Сочинение ЕГЭ по произведению Антона Чехова «Размазня»

Антон Чехов в своем произведении «Размазня» поднимает вечную тему сильных и слабых. Мир так устроен, что сильный всегда старается прищемить слабого, либо же его просто уничтожить. Четкое определение этого явления дал еще Чарльз Дарвин в своей работе «борьба видов», в которой отмечает желание сильного притеснять слабого.

В современном мире подобное животное отношение в социуме не признается, потому что «сильная» и агрессивная особь может нанести существенный вред человеку, как в физическом, так и в моральном плане. На подобную проблему

Повествование ведется от первого лица. Автора рассказывает случай в офисе, когда за зарплатой пришла тихая и робкая женщина, обычная «серая мышка». По сюжету босс начинает высчитывать с зарплаты деньги за малейшую провинность. Бедная женщина настолько растерялась, что впала в отчаяние и совершенно потеряла дар речи. Жестокой «учитель жизни» сжалился и признался, что просто хотел научить ее защищать свою позицию и бороться за теплое место под солнцем.

После признания гувернантке была возвращена полная зарплата.

Сочинение получилось довольно неординарное, потому что

По моему убеждению, Антон Павлович Чехов хотел показать типичную ситуацию, в которой надменные люди утверждаются за счет слабохарактерных. Критикуя гувернантку за ее «бесхарактерность», не стоит забывать, что она занимает более низкую позицию в обществе и, по сути, не имеет право голоса на работе, потому что ее в любой момент могут уволить.

Анализируя поведение хозяина, невольно приходишь к выводу, что он еще более жалкая личность, чем гувернантка, потому что сильный человек не станет унижать и оскорблять слабого для «урока на будущее». Так поступают только безнравственные люди, неспособные понять закомплексованность других и, вместо того, чтобы им помогать, они всячески пытаются унизить, оскорбить и подстроить под себя слабую личность.

Таким образом, тема, раскрытая Антоном Чеховым, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Хотя бы раз в жизни, человек сталкивается с безнравственными боссами или хозяевами, которые пытаются воспользоваться своим положением в собственных эгоистичных целях.

Размазня (Чехов)

← Баран и барышня Размазня
автор Антон Павлович Чехов (1860—1904)
Репка →
Дата создания: 1883, опубл.: юмористический журнал «Осколки», 1883, № 8, 19 февраля (ценз. разр. 18 февраля), стр. 5. Подпись: А. Чехонте.. Источник: http://feb-web.ru/feb/chekhov/texts/sp0/sp2/sp2-062-.htm (Приводится по: А. П. Чехов . Сочинения в 18 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1975. — Т. 2. [Рассказы. Юморески], 1883—1884. — С. 62—63. )

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

— Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…

— Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца…

— Два месяца и пять дней…

— Ровно два месяца… У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей… Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только… да три праздника…

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова.

— Три праздника… Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова.

— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки.

Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей…

— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

— Но у меня записано!

— Ну, пусть… хорошо.

— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать…

Оба глаза наполнились слезами… На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала…

— Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать… Вот вам ваши деньги, милейшая! Три… три, три… один и один… Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

— Merci, — прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

— За что же merci? — спросил я.

— Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?

— В других местах мне и вовсе не давали…

— Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

Антон Павлович Чехов: Оттачивание собственного стиля

Антон Павлович Чехов родился 21 января 1860 года в городе Таганрог, небольшом, провинциальном, и с красивыми культурными традициями. Чеховы принадлежали к небогатой семье мещанским. Но отец стремился дать своим детям образование. Атмосфера родительского дома была деспотической. Хозяйство полностью вела мать, а добрый и кроткий Антон помогал ей во всем. А вдобавок, работал в магазине сурового отца. Позднее писатель с горечью говорил, что у него не было детства, а его рассказ о детях особенно нежные и преисполненные сочувствия.

Вспомним печальные и трагические «Ваньку« (1885), «Спать хочется» (1888), или такие удивительно психологически достоверные, преисполненные теплого юмора, как Триша» (1886), «Ребятишки» (1886), «Мальчики» (1887), «Дома» (1887), «Плохой мальчишка» (1886) и др. У Чехова было несколько братьев и сестер, с которыми он сохранял тесные родственные отношения вся своя жизнь, не раз упоминал об общем детстве и в своих произведениях. Вопреки всей суровости порядков, в родительском доме были у членов семьи и радостные минуты, связанные, прежде всего с домашними театральными спектаклями и посещением Таганрогского городского театра. Уже мальчиком Антон проявил любовь к театру, талант рассказчика и дарование к актерству, к убедительному перевоплощению в разные характерные фигуры в смешных сценках наподобие более поздний рассказа «Хирургия». Товарищ по обучению в Таганрогской гимназии упоминал:

  • «Был еще один лестный номер в артистичном репертуаре Чехова. За несколько минут он изменял свой вид и превращался в зубного врача. Антон успокаивал пациента (старшего брата. — К.Ш.), брал у руки щипцы для угля, сунул у рот Александру и . начиналась «хирургия».

Этот талант Чехова. воплотился в его литературном творчестве, в частности в сценичности многих рассказов, позднее в создании новаторских пьес, а возможно, главное -в редчайшем умении писателя внутренне психологически употребляться в разнообразнейший человеческие фигуры — Гришу, который переживает замечательное потрясение, впервые в жизни гуляя с няней городской улицей (Триша»), у старого знаменитого профессора, который перед смертью доходит неутешительного вывода о потерянной жизни («Скучная история», 1889), или даже в собаку Каштанку с ее верной любовью к хозяину («Каштанка», 1888). Утонченная интеллигентность Чехова, его эстетичный вкус и редчайшая тактичность, деликатность поражали и привлекали всех, которые его знали, и очень приводили в удивление тех, каким известное было его происхождение и трудные условия, в которых он возрастал. Однако мягкий и впечатлительный Антон оказался человеком со стальным внутренним стрежнем. Закончив гимназию, он сам определил свою дальнейшую судьбу: решил учиться, и не где-нибудь, а в Московском университете. Слова из его известной пьесы «Три сестры», что настоятельно звучат из уст сестер Протасовых: «К Москве, к Москве!», вероятно, воссоздавали и его юношескую мечту.

В 1880 г. Антон вступил на медицинский факультет Московского университета и через четыре года получил профессию врача, о которой некогда не забывал, хотя от регулярной врачебной практики со временем отказался. В университетские года Антону было тяжело, семья не могла помогать ему материально, и студент Чехов начинает писать и печататься в разных изданиях, в частности в юмористических журналах. Журналистская поденка оказалась для него изнурительной, но очень полезной литературной школой. Пройдя ее, веселый и остроумный юморист Антоша Чехонте стал одним из наилучших прозаиков России. В тогдашний Русской империи выходило много популярных журналов и газет с развлекательными рассказами, фельетонами, юморесками, анекдотами, карикатурами с подписями, бытовыми очерками и сценками, не лишенными временами интересных наблюдений над тогдашним столичным и провинциальным жизням, остроумных, кое-где с сатирической окраской. Такие издания, как «Будильник», «Стрекоза», «Развлечение», «Осколки», «Зритель», » Московское обозрение», «Свет и тени» и много других, охотно печатали начинающих, так как материала для заполнения страниц этих изданий всегда не хватало,

Молодой Чехов стал одним из поставщиков такой юмористической продукции. Он был внимательным читателем упомянутых изданий и сначала недолго работал в русле традиционных форм непритязательного юмора, лишенных интеллектуальных претензий в. Популярные в читателей малые юмористические формы требовали лаконичности, сокращение к минимуму описаний места действия, портретов персонажей, их одежды, характеристики их языковой манеры и т.п. Важнейшей часто становился самый прямой язык действующих в юмореске лиц, и это предоставляло рассказикам все приметы сценки, выхваченного из жизни, эпизода. Как твердит известный русский литературовед Александр Чудаков о популярных во второй половине XIX ст. рассказ из юмористической печати:

  • «За своими функциями, задачами и местом в системе современных ей литературных жанров сценка нацелена на изображение обычного, рядового, повседневного, бытового положения — это «эпизод», «картина», «снимок», «дагерротип». разрешается включать не только характерное, существенное, важное, а и то, что просто интересное, заманчивое, злободневное, смешное».

Все это Чехов использовал. А слово персонажа приобретало в сцене часто особой насыщенности. Оно передавало не только содержание высказывания, а и характеризовало говорящий в плане принадлежности его к конкретному залогу, социальной прослойке, к определенной профессиональной группе, свидетельствовало о его образовании или необразованности, о его воспитании, жизненных установках, представлении о ценностях окружающего мира и т.п.. Важным был и отбор предметов, которые упоминаются в тексте. их немного, но они выразительные, зримые и также имеют действующее разнообразное назначение. Вышеупомянутый исследователь прозы Чехова пишет: «Чеховский художественный предмет входит одновременно в несколько рядов — социальный, живописный, эмоциональный . здесь один из истоков знаменитого чеховского настоя, который составляется, в частности, из определенного предметного отбора».

А.П. Чехов (1860 — 1904). Рассказ «Толстый и тонкий» — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемrmoruss.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » А.П. Чехов (1860 — 1904). Рассказ «Толстый и тонкий»» — Транскрипт:

2 А.П. Чехов ( ). Рассказ «Толстый и тонкий»

3 Цели урока Изучение биографии автора; Изучение биографии автора; Выявление основной идеи рассказа; Выявление основной идеи рассказа; Раскрытие природы смешного в рассказе Чехова; Раскрытие природы смешного в рассказе Чехова; Выявление особенностей чеховского стиля. Выявление особенностей чеховского стиля.

4 Материал о писателе Антон Павлович Чехов – один из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; Антон Павлович Чехов – один из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью;

5 Материал о писателе он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны; он не просто посадил дерево, он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень веселым, неистощимым на выдумки человеком.

6 Изучение рассказа «Толстый и тонкий» Прослушайте текст рассказа «Толстый и тонкий» и ответьте на вопросы

7 Изучение рассказа «Толстый и тонкий» Почему это произведение вызвало у вас смех? Над кем и над чем смеется автор? Каков смысл названия рассказа? С помощью каких приемов создается комический эффект в рассказе? Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (Тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?

8 Как вы думаете, что смешнее, если бы был мотив служебной подчиненности или если (как в рассказе) этого мотива нет? Как показывает автор перемену в Порфирии, когда тот узнает о служебном положении своего знакомого (что происходит с ним, с вещами)? Почему толстый отвернулся от тонкого и ушел? Как об этом говорит Чехов?

9 Итог урока Что на уроке было самым интересным? Что на уроке было самым интересным? Что нового узнали? Что нового узнали? О чем бы хотелось узнать поподробнее? О чем бы хотелось узнать поподробнее?

10 Домашнее задание Прочитать рассказы: «Лошадиная фамилия» и «Хамелеон».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector