Снежные горы», анализ стихотворения Тютчева

Лирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не вспомнить «Весеннюю грозу» или «Зима недаром злится . ». Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. Правильней будет называть ее пейзажно-философской.

Но философия поэта на самом деле довольно сложна и понятна не каждому. Тютчев воспринимал природу как особый мир, неподвластный человеку. Наоборот, человек, по его мнению, слаб перед лицом вечной природы. Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира — к тем вопросам, которые в свое время получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Сна, Смерти, Судьбы нашли свое воплощение в стихах Тютчева.

Пожалуй, сложнее всего создавать произведения о зиме. Казалось бы, однообразный пейзаж: все вокруг бело, глазу не за что зацепиться. Однако есть у Федора Ивановича стихотворение «Снежные горы», в котором поэту, как всегда, удается создать неповторимый образ. Это стихотворение, об анализе которого и пойдет речь далее, было написано Тютчевым в Мюнхене, когда он жил за границей, будучи чиновником Русской дипломатической миссии.

Так как на много лет поэт был оторван от русской природы и литературной жизни, он испытывал тоску, и когда Семён Егорович Раич, бывший его учитель, выпускавший в 1829 ?1830 годах журнал «Галатея», предложил Федору Ивановичу написать несколько стихотворений, тот с радостью согласился. Тютчев сразу же в 1830 году прислал несколько своих произведений, в том числе и «Снежные горы».

Журнал Раича не был широко известен в России, поэтому и стихи Тютчева не принесли популярности автору. И только спустя долгих шесть лет все его произведения были опубликованы в журнале А. С. Пушкина «Современник» под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и получили признание широкой общественности.

В первоначальном варианте все слова: «горы», «озеро», «камней», «выси», «землей», «неба» — были написаны с заглавной буквы. Поэт как будто мифологизировал картину: явления природы оживали у него в первозданной своей сущности. В «Галатее» стихотворение «Снежные горы» было написано вместе с другим похожим произведением «Утром в горах» под одним общим названием «В горах». Стихотворения на самом деле объединены общим горным пейзажем, только в первом изображено, в соответствии с названием, утреннее время, а во втором — полдень.

Взор автора как будто скользит от горных высот вниз, в «дольний мир», и снова вверх, к вершинам гор, к самому небу. Этот контраст темной земли и «лазури неба огневой» усиливается образами второй строфы, где природа оживлена: струи озера синеют, камни блестят на зное и «в родную глубь спешат ручьи».

В первоначальном варианте была еще одна строфа, изображавшая пасущееся стадо, но в пушкинском издании она исчезла, очевидно, чтобы подчеркнуть самодостаточность природы и отстраненность ее от человека. Действительно, когда в первой строфе возвышается величественный исполин — гора, все остальное теряет смысл, ведь она вечна, поэтому ей поклоняются как божеству:

Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.

А в это время «наш дольний мир» лишен сил, потому что «полдневная пора палит отвесными лучами». Такое состояние воспринимается поэтом очень необычно, ведь в последней строфе он называет землю издыхающей. Интересно отметить, что в более поздних изданиях такие необычные образы, столь изысканные метафоры «перебирается прохлада», «над издыхающей землей» не были приняты, например, в последней строфе был использован более нейтральный оборот — «над усыпленною землей». И только в 1900 году произошел возврат к самому первому варианту из «Галатеи».

Таким образом, стихотворение Федора Тютчева помогает с новой силой ощутить, насколько недостижимым может быть идеал вечной молодости, воплощенный в лирике поэта, благодаря олицетворению равнодушной силы природы, неподвластной человеку. Эта именно та природа, которая потрясает подлинностью своего состояния и души.

«Первый лист» Ф. Тютчев

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, —
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.

Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»

Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.

Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта – пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому – стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов. В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка. Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень – это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.

В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности. В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон – восторженный – не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая. Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое. Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста – его ярко выраженный импрессионистический характер. Объект – молодые березовые листья – воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.

Стихотворение «Первый лист» без колебаний можно поставить в один ряд с известными шедеврами Тютчева, посвященными весенней природе, — «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Зима недаром злится…», «Еще земли печален вид…».

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Листья»

Ранний период творчества Федора Тютчева уже отличался гармоническим сочетанием мыслей и чувств поэта. Не исключением стало стихотворное произведение «Листья», которое он написал в семнадцатилетнем возрасте. Поэзия относится к пейзажной лирике, однако в нее очень тонко вплетены философские мотивы.

Тема поэзии – изображение листьев, как живые существ, умеющих мыслить и мечтать. Все содержание стихотворения можно разделить на две части. В первой поэт описывает лес зимой, когда деревья спят «…в снега и метели закутавшись…» Однако зимний

Во второй части поэзии «Листья» автор делает сравнение человеческой сущности с самой природой. Воображение автора рисует картину, в которой листья ведут своеобразный «монолог», при этом умея чувствовать и думать. Так что такой стилистический прием, как персонификация, лег в основу поэтического шедевра.

Идея стихотворения – акцентирование на том, что все ведущее к разрушению без отважных взлетов, – недопустимо и ужасно.

Композиционно стихотворение состоит из четырех строф, что являются восьмистишием. Строфы делятся на две полустрофы,

В первой строфе, описывая лес в снежных сугробах, автор дает понять, что хвойные иголки – символ, ведь на самом деле это люди, которые не умеют жить полноценно. В мир, что воспринимается как настоящая жизнь, поэт вводит нас во второй строфе. В третьей – грядут перемены: наступает осень. В 4 строфе звучат нотки победы, что мечты сбываются («Мы с вами летим!»).

Стихотворный размер произведения – двухстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная, рифма женская (на предпоследний слог падает ударение).

Тютчевское произведение «Листья» насквозь пронизано художественными приемами. К примеру, в первой строфе встречается повтор («ввек не желтеет», «ввек не свежа»). Во всем произведении присутствует контрастный параллелизм (грусть – радость).

Просматривается в стихотворении и аллитерация (повторы шипящих «с», «ш», «щ» и сонорных «м», «л», а также ассонанс (повторяются гласные «о», «у», «е»). Присутствуют здесь эпитеты: «легкое племя», «докучливых ветвей», «красное лето», «буйные ветры», сравнение («как иглы ежа») и олицетворения «цветем», «блестим».

Отличается стих также богатым синтаксисом. Риторический вопрос: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» имеет молниеносное решение – улететь с теплыми ветрами юга. Насыщена поэзия восклицательными предложениям («Летите, летите! Мы с вами летим!»). В 3 строфе ярко выражен синтаксический параллелизм.

Анализируя поэзию, читатель приоткрывает своему взору душу юного поэта, которому не хочется ведать что-либо о старости, он боится того, что жизнь может закончиться неожиданно. Так что нельзя жить во смирении с серыми будничными днями, а стремиться внести в новый прожитый день радость, добро и красоту.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весна»

Стихотворение было написано в 1838-1839 году. В этот промежуток времени в жизни Федора Ивановича происходит много неприятных событий. Жена и дети Тютчева чуть не погибли при пожаре на пароходе «Николай I», на котором они отправлялись в Турин. Им удалось спастись, но сильное нервное потрясение сломило хрупкое здоровье жены Федора Ивановича, и вскоре она умирает.
Смерть жены стала страшным ударом для поэта. Но его произведение показывает, что даже такие страшные испытания не смогли лишить его любви ко всему живому.
Тютчев так ярко смог показать приходящую весну и радость, которую она приносит, что кажется, будто сама растворяешься в стихотворении, видишь все картины, в нем описанные, наяву.
Основным образом произведения является сама весна, которая предстает перед нами в облике бессмертной, бестелесной, но прекрасной богини. Они равнодушна ко всем горестям человека, но несет в себе оживление для природы, для людей, для всего вокруг. Никто не может остаться равнодушным, устоять перед дыханием божества.
Поэт рассуждает о том, что весну не заботит прошлое и будущее, она живет только в настоящем.
«Была ль другая перед нею —
О том не ведает она:
По небу много облак бродит,
Но эти облака — ея;
Она ни следу не находит
Отцветших весен бытия» — Весне безразлично, была ли перед ней другая, она знает только, что сейчас все: и облака, и деревья, и цветы находятся в ее власти.
«Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан!» — автор сравнивает весну с океаном, и, действительно, она как бурный, легкий, всепоглощающий поток вовлекает все в свои неспокойные воды, заставляя каждого прочувствовать красоту природы.
«Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь —
И к жизни божеско-всемирной
Хотя на миг причастен будь» — поэт призывает нас раскрыть душу, увидеть как прекрасна, необыкновенна жизнь, несмотря на невзгоды и тяжелые испытания.
Стихотворение создает необыкновенное, непередаваемое впечатление, а благодаря такому большому количеству красивых эпитетов («отцветшие весны бытия», «благоухающие слезы», «кончины неизбежной», «океан безбрежный», «животворный океан», «струей его эфирной», «страдальческую грудь», «жизни божеско-всемирной»), олицетворений и метафор(«Гнетет рука судьбины»,»томит людей обман», «бессмертьем взор ее сияет», «вздыхают розы», «страх. не свеет с древа ни листа», «жизнь. вся в настоящем разлита»), благодаря точным сравнениям («. светла, блаженно-равнодушна, как подобает божествам», «свежа, как первая весна») и таким речевым особенностям, как, например, инверсия(«браздят чело морщины», «цветами сыплет над землею» и т.д.) мы можем более точно представить все те образы, которые рисует нам поэт.
Произведение написано перекрестной, точной, как, мужской, так и женской рифмой. Стихотворный размер — четырехстопный ямб, строфика — сонет.
Обычно, если в стихотворении присутствуют и мужская и женская рифма, поэт хочет показать какое-либо противостояние. Вот и в этом произведении Тютчева показываются бессмертная весна и ранимые, обессиленные люди, погрязшие во лжи и невзгодах своего мирка, не видя настоящей красоты жизни.
Это стихотворение произвело на меня неизгладимое впечатление, заставило задуматься над многими вещами. Поэт смог передать всю красоту весны, каждая строчка будто дышит этим временем года.
Произведение вызывает довольно противоречивые эмоции. Ты чувствуешь и грусть за людей, и радость от ощущения новых красок в жизни, и какое-то странное умиротворение, будто богиня-весна оставила в твоей душе частичку своего спокойствия и теплой, ровной любви к миру.

33517 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Стихотворения / Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весна»

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector