнению , придает интенсивность действия , будто это действие на самом деле произошло мнгновенно
четвертая строфа уже говорит нам о том , как ангел оставляет душу в этом мире и она уже остается одна , желая вернутся обратно , услышать голос ангела . И звуки , сопровождающие действие : «т»;»д»;»к»;»о»;
8. Действие , описываемое М. Ю. Лермонтовым , по моим представлениям , довольно далеко от действительности. Особенно если учесть , что Лермонтов — человек довольно образованный . Хотя в то время , может быть , этим и объяснялась жизнь. .
9. В стихотворении присутствуют эпитеты : тучи толпой; песня святая ; душа молодая; звук живой ; чудные песни
10. Романтический конфликт в произведении тоже играет не последнюю роль . Я думаю ,основные конфликты : Там — Здесь ; Рай — наш мир ; Идеал- Реальность ; Душа-Тело ; Жизнь на небе — Жизнь на земле ; Желанье — Быт
молодая душа снова рвется услышать ангела- она не может этого сделать . так как уже находится в теле и улететь никак не может
11. Произведение это написано в году , как раз во время того , как в России существовал рамантизм (первая половина XIX века)

Таким образом , мы доказали ,что стихотворение , творение М. Ю. Лермонтова является ярким примером романтизма , заставляющее задуматься о более глубоких вопросах. .

Лирика Пушкина А.С. — реферат

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

“Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум”.

Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума». Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений, поэтому тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.
Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола:

Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.

Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре «19 октября», написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной обстоятельствами личной жизни.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто по неволе,
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

В это время Пушкин находился в ссылке и был лишён возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но душой он был рядом с ними.
Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастье куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Спустя год после окончания лицея у Пушкина появляются новые взгляды. Поэт начинает шире смотреть на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне души прекрасные порывы:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина «Вольность». Главная мысль оды в том, что «вольность» возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:

«Тираны мира! трепещите!»

Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу
Твою погибель, смерть детей.
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.

На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится стихотворение «Деревня». Произведение условно можно разделить на две части. Тема и настроение первой части резко отличается от темы и настроения второй, но, несмотря на это, части тесно связаны между собой. Их роднит и объединяет заложенная в стихотворении идея.
Первая часть — это «приют спокойствия», где все полно «счастья и забвенья».
От этих строк веет тишиной, покоем и прохладой:

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья!

Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещает взрыва негодования.
Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества губительный позор.
Не видя слёз, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

В этой части стихотворения тон авторской речи резко меняется. В словах поэта – гнев и негодование. Пушкин яростно изобличает и осуждает барское насилие над трудом крепостного народа. В заключительных строках стихотворения – раздумье автора:

Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы посвященной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной. Пушкин ощущал себя изгнанником, и это не могло не сказаться в его творчестве.
1820-1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет романтизма. Наверное, наиболее подходящим примером романтической направленности поэта является стихотворение «Узник».
Основное содержание романтизма – выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма — тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море — стихия.

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я.

Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение «В Сибирь», которое передает декабристам через Александру Муравьёву. Поэт призывает их «хранить гордое терпение», говорит о том, что их «скорбный труд» не пропадёт, что их дело будет продолжено единомышленниками и что «придёт желанная пора» — свобода.
Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Один из декабристов, Александр Одоевский, в стихотворении «Наш ответ» пишет Пушкину:

Наш скорбный труд не пропадёт:
Из искры возгорится пламя,
И просвещённый наш народ
Сберётся под святое знамя.

Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении «Арион», написанном в 1927 году:

…А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел.

Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается верен своим убеждениям: «я гимны прежние пою».
Так же в лирике А. С. Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы даёт великий русский поэт на некоторые из этих нелёгких вопросов.
Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь нужно обратиться к его поэтическому шедевру «Пророк», написанному в 1826 году.
Герой этого стихотворения находится в удручённом состоянии, он томим «духовной жаждой», и тут ему является посланник Божий «шестикрылый серафим». Вдруг с поэтом происходят чудесные, но мучительные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках:

Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Далее Пушкин пишет:

Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.

Теперь поэт посвящён в тайны мирозданья и одарён тонким чувством восприятия внешнего мира во всём его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, но и этого мало, чтобы стать пророком:

И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.

Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, — возлагают на него трудную задачу. «Бога глас» взывает к поэту:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного.
В 1836 году Пушкин написал стихотворение «Памятник», где он говорит о своей роли поэта. Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник нерукотворный» даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил.
Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Даже общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.
Главное, что хотел донести автор этим стихотворением – светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.
В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Лишь одну метафору использует автор: «Любовь угасла не совсем». Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим

Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение «Мадонна». Это произведение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака выразились в строках:

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец

Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтал Пушкин, к чему призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное – его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector