Лаура и Дон Гуан в поэме «Каменный гость»

Ушла в прошлое эпоха мрачного средневековья с ее суровым аскетизмом и воинствующей религиозностью. Обычаи и предрассудки средневековья еще живы, но духовный облик людей, психологический климат общества коренным образом меняется. В наиболее передовых представителях своего времени, освободившихся от строгих религиозных запретов, проснулись вольные страсти. Они радостно принимают жизнь, безоглядно предаются наслаждениям, абсолютно раскрепощаются морально. Правда, индивидуалистическое сознание, эгоистическое стремление «во что бы то ни стало» добиться удовлетворения своих желаний, способность преступить через все, взгляд на любого встречающегося на пути как на препятствие обрекают героев на одиночество и, в конечном счете, на гибель.

Дон Гуан — типичный представитель нарождающегося поколения смелых, решительных, безоглядно идущих к своей цели людей, ставящих себя над обществом и отжившей моралью индивидуумов. Слуга его Лепорелло убежден, что таких, как он, искателей приключений, в Мадриде немало, называя их по решительной манере поведения и романтическому стилю одежды так:

…свой же брат, нахальный кавалер,
Со шпагою под мышкой и в плаще!

Дон Гуан, несмотря на тайное возвращение в город из ссылки и принимаемые меры предосторожности, не очень обеспокоен тем, что его могут узнать — он убежден в снисходительности испанского короля, удалившего его из-за убийства знатного командора лишь для приличия:

Уж верно головы мне не отрубят.
Ведь я не государственный преступник.
Меня он удалил, меня ж любя;
Чтобы меня оставила в покое
Семья убитого…

Герой ведет себя в полном соответствии с моральными принципами той среды, порождением которой он является. Он жизнерадостный, любвеобильный, переполнен жаждой чувственных удовольствий. Дон Гуан не знает ни небесного, ни земного страха, он идет к цели напролом, играя и своей и чужой жизнью, беззаботно воспринимая чужую жертву, как досадное препятствие, которое необходимо устранить с пути. Убив Дона Карлоса безо всякой охоты и неприязненных чувств, Дон Гуан без малейшего раскаяния философски бросает Лауре:

Что делить?
Он – сам того хотел.

Легкомысленная Лаура, этот Дон Гуан в юбке, такая же чувственная, раскрепощенная, поддающаяся малейшим душевным порывам, свободная от всяких моральных норм, обращается к любовнику с нескрываемым восхищением:

Мой верный друг, мой ветреный любовник.

Никакой обиды у героев друг на друга нет — они слишком похожи, слишком хорошо знают свои слабости, да и свободны от высоких чувств, чтобы ревновать или высказывать всерьез претензии. Оба упиваются земными радостями, бесстрашно стремятся к наслаждениям, не останавливаясь перед препятствиями, угрозами, опасностями, находя в них особую прелесть, остроту жизни. Оба презирают всякие моральные нормы, нисколько не ценят право других на проявление своей индивидуальности, личную свободу, легко воспринимают принесенную в жертву собственным удовольствиям чужую жизнь. Они стоят вне нравственности, вне моральных принципов, они естественно беспринципны, как сама природа.

Правда, Дон Гуан, безусловно, намного духовно богаче своей любовницы, тоньше, сложнее. Лаура живет только настоящими влечениями, Дон Гуан обременен памятью, состраданием, чувством прекрасного, он истинный поэт любви. О ранней смерти одной из своих возлюбленных он искренне сожалеет, восхищается ее необыкновенной внутренней красотой:

Бедная Инеза!
Ее уж нет! Как я любил ее.
Ты, кажется, ее не находил
Красавицей. И точно, мало было
В ней истинно прекрасного. Глаза,
Одни глаза. Да взгляд… такого взгляда
Уж никогда я не встречал.

Дон Гуан — не примитивный развратник, прожигатель жизни, это удивительная, сложная личность, несущая в себе самые противоположные начала: он одновременно и крайний эгоист, замкнувшийся в собственных переживаниях, и жизнелюбец, распахнутый навстречу всему миру; расчетливый искатель наслаждений и отзывчивый, верный друг. Он настоящий рыцарь, готовый пожертвовать жизнью за свое личное достоинство, честь.
Начав ухаживать за Доной Анной, повинуясь легкому душевному порыву, Дон Гуан впервые полюбил глубоко, самозабвенно.

Начав атаку на очередную жертву «импровизатором любовной песни», контролирующий каждое душевное движение, каждое изменение во взаимоотношениях («Идет к развязке дело!») Дон Гуан, проникшись искренним чувством, отбросил всякие ухищрения и уловки, «обдуманность и коварство». Открыв Доне Анне свое имя, имя убийцы мужа, которого она так старательно оплакивает, Дон Гуан стремится к предельной прямоте и честности в отношениях, стремится получить в ответ на свою искренность и подлинную страсть чувства столь же высокие. Он не хочет унизить свою любовь ложью, недомолвками, хочет любви к себе настоящей. Он сознательно ставит себя в сложное положение, отталкивая возлюбленную:

Милое созданье!
Я всем готов удар мой искупить,
У ног твоих жду только приказанья,
Вели — умру, вели — дышать я буду
Лишь для тебя…

Эти эмоциональные, прерывистые строки — песня истинной любви профессионального «импровизатора любовной песни». Перед нами человек, стремящийся разрубить все ханжеские путы, вырвать возлюбленную из любых условностей, заставить ее отречься от чувства долга к умершему супругу, в свое время купившего ее как вещь.
Дон Гуан погибает от руки статуи Командора, олицетворяющего в финале общечеловеческую мораль и справедливость, незыблемые устои нравственности. Безбожно посягнув на святость смерти, попирая память и уважение к мертвым, герой попрал основы, перешел предел человеческой терпимости, и безграничное своеволие постигло справедливое возмездие.

Понравилось сочинение » Лаура и Дон Гуан в поэме «Каменный гость», тогда жми кнопку of your page —>

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Лаура и Дон Гуан в поэме «Каменный гость».

«Трагедия личности» в маленьких трагедиях А.С. Пушкина

Литературный анализ произведения Пушкина «Скупой рыцарь». Сюжетная картина трагедии «Пир во время чумы». Отражение борьбы добра и зла, смерти и бессмертия, любви и дружбы в очерке «Моцарт и Сальери». Освещение любовной страсти в трагедии «Каменный гость».

Подобные документы

Мифологические сюжеты в древнегреческой литературе. Анализ трагедий Софокла «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», Эсхила «Семеро против Фив», Еврепида «Финикиянка» и поэмы Гомера «Одиссея». Влияние их на формирование культуры других народов. История об Эдипе.

реферат, добавлен 05.02.2014

Содержание трагедии Софокла, анализ ее тематики с учетом исторической обстановки древних Афин. Причины конфликта между Креонтом и Антигоной, несхожесть их взглядов и общие черты характера. Место в произведении и средства создания образа главной героини.

реферат, добавлен 28.04.2013

Идея закономерности событий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи в творчестве Пушкина. Сущность противоположных тенденций в жизни дворянского общества, порожденных петровскими реформами. Проблемы исторического развития России в осмыслении Пушкина.

реферат, добавлен 20.02.2011

Знакомство с творчеством Пушкина в детстве. Сравнения детства и отрочества у Пушкина и Есенина, их литература для обучения и получение образования. Художественно-обобщённый образ, в котором переплетены черты матери и бабушки в стихотворениях поэтов.

реферат, добавлен 04.04.2016

Детские годы Пушкина, домашнее образование и воспитание. Поступление и учеба в Царскосельском Лицее, программа и методы обучения. Читательский интерес Пушкина, встречи юного поэта с известными литераторами того времени. Выпуск из Лицея, экзамены.

реферат, добавлен 11.09.2012

Писатели о Великой войне. Трагическая судьба народа во Второй мировой войне. Юрий Бондарев и его произведения о войне. О человеке на войне, о его мужестве повествуют произведения Виктора Астафьева. Тема трагедии войны не исчерпаема в литературе.

сочинение, добавлен 13.10.2008

Онегин–добрый мой приятель. Лирические отступления Пушкина р романе «Евгений Онегин» о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к родине, природе. Духовный мир, мир мыслей, переживаний. Характеристика влияния Байрона и западноевропейского романа.

реферат, добавлен 12.12.2007

Богатство художественного содержания пушкинской лирики неохватно, непостижимо, неисчерпаемо. Философская лирика Пушкина. Высшие философские ценности для поэта. Море для Пушкина – символ свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека.

доклад, добавлен 05.01.2009

Начало жизненного и творческого пути Пушкина, его детство, окружение, учеба и проба пера. Идейная направленность «Пророка». Работа над поэмой «Борис Годунов». Любовная лирика поэта. Стихотворения, в которых Пушкин обращается к библейским молитвам.

сочинение, добавлен 19.04.2011

А.С. Пушкин как величайший русский поэт и писатель, краткий очерк его жизни, этапы личностного и творческого становления. Определение роли и значения семьи в жизни Пушкина. Оценка отрицательных последствий смерти поэта на дальнейшую судьбу его детей.

Реферат на тему: Творчество Пушкина

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Но то, что на первых порах пушкинская муза становится по преимуществу элегической, свидетельствовало не просто о жанровом обогащении поэзии Пушкина. В соответствии с новым мироощущением меняется весь колорит пушкинской поэзии: «луны туманный луч», «глас ночной», «печальная тьма лесов», «немая ночи мгла» сменяют «златые дни. Златые ночи». К стихотворениям Пушкина конца 1816 г. вполне применима характеристика, данная им поэзии Ленского: «Так он писал темно и вяло, Что романтизмом мы зовем. Хоть романтизма тут нимало. Не вижу я». 13 полном соответствии с пушкинским определением мы и сейчас должны признать со значительными оговорками романтическое качество подобной поэзии: в ней лишь присутствуют романтические тенденции, не получающие — в раннем творчестве Пушкина — принципиального воплощения. Проиллюстрируем этот тезис сравнением трех редакций лицейского стихотворения «Я видел смерть; она в молчанье села.» (1816), сохранившихся в Лицейской тетради (1817), в Тетради Всеволожского (1819) и в цензурной рукописи собрания стихотворений (1825). В редакции 1825 г. мы обнаруживаем обычные общие места (стихотворение потому и озаглавлено просто «Под-ражанье») романтической музы, для пушкинской лирики этого времени нехарактерные: мотивы одиночества, упоенности красотой вечной природы, порыв к «тайнам гроба роковым». Отредактированное в 1825 г. Пушкиным, руководствовавшимся романтическими представлениями начала 1820-х гг. лицейское стихотворение приобрело закончен-ньй романтический характер. Однако в конце 1810-х гг. эволюция Пушкина вовсе не шла по пути форсированного романтизма. Вторжение сентиментально-нредромантических художественных веяний в его поэзию в то время пока еще не колеблет существенным образом преимущественно гармонического восприятия жизни, хотя именно тогда ему впервые открываются сложность и противоречивость внутреннего мира человека. В ранней лирике Пушкина был запечатлен, в сущности, счастливый «жизни миг», — теперь поэт начинает постигать не только иные, скорбные регистры человеческого чувства, но и его самостоятельную ценность, и f i’o собственную (но законам сердца) жизнь. Биографическая легенда связывает все любовные стихотворения 1816 и отчасти 1815 гг. с именем К. П. Бакуниной. Это, вероятно, преувеличение. Точнее было бы сказать, что господствующим настроением Пушкина той норы была меланхолическая мечтательность, а это в свою очередь определило тональность его лирических раздумий. Сама по себе эта пора не была затяжной. К стихотворениям, посвященным «первой любви», уже в конце 1816 г. Пушкин относился с иронией: И даже, каюсь я, пустынник согрешил, Я первой пел любви невинное начало. Но так таинственно, с таким разбором слов, С такою скромностью стыдливой, Что, не краснея боязливо, Меня бы выслушал и девственный К(озлов). В первом стихотворении цикла (по времени оно написано позже остальных, в начале 1817 г.) автор предстает предельно разочарованным, но причина уныния не раскрыта: Отверженный судьбиною ревнивой, Улыбку, смех. и резвость. и покой – Я все забыл; печали молчаливой Покров лежит над юною главой. . . Во втором стихотворении называется причина разочарованности — отъезд любимой; осенний пейзаж хранит дорогие следы, сама природа грустит с поэтом, но в сердце его еще теплится надежда: «До сладостной весны.

Пушкин готов был даже возвратиться к «архаичным» формам поэмного повествования, отчасти уже преодоленным в «Руслане и Людмиле», снова принимаясь за «Бову». Более всего в 1822 г. продвинулся замысел поэмы о раз-бойниках, в сюжете которой отчасти использовалась народная драма «Лодка». Впоследствии Пушкин писал, что он сжег эту поэму. От нее остался один эпизод, «Вратья разбойники». где, основываясь на реальном происшествии, он вполне самостоятельно развил тему, лишь слегка намеченную в байроновском «Корсаре», в описании острова пиратов. СТАНОВЛЕНИЕ РЕАЛИЗМА 1823-1828 B начале 1820-х гг. поэма стала основным жанром пушкинского творчества. И это не случайно. Романтическая поэма исследовала взаимоотношения Человека и Мира. Романтический принцип противопоставления героя окружающей среде, обнаруживший несовершенство общественных отношений и противоречивую сложность мира, побуждал поэта к анализу как среды, так и характеров героев. В обоих случаях (непосредственно и отраженно) выявлялся некий культурный уклад. На антитезе различных культур построены коллизии «Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана». Уже в это время в творчестве Пушкина вызревают в синкретическом виде принципы народности и историзма, понимаемые еще как некая данность, изначальная особенность общественного бытия человека (история как естественный порядок, определяющий обычаи и нравы прошлого). Вместе с тем и в «Кавказском пленнике», и в «Бахчисарайском фонтане» Пушкин прослеживает в психологической драме героев (Черкешенки, Гирея) симптомы воздействия на традиционные нравы культур, принадлежащих к иным этапам развития человечества. Причем в противоположность руссоистской доктрине, определяющей проблематику «Кавказского пленника» (пагубное искажение естественных нравов под влиянием цивилизации), в «Вахчисарайском фонтане» европейская (христианская) духовность трактуется как залог просветления, возвышения героя. Сама стремительность историчсских^обытий. свидетелем которых довелось быть Пушкину, убеждала его в том, что сила современных обстоятельств, определяющих судьбу человека, едва ли не более значима, нежели «естественное» его состояние. В поэме «Цыганы» Пушкин отталкивается от коллизии «Кавказского пленника» (переосмысляя ее), к которой восходит и сюжет «Евгения Онегина». Теперь в центр поэмы Пушкин ставит характер страстный, способный помериться с «судьбой коварной и слепой». «Страсти роковые», терзающие Алеко, — это примета избранничества, примета характера неординарного, героического, В отличие от Пленника, Алеко, бежавший от «неволи душных городов», сам приходит в идиллический мир цыган, искренне желая слиться с ним; ср.: «Кавказский пленник» Казалось, пленник беднадежйый К унылюй жизни привыкал. Тоску неволи, жар мятежный В душе глубоко он скрыв Один за тучей громовою, Возврата солнечного ждал Недостигаемый грозою, И буре немощному вою С какой-то радостью внимал . «ЦЫГАНЫ» Подобно птичке беззаботной, И он. изгнанник перелетный, Гнезда надежного не знал И ни к чему не привыкал, Кому везде была дорога, Гнезде была ночлега сень Над одинокой головою И гром нередко грохотал; Но он беспечно под грозою, И в ведро ясное дремал.

Таким образом, цикл складывался в ходе постоянного обогащения замысла и включил в себя три основных начала, доминировавших на разных этапах работы Пушкина над «Подражаниями Корану»: лирико-патетическое (в традициях «духовных од»), назидательно- проповедническое и агиографическое. Создавая свою трагедию, Пушкин критически осмыслял опыт как русской, так и европейской драматургии. Французская классическая трагедия, образцовая по стилю, по стихам, «полным смысла, точности и гармонии», не удовлетворяет его догматическим соблюдением единств места и времени, а также анахронизмом характеров, под мифологическими именами обнаруживающих черты французских галантных аристократов XVIIв. Приступая к созданию трагедии «Борис Годунов», Пушкин избрал материалом для нее, может быть, самую драматическую эпоху русской истории, предшествовавшую восхождению на престол Лжедимитрия, безродного самозванца Законченная в конце 1825 г. трагедия Пушкина в следующем году не была допущена в печать и вышла в свет лишь в 1831г. Пушкин в своей трагедии смело ломал общепризнанные в его время драматургические каноны, и это сообщило его пьесе вызывающе непривычную форму. Понятно, что прежде всего прижизненная критика обратила внимание на полнейшее разрушение двух по классицистической поэтике незыблемых единств — места и времени. Подсчитано, что в трагедии Пушкина — свыше восьмидесяти персонажей, причем более семидесяти из них действуют лишь в одной из сцен. Само это многолюдье не может не потеснить центральных героев пьесы, Бориса Годунова и Григория Отрепьева, первый из которых появляется лишь в шести, а второй — в девяти. Трагедия Пушкина посвящена событиям царствования Бориса Годунова. Роман в стихах «Евгений Онегин» в творческой эволюции Пушкина имеет совершенно особое значение. Почти в каждой новой главе роман устремлен к неведомому будущему. В этом принципиальная разница между «Евгением Онегиным» и « Дон-Жуаном ». Роман в стихах был органически связан со всем пред-шествуюшнм творчеством поэта Booбщe говоря, лироэннческая интерпретация традиционного драматического сюжета была обычной для творческой манеры Пушкина конна 1810—начала 1820 гг. БОЛДИНСКИЙ РЕАЛИЗМ 1828-1833 В пушкиноведении неоднократно отмечалось, что на рубеже 1830-х гг. творчество Пушкина приобретает новое качество, которое в полной мере обнаруживается во время Болдинской осени 1830 г., когда — на протяжении двух месяцев — из-под пера поэта выходит целая библиотека произведений. Впрочем, некоторые из них (вторая часть «Евгения Онегина», «Маленькие трагедии», сказки) явились воплощением замыслов предыдущих лет, что само но себе позволяет отодвинуть границу исследуемого периода к более ранним годам. Нам представляется, что новый поворот творческого развития Пушкина достаточно четко обозначился в 1828 г.з Этот год был заметной вехой не только во внешней, но и во внутренней,духовной биографии поэта. В августе 1827 г., завершая первую часть «Евгения Онегина», Пушкин скажет: Познал я глас иных желаний. Познал я новую печаль: Для первых лет мне упований, А старой мне печали жаль. Пушкинская поэзия схватывала само течение жизни. противоречивой, но не беспросветно-мрачной.

Всего за пятьдесят лет Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский и Толстой создали одну из величайших литератур мира»12 (и это несмотря на приостановку «развития просвещения» и «феодальный деспотизм». ). Необходимо только уточнить, что для человека, действительно изучившего историю России и ее культуры, не подлежит никакому сомнению, что русская литература XIX столетия — естественный плод тысячелетнего развития, и ствол, на котором пышно разрослась в прошлом веке поразившая весь мир крона, существовал уже в X-XI веках, когда были созданы русский богатырский эпос, «Слово о законе и Благодати» митрополита Илариона, «Сказание о святых Борисе и Глебе». В этих творениях уже ясно воплотились те основные духовные начала, которые имели решающее значение для творчества Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого (а также, конечно, для философского творчества Чаадаева, Константина Леонтьева и других). Итак, принципиально «незападный» путь России не лишил ее возможности воздвигнуть одну из трех (или четырех) высочайших вершин литературы

Сочинение: мои раздумья над произведениями Романа Иванчука

Очередь была длинная и пестрая — живая иллюстрация выросших духовных потребностей наших современников и еще не исследованного социологами явления книжного бума. Не очередь — монолит. «Что сегодня есть?» — взволнованно обратилась в никуда гражданка, забежав в книжный магазин. «Какая разница? Что вам скажет название? Какое-либо не то четвертое, не то пятое измерение», — охотно ответил, выломившись из монолита, делового вида мужчина. «Как какое-либо. Так это же новый роман Иваничука!» — и гражданка бросилась в хвост очереди. Да, произведения Романа Иваничука читают, за его книгами, прежде всего за историческими романами, всегда очередь.

Почему? Сам прозаик в одном из интервью объяснил это в общих чертах, если не сказать банально: ««. Необходимо, чтобы читатель верил и постоянно был заинтересован. Необходимо уметь с ними разговаривать». Новеллы Романа Иваничука, размещенные в хронологической последовательности могут служить своеобразным экраном, на котором довольно детально зафиксированы изменения в поэтике писателя. Именно от новеллистики Иваничук шел к наибольшему достижению своего творчества — историческому роману. И свидетельство этому — роман «Мальвы». Начиная со второго исторического романа — «Червленого вина», который появился через десять лет после «Мальв», прозаик иначе трактует время, которое, можно сказать, становится главным действующим лицом его произведений, пронизывает каждый их структурный элемент. В романах органически объединяются два измерения: сюжетное время и время народной истории, дыхание которого ощущается и в авторском тексте, и в раздумьях героев. Это создает впечатление цикличности произведений, предоставляет им временной непрерывности. Писатель обращает особое внимание на малоизвестные фигуры и таким образом выразительно демократизирует историю.

Сквозная мысль «галичских» романов Романа Иванчука — подчеркивание генетической и духовной общности Западной Украины со всем народом. Это понимали Каллиграф, Преслужич, Рогатинец, Вишенский, Шашечный! Именно память о той общности помогла западным украинцам выстоять на ветрах истории, найти свое счастье в единой Украине. Присущая поэтике прозы Романа Иваничука хронотопность мышления в «Шрамах на скале» проявилась в объединении трех временных пластов: современного, где одним из героев выступает сам автор, вместе с читателем создавая на наших глазах исторический роман о временах Ивана Франко, о месте и роли Каменщика в истории народа, и роман в романе, «написанный» за Франко гипотетическое произведение о Даниле Галичском, последней твердыне Галичской — каменно-деревянной крепости Тустань, где любил бывать гениальный поэт. Сюда, в Тустань, что недалеко от Дрогобыча и Борислава, приехал автор-рассказчик, чтобы найти «шрамы на скале» — надпись в честь Франко и ключ к задуманному роману о нем.

Варианты творческой задачи: дополнить текст собственными впечатлениями от произведений Романа Иваничука;

  • дополнить текст раздумьями об украинском историческом романе;
  • какое влияние на вас оказали исторические романы, которые изучались на уроках литературы?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector